Дома трудолюбия как средство борьбы с безработицей в России в конце ХIХ веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 07:22, реферат

Краткое описание

Трудовая помощь - емкое, многосложное понятие, которое включало в дореволюционной России целый комплекс мер по предотвращению нищеты и бедности и по возвращению «к честной трудовой жизни» нищих и безработных, тунеядцев и проституток, криминальных элементов общества. В исследованиях и публицистике конца XIX - начала ХХ в. встречается различное истолкование задач, функций и форм трудовой помощи, которые можно объединить условно в несколько групп.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Создание домов трудолюбия……………………………………………………..4

2 Проблемы борьбы с нищенством………………………………………………..10

3 Устав благотворительного общества……………………………………………15

4 Жизнь и работа в домах трудолюбия…………………………………………...18

Заключение…………………………………………………………………………24

Список использованных источников……………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

Трофимова История соц. работы.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное

бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный

технический университет»

 

 

 

Кафедра «Социальная работа»

Направление – «040400 Социальная работа»

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История социальной работы в России»

 

Дома трудолюбия как средство борьбы с безработицей в России в конце ХIХ веке

 

 

 

 

 

 

Студентка группы 1СРб3д-1Н                                                      Я.В.Трофимова

 

Преподаватель                                                                               О.А.Васильченко

 

 

2012

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Создание домов трудолюбия……………………………………………………..4

2 Проблемы борьбы с нищенством………………………………………………..10

3 Устав благотворительного общества……………………………………………15

4 Жизнь и работа в домах трудолюбия…………………………………………...18

Заключение…………………………………………………………………………24

Список использованных источников……………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Трудовая помощь - емкое, многосложное понятие, которое включало в дореволюционной России целый комплекс мер по предотвращению нищеты и бедности и по возвращению «к честной трудовой жизни» нищих и безработных, тунеядцев и проституток, криминальных элементов общества. В исследованиях и публицистике конца XIX - начала ХХ в. встречается различное истолкование задач, функций и форм трудовой помощи, которые можно объединить условно в несколько групп.

Первая группа представляет непосредственное предоставление занятия, т.е. развитие специальных производственных учреждений и объединений и организация общественных работ; вторая - содействие к приложению труда, т.е. посредничество в поиске работы, обеспечение работы на дому, снабжение средствами производства, сбыт готовой продукции; третья группа объединяет профессиональное обучение детей и взрослых, переподготовке кадров; четвертая занимается воспитательно - исправительной работой с людьми, отвыкшими от труда и морально неподготовленными к нему.

Это направление российской благотворительности и социального призрения складывалось в давние времена как результат осознания обществом и государством пагубности нищенского промысла и тунеядства, превращавшихся, в страшное социальное зло. Вплоть до революции велись дискуссии о целесообразности самой древней и стойкой формы помощи «несчастным» - милостыни, подачки. В «нищелюбивой» стране, каковой являлась Россия, где несколько веков эта форма служила методом религиозно-нравственного воспитания, не сразу пришли к пониманию трудовой помощи как самого действенного и высоконравственного направления милосердной деятельности. С этим выводом известного современного исследователя Л.В.Бадя нельзя не согласиться.

 

 

1 Создание домов трудолюбия

 

В русле многовековых споров о природе нищенства, способах его преодоления и предупреждения российские специалисты социального призрения и, в частности Е.Д.Максимов, утверждали: «Бедность, нищета и беспомощность - явление сложное, которое, если не вполне, то в значительной мере устранимо надлежащим развитием трудовой деятельности и трудового начала отодвинутых в капиталистическом производстве на неподобающее им, по их нравственному и социальному значению, место». Но многочисленные попытки включить «трудовое начало в систему государственного призрения ... не увенчались успехом и потому, - писал известный исследователь Г.Г. Швиттау, - трудовая помощь России является почти исключительно как форма общественного призрения, почти не затрагивая собою вовсе области государственного управления». Теоретики и практики социальной работы в пореформенной России, среди которых ведущую роль играли В.И. Герье, В.В. Гаген, К.К.Грот, Е.Д. Максимов, Г.Г. Швиттау и другие, занимавшиеся проблемами трудовой помощи, обосновывали необходимость «государственной системы трудового вспоможения», предлагали свои варианты решения вопроса. Но до революции так и не удалось развить эту систему. Поэтому трудовая помощь оставалась делом многочисленных и почти не связанных друг с другом общественных организаций и негосударственных учреждений.

Больше всего в сфере трудовой помощи удалось сделать органам городского и земского самоуправления в эпоху «великих реформ». Несмотря на ограниченность материальных средств, местные власти стремились внедрить новые подходы к «трудовому вспоможению»: предупреждение бедности, профессиональное обучение, развитие справочно-профессиональной сети для приискания работы, организация общественных работ.

