Инвалидность. Группы риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:18, реферат

Краткое описание

Главным результатом социальной работы с инвалидами является достижение такого состояния инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым людям. При этом под социальными функциями (их еще называются социальными умениями) понимается трудовая деятельность, обучение, способность к чтению, письму, самостоятельному передвижению, коммуникативная способность и др. В то время как большинство людей могут научиться социальным умениям при минимальной формальном обучении, инвалиды нуждаются в тщательном и систематическом обучении этим навыкам.

Вложенные файлы: 1 файл

Инвалидность.docx

— 31.05 Кб (Скачать файл)

Группы риска 
 
Группы риска – это категория людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, кому практически невозможно в одиночку преодолеть те трудности, которые возникли в их жизни и в результате приводят к потере социальной значимости, и иногда и биологической гибели. К «группе риска» относят следующие категории людей: инвалиды, дети-сироты, дети с отклоняющимся (асоциальным, девиантным) поведением, матери-одиночки, неполные семьи, пожилые, одинокие престарелые люди и умственно отсталые, беженцы, люди, подвергшиеся насилию, алкоголики, наркоманы, бездомные, жертвы экологических катастроф, сексуальные меньшинства, преступники, СПИД-больные, люди, занимающиеся проституцией. К этой же группе относят одаренных людей, испытывающих затруднения в общении и становящихся «трудными» для других.

Главным результатом социальной работы с инвалидами является достижение такого состояния инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым людям. При этом под социальными функциями (их еще называются социальными умениями) понимается трудовая деятельность, обучение, способность к чтению, письму, самостоятельному передвижению, коммуникативная способность и др. В то время как большинство людей могут научиться социальным умениям при минимальной формальном обучении, инвалиды нуждаются в тщательном и систематическом обучении этим навыкам. Главная цель – с детства научить инвалида двигательным и социальным навыкам, основам грамоты и счета (например, одевание, умывание, умение пользоваться столовыми приборами, - 
обращаться с деньгами, делить покупки и приготавливать пищу, пользоваться телефоном, транспортом и т.д.). Дети-инвалиды школьного возраста имеют возможность в рамках медико-социальной реабилитации изучать академические дисциплины и готовиться к трудовой жизни. 
 
Социальная работа с инвалидами и их реабилитация приобретают в социальной политике весомое значение. В настоящее время организованы дневные стационары, в которых обеспечены условия для проведения комплекса реабилитационных мероприятий и необходимые условия для досуга. 
 
Социальные службы, организующие и осуществляющие медико-социальную реабилитацию инвалидов, руководствуются основными принципами: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных программ с реализацией их медицинского, педагогического, психологического, социально-бытового, технического аспектов; индивидуальный подход к определению объему, характера и направленности реабилитационных мероприятий. Это обеспечивается сосредоточением в учреждениях специалистов разных профессий (врачей, педагогов, психиатров, социальных работников, логопедов, трудотерапевтов, техников по протезированию, специалистов по профессиональному обучению и др.), а также необходимого оснащения и оборудования. 
 
В целях профессионального обучения и переобучения в различных регионах организованы специальные учреждения профессиональной реабилитации или же профильные подразделения в составе центров реабилитации. Для трудоустройства используются специальные предприятия и специально оборудованные цеха, щадящий режим, надомный труд.  
 
Важнейшую роль в медико-социальной реабилитации играет организация восстановления инвалида не только в рамках социальных учреждений, в амбулаторно-санитарных условиях, но и по месту жительства - оказание помощи семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды. В таких семьях возникает много сложных проблем, в том числе медицинских, - 
экономических, проблем воспитания и ухода за больным ребенком, психологических проблем, связанных как с тяжелым заболеванием ребенка, так и с трудностями в установлении и поддержании контакта с ним, приобретении специального оборудования, социально-профессиональных проблем (смена места работы и характера труда с учетом интересов ребенка-инвалида, формирование специфического уклада жизни семьи) и др.

 

Инвалид - «это лицо, которое  имеет нарушение здоровья со стойким  расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями  травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности  и вызывающие необходимость его  социальной защиты».[1] Ограничения  жизнедеятельности человека сказываются  на его возможностях заниматься трудовой деятельностью. Людям, которые полностью  утратили способность к профессиональному  труду и постоянно нуждаются  в постороней помощи, государство устанавливает Iгруппу инвалидности. Такие люди целиком находятся на еждевении государства и не принимают участие в трудовой деятельности. Инвалидам IIи IIIгрупп государство оказывает поддержку, но данные группы все равно вынуждены оставаться на рынке труда, чтобы обеспечивать свое существование.

