Институт образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:28, доклад

Краткое описание

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Институт образования.doc

— 30.00 Кб (Скачать файл)

     ИНСТИТУТ  ОБРАЗОВАНИЯ

   Социальный  институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

   Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

   Система образования включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

   Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что  основы воспитанности человека, его  трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в  раннем детстве. Детские сады, ясли - не просто средство "присмотра" за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие

   Средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без  исключения подрастающего поколения  с целью обеспечения молодежи "равного старта" при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь.

   В социологии принято различать формальное и неформальное образование. Термин формальное образование подразумевает  существование в обществе специальных  учреждений (школ, вузов), осуществляющих процесс обучения. Функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, политическими установками, которые находят воплощение в государственной политике в области образования. Под термином неформального образования понимается несистематизированное обучение человека знаниями и навыками, которые он осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой или путем индивидуального усвоения информации. При всей своей значимости неформальное образование играет вспомогательную роль по отношению к системе формального образования.

     Институт  образования обеспечивает социальную стабильность и интеграцию общества, выполняя следующие функции: 1.трансляция и распространения культуры в обществе (т.к. именно посредством образования происходит передача от поколения к поколению научных знаний, достижений искусства, моральных норм); 2.формирование у молодых поколений установок, ценностных ориентаций и идеалов, доминирующих в обществе; 3.социальная селекция, или дифференцированный подход к обучающимся; 4.социальное и культурное изменение, реализуемое в процессе научных исследований и открытий (современные институты формального образования, в первую очередь вузы, являются основными или одними из важнейших научных центров во всех отраслях знания).

     Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, цель которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования "производит" самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.

     Передача  знания и опыта становится динамичной, массовой, открытой. Система образования  стала многоотраслевым комплексом, ее цель - не просто передача знаний и развитие личности, но интеллектуальное сопровождение развития общества.

     Молодежь  вступает в жизнь - трудовую, общественно-политическую, имея, как правило, среднее образование. Однако оно очень серьезно различается по качеству. Значительные различия зависят от социальных факторов. В специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов образование выше, чем в обычных массовых;  в городских школах выше, чем в сельских; в дневных выше, чем в вечерних.

     Одна  из функций народного образования - стимулирование самообразования, самоподготовки, постоянной жажды знаний. Самообразование, самостоятельное приобретение знаний и навыков отнюдь не исчерпывается  школьной системой. Конечно, школа может  и должна давать человеку навыки самостоятельной работы с книгой, документом и т.п. Но самообразование строится на базе общего и профессионального образования, а не взамен его. Новые технические и информационные возможности учебного телевидения, персональных компьютеров, дистанционного обучения предстоит еще широко использовать для нужд самообразования. Судьба новых поколений все больше определяется общей культурой человека: развитостью логического мышления, языковой, математической, компьютерной грамотностью. Образование играет большую роль в жизни российского общества. В современном обществе образование является важнейшим средством достижения успеха и символом социальной позиции человека. Расширение круга высокообразованных людей, совершенствование системы формального образования оказывают воздействие на социальную мобильность в обществе, делают его более открытым и совершенным.

       Образование – это будущее  нашего общества и всей страны  в целом.

 

Информация о работе Институт образования