Глобализация: социологическая концепция и реальность современного мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью рефарата является: раскрытие сущности и особенностей глобализации как социального явления и её влияние на современное общество.
Задачи:
- Рассмотреть основные подходы к анализу процесса глобализации.
- Раскрыть основные черты процесса глобализации.
- Выявить последствия развития процессов глобализации.
Объектом работы является глобализация, как концепция развития общества, предметом – особенности и тенденции развития глобализации как социального процесса и факторы определяющие его эволюцию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................

ГЛАВА 1 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.................
1.1 ГЛОБАЛИЗАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИММАНУИЛА ВАЛЛЕРСТАЙНА…………………………………………………………………..
1.2 ГЛОБАЛИЗАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ РОЛАНДА РОБЕРТСОНА .........
1.3 Глобализационная концепция Ульриха Бека...........................

ГЛАВА 2 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК РЕАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО МИРА………………………………………………………………………………
2.1 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ………………………………………...
2.2 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В ПОЛИТИКЕ …………………………………………..
2.3 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В КУЛЬТУРЕ……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Глобализация.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

      СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................

 

ГЛАВА 1 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.................

1.1 ГЛОБАЛИЗАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИММАНУИЛА  ВАЛЛЕРСТАЙНА…………………………………………………………………..

1.2 ГЛОБАЛИЗАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ РОЛАНДА РОБЕРТСОНА .........

1.3 Глобализационная концепция Ульриха Бека...........................

 

ГЛАВА 2  ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК РЕАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО  МИРА………………………………………………………………………………

2.1 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ………………………………………...

2.2 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В ПОЛИТИКЕ …………………………………………..

2.3 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В КУЛЬТУРЕ……………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. 
                                      ВВЕДЕНИЕ

 

В наше время, сложно найти  проблему общественного развития, которая  привлекала бы к себе столько внимания ученых-экономистов, политологов, социологов, историков и т.п. – как глобализация.

Корни её уходят далеко в  прошлое, однако сама глобализация – феномен ХХ века. Начина с шестидесятых годов ХХ века информационные технологии, средства связи и транспорта, которые были созданы в конце Второй мировой войны, приобретают всё большее значение в обеспечении роста производительности труда. Они открыли большой резерв для увеличения рентабельности инвестиций, в особенности для массового производства. В относительно отсталых секторах экономики новые технологии оказались применимыми и полезными в существенно меньшей степени, а их массовое внедрение слишком дорого или неэффективно [19].

Глобализация – один из наиболее модных концептов современного социального теоретизирования, обсуждение которого вышло далеко за пределы научного дискурса. Современные представления о глобализации во многом опираются на теорию миро-системы, разработанную И. Уоллерстайном. Полностью реализованное глобальное общество – это общество, в котором географические барьеры и политические границы ни от чего не ограждают. Немецкий социолог Ульрих Бек отмечает, что Г. привела к тому, что мы давно уже живем обществе, где представление о замкнутых пространствах превратилось в фикцию. Ни одна страна или группа стран не может отгородиться друг от друга [5, c. 10 – 11].

Целью рефарата является: раскрытие сущности и особенностей глобализации как социального явления и её влияние на современное общество.

Задачи:

- Рассмотреть основные  подходы к анализу процесса  глобализации.

- Раскрыть основные  черты процесса глобализации.

- Выявить последствия  развития процессов глобализации.

Объектом работы является глобализация, как концепция развития общества, предметом – особенности и тенденции развития глобализации как социального процесса и факторы определяющие его эволюцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Социологические концепции глобализации

 

1.1 Глобализационная концепция Иммануила Валлерстайна

Иммануил Морис Валлерстайн (родился 28 сентября 1930 года) - американский социолог, представитель неомарксистского направления в теории международных отношений, один из создателей мир-системной теории. Закончил Колумбийский университет (Columbia University) со степенью доктора социологии (1959 г.). Работал в Колумбийском университете (1958-1971), Университете Мак-Гила (1971-1976, McGill University), Бингемтонском университете (1976-1999, Binghamton University). С 1976 по 2005 год руководил организованным им Центром Фернана Броделя по изучению экономик, исторических систем и цивилизаций при Бингемтонском университете (Fernand Brodel Center for the Study of Economies, Historical Systems and Civilizations). В 1994-1998 гг. был президентом Международной социологической ассоциации (International Sociological Association). С 2000 года И. Валлерстайн - старший научный сотрудник Йельского университета (Yale University) [2].

Именно с именем этого  ученого связывают начало осмысления процесса глобализации в экономической сфере.