Однако существовавшее законодательство в определенной степени сдерживало организацию трудовой помощи земскими и городскими органами. Например, в законе 1892 г. определение о «работных домах» давалось узко, как об учреждениях, служащих преимущественно для содержания в них лиц, не имущих добровольного труда, а обративших нищенство в профессию, тем привлекших на себя внимание помощи. Эти дома создавались правительством для борьбы с тунеядством, профессиональным нищенством. И в таком случае здесь возможны принудительные меры против тех, кто своим бродяжничеством, праздностью и неимением определенных средств к существованию служат угрозой для общества.

Земские и либеральные деятели видели более широкие возможности у трудовой помощи, по-иному понимали ее принципы (прежде всего - профилактическую направленность), различные формы. Они считали необходимым организовывать бюро труда и расчетные палаты труда, земледельческие колонии для бедных, трудовые колонии на кооперативных началах, воспитательные и другие колонии, государственные предприятия по облесению страны, формы для развития земледельческих занятий, коллективное владение землей и другие формы кооперации, общественные работы и др.

В проведении в жизнь задуманного земцами в области помощи трудом огромную роль сыграло учрежденное в 1895 г. Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, находившееся под покровительством императрицы Александры Федоровны.

Различие между домами трудолюбия и работными заключалось в том, что первые предназначались только для добровольно ищущих труда нищих, вторые же призваны были служить для принудительного содержания уклоняющихся от работ нищих по промыслу. Современное толкование домов трудолюбия дано в энциклопедическом словаре: «Дома трудолюбия - это благотворительные заведения, осуществляющие трудовое перевоспитание нищих путем предоставления им работы и приюта». Основателем первого дома трудолюбия был Иоанн Кронштадский, в 1881 г. открывший такое заведение. Он был сооружен в память Александра II на значительные пожертвования императорской семьи. Начав свою работу в самых скромных размерах, в течение одного 1896 г. он дал работу 21876 людям . При нем в начале ХХ в. состояло начальное народное училище, детская библиотека, воскресная школа, убежище для сирот, обще благотворительные учреждения: богадельня, ночлежный приют, народная столовая, дом дешевых квартир, дача за городом и дом имени о. Иоанна .

Следует отметить огромную роль в создании домов трудолюбия по всей России барона О.О. Буксгевдена, которого Министерство внутренних дел, а затем и Попечительство неоднократно направляло в провинциальные города для сообщения о пользе домов трудолюбия и о способе их устройства. В 1888 г. он посетил Тверь, Тулу, Орел, Харьков, Киев и другие города. «Повсюду, - писал Швиттау Г.Г., - барон Буксгевден обращался к местным губернаторам с просьбой пригласить в свой дом на собрание архиерея, высшее духовенство, представителей города и земства, купечества, именитых горожан, лиц, известных благотворительностью, и т.д. На таком собрании Буксгевден делал свое сообщение и в заключение предлагал собранию открыть в данном городе дом трудолюбия» . Как видим, создание домов трудолюбия осуществлялось при большой заинтересованности властей.

С возникновением Попечительства о трудовой помощи усилилась пропаганда идеи трудовой помощи. Почетный член Попечительства О.О. Буксгевден в 1896-1898 гг. объехал значительную часть России и своими беседами и сообщениями помог многим деятелям на местах уяснить значение домов трудолюбия, возбудить вместе с тем в широких кругах населения живой интерес и сочувствие к этой отрасли благотворительности. В частности, газета «Курские губернские ведомости» в разделе «Местная хроника» сообщала о прибытии в Курск 25 августа 1898 г. барона О.О.Буксгевдена «с целью ближайшего ознакомления с деятельностью курского благотворительного общества», «а равно для совместного обсуждения вопросов с членами этого общества о наилучшей организации дел дома трудолюбия».

В отчетах Попечительства отмечалось, что во всех концах России, не исключая далеких окраин, уже возникли и продолжают возникать дома трудолюбия, и благая мысль, положенная в основу этих учреждений, распространяясь из столицы сначала в более крупные губернские города, идет далее, проникает в уездные города и селения.

Такой масштаб и размах в организации домов трудолюбия, трудовой помощи, безусловно, был обусловлен как экономическими причинами, и прежде всего ростом безработицы, так и социальными, политическими соображениями. Г.Г. Швиттау в своем исследовании «Трудовая помощь» неоднократно подчеркивал, что идея создания Попечительства о домах трудолюбия принадлежала лично императрице Александре Федоровне и ее ближайшим сотрудникам, в частности, ее личному секретарю графу Ламздорфу Н.А., который привлекал внимание императрицы «на широкие народные нужды и потребности и горе». Создание Попечительства, и все это дело было вызвано к жизни исключительно личным ее желанием. Императрица неоднократно жертвовала на эти цели личные средства. Так, в 1901 г. из собственных средств ею было выделено 50000 рублей на увеличение неприкосновенного фонда с целью подготовки, возможно большего числа сочинений по вопросам о призрении бедных, о благотворительности и о мероприятиях, направленных к улучшению труда и быта нуждающихся.

Внутренняя жизнь домов трудолюбия, организация учреждений трудовой помощи регламентировалась Комитетом Попечительства. Была выработана общая инструкция, содержавшая руководящие указания в их деятельности. Кроме примерного «Устава Попечительного общества о доме трудолюбия» и «Правил», были выработаны еще особые «Руководящие начала для Правлений Попечительных Обществ о домах трудолюбия» и для призреваемых, живущих в доме трудолюбия, а также правила и для приходящих туда только на работу.

