Досуг как сфера социально-культурной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:16, реферат

Краткое описание

Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально- значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.
Существует четыре функции социально-культурной деятельности:
- развивающая;
-информационно-просветительская;
-культурно-творческая;
-рекреативно-оздоровительная.

Содержание

Введение
Свободное время
Рекреация
Понятие досуга
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Вопрос 2.docx

— 31.17 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Свободное время

Рекреация

Понятие досуга

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социально - культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного  развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга.

Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация  досуга, а организация в социально- значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов  как отдельной личности, так и  социума в целом.

Существует четыре функции социально-культурной деятельности:

- развивающая;

-информационно-просветительская;

-культурно-творческая;

-рекреативно-оздоровительная.

За последние 10 лет произошли  огромные изменения в системе  культурно-досуговых учреждений. В  наши дни гражданам предоставлен большой выбор, появились культурно-досуговые  учреждения, рассчитанные на определённые слои населения.

Основная задача Домов культуры как социального института, заключается  в развитии социальной активности и  творческого потенциала личности, организации  разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

 

 

 

 

 

 

 

 

Свободное время

 

Свободное время — период времени, когда человек, не имея обязательных дел (учёба, работа, домашние дела и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий. Активную деятельность, аналогичную работе, которую человек выбирает сам в такое время, называют хобби, оно выполняется ради самой деятельности и результата, а не ради заработка.

Свободное время затрачивает не только физические, но и моральные  силы. Времяпровождение, которое затрачивает  минимальное количество сил и  энергии включает в себя прогулки и йогу, и наоборот активный вид  отдыха требует колоссального расхода  энергии — такие как кик-боксинг и футбол. Некоторые виды провождения свободного времени вовсе не затрачивают физической энергии, но в тот же момент выматывают человека, например игра в шахматы или рисование картины.

Пассивное времяпровождение — это то время, когда человек не затрачивает ни физические ни моральные силы, такое как посещение кинотеатров, музеев, просмотр телепередач. Многие люди считают, что такое времяпровождение не рациональным, так как они считают, что при пассивном времяпровождении теряются все плюсы «свободного времени». Хотя большинство людей всё-таки предпочитают пассивное времяпрепровождение.

Типы и примеры  проведения свободного времени

Говоря о свободном времени, следует различать три основных его типа:

  1. Рекреационный (отдых и восстановление сил после работы).
  2. Рационально-потребительский (с материальной и духовной точки зрения).
  3. Деятельный (совмещение времяпрепровождения с каким-либо видом деятельности).

Рекреация

 

Рекреация— восстановление израсходованных в процессе труда  и развитие физических и духовных сил человека, повышение уровня здоровья и работоспособности; расширенное  понятие отдыха после рабочего дня, рабочей недели, отдых и восстановление способности к активному труду  во время очередного отдыха трудящихся; отдых учащихся между занятиями и после них.

Рекреация самым непосредственным образом связана с проблемой  свободного времени, т.е. с той частью внерабочего времени, которая свободна от исполнения разного рода «непреложных»обязанностей.

Разнообразные занятия людей  в свободное время, направленные на восстановление здоровья и физических сил, всестороннее развитие личности, называются рекреационной деятельностью. Рекреационная деятельность отличается высокой подвижностью населения, обменом  людьми между разными регионами  внутри страны и между различными странами. Для рекреационной деятельности характерны сезонные колебания: летом — морские пляжи, зимой — районы лыжного и горно-лыжного спорта, суббота-воскресенье — пригородные лесопарки и т.д. Рекреационная деятельность нуждается в организации, т.е. в осуществлении большого числа мероприятий, направленных на удовлетворение постоянно возрастающих рекреационных потребностей населения. В содержании и формах организации рекреационной деятельности происходят постоянные изменения: постепенно снижается значение пассивных видов отдыха, а активных — повышается.

Рекреационная деятельность основана на использовании рекреационных  ресурсов, т.е. природных объектов и объектов, созданных в результате человеческой деятельности, которые при современном уровне производительных сил могут быть использованы для удовлетворения потребностей общества в рекреации и организации отрасли народного хозяйства, специализирующейся на рекреационном обслуживании населения. К ресурсам рекреации относятся — природные комплексы и их компоненты (рельеф, климат, растительность, водоемы), редкие природные объекты (водопады, карстовые пещеры, красивые ландшафты, экзотические для данной местности виды растений, месторождения полудрагоценных камней и пр.), культурные и исторические памятники, города и др. населенные пункты, уникальные технические сооружения. К социальным рекреационным ресурсам относятся: здания и инженерные сооружения (профилактории, пансионаты, дома отдыха, спортивно-оздоровительные лагеря, детские дачи яслей и садов), а также санатории и курортные лечебницы, сооружения спортивного и культурного назначения (спортивно-оздоровительные комплексы, стадионы, театры, клубы, музеи). Среди рекреационных  ресурсов различают — курортные, оздоровительные, спортивные, экскурсионно-туристские и их разнообразные сочетания.

