Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:01, реферат
Цель исследования: рассмотреть эволюцию Женского патриотического общества в XIX – начале XX вв., и выявить степень его активности. Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи исследования: - проследить поэтапное развитие и условия организации Императорского Женского патриотического общества с момента его основания до I Мировой войны; - охарактеризовать работу членов Женского патриотического общества; - рассмотреть деятельность общества как благотворительной организации.
Введение 3
Создание общества 4
Распространение идей общества………………………………………………....6
Деятельность общества…………………………………………………………...8
Благотворительность……………………………………………………………..10
Члены женского патриотического общества…………………………………...11
Заключение 14
Список использованной литературы: 15
МИНОБРНАУКИ
РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
Реферат по истории социальной работы
Тема: «Императорское женское патриотическое общество»
Исполнитель Иванова А.В. Группа ЭСС - 201 |
Преподаватель Доцент, канд. пед. наук Усманова О.Д.
|
Челябинск
2013
Введение 3
Создание общества 4
Распространение идей общества………………………………………………....
Деятельность общества………………………
Благотворительность……………………………
Члены женского патриотического общества…………………………………...11
Заключение 14
Список использованной литературы: 15
Изначально, Императорское Женское патриотическое общество было задумано как благотворительное. Несколько женщин из высшего сословия решили не стоять в стороне, а оказывать помощь пострадавшим в Отечественную войну 1812 года. Данное учреждение представляет особый интерес, так как оно было основано именно благодаря дворянству.
Объектом исследования является деятельность Императорского Женского патриотического общества Санкт-Петербурга в XIX – начале XX вв. Предметом исследования выступает активная работа Женского общества, как мощный процесс вовлечения женщины в общественную жизнь. Цель исследования: рассмотреть эволюцию Женского патриотического общества в XIX – начале XX вв., и выявить степень его активности. Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи исследования: - проследить поэтапное развитие и условия организации Императорского Женского патриотического общества с момента его основания до I Мировой войны; - охарактеризовать работу членов Женского патриотического общества; - рассмотреть деятельность общества как благотворительной организации.
Хронологические рамки охватывают
первую половину XIX – начало XX вв.: от начала
Отечественной Войны до начала I Мировой
Войны. Территориальные рамки данного исследования
распространяются на столицу Российской
империи Санкт-Петербург в указанный период. Историография
по данной теме контрольной работы не
очень широка, а о существовании и деятельности
этого общества мало известно широкому
кругу читателей. Следовательно, можно
сделать вывод, что данная тема недостаточно
освещена в литературе и почти «не тронута»
историками, а так же является очень интересной
для изучения. Структура контрольной работы
продиктована поставленными целью и задачами.
Существуют две версии обстоятельств возникновения Общества. Согласно первой, официальной версии, Женское патриотическое общество возникло "по благотворной мысли" императрицы Елизаветы Алексеевны. Согласно второй, инициатива создания общества принадлежала двенадцати представительницам высшего света Петербурга, затем была одобрена императрицей и получила ее покровительство. 12 ноября проект общества был представлен императору Александру I и получил его одобрение. Однако, интересен тот факт, что: во-первых, общество существовало изначально без ведома императорской семьи, как "низовое" движение, и было зарегистрировано post factum, во-вторых, в деятельности общества сразу приняло активное участие купечество.
15 ноября в журнале "Сын Отечества" было опубликовано "Приглашение" ("Проект благотворительного заведения, под именем Патриотического Женского Общества") о вступлении в члены общества, в котором были разъяснены его цели:
"… Но желание быть полезным обществу не заключается в одном мужеском поле. Руководствуясь сими чувствами, С.Петербургские дамы положили учредить ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО... И так ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО С.ПЕТЕРБУРГСКИХ ДАМ будет иметь единственной целию призрение всех от войны, страждущих семейств, по мере возможности и общего содействия. К сей патриотической цели приглашает оно всех соотечественниц"1.
Далее "Проект" содержал "Предварительные правила Общества". Проект Устава был удивительно для того времени демократичен, число возможных членов его - только женщин (мужчины могли быть там только как жертвователи денег на нужды общества) ограничивалось только имущественным цензом- 200 рублей вступительного взноса и 100 рублей ежегодного членского, в патриотическом обществе могли быть принимаемы и жены купцов. Предусматривалось создание дома для бедных, в котором будут "особые покои для собраний" членов общества. Общество было изначально выборной организацией (пункт 9 проекта: "Члены изберут между собою 8 или 12 особ, которые будут собираться в назначенные дни для сообщения друг другу сведений и известий, собранных каждым о бедных и для совещания о подаянии им помощи").
Кроме принципа выборности в Устав
был заложен и принцип
Еще в проекте общества было написано, что "...если составятся подобные общества в других городах Империи, то приглашаются оные к вступлению в сообщение с Санктпетербургским, для взаимного вспомоществования"3. Таким образом, основатели общества стремились придать ему всероссийский характер, направив в единое русло благотворительности в рамках одной организации деятельность женщин в различных городах.
А сведения о такой деятельности
женщин появлялись на страницах газет,
где публиковались длинные
"Жители
нашего края не перестают
Так, позже, в 1813 году в Австрии, Пруссии и Берлине, в 1817 году в Венгрии тоже основывались женские общества с благотворительными целями.