В высказываниях отдельных политических, государственных деятелей того времени по вопросу организации домов трудолюбия нередко звучат мысли не только об экономических, но и политических мотивах их создания. Так, например, почетный член Попечительства Клейгальс в начале ХХ в. в условиях нарастания революционных выступлений пролетариата, говорил о необходимости широких и серьезных мероприятий в целях локализации в домах трудолюбия хотя бы части весьма многочисленного в Петрограде пролетариата с целью борьбы с профессиональным нищенством при условии принудительного труда. В такой позиции нельзя не видеть боязни «верхов» возможных бунтов и выступлений народа.

В выступлениях барона фон Майделя звучала мысль о необходимости создания возле городов рабочих колоний с домами труда, дающих приют и призрение всякому более или менее физически здоровому человеку, нуждающемуся в труде и желающему выбиться и стать прочно на честную дорогу. Объясняя причины такого подхода, барон фон Майдель отмечал, что на нищий народ нельзя теперь смотреть только с узкой точки зрения, что в настоящее время при все увеличивающейся трудности и сложности современной жизни босячество, понимаемое в истинном смысле как контингент лиц, по нужде или добровольно лишившихся честного заработка, главным образом, под влиянием неблагоприятных социально-экономических условий, будучи нередко продуктом ложно понимаемой культуры в разных слоях общества, представляет собой опасный растлевающий элемент, дремлющую злую силу, которая может всегда явно перейти в активную. Он прямо говорил об опасном характере этого явления.

Жесткую и одностороннюю позицию по вопросу борьбы с нищенством высказывал Воронежский губернатор А.М.Чернов. Выступая защитником существовавшего в России общественного строя, он заявлял: «Современный общественный строй наш таков, что каждый индивид платится так или иначе за свои пороки, причем острые формы последних (преступления) караются судом и тюрьмой, а хронические формы как лень, пьянство и т.д. под пороки терпимые властью, касаются самим бытом, обрекающим пьяницу на голод и холод. Этот сорт людей есть преобладающий в доме трудолюбия» . Таким образом, он обвинял не пороки общества, его устройство, а пороки людей, не ставя их в зависимость от социально-экономических условий, в которых они живут.

«Для борьбы с нищенством существует много способов, - говорил А.М.Чернов, - из коих они более подручны, другие менее достижимы по условиям времени. Вернейший способ - это высокая духовная культура населения и высокое экономическое благоденствие страны, при каковых каждому гражданину стыдно быть тунеядцем... Второй способ, целесообразный при наличности первого - это закон, карающий бедняков за попрошайничество и подвергающий их лишению свободы. В результате двух способов появляется третий способ, самый радикальный для искоренения тунеядства, а именно обеспеченные классы перестают вовсе подавать попрошайкам...». Вот такую точку зрения по поводу борьбы с нищенством или, как он называл, «паразитизмом» имел председатель Правления Воронежского благотворительного общества при доме трудолюбия, считая, что дом трудолюбия вправе обречь тунеядца на пожинание плодов рук своих или при бездействии на голодовку. В данном случае речь идет о необходимости выдворения из дома трудолюбия тех, кто плохо работает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Проблема борьбы с нищенством

 

Проблемы борьбы с нищенством в конце 90-х годов стали настолько злободневными и актуальными (отчасти это было связано с неурожаем и голодом 1898-1899 гг.), что правительство приняло решение о создании особой комиссии при Министерстве Юстиции для разработки вопроса о мерах борьбы с нищенством и бродяжничеством и не последнюю роль отводила в связи с этим домам трудолюбия. Сообщая об этом факте, газета «Курские губернские ведомости» отмечала, что Министерство Юстиции обратилось к администрации отдельных губерний с просьбой предоставить сведения о развитии нищенства в губерниях, а равно и о мерах, принимаемых для борьбы с ним. Были затребованы также сведения о существующих в губерниях домах трудолюбия, богадельнях, мерах, принимаемых относительно бродяг, нищих, беспаспортных, слепых, калек, количестве нищих, приходящих под видом богомольцев в монастырь.

Каково же было положение домов трудолюбия в губерниях Центрального Черноземья? Как функционировали они? Каково было их устройство?

Сохранившееся детальное описание Воронежского дома трудолюбия наглядно характеризует те сложные экономические условия, в которых правительству приходилось на практике реализовать идеи трудовой помощи нуждающемуся населению. С одной стороны, государство стремилось решать имевшиеся острые социальные вопросы. С другой стороны, это стремление не имело под собой достаточного материального базиса и основы. Воронежский дом трудолюбия, который к тому же находился в лучших условиях, чем многие другие, пребывал в период его организации в убогом состоянии. Городская Управа арендовала дом и двор для размещения трудолюбцев на 12 лет.

