Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 15:21, контрольная работа
Инфляция стала бедствием большинства стран мира. Однако по своему экономическому содержанию инфляция такого же древнего происхождения, как и номинальные денежные знаки, с которыми инфляция связана. В современном мире всё большее внимание начинает уделятся экономике, причём глобальной, макроэкономике.
Это связано, прежде всего, с интернациональным развитием не только экономических, но и культурных, политических и общественных связей.
1. Постановка проблемы………………………………………………………….3
2. Объект и предмет исследования………………………………………………4
3. Использованные методы……………………………………………………….5
4. Анализ выборки………………………………………………………………...5
5. Полученные результаты………………………………………………………..7
Список использованной литературы…………………………………………….8
Социология
Инфляция как социальная проблема
Содержание
1. Постановка
проблемы…………………………………………………………
2. Объект
и предмет исследования……………………
3. Использованные методы……………………………………………………….5
4. Анализ
выборки……………………………………………………………
5. Полученные
результаты……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….8
1. Постановка проблемы
Инфляция стала бедствием большинства стран мира. Однако по своему экономическому содержанию инфляция такого же древнего происхождения, как и номинальные денежные знаки, с которыми инфляция связана. В современном мире всё большее внимание начинает уделятся экономике, причём глобальной, макроэкономике.
Это связано, прежде всего, с интернациональным развитием не только экономических, но и культурных, политических и общественных связей. Такие международные понятия как Интернет, МВФ и другие прочно входят в наш лексикон не только как абстрактные термины, а как выражение реальных фактов, имеющих своё место в повседневной жизни. Это говорит о растущей всеобщей интеграции стран в единый мировой процесс.
Поэтому, я думаю, не случайно можно уверенно отметить усиление интереса, уже не только науки, но и обывателей к макро показателям, макро критериям. Платформой объединения людей во все времена являлась экономика.
На сегодняшний день экономические параметры переросли государственные рамки одной страны. Мировые финансовые институты стали достоянием многих государств.
Однако мы не можем сказать, что на новом международном уровне экономика (точнее макроэкономика) стала проще или сложнее. Но стала несомненной необходимость выяснить новые закономерности известных и неизвестных явлений экономики в её макро проявлениях. В первой половине 90-х годов, особенно в 1992, 1993 годах, Казахстан, неоднократно испытывал инфляционные шоки - резкие повышения общего уровня цен. Это был чрезвычайно тяжелый период для семей, предприятий, экономики, и общества в целом. Последнее резкое повышение общего уровня цен в Российской Федерации произошло в 1998 году, в связи с ростом курса доллара США.
Ценовая нестабильность экономики буквально изматывало большинство людей, уничтожала сбережение, и разрушало их надежды, парализовало деятельность многих предприятий, создавало огромную напряженность в обществе.
Таким образом, нестабильность общего уровня цен в экономике составляет еще одну важнейшую проблему в макроэкономике. Многие даже склонны считать, что из всех макроэкономических неурядиц инфляция приносит наибольший вред. Кроме того, борьба с ней всегда трудна и болезненна.
С развитием общественных отношений, развитием рынка, их постоянным усложнением изменялась и инфляция, принимая новые формы на разных исторических этапах экономики. Проблематика инфляции необычайно широка и противоречива. При углублении в этот феномен всё более выясняется его многогранность и неоднозначность.
С инфляцией связывают жестокие социальные потрясения, самые глубокие экономические кризисы нашего и прошедших веков, в то же время контролируемая ползучая инфляция является эффективным средством стимулирования деловой активности.
2. Объект и предмет исследования
Объектом исследования в данной работе выступает инфляционный процесс в экономике Российской Федерации. Предмет исследования – различные социальные группы граждан, которые по-своему оценивают темпы инфляции и ее последствия. Подобное исследование проводилось по заказу ЦБРФ и включало в себя опрос клиентов ЦБ на тему инфляции и инфляционных ожиданий. В исследовании приняло участие более тысячи человек.
3. Использованные методы
Методом, применяемым при данном исследовании, послужил устный опрос клиентов ЦБРФ, результаты которого специалисты потом фиксировали в письменной форме. Участников опроса, которым знакомо слово "инфляция", попросили объяснить, что, по их мнению, оно означает (вопрос задавался в открытой форме). Тот или иной ответ смогли дать подавляющее большинство респондентов – 80% от выборки. Также у участников спросили, считают ли они инфляцию сугубо отрицательным явлением, и то они думают о ситуации в стране.