Неизвестно, на каких основаниях строилась внутренняя жизнь этих организаций, но сам факт их существования, подтверждает мысль о том, что в Европе 1-й четверти XIX в. происходил мощный процесс вовлечения женщины в общественную жизнь. В период борьбы против наполеоновского господства пробуждалось женское движение - пока в единственно возможной форме - благотворительной деятельности. И создание Императорского Женского патриотического общества в Петербурге было лишь частью общеевропейского процесса.
Деятельность Общества
Общество и после окончания войны не прекратило своей работы - оно нашло новое поле приложения сил в организации дома Трудолюбия и частных школ. Процесс открытия школ активно происходил с 1817 года (в этот же примерно период начал активно действовать преддекабристский Союз благоденствия, с большими филантропическими программами).
Так, общество имело 7 частных школ - Выборгскую, (с июня 1817 года), 1-ю Васильевскую (с 1818 года), Петербургскую (с 1820 года), Литейную (учреждена до 1820 года), 2-ю Адмиралтейскую (с 1817 года), 3-ю Адмиралтейскую (с 1821 года) и 4-ю Адмиралтейскую частную школу (с 1816 года), расположенные в различных частях города. В то время Петербург был разделен на административные части (по полиции, строительству и благоустройству они подчинялись так называемой Управе Благочиния).
Школами заведовали дамы-члены общества. В этих школах обучались грамоте девочки из бедных семей данного района. Надо сказать, что интересной особенностью в организации общества был своеобразный территориальный патронаж - дамы разделяли город на части и как бы осуществляли, каждая над своим районом, инспекторский надзор.
По этому поводу "Дух журналов" писал: "Благодеяние, оказываемое наудачу, без должных разведывании, часто бывает не в пользу, а во вред - во вред и потому уже, что недостойный отнимает подаяние, принадлежащее достойному"5. Такая тактика "разведывания", сбора информации заставляла дам-дворянок глубоко вникнуть в жизнь народа, и столкновение членов общества в их повседневной работе с язвами жизни столицы не могло не навести их на размышления о порядках в государстве: "Должность, согласная с чувствами сердца, вводила членов сего Общества в печальные обители скорби: там видели они отцов отчаянных среди голодающего семейства, старцев, без помощи лежащих на одре болезни, вдов и сирот, ожидающих в нищете прекращения горестной жизни"6
Чтобы как-то охарактеризовать размах деятельности Общества, обратимся к его отчетам. Так, за первые три года "более 5 тысяч семейств получили от Общества денежные вспоможения для поправления расстроенного их состояния. Если к тому присоединить несравненно большее число тех, кому общество обязано своим заступлением, ходатайством, пристроением к месту, доставлением честных способов пропитания, и наконец, советом и утешением оказало пособие, то какое количество нещастий загладило оно своей благодетельной рукой! "Помощь от Общества за первые три года получили 1200 бедных семейств, то есть более семнадцатой доли населения столицы". Конечно, наивным было заключение отчета о том, что "скоро ни одна слеза бедности не канет на щастливую землю Русскую"7.
Хотелось бы еще упомянуть о
таком важном деле общества как учреждение
Патриотического института
Благотворительность
Очень важной проблемой в истории женского движения этого периода представляется осознание феномена благотворительности в России - благотворительности как социальном явлении и о понятии, отражающем это явление.
Издревле на Руси широко была развита благотворительность, называвшаяся тогда милосердием. Она была частью души и жизни русской женщины-христианки, поощрялась церковью как богоугодное дело. Под воздействием перемен, происшедших в русском обществе в XVIII веке, после Петровских реформ, перехода образованной части общества от церковной, патриархатной основы быта к светской, изменялось и представление о благотворительности. Такое изменение отношения дворянства к благотворительности - от богоугодного дела к светской обязанности произошло на рубеже XVIII-XIX веков. Определенно и присутствие в этом процессе европейского влияния, в основном идей французского Просвещения.
Мысль о создании Женского патриотического общества возникла в среде женщин, для которых "БЛАГОТВОРИТЬ ЕСТЬ ЖИТЬ, НАСЛАЖДАТЬСЯ ЖИЗНЬЮ". Это ощущение полноты лишь жизни, полной деятельности на благо общества, свидетельствует о невозможности для передовой русской женщины оставаться в стороне от исторических событий эпохи.
Благотворительность не была
чисто женской формой проявления
участия в общественной жизни. Ранние
декабристские организации
Таким образом, мы видим
и дальнейшее изменение отношения
к благотворительности в
Члены Женского Патриотического общества
Основой для изысканий по части персонального состава членов патриотического общества может служить опубликованный Е. С. Шумигорским в качестве приложения к его труду список членов общества8. Динамика вступления в Общество такова: 1812 г.- вступило 74 члена, в 1813 г. - 48, в 1814 г.-27, в 1815 г.- 12, в 1816 г.-9, в 1817 г.-6, в 1820 г. - 2 и в 1823 г. -1.
При внимательном рассмотрении этого списка были отмечены несколько групп лиц. Во-первых, это члены Общества - придворные дамы. Это М. А. Нарышкина, супруга обер-камергера А.Л.Нарышкина, фрейлина Н. Ф. Плещеева, жена поэта С.И.Плещеева, бывшая смолянка, кн. Т. В. Голицына, супруга московского генерал-губернатора Д.В.Голицына, фрейлина кн. С. Г. Волконская, сестра будущего декабриста С.Г.Волконского9.
Информация о работе Императорское женское патриотическое общество