В центре внимания И. Валлерстайна - современная или капиталистическая  мир-система (мир-системы - это культурно  разнородные социальные системы), которая  относится к типу "мир-экономики". Формирование мировой капиталистической экономики, по мнению этого ученого, начинается с ХVI столетия. При этом решающую роль сыграли особенности экономического развития Западной Европы, позволившие ей стать ядром мировой капиталистической системы [17, c. 28].

Современная мир-система подчинена закону неограниченного накопления капитала. Ядро капиталистической мир-системы характеризуется концентрацией капитала и высококвалифицированной и образованной рабочей силы, высокотехнологичных производств, интенсивной торговлей, высоким уровнем развития науки и образования, развитой социальной дифференциацией и разделением труда, наличием мощного государства и бюрократии. Для периферии характерны низкая концентрация капиталов, производство сырья, полуфабрикатов и потребительских товаров, низкоразвитое разделение труда, слабое государство. В конце ХХ века Россия находилась в положении полупериферии [4, с. 168].

Заметное внимание в  концепции Валлерстайна уделяется  межгосударственным отношениям, складывающимся в рамках миросистемы. В течении  сравнительно непродолжительного времени одно из государств может находиться в положении гегемонии. Это означает, что данное государство обладает явными преимуществами перед своими соперниками как в экономической, так и в военной сфере.

 Валлерстайн предсказывает крах мировой капиталистической экономики в первой половине ХXI века. И на это есть несколько причин:

1. "Истощение мирового  фонда доступного дешевого труда";

2. Истощение ресурсов  современной мир-системы детерминировано  "сжатием средних страт";

3. Экологический кризис, подывающий экономику;

4. Демографический разрыв между странами Севера и Юга.

 Мир-системная модель  Валлерстайна позволяет осмыслить  как объективный процесс глобализации, так и отчасти либеральную  глобализацию. Она объясняет различия уровня жизни населения различных стран. В то же время политический пафос этой концепции вселяет надежду противникам либеральной глобализации (и гегемонии США), как явления, которое в будущем исчерпает себя [17, c. 32].

 

1.2 Глобализационная концепция Роланда Робертсона

Собственно дискурс  глобализации в социологии связан с  именем именно этого ученого, когда  в 1980-х, он стал разрабатывать и популяризировать это понятие.

В глобализации Робертсоном  выявляются две направленности: глобальная институционализация жизненного мира и локализация глобальности.

Глобальная институционализация  жизненного мира явно толкуется как  организация повседневных локальных  взаимодействий и социализация непосредственным(минующим национально-государственный уровень) взаимодействием макроструктур мирового порядка. Макроструктурирование мирового порядка(системы взаимозависимости обществ, существующих в рамках национальных государств) происходит, по мысли Робертсона, под действием трёх факторов: экспансия капитализма, западный империализм, развитие глобальной системы масс-медиа. Для жизненного мира индивидов и локальных сообществ совокупное действие трёх факторов оборачивается экспансией "общечеловеческих ценностей", распространением стандартных символов, эстетических и поведенческих образцов глобальными сетями СМИ и ТНК [4, с. 15]

Вторая направленность глобализации в модели Робертсона - локализация глобальности, призвана отразить тенденцию становления  глобального не "сверху", а "снизу", то есть через локальное - через превращение  взаимодействия с представителями иных государств и культур в рутинную практику, через включение в повседневную жизнь элементов инонациональных, "экзотических" локальных культур. В мультикультуральных локальных сообществах категории "международные отношения", "столкновение цивилизаций", "транснациональная корпорация" оказываются практически категориями взаимодействия. В этом случае термин "глобальное" означает не только "интернациональное", но и "субнациональное", и даже "локальное" в той степени, в какой последнее глобализует - превращает повседневную жизнь людей в переживание глобального. Чтобы подчеркнуть двухуровневость глобализации, Робертсон даже вводит специальный термин: "глокализация" [4, c. 17].

Глоболокализм – термин «глоболокализм», впервые введенный в научное употребление на 12-м Всемирном социологическом конгрессе в Мадриде (1990 г.), подчеркивает необходимость учета (при рассмотрении глобальных процессов) изменений, происходящих в конкретных локальных контекстах, связи между локальным и глобальным. Ср.: известная формула «think globally, act locally» («мысли глобально, действуй локально») [5, c. 11].

