Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:18, реферат
Главным результатом социальной работы с инвалидами является достижение такого состояния инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым людям. При этом под социальными функциями (их еще называются социальными умениями) понимается трудовая деятельность, обучение, способность к чтению, письму, самостоятельному передвижению, коммуникативная способность и др. В то время как большинство людей могут научиться социальным умениям при минимальной формальном обучении, инвалиды нуждаются в тщательном и систематическом обучении этим навыкам.
Группы риска
Группы риска – это категория людей, чье
социальное положение по тем или иным
критериям не имеет стабильности, кому
практически невозможно в одиночку преодолеть
те трудности, которые возникли в их жизни
и в результате приводят к потере социальной
значимости, и иногда и биологической
гибели. К «группе риска» относят следующие
категории людей: инвалиды, дети-сироты,
дети с отклоняющимся (асоциальным, девиантным)
поведением, матери-одиночки, неполные
семьи, пожилые, одинокие престарелые
люди и умственно отсталые, беженцы, люди,
подвергшиеся насилию, алкоголики, наркоманы,
бездомные, жертвы экологических катастроф,
сексуальные меньшинства, преступники,
СПИД-больные, люди, занимающиеся проституцией.
К этой же группе относят одаренных людей,
испытывающих затруднения в общении и
становящихся «трудными» для других.
Главным результатом социальной работы
с инвалидами является достижение такого
состояния инвалида, когда он способен
к выполнению социальных функций, свойственных
здоровым людям. При этом под социальными
функциями (их еще называются социальными
умениями) понимается трудовая деятельность,
обучение, способность к чтению, письму,
самостоятельному передвижению, коммуникативная
способность и др. В то время как большинство
людей могут научиться социальным умениям
при минимальной формальном обучении,
инвалиды нуждаются в тщательном и систематическом
обучении этим навыкам. Главная цель –
с детства научить инвалида двигательным
и социальным навыкам, основам грамоты
и счета (например, одевание, умывание,
умение пользоваться столовыми приборами, -
обращаться с деньгами, делить покупки
и приготавливать пищу, пользоваться телефоном,
транспортом и т.д.). Дети-инвалиды школьного
возраста имеют возможность в рамках медико-социальной
реабилитации изучать академические дисциплины
и готовиться к трудовой жизни.
Социальная работа с инвалидами и их реабилитация
приобретают в социальной политике весомое
значение. В настоящее время организованы
дневные стационары, в которых обеспечены
условия для проведения комплекса реабилитационных
мероприятий и необходимые условия для
досуга.
Социальные службы, организующие и осуществляющие
медико-социальную реабилитацию инвалидов,
руководствуются основными принципами:
как можно более раннее начало осуществления
реабилитационных программ с реализацией
их медицинского, педагогического, психологического,
социально-бытового, технического аспектов;
индивидуальный подход к определению
объему, характера и направленности реабилитационных
мероприятий. Это обеспечивается сосредоточением
в учреждениях специалистов разных профессий
(врачей, педагогов, психиатров, социальных
работников, логопедов, трудотерапевтов,
техников по протезированию, специалистов
по профессиональному обучению и др.),
а также необходимого оснащения и оборудования.
В целях профессионального обучения и
переобучения в различных регионах организованы
специальные учреждения профессиональной
реабилитации или же профильные подразделения
в составе центров реабилитации. Для трудоустройства
используются специальные предприятия
и специально оборудованные цеха, щадящий
режим, надомный труд.
Важнейшую роль в медико-социальной реабилитации
играет организация восстановления инвалида
не только в рамках социальных учреждений,
в амбулаторно-санитарных условиях, но
и по месту жительства - оказание помощи
семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды.
В таких семьях возникает много сложных
проблем, в том числе медицинских, -
экономических, проблем воспитания и ухода
за больным ребенком, психологических
проблем, связанных как с тяжелым заболеванием
ребенка, так и с трудностями в установлении
и поддержании контакта с ним, приобретении
специального оборудования, социально-профессиональных
проблем (смена места работы и характера
труда с учетом интересов ребенка-инвалида,
формирование специфического уклада жизни
семьи) и др.
Инвалид - «это лицо, которое
имеет нарушение здоровья со стойким
расстройством функции
В 2008 году численность инвалидов в России составила около семи миллионов человек. Из них 830 тысяч человек работают, а 130,4 тысяч человек состоят на учете в государственных учреждениях службы занятости. Из данных таблицы 5 видно, что средняя продолжительность безработицы в данной группе (за период с 2006 по 2008 год) составляет около 5,5 месяцев. Наибольшее количество инвалидов находилось в поисках работы от 1 до 4 месяцев. Второй временной интервал длительности безработицы (по количеству человек) – от 4 до 8 месяцев: 34,6 тысяч человек в 2007 году, и 31,8 тысяч человек в 2008 году.
Таблица 5.
ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ
В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ,
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ
Таким образом, инвалиды на
рынке труда сталкиваются с чередой
трудностей. Работодатели не заинтересованы
в принятии на работу «неполноценных»
людей. Из-за чего в Российской Федерации
наблюдается снижение показателей
трудовой активности инвалидов при
росте их общей численности. Государство
разрабатывает и реализует
«Ограниченные физические возможности
инвалидов, их невысокая производительность
труда; относительно низкий образовательный
уровень и ограниченные возможности
для его повышения; необходимость
предоставления определенных льгот, компенсаций»[3]являются
основными проблема, влияющими на
успешность трудоустройства людей
с ограниченными возможностями.
Таким образом, безработица
– это социально-экономическая
проблема. Она разрушает социальную
стабильность в стране, ухудшает финансовое
положение населения, деформирует
экономический уклад жизни, приводит
людей к подавленным
Инвалидность — не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. На причины этих препятствий существуют различные точки зрения, из которых две наиболее распространены[11]:
Согласно ей, инвалиды не могут делать что-то, что характерно для обычного человека, и поэтому вынуждены преодолевать трудности с интеграцией в обществе. Согласно этой модели, нужно помогать инвалидам, создавая для них особые учреждения, где они могли бы на доступном им уровне работать, общаться и получать разнообразные услуги. Таким образом, медицинская модель выступает за изоляцию инвалидов от остального общества, способствует дотационному подходу к экономике инвалидов.
Медицинская модель долгое время преобладала
в воззрениях общества и государства,
как в России, так и в других
странах, поэтому инвалиды по большей
части оказывались
Такая модель призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни в обществе и для инвалидов в том числе. Это включает в себя создание так называемой доступной среды (пандусов испециальных подъемников для инвалидов с физическими ограничениями, для слепых дублирование визуальной и текстовой информации по Брайлю и дублирование звуковой информации для глухих на жестовом языке), а также поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами.
Социальная модель пользуется все
большей популярностью в
Обычно выделяют две главные концептуальные модели инвалидности. Медицинская модель рассматривает инвалидность как свойство, присущее человеку в результате болезни, травмы или иного воздействия на состояние здоровья, которое требует медицинской помощи в виде непосредственного лечения у специалистов. Инвалидность по этой модели требует медицинского или иного вмешательства или лечения с тем, чтобы «исправить» проблему человека. С другой стороны, социальная модель рассматривает инвалидность как социальную проблему, а не как свойство человека. Согласно социальной модели, инвалидность требует политического вмешательства, так как проблема возникает из-за неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами социального окружения.
Сами по себе, эти модели недостаточны, хотя обе они частично обоснованны. Инвалидность — это сложный феномен, который является проблемой как на уровне организма человека, так и на социальном уровне. Инвалидность всегда представляет собой взаимодействие между свойствами человека и свойствами окружения, в котором этот человек проживает, но некоторые аспекты инвалидности являются полностью внутренними для человека, другие же, наоборот, только внешними. Другими словами, и медицинская и социальная концепции подходят для решения проблем, связанных с инвалидностью; мы не можем отказываться ни от того, ни от иного вмешательства. Наилучшая модель инвалидности, таким образом, будет представлять собой синтез всего лучшего из медицинской и социальной моделей, не совершая присущих им ошибок в преуменьшении целостного, комплексного понятия инвалидности к тому либо иному аспекту. Такая более выгодная модель инвалидности может называться биопсихосоциальной моделью. МКФ основывается на такой модели, совмещающей медицинский и социальный аспекты.
Социальная поддержка — государственная и частная[править | править исходный текст]
ООН в 1983—1992 гг. проводила Десятилетие инвалидов, а в 1992-м году учредила ежегодный Международный день инвалидов.
В России организована широкая законодательная
и организационная поддержка
людей с ограниченными
Получение статуса инвалида предполагает одновременную разработку для человека индивидуальной программы реабилитации — основного документа, согласно которому он получает технические средства реабилитации, рекомендации по трудоустройству, направления на лечение.
11 июня 1999 г. Министерством Юстиции РФ за № 3714 по инициативе общественных организаций инвалидов России зарегистрирован Общероссийский Союз общественных организаций инвалидов «Союз инвалидов России»[20]. Союз инвалидов России организует благотворительную деятельность и проводит различные общественные и государственные мероприятия.
Есть примеры и частной
Защиту прав инвалидов, обучающую работу оказывают многие организации[22], созданные в стране, например:
Поддержку и финансирование проектов также осуществляет ряд иностранных и международных фондов (USAID, Всемирная Организация Здравоохранения).
Неоднократно отмечался низкий уровень социальной поддержки инвалидов в России[24].
Реабилитация инвалидов[править
Основная статья: Реабилитация (медицина)
См. также: Технические средства реабилитации и Абилитация
Создание доступной среды
для маломобильных групп
В последнее время происходит снижение
ответственности городских
Во многих городах России предпринимаются
меры для создания более доступной
среды для инвалидов. Например, в
Москве созданы маршруты городского
транспорта с подъёмными устройствами
для колясок[26], в Екатеринбурге,[27]Воронеже[28]