В 2008 году численность инвалидов  в России составила около семи миллионов человек. Из них 830 тысяч  человек работают, а 130,4 тысяч человек  состоят на учете в государственных  учреждениях службы занятости. Из данных таблицы 5 видно, что средняя продолжительность  безработицы в данной группе (за период с 2006 по 2008 год) составляет около 5,5 месяцев. Наибольшее количество инвалидов находилось в поисках работы от 1 до 4 месяцев. Второй временной интервал длительности безработицы (по количеству человек) – от 4 до 8 месяцев: 34,6 тысяч человек в 2007 году, и 31,8 тысяч человек в 2008 году. 

 

Таблица 5.

ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ, СОСТОЯЩИХ  НА УЧЕТЕ

В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ  СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ,

ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ  БЕЗРАБОТИЦЫ

Таким образом, инвалиды на рынке труда сталкиваются с чередой  трудностей. Работодатели не заинтересованы в принятии на работу «неполноценных»  людей. Из-за чего в Российской Федерации  наблюдается снижение показателей  трудовой активности инвалидов при  росте их общей численности. Государство  разрабатывает и реализует целевые  программы содействия занятости  данной группе населения: обеспечивает получение образования, создает  специализированные организации и  дополнительные рабочие места, устанавливает  квоты для работодателей по приему на работу инвалидов. Но, по данным Министерства труда и социальной защиты страны «численность неработающих инвалидов  составляет 2,6 млн. человек, или 79,7% от численности  инвалидов в трудоспособном возрасте»  на 1 октября 2012 года.

«Ограниченные физические возможности  инвалидов, их невысокая производительность труда; относительно низкий образовательный  уровень и ограниченные возможности  для его повышения; необходимость  предоставления определенных льгот, компенсаций»[3]являются основными проблема, влияющими на успешность трудоустройства людей  с ограниченными возможностями. 

Таким образом, безработица  – это социально-экономическая  проблема. Она разрушает социальную стабильность в стране, ухудшает финансовое положение населения, деформирует  экономический уклад жизни, приводит людей к подавленным психическим  состояниям. Государство должно принимать  действия по преодолению безработицы: создавать дополнительные рабочие  места, способствовать переподготовке безработного населения, регулировать региональную и отраслевую мобильность  кадров и так далее, но в первую очередь государство должно заботиться о социально не защищенных слоях  населения, об уязвимых категориях на рынке труда.

 

Инвалидность — не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. На причины этих препятствий существуют различные точки зрения, из которых две наиболее распространены[11]:

  • медицинская модель усматривает причины затруднений инвалидов в их уменьшенных возможностях.

Согласно ей, инвалиды не могут  делать что-то, что характерно для  обычного человека, и поэтому вынуждены  преодолевать трудности с интеграцией  в обществе. Согласно этой модели, нужно  помогать инвалидам, создавая для них  особые учреждения, где они могли  бы на доступном им уровне работать, общаться и получать разнообразные  услуги. Таким образом, медицинская модель выступает за изоляцию инвалидов от остального общества, способствует дотационному подходу к экономике инвалидов.

Медицинская модель долгое время преобладала  в воззрениях общества и государства, как в России, так и в других странах, поэтому инвалиды по большей  части оказывались изолированными и дискриминированными.[12]

    • Социальная модель предполагает, что трудности создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности в том числе и людей с различными ограничениями.

Такая модель призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни в  обществе и для инвалидов в  том числе. Это включает в себя создание так называемой доступной среды (пандусов испециальных подъемников для инвалидов с физическими ограничениями, для слепых дублирование визуальной и текстовой информации по Брайлю и дублирование звуковой информации для глухих на жестовом языке), а также поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами.

Социальная модель пользуется все  большей популярностью в развитых странах, а также постепенно завоевывает  позиции и в России. Активным пропагандистом такой модели в России стала региональная общественная организация инвалидов  «Перспектива»[13]

      • МКФ (Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья) в качестве модели инвалидности

Обычно выделяют две главные  концептуальные модели инвалидности. Медицинская модель рассматривает  инвалидность как свойство, присущее человеку в результате болезни, травмы или иного воздействия на состояние  здоровья, которое требует медицинской  помощи в виде непосредственного  лечения у специалистов. Инвалидность по этой модели требует медицинского или иного вмешательства или  лечения с тем, чтобы «исправить»  проблему человека. С другой стороны, социальная модель рассматривает инвалидность как социальную проблему, а не как  свойство человека. Согласно социальной модели, инвалидность требует политического  вмешательства, так как проблема возникает из-за неприспособленности  окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами социального  окружения.