При резкой смене районов проживания, например, приезд людей на отдых  из северных районов в южные, или  из равнинной местности в горную, возможны нарушения адаптации и  появления у приезжих заболеваний  или нарушений здоровья, связанных  с дизадаптацией. Возможность таких  явлений, а также опасность возникновения  патологических процессов при реадаптации  после возвращения отдыхающих в  районы постоянного проживания должны обязательно находиться в поле зрения медицинских работников рекреационных  учреждений. Их задача осуществлять профилактику подобных явлений.

Рекреация имеет не только большое  социальное, но и огромное экономическое  значение. У хорошо отдохнувшего человека высокая работоспособность, он существенно меньше болеет. Снижение числа дней временной нетрудоспособности по болезни после оздоровительного отдыха и повышение производительности труда находят реальное экономическое выражение в стоимости дополнительно произведенной продукции, в снижении расходов на здравоохранение и выплат по социальному страхованию.

Понятие досуга

Досуг - деятельность в свободное  время вне сферы общественного  и бытового труда, благодаря которой  индивид восстанавливает свою способность  к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать  в сфере трудовой деятельности. Раз  досуг - деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов  и целей, которые ставит перед  собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и  спорт, туризм, путешествия - вот чем  и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все  эти занятия укажут на достигнутый  уровень культуры детского и молодежного  досуга.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной  программы, развитие и совершенствование  своих сущностных сил, во многом зависит  социальное самочувствие ребенка или  молодого человека, его удовлетворенность  своим свободным временем.

У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип  организации проведения свободного времени - творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих  требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти  требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.

В сегодняшней социально-культурной ситуации детский и молодежный досуг  предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании  свободного времени людей - в целом  социально- экологического развития и  духовного обновления всей нашей  жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного  досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.

Детский и молодежный досуг подразумевает  свободный выбор личностью занятий. Он является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается  как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением и оздоровлением. В этом заключается социальная роль досуга.

Система организации досуга определяется интересами и потребностями людей  в свободное время. Потребности  в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной потребности порождает  обычно новую потребность. Это позволяет  менять вид деятельности и обогащать  досуг. В сфере досуга должен осуществляться переход:

- От простых форм деятельности  к более сложным;

- От пассивного отдыха - к активному;

- От удовлетворения более глубоких  социальных и культурных стремлений;

- От физических форм рекреации  - к духовным наслаждениям;

- От пассивного усвоения культурных  ценностей - к творчеству.

Когда меняется социальное положение  человека, уровень его культуры, то сразу же происходит изменения  и в структуре досуга. Досуг  обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного  уровня. Если человек не ставит перед  собой задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем  не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры.

Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической  и культурной значимостью, эмоциональной  весомостью, степенью духовной активности.

Самый простой вид досуга - отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный.

  • Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят - не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает настроение покоя (просмотр газет, настольная игра; непринужденная беседа; обмен мнениями; прогулка).

Отдых такого рода не ставит перед  собой далеко идущих целей, он пассивен, индивидуален, содержит лишь зачатки  позитивного досуга. И, тем не менее, такой отдых - неотъемлемый элемент  жизни человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной и  творческой деятельности.

  • Активный отдых, напротив воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки (физкультура; спорт; физические и психические упражнения; туризм; игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение).

Традиционно «развлечениями» именуют  такие виды деятельности в свободное  время, которые дают возможность  повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие  от отдыха, как говорилось выше, который  может быть пассивным или полупассивным. Еще уточним, в процессе отдыха человек  восстанавливает свое физиологическое  состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной  нагрузки.

С активным отдыхом связана активизация  духовных интересов, которые побуждают  ребенка и молодого человека к  активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в  систематическом чтении серьезной  литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным  образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит  целенаправленный, систематический  характер, это овладение миром  культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой  личности.

Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и  имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно  не на потребление, а на созидание  культурных ценностей - творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения.

Информация о работе Досуг как сфера социально-культурной деятельности