Это был каменный дом, крытым железом, имел 34 окна, 15 дверей, 1 русскую и 8 голландских печей. Внутри дома находились сени, из них - вход в кладовую с железной дверью. Дом был старый и по описанию имевшемуся в документах, о наличности имущества и кассы на 1 января 1899 г., в нем отставала штукатурка, были плохие двери, гнилые окна. Везде с окон зимой лилась вода, крыша во многих местах провисла и находилась в плохом состоянии. Фактически дом не был приспособлен для проживания в нем по санитарным условиям.

В отчете Комитету Попечительства о своей командировке в Воронеж Управляющий делами Комитета Попечительства Е.Д.Максимов в 1900 г. вынужден был так написать: «Помещался дом трудолюбия в городском здании, которое к началу 1899 г. представлял собой руину, жить и работать в нем от холода не было возможности.

В распоряжении дома трудолюбия имелся также одноэтажный флигель с очень ветхими окнами и дверьми, асфальтовым полом. Из всех окон зимой лилась вода, как и в основном здании. В кухне имелись четыре больших котла для приготовления пищи и весьма прогоревший жестяной куб для горячей воды. Потолки также провисли, перекладины и балки прогнили и нуждались в подставках, крыша провисла и имела везде течь. В безотлагательном ремонте нуждались все внутренние помещения, печи, крыша. Каменная стена от ворот осела и растрескалась, окна в ней перекосились. Не в лучшем состоянии находились и хозяйственные постройки - пять каменных амбаров и остатки, бывших навесов на деревянных столбах, но без крыш.

Совершенно очевидно, что для решения всех ремонтных вопросов нужны были немалые средства. Вот почему при Доме трудолюбия было создано благотворительное общество, непосредственно опекаемое губернскими властями. Общество стремилось привлечь в свои ряды состоятельных граждан Воронежа, способных внести пожертвования на благоустройство Дома Трудолюбия. Устав Общества отражает эту сторону дела. В нем дано четкое определение членства в Обществе, которое классифицировалось следующим образом:

-  почетные члены;

- действительные;

- попечители;

- соревнователи;

- сотрудники.

В почетные члены общим собранием избирались лица, оказавшие особое и существенное содействие Обществу в достижении его благих целей или пожертвовавших на нужды общества не менее 100 рублей единовременно.

Действительными членами общества признавались внесшие в его кассу единовременно 50 рублей, или вносившие ежегодно не менее 5 рублей; уплатившие в кассу менее 5 рублей признавались членами-соревнователями. Все попечители могли быть избраны членами при условии, что они принимали на себя обязанность непосредственного, под руководством правления, заведования какою-либо отраслью деятельности общества. Членами-сотрудниками могли быть те лица, которые, не делая денежных членских взносов, могли оказать своим личным трудом содействие благотворительному обществу в качестве надсмотрщиков и руководителей, работами по дому трудолюбия, продавцов изделий, изготавливаемых трудолюбцами, собирателей пожертвований и т.п. Прием в члены производился в любое время года и всякий, внесший установленный членский взнос, считался членом Общества. Размер членских взносов мог меняться в зависимости от обстоятельств и соответствующего решения собрания членов (большинством голосов в 2/3). К 1899 г. членов правления было 9, действительных - 68 и сотрудников по дому трудолюбия - 10, а по участкам - 25. Членами общества могли быть совершеннолетние лица обоего пола, всех званий и состояний, за исключением учащихся учебных заведений.

В Уставе Общества была четко определена его цель «оказание помощи бедным, которые почему-либо» не имеют определенных занятий в работе . Как видим, достижение цели, ее формулировка имела социальную направленность. Вместе с тем в уставе подчеркивалась и воспитательная, нравственная направленность деятельности как самого общества, так и дома трудолюбия, призванного изыскивать способы отвлекать от праздности и лености всех тех, «кто не приучен к работе или отвык от нее».

Дом Трудолюбия был устроен на счет Городского Общественного Управления, которое осуществляло также расходы на отопление, освещение и водоснабжение. Общество, как и все благотворительные общества России, находилось в ведении Министерства Внутренних Дел в соответствии с имевшимся законодательством. Очень жестко регламентировалась его деятельность, даже на малейшие изменения или дополнения, в уставе требовалось каждый раз надлежащее в установленном порядке разрешение Министерства Внутренних дел. Годовые отчеты, проведенные Ревизионной Комиссией и утвержденные общим собранием членов, также через начальника губернии непременно представлялись в Министерство Внутренних дел, а затем публиковались в местных газетах. В МВД представлялись также 5 экземпляров Устава. Это была типичная для того времени ситуация в условиях существования абсолютистского государства. Типичными были и положения Устава, регламентирующие все стороны деятельности общества, его структуру, обязанности членов, функции правления, принципы управления делами и т.д.

В соответствии с уставом все находившиеся в доме трудолюбия обеспечивались материалами и необходимыми инструментами для работы, Уставом оговаривалось также, что самые же работы должны быть весьма доступны как не требующие специальных знаний, т.е. речь шла о простом, малоквалифицированном труде. При доме трудолюбия устраивались дешевая столовая и ночлежное помещение. Слабые и больные неимущие по усмотрению Правления и по средствам общества могли получать в столовой пищу бесплатно.