Сами по себе, эти модели недостаточны, хотя обе они частично обоснованны. Инвалидность — это сложный феномен, который является проблемой как на уровне организма человека, так и на социальном уровне. Инвалидность всегда представляет собой взаимодействие между свойствами человека и свойствами окружения, в котором этот человек проживает, но некоторые аспекты инвалидности являются полностью внутренними для человека, другие же, наоборот, только внешними. Другими словами, и медицинская и социальная концепции подходят для решения проблем, связанных с инвалидностью; мы не можем отказываться ни от того, ни от иного вмешательства. Наилучшая модель инвалидности, таким образом, будет представлять собой синтез всего лучшего из медицинской и социальной моделей, не совершая присущих им ошибок в преуменьшении целостного, комплексного понятия инвалидности к тому либо иному аспекту. Такая более выгодная модель инвалидности может называться биопсихосоциальной моделью. МКФ основывается на такой модели, совмещающей медицинский и социальный аспекты.

 

Социальная поддержка — государственная и частная[править | править исходный текст]


ООН в 1983—1992 гг. проводила Десятилетие инвалидов, а в 1992-м году учредила ежегодный Международный день инвалидов.

В России организована широкая законодательная  и организационная поддержка  людей с ограниченными возможностями. Человек, у которого диагностированы  ограничения, может получить подтверждение  статуса инвалида. Такой статус позволяет  ему получать определенные социальные льготы: пособие, бесплатные лекарства, бесплатное техническое средство реабилитации (протезы, коляску или слуховой аппарат), скидки по оплате жилья, санаторные путевки. До монетизации льгот инвалиды также получали бесплатный билет для проезда к месту отдыха, скидки на покупку автомобиля и др. Монетизация заменила часть льгот ежемесячными денежными дотациями.

Получение статуса инвалида предполагает одновременную разработку для человека индивидуальной программы реабилитации — основного документа, согласно которому он получает технические средства реабилитации, рекомендации по трудоустройству, направления на лечение.

11 июня 1999 г. Министерством Юстиции РФ за № 3714 по инициативе общественных организаций инвалидов России зарегистрирован Общероссийский Союз общественных организаций инвалидов «Союз инвалидов России»[20]. Союз инвалидов России организует благотворительную деятельность и проводит различные общественные и государственные мероприятия.

Есть примеры и частной поддержки. Во многих городах оказываются платные  услуги[21], столичная сотовая сеть МегаФон создала специальный тариф «Контакт» для людей с ограничениями по слуху.

Защиту прав инвалидов, обучающую  работу оказывают многие организации[22], созданные в стране, например:

  • «Перспектива»[23] была создана в 1997 г. на базе Всемирного Института по проблемам инвалидности (ВИПИ). Цели этой организации — содействовать самостоятельности инвалидов в российском обществе и повышению качества их жизни.
  • Сеть организаций инвалидов «Независимая жизнь» в городах: Нижний Новгород, Ухта, Самара, Тольятти, Тверь, Ростов-на-Дону, Улан-Удэ, Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Владимир, Архангельск, с. Майма (Республика Алтай) и в странах СНГ: Грузия, Азербайджан, Армения, Узбекистан.

Поддержку и финансирование проектов также осуществляет ряд иностранных  и международных фондов (USAID, Всемирная Организация Здравоохранения).

Неоднократно отмечался низкий уровень социальной поддержки инвалидов  в России[24].

Реабилитация инвалидов[править | править исходный текст]


Основная статья: Реабилитация (медицина)

См. также: Технические средства реабилитации и Абилитация

Создание доступной среды  для маломобильных групп населения[править | править исходный текст]

В последнее время происходит снижение ответственности городских властей  в отношении к проблеме создания безбарьерной среды. Это, а также недостаточно активная работа самих инвалидов с представителями власти, законодательными органами, препятствует процессу приспособления городской среды к потребностям людей с различными ограничениями.[25]

Во многих городах России предпринимаются  меры для создания более доступной  среды для инвалидов. Например, в  Москве созданы маршруты городского транспорта с подъёмными устройствами для колясок[26], в Екатеринбурге,[27]Воронеже[28] и мн. др. городах — социальное такси.

Информация о работе Инвалидность. Группы риска