Теория Робертсона предлагает модель глобализации, существенно отличающуюся от моделей глобальной системы по степени адекватности наблюдаемым  тенденциям. Модель Робертсона позволяет концептуализировать глобализацию не только как структурное изменение, но и как изменения в умонастроениях и межиндивидуальных взаимодействиях. Кроме того, в понятии глобализации Робертсона интегрированна возможность существования оппозиции, действующей глобально и ,таким образом, одновременно использующей и отрицающей глобализацию. Термин «глобальное» у Робертсона означает не только «интернациональное» и «транснациальное», но и «транскультурное» и «транслокальное». Понятие глобального охватывает все пространство социального, глобальное и локальное соотносительны и неразделимы. Поэтому эту модель глобализации можно назвать моделью глобальной социальности [4, c. 19].

 

1.3     Глобализационная концепция Ульриха Бека

Ульрих Бек родился в 1944 г. В 1966 г. он поступил сначала на юридический факультет Фрайбургского университета, однако вскоре перешел в Мюнхенский, где изучал философию, социологию, психологию и где в 1972 г. блестяще защитил свою первую диссертацию. После этого Бек работал в исследовательском подразделении университета, при кафедре известного специалиста по социологии труда и социальной структуры К. М. Больте.

В 1978 г. он стал ассистентом  этой кафедры, а еще через год  защитил вторую диссертацию, получил  право на самостоятельное преподавание и почти сразу же - приглашение на кафедру социологии сначала в университет Гогенгейма, а вслед за тем - в куда более престижный и знаменитый Мюнстерский университет. Здесь, вместе с одним из самых влиятельных немецких социологов Х. Гартманом он приступил к изданию журнала "Soziale Welt" ("Социальный мир"), а в 1982 г. стал его ответственным редактором [6].

В 1981 г. Бек принимает  предложение занять профессорское  место в Бамберге, в 1989 г. - в Эссене, наконец, в 1992 г. он возвращается в Мюнхен, теперь уже профессором, директором Социологического института Мюнхенского университета. В настоящее время Бек преподает также в Лондонской Школе Экономики. В 1996 г. университет г. Юваскюле (Финляндия) присудил ему почетную докторскую степень. В этом же году он был отмечен премией за заслуги в области культуры Мюнхена, а в 1997 г. - наградой Германо-Британского Форума [3].

Областью интересов  Бека была сначала социология труда  и социология профессий. Постепенно центр тяжести его исследований сместился сначала к проблемам неравенства, затем - экологии и, наконец, - современности. Именно исследования в области экологии и по теории модерна вывели Бека на проблематику общества риска, и уже отсюда он перешел к тому широкому кругу проблем, включая, разумеется, и одну из самых звучных и актуальных ныне тем - "глобализацию", - сильная и оригинальная разработка которых сделала его одним из самых интересных современных социологов. Ключевой, важнейшей публикацией Бека является "Общество риска".У. Бек предпринял попытку проанализировать концепции глобализации. Прежде всего Бек проводит различие между глобализмом, глобальностью и глобализацией. Под глобализмом он понимает неолиберальную идеологию господства мирового рынка. Глобальность означает возникновение мирового общества, в рамках которого ни одна страна или группа стран не может существовать обособленно. Наконец, глобализация представляет собой процесс формирования транснациональных социальных связей [4, c. 45].

 Характеризуя различные  концепции глобализации, Бек выделяет 2 основных подхода. Некоторые исследователи стремятся выявить одну доминирующую логику глобализации. В качестве таковой чаще всего рассматривается развитие мировой капиталистической системы (например, концепция Валлерстайна), хотя центральная роль может отводится политическим либо культурным процессам (например, концепция Робертсона). С другой стороны, существует точка зрения, которую разделяет и сам Бек, что глобализация определяется несколькими различными факторами. Бек пишет: "рядом друг с другом существуют различные собственные логики экологической, культурной, экономической, политической и общественно-гражданской глобализации, несводимые друг к другу и не копирующие друг друга, а поддающиеся расшифровке и пониманию только с учетом их взаимозависимостей" [1, с. 26].

Резюмируя выводы изложенных концепций, можно сказать, что глобализация подразумевает следующие изменения:

- кризис национального государства;

- формирование сетевого общества (без центра), где социальные связиосуществляются неиерархически;

  - различные "ответы" культур на "американизацию";

  - формирование транснациональных социальных связей;

  - осознание людьми единства мира;

  - манипулирование символами и значениями для достижения социально значимых целей.

Кроме того, как отмечает Бек, существует международное неравенство в распределении риска. Экономически развитые страны Запада все в большей степени переводят наиболее опасные промышленные производства в бедные развивающиеся страны. Но, как полагает Бек, в условиях мировой экономической интеграции возникает так называемый эффект бумеранга, то есть страны Запада оказываются не в состоянии полностью оградить себя от последствий экологических катастроф в других регионах мира [1, c. 58].

Информация о работе Глобализация: социологическая концепция и реальность современного мира