Общество существовало на членские взносы, единовременные пожертвования, доходы от чтений публичных лекций, концертов, музыкальных семейных вечеров, базаров и т.п. увеселений, сумм, выручаемых от продажи изделий, произведенных трудолюбцами (§ 13). Суммы, поступавшие в Общество по своему назначению, подразделялись на:

- неприкосновенный капитал, в состав которого входили пожертвования и всякие другие взносы, сделанные под условием их неприкосновенности;

- запасный капитал общества;

- оборотный капитал, состоявший из членских взносов и иных случайных поступлений.

На увеличение запасного капитала Общества Правление отчисляло 10% от всех денежных поступлений (§ 16). Неприкосновенный и запасный капитал Общества обращался в государственные или гарантированные правительством процентные бумаги и хранились в местных отделениях Государственного Банка, прочие же суммы хранились в кредитных учреждениях, по указанию общего собрания (§ 17).

В Уставе был четко определен количественный состав Правления и его обязанности. Правление занималось управлением делами общества и состояло из 9 членов, избираемых ежегодно общим собранием простым большинством голосов. Председатель правления, его товарищ, казначей, секретарь избирались членами правления из его среды (§ 20). Заседания правления проводились не менее 2 раз в месяц, дела в правлении решались большинством голосов, решения записывались в особо установленную книгу и подписывались всеми присутствовавшими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Устав благотворительного общества

 

Уставом были определены такие обязанности Правления:

1) изыскание мер к увеличению средств Общества и возможностей достижению его цели;

2) ближайшее наблюдение за домом трудолюбия и другими учреждениями Общества и составлением инструкции для служащих в них лиц и для внутреннего управления этими учреждениями;

3) наем необходимых помещений для учреждений общества, покупка инструментов и материала для работы, распределение работ, продажа выработанных изделий и наем, в случае надобности, надсмотрщиков и прислуги для учреждений;

4) сбор сведений о прибегающих к покровительству Общества лицах и оказание им помощи;

5) поиск работ или занятий для способных к труду и не работающих в доме трудолюбия;

6) ежемесячное свидетельствование сумм и имущества общества;

7) сношение по делам общества с другими учреждениями и лицами;

8) созыв общих собраний;

9) составление и представление на утверждение общих собраний годовых приходно-расходных смет и отчетов в суммах и деятельности общества;

10) предварительная разработка всех вообще дел, вносимых в общее собрание (§ 25).

Правление обязано было решать большой круг вопросов, связанных со всей внутренней жизнью общества и дома трудолюбия, включая хозяйственную, финансовую, организационную стороны. Все обязанности распределялись между членами Правления по взаимному соглашению, что свидетельствовало о четкой организации и продуманности. Причем распределялось между членами и наблюдение за отдельными учреждениями общества, домом трудолюбия, дешевой столовой, ночлежным домом и др. Обращает на себя внимание наличие гласности, открытости в решении вопросов, использование в этих целях местной печати (§ 26), что, по всей видимости, должно было способствовать привлечению внимания граждан города к делам Общества.

Соблюдение юридической стороны дела возлагалось на Председателя правления (как правило, это был или губернатор, или вице-губернатор). То есть в данном конкретном случае по организации деятельности доме трудолюбия, благотворительного общества при нем мы видим непосредственное участие самих властных структур губернии, что также должно было регламентировать функции общества и придавать ему нужную государству направленность, обеспечивающую его стабильность. Председатель правления созывал его заседания, а также общие собрания, наблюдал за порядком на заседаниях, следил за общим ходом дел общества, за исполнением его Устава, решений Правления и общих собраний, подписывал все исходящие от Общества бумаги совместно с секретарем (§ 27). В определенной степени на нем лежали контролирующие функции. Секретарь выполнял обязанности, связанные с делопроизводством, составлением протоколов, годовых отчетов (§ 31).

Финансовые дела были закреплены за казначеем, который принимал все поступавшие в общество взносы и пожертвования с выдачей квитанций, подписанных Председателем, вел приходно-расходные книги (денежную и материальную), составлял месячные и годовые отчеты о суммах общества. Годовые отчеты своевременно печатались и рассылались всем членам общества (§ 28).

Члены общества имели право присутствовать на заседаниях правления, делать свои заявления, которые могли бы быть полезны в реализации целей Общества. Что же касается общих собраний, то они бывали обыкновенными и чрезвычайными. Первые созывались не менее одного раза в год для выборов членов правления и Ревизионной комиссии, для утверждения инструкций, ежегодных смет и отчетов и др. Чрезвычайные же созывались в случаях, не терпящих отлагательства по усмотрению правления (§ 37). Фактически во многом право решения вопросов оставалось за Правлением, а решения общего собрания принимались простым большинством голосов всех наличных членов (§ 38). Ревизионная комиссия избиралась ежегодно общим собранием, причем в нее не могли входить члены Правления. Четыре раза в году комиссия проверяла приход и расход всех сумм и имущества общества.