4. Анализ выборки
Представления респондентов о значении слова "инфляция" в целом не противоречат друг другу (так или иначе все согласны, что инфляция бьет по карману простого человека), но различаются смысловыми акцентами. Как правило, участники опроса определяли "инфляцию" либо как снижение курса рубля, обесценивание денег, снижение их покупательной способности ("инфляция – это съедание денег"; "это когда мой рубль упал до туалетной бумаги"; "обвал рубля"; "когда на наши деньги купить уже ничего невозможно" – 37% от всех опрошенных), либо как бесконтрольное повышение цен ("удорожание жизни, рост цен, подорожание всего"; "дорогие цены"; "ежедневный рост цен"; "безудержный рост цен" – 34%). Реже респонденты говорили об инфляции как об опережающем повышении цен по сравнению с зарплатами ("пенсию увеличили на 100 рублей, а отдаем 120–130 рублей"; "зарплате не угнаться за ценами" – 6%) или как о снижении уровня жизни населения ("когда мы живем все хуже"; "снижение уровня жизни простых людей"; "после инфляции становится плохой жизнь" – 5%). Некоторые определяли инфляцию как бедность и безденежье, обман и грабеж народа государством (по 3% опрошенных), развал экономики, кризис, хаос (2%). Но встречалась и иная трактовка: по мнению ряда респондентов, инфляция – это товарный дефицит при высоких доходах населения ("много денег – мало товаров"; "нет продуктов в магазине" – 1%).
Большинство опрошенных (56%) уверены, что инфляция – это сугубо отрицательное явление. Вместе с тем значительная доля респондентов – 21% – считают, что в инфляции есть как отрицательные, так и положительные стороны. Первую точку зрения несколько чаще других разделяют люди среднего возраста (64%), вторую – представители молодого поколения (27%). При этом подавляющее большинство опрошенных (76%, а среди респондентов среднего возраста – 83%) говорят, что по сравнению с прошлым годом инфляция в России растет, и только 12% считают, что она "не меняется" (о снижении уровня инфляции говорят совсем немногие – 2%).
Вопрос о том, неизбежна ли инфляция в условиях рыночной экономики, оказался для участников опроса трудным: 33% затруднились на него ответить. Мнения остальных разделились: 35% полагают, что при рыночной экономике инфляции избежать нельзя, 32% – что можно. Но убежденных в том, что борьба с инфляцией – это главная задача экономической политики государства, оказалось в полтора раза больше, чем уверенных, что в сфере экономической политики есть более важные задачи (46% против 32%).
Вместе с тем четверо из пяти участников опроса считают, что российское правительство либо ничего не делает для борьбы с инфляцией (28%), либо делает недостаточно (53%). При этом, по мнению 40% опрошенных, правительство может, но не хочет сдерживать инфляцию; вдвое реже говорится, что правительство хочет, но не может ее сдержать (23%); 16% опрошенных считают, что у правительства нет ни желания, ни возможностей для борьбы с инфляцией, и только 5% участников опроса уверены, что российское правительство не просто хочет сдерживать инфляцию, но и способно сделать это.
Говоря о себе лично, только 10% опрошенных сообщили, что предпринимают какие-либо действия, чтобы избежать последствий инфляции (эта доля выше среди людей с высшим образованием и относительно высоким, более 3000 рублей на человека в месяц, уровнем дохода – 17% и 15% соответственно). Часть из них говорят, что больше работают или ищут дополнительные заработки (3%), часть – не откладывают деньги, но делают покупки впрок (2%), часть – на всем экономят (2%). Некоторые говорят, что они вкладывают деньги в недвижимость или бизнес (1%), делают банковские вклады или конвертируют рубли в иностранную валюту (1%).
5. Полученные результаты
По данным опроса, только 5% респондентов тратят на питание менее четверти семейного бюджета. У 29% опрошенных на еду уходит половина доходов, а у 60% -- свыше половины семейного дохода, в том числе у 18% -- почти все доходы (75% и более). Согласно опросу, 52% респондентов намерены ограничить траты на продукты питания. Треть опрошенных отмечают, что рост цен на продукты нанесет урон семейному бюджету, но не отразится на качестве питания. В Москве и Санкт-Петербурге доля тех, кто собирается ограничить свой рацион, составляет 30%, в городах -- 46-50%, в селах -- 57-60%. Психологический эффект инфляционного всплеска оценивается как чрезвычайно высокий.
Что же касается нынешних инфляционных ожиданий россиян, подавляющее большинство опрошенных ФОМ в феврале граждан отмечают постоянный рост цен, однако количество тех, кто ждет продолжения роста, стало чуть меньше. Если в конце 2009 года 82% опрошенных были уверены, что цены на основные продукты, товары и услуги в ближайший месяц будут расти, то в середине 2014 года их стало 80%. В то же время, количество тех, кто полагает, что цены в ближайший месяц не изменятся, увеличилось.
Список использованной литературы
1. Андрианов
В. Д. Инфляция: причины возникновения
и методы ее регулирования; Экономика
- Москва, 2010. - 184 c.
2. Баранова, Е.П. Инфляция и международные
экономические отношения капиталистических
стран; М.: Финансы и статистика - , 1989. -
112 c.
3. Цисарь И. Ф. Моделирование экономики
в iThink_STELLA. Кризисы, налоги, инфляция, банки;
Диалог-МИФИ - , 2009. - 224 c.
4. Шахнович Р. М. Инфляция и антиинфляционная
политика в переходной экономике; Либроком
- Москва, 2012. - 392 c.