Обращает на себя внимание и такой момент. Уставом запрещалось допускать к участию в общих собраниях нижних воинских чинов, юнкеров, ограниченных в правах по суду (§ 35). Вероятно, такая оговорка была сделана не случайно и свидетельствовала, с одной стороны, об осторожности, проявляемой учредителями общества в отношении названных категорий лиц, с другой стороны, об определенной замкнутости, ограниченности благотворительного общества, привлекавшего к участию в нем далеко не всех граждан, не все слои населения. И в этом тоже можно усматривать определенную политику властей.

В Уставе имелся специальный раздел VI «О закрытии общества». В нем говорилось: «Если Общество по каким-либо обстоятельствам прекратит свое действие, то весь его капитал и все вообще имущество обращается по определению общего собрания, одобренному Воронежским губернатором и утвержденным Министром внутренних дел, на соответствующие цели Общества употреблены. О закрытии Общества доводилось до сведения Министерства Внутренних дел.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о жестком контроле со стороны государства за созданием, деятельностью благотворительных обществ. И хотя благотворительность носила в тот период преимущественно общественный характер, но она всецело зависела от правительственных решений, внутренней политики государства, защищающего свои интересы.

 

 

 

 

4 Жизнь и работа в домах трудолюбия

 

Устав благотворительного общества при Воронежском доме трудолюбия был утвержден еще 16 февраля 1891 г. за Министра Внутренних дел Товарищем Министра сенатором Плеве. Однако введен в действие он был решением собрания только 8 сентября 1898 г., проходившего под председательством губернатора А.М.Чернова. Утвержден Комитетом Попечительства 20 мая 1903 г.

Дом трудолюбия возродился благодаря энергии и пожертвованиям некоторых лиц - принцессы Ольденбургской, отца Иоанна Сергиева, а также священника Стефана Карпова и др. Духовенство, городские власти, воронежский губернатор «приняли на себя труд по организации Дома Трудолюбия», - писал Е.Д.Максимов. Инициатором был городской голова. Председателем Правления был избран Воронежский вице-губернатор Чернов, а затем губернатор Слепцов. Заведование домом было возложено на священника С.Карпова. На возрождение дома были собраны средства. Город выделил 1000 рублей, которые были направлены на ремонт здания. 3000 рублей получили от лотереи и направили деньги на бумагу для изделий, доход от которых пошел на обстановку, было приобретено две швейные машины, 5 машин для бумажных мастерских. Дезинфекционную камеру дому также пожертвовали. В доме были созданы крупные мастерские: пакетная, коробочная и несколько мелких под общим названием специальных; затем ночлежный приют и столовая.

Подробно описывая организацию работы в мастерских, Е.Д.Максимов отмечал, что «обе эти мастерские наиболее прибыльные, дом трудолюбия в значительной мере живет ими. Сбыт их изделий обеспечен. В мастерских изготавливались пакеты для общества потребителей, служащих юго-восточной дороги (на 3000 рублей). Для трактиров изготавливали чайные коробки, а также изящные и довольно прочные чемоданы-коробки для шляп, белья, платья и т.п. В доме трудолюбия занимались и переплетными работами, изготавливали ученические тетрадки, конверты и т.п. В специальных мастерских изготавливали обувь для надобностей трудолюбцев, сети, гамаки, деревянные рамки для ульев, а также киоты для недорогих образов и пр. «Словом, - писал Е.Д.Максимов, - отвечая запросам жизни, стараются делать все то, на что есть спрос. И жизнь действительно ключом бьет в доме. Утилизируют все, что можно. Из обрезков бумаги делают ручки для ношения товаров из магазинов, а никуда негодные обрезки бумаги продают на фабрику для переработки... Заказов в нем было так много, что дом не успевает их исполнять и раздает нуждающимся работу на дом».

Основная программа Воронежского дома трудолюбия.

В своем докладе на заседании правления 3 февраля 1899 г. Председатель Правления вице-губернатор А.М.Чернов отметил: «Основная задача Воронежского дома трудолюбия будет состоять в том, чтобы поддержать человека, могущего более или менее работать, но лишившегося в данный момент того заработка, который давал ему возможность удовлетворять первые потребности (кров, пищу, одежду) и с тем вместе предохранить себя от последствий нужды (попрошайничества, лености, пьянства и т.п. пороков» . Здесь же было оговорено, что в задачу дома трудолюбия не входят обучение и воспитание детей, призрение старых и увечных, лечение больных, кормление по дешевой цене «бродячей черни» и т.д. Эти задачи могли бы быть только побочными, попутными, но не коренными, не главными и для осуществления их потребовалось бы учредить при доме трудолюбия дополнительные заведения: школы, больницы, народные столовые и проч. Любопытна точка зрения на этот вопрос самого А.М.Чернова, негативно относившегося к возможности создания этих заведений при доме трудолюбия. Он полагал даже, что вместо ожидаемой пользы они могут принести двойной вред:

- отвратить и без того скудные денежные средства от главной цели и тем повредить специальным клиентам-трудолюбцам

- создать конкуренцию (или приостановить) нарождение тем учреждениям, кои ставят призрение, лечение, учение, воспитание главными своими задачами.

А.М.Чернов, выражая, естественно, не только свои личные соображения, но и отстаивая государственные интересы, считал, что нужно действовать с большой осторожностью, чтобы путем филантропии не колебать экономического строя, установившегося в сфере труда данной местности и не нарождать новой нужды, не подрывать заработка стойких тружеников, борющихся с нуждой пока победоносно, благодаря отсутствию конкуренции на их тяжкий труд. «Поэтому дом трудолюбия, - отмечал вице-губернатор, - не должен платить своим рабочим за труд дороже того, что стоил бы он вне стен дома. Наоборот, следует платить несколько дешевле, чтобы не привлекать в дом тех работников, которые имеют возможность трудиться на воле».

В этом высказывании весьма определенно выражено отношение властей к филантропии, которая воспринималась как дополнительный рычаг в решении социально-экономических вопросов, не подрывающий основы общественного строя.

А.М.Чернов высказал суждение о необходимости давать через посредство дома трудолюбия заработать нуждающимися двумя способами: занимая работой внутри дома и снабжая работой вне дома трудолюбия.

В домах трудолюбия все работали усердно. Время работы было упорядочено. Работы начинались в 6 часов утра и до 6 часов вечера. Утренний чай давался в 7 часов, обед в 12 часов, вечерний чай в 4 часа, ужин - в 8 часов. Суточное довольствие обходилось по 10 копеек на человека, которые вычитывались из заработка, причитающегося трудолюбцу. Ежедневный заработок, смотря по роду занятий, по успешности работы, а главное по усердию и прилежанию, колебался от 15 до 45 копеек в день на человека, включая стоимость продовольствия. «На обед и ужин, - писал в отчете Е.Д.Максимов, - даются 2 горячих блюда, например, щи и каша. Кроме того, два раза в день чай. Повар и вся прислуга из трудолюбцев».

Состояние кассы, приходно-расходные сметы за январь-февраль 1899 г. также в определенной степени позволяют судить не только о финансовой стороне дела, но и о направлениях деятельности дома трудолюбия. Так, на 1 января 1899 г. Дом трудолюбия получил от Воронежского Попечительства о бедных 1002 руб. 28 коп., членских взносов и пожертвований на съестные припасы - 27 руб. 43 коп. В приходной части отчета за январь обозначена небольшая сумма - 80 руб. 24 коп., которую получили от продажи пакетов в магазины (оставались нереализованными их на сумму 136 руб. 80 коп.). Воронежский дом трудолюбия изготавливал также картонные изделия для кондитерских, шляпных, мануфактурных, галантерейных, бакалейных и других магазинов. Их удалось реализовать на сумму 90 руб. 33 коп. Столярная мастерская, имевшаяся при Доме Трудолюбия, изготавливала ящики и другие изделия. Реализовано было их на сумму 58 руб. 50 коп. Изготавливались трудолюбцами и другие, так называемые «случайные изделия» - сорочки, лапти, колпаки для труб и прочее. Их реализовали на 7 руб. Основная часть полученных средств была направлена на покупку картонного, бумажного, лесного и проч. материалов для изделий - 242 руб. 74 коп. На установку телефона израсходовано 37 руб. 50 коп. Оплата труда рабочих за изготовление различных изделий составила 31 руб. 10 коп., на жалованье смотрителю, прислуге и прочие расходы по администрации ушло 29 руб. 18 коп. Часть средств (19 руб. 14 коп.) была направлена на ремонт зданий и на питание рабочих-ремонтников - (19 руб. 14 коп. плюс 13 руб. 74 коп.) .На питание самих трудолюбцев ушло 22 руб. 43 коп. и на продовольствие сотрудников - 5 руб. 16 коп. В итоге за январь было израсходовано 423 руб. 88 коп. Вместе с тем следует отметить, что дом трудолюбия имел долг за материалы и жизненные продукты, который составлял 343 руб. 16 коп.

Многие ремонтные работы в доме трудолюбия выполнялись самими трудолюбцами, т.к. большинство из них были людьми мастеровыми. В январе 1899 г. из 665 рабочих дней 172 дня были употреблены на внутренние работы. Они же выполняли и другие виды работ, связанные с ремонтом столов, шкафов, нар, печей и т.п.

В отчете содержится краткая информация и о медицинском обслуживании. «Заболеваний было 8, - говорится в отчете, - все больные были препровождены в земскую и городскую больницы». Отмечается также, что все рабочие вели себя очень хорошо, «судя по их издавна присущим им слабостям», были почтительны, за все деланное для них добро были весьма открыто благодарны. «Ясно видно, - писал заведующий домом трудолюбия священник Стефан Карпов, - что трудолюбцы рады устроению для них мастерских и более удобного приюта в доме трудолюбия».

Несколько больше, чем в январе получил средств дом трудолюбия в феврале 1899 г. Эта сумма возросла за счет пожертвований вещами на сумму 109 руб. 35 коп., за счет продажи пакетов - 156 руб. 61 коп., картонных изделий - 122 руб. 01 коп., случайных изделий - 31 руб. 53 коп. На этом основании можно сделать вывод о том, что, с одной стороны, наблюдалась стабилизация материального положения дома трудолюбия, а с другой стороны, приход и соответственно расход денежных сумм не был равномерным каждый месяц и во многом зависел от случайных факторов. Показательно, что в феврале было приобретено новое оборудование: машины для резания картона и для печатания штемпелей, увеличилась и плата рабочим (вместо 31 руб. 10 коп., в январе - 44 руб. 68 коп. в феврале). Хотя, возможно, это увеличение было связано с ростом самого числа трудолюбцев. Более успешная деятельность в феврале позволила сократить и долг дома трудолюбия за материал и жизненные продукты. Всех рабочих дней в феврале было также почти в 2 раза больше, чем в январе - 1148. Из них 216 дней было употреблено на ремонт здания и на устройство мебели и внутренних приспособлений по дому трудолюбия.

Обращает на себя внимание, что в сопроводительной части отчета не замалчивались сложность и трудности, имевшие место в призрении трудолюбцев. Так, отмечается, что на 70 работников оказалось одно старое пальто. В счет работ им выдавалось белье и одежда, что, по мнению заведующего домом трудолюбия, вызывало у них большую охоту работать без лени.

Для заболевших был приобретен теплый халат, сапоги, чтобы было в чем их отсылать в больницу.

Говоря об улучшении материального положения, заведующий отмечает, что для трудолюбцев сделаны соломенные маты, поставлены умывальники и шкафы для одежды, улучшилась пища и вообще содержание рабочих, что “хорошо влияет на подъем духа людей, упавших нравственно”. Как видим, в отчете не формально предпринята попытка проанализировать результаты работы и ее положительные моменты. С чувством удовлетворения он отмечал также, что «в феврале трудолюбцы вели себя также хорошо, к работе были усердны, даже масленица с ее уличными безобразиями прошла в доме трудолюбия без особых хлопот в сохранении порядка».

В целом рабочих дней в 1899 г. в доме трудолюбия было свыше 16.000, а в 1900 г. - до 30.000. В 1899 г. Дом трудолюбия сделал оборот в 25.000 руб. В 1900 г. оборот увеличился. По сути дом содержал себя на свои средства. Однако, как справедливо замечал Е.Д.Максимов, нельзя требовать, чтобы дом сам содержал себя и на свои же средства расширялся. Он дал рекомендации Комитету Попечительства о необходимости его финансирования, о расширении помещений, приобретении оборудования для мастерских, нужен оборот капитала, для удешевления материалов и т.п.

Как видим, Воронежский дом трудолюбия имел много полезных и рациональных начинаний, которые обеспечивали ему не только прибыль, но и позволили, несмотря на недостатки, отметить его работу в числе лучших заведений такого направления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Гуманность общественных отношений, одним из проявлений которой является благотворительность, выражающаяся в различных формах помощи нуждающимся членам общества, определяется не только уровнем общественного производства и его богатством, но также уровнем общественного сознания. На примере развития трудовой помощи в России было показано, что:

1) создание домов трудолюбия было вызвано определенными социально-экономическими и политическими условиями конца XIX - начала ХХ вв. ;

2) они призваны быть одним из рычагов в борьбе с нищенством;

3) в создании домов трудолюбия, их стремительном росте по всей России,  большую роль играли Попечительство о домах трудолюбия, опекаемое императорской семьей, а также местные органы власти;

4) это были наиболее типичные учреждения трудовой помощи в конце XIX - начале ХХ вв.; дома трудолюбия имели свой устав, правила призрения трудолюбцев, которые согласовывались с Комитетом Попечительства, контролирующего их деятельность;

5) дома трудолюбия создавались в сложных материальных, экономических условиях, что сказывалось на их деятельности, скромном финансировании и т.п.;

6) дома трудолюбия не могли во всей полноте решить проблемы безработицы, нищенства и лишь частично облегчали участь незначительному количеству обездоленных людей. Вместе с тем, их опыт создания имеет положительное значение;

7) создание домов трудолюбия имело цель не только оказать трудовую помощь, но и выполнить нравственную, воспитательную функцию, научить людей честным трудом зарабатывать на жизнь, что было, безусловно, в тех условиях весьма сложно;

 

Список использованных источников

 

1 Голубинский, Е. Е. История русской церкви: учебное пособие / Е. Е. Голубинский. Ростов на/Дону: Феникс, 1997. – 926 с.

2 Костина, Е. Ю. История социальной работы: учебное пособие / Е. Ю. Костина. – Владивосток: ДВГУ ТИДОТ, 2003. – 110 с.

2 Оконова, Н. Д. Отечественная история: учебное пособие: в 2 т. / Н. Д. Оконова. - СГУ. – М., 2001. – 175 с.

4 Фирсов, М. В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / М. В. Фирсов – М.: ВЛАДОС, 1999. – 256 с.

5 Циткилов, П. Я. История социальной работы: учебное пособие для студентов вузов / П. Я. Циткилов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 448 с.

 

2

 

Информация о работе Дома трудолюбия как средство борьбы с безработицей в России в конце ХIХ веке