Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 23:17, контрольная работа
Само название информационное общество, впервые появившееся почти одновременно в Японии и США, стало основным в докладе специальной группы научных, технических и экономических исследований, созданной японским правительством для выработки перспектив развития экономики страны.
Основной смысл концепции информационного общества, сформулированной учеными этого направления, может быть представлен следующими тезисами: большая часть населения развитых стран будет занята информационной деятельностью; одной из главных социальных ценностей, объединяющих общество, главным продуктом производства и основным товаром становится информация; власть в обществе переходит в руки информационной элиты ; классовая структура общества лишается смысла, постепенно нивелируется, уступает место элитарно-массовой структуре. Исчезает пролетариат, а с ним и все противоречия, появляется когнитариат и новейшее компьютерное поколение свободных людей, которых называли Homo Intellectus.
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное БЮДЖЕТНОЕ учреждение
высшего профессионального образования
«Краснодарский государственный университет культуры и искусств»
Факультет рекламы и социально-культурной деятельности
Кафедра рекламы
Тема: Информационное общество
По дисциплине: Основы теории коммуникации
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Студента_1_курса заочной формы обучения
Направления Реклама и связи с общественностью
Сысоева А.В.
Подпись______________________
Дата «____» _________________ 20__ г.
Проверил:
Подпись______________________
Дата «____» _________________ 20__ г.
Введение…………………………………………………………
1 Признаки информационного общества…………………………………..
1.1 Основные признаки
1.2 Процессы, происходящие
в информационном обществе. Рынок
информации……………………………………………………
2 Перспективы и социальные последствия развития информационного общества…………………………..
2.1 Социальные последствия
развития информационного
2.2 Перспективы развития информационного общества ……………..
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы ………………………………..
Сегодня мир переживает новую мощную революцию, способную принципиально изменить жизнь людей - их работу, досуг, способы объединения в сообщества и даже отношение к самим себе.
Природа информационной революции пока до конца не исследована, однако ее смысл становится все более понятным. Наступает век экономической глобализации, и существуют самые разные мнения по поводу того, какое влияние этот процесс может оказать на развитие отдельных стран и человеческой цивилизации в целом. Резко возрастает влияние общественного мнения на политические и экономические решения.
В настоящее время изучение влияния информационного общества на окружающий мир является очень актуальным. Общественное мнение, превращается в движущую силу развития информационного общества, которое является началом духовного бытия человечества в политике, науке, философии, искусстве, религии, морали.
По мере развития общества меняются экономические, социальные, политические, технические условия общественного мнения, а вместе с ними меняется и его место в жизни общества, повышается его роль, усложняются функции, расширяются сферы деятельности и, в соответствии с этим, меняется структура, повышается степень глубины и компетентности. В то же время, расширяются границы проблем, выступающих в качестве объекта суждения общественности и т. д. Все эти процессы становятся особенно значимыми в эпоху перехода от индустриального общества к информационному, что связано, в первую очередь, с качественными изменениями в социальной природе общества.
Человечество стремительно
вступает в принципиально новую для него
информационную эпоху. Существенным образом
меняются все слагаемые образа жизни людей.
Вес информационного сектора экономики
постоянно возрастает - его доля, выраженная
в суммарном рабочем времени, для экономически
развитых стран, по прогнозам, на рубеже
XXI века составит 50 75%.
Начиная со второй половины 1960-х годов,
в ряде развитых стран стала развиваться
концепция информационного общества как
модификация концепций постиндустриального
общества. В 80-х годах исследования проблем
информационного общества за рубежом
значительно расширились.
Само название информационное общество,
впервые появившееся почти одновременно
в Японии и США, стало основным в докладе
специальной группы научных, технических
и экономических исследований, созданной
японским правительством для выработки
перспектив развития экономики страны.
Основной смысл концепции информационного
общества, сформулированной учеными этого
направления, может быть представлен следующими
тезисами: большая часть населения развитых
стран будет занята информационной деятельностью;
одной из главных социальных ценностей,
объединяющих общество, главным продуктом
производства и основным товаром становится
информация; власть в обществе переходит
в руки информационной элиты ; классовая
структура общества лишается смысла, постепенно
нивелируется, уступает место элитарно-массовой
структуре. Исчезает пролетариат, а с ним
и все противоречия, появляется когнитариат
и новейшее компьютерное поколение свободных
людей, которых называли Homo Intellectus.
При идеологической неприемлемости, явно
технократическом характере ряда позиций
авторов постиндустриальных и информационных
концепций, необходимо видеть главное
становление информационного общества
является атрибутом прогресса, поскольку
роль знания как решающего фактора развития
общества становится все более очевидной.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена информационным развитием современного общества.
1 Признаки информационного общества
1.1 Основные признаки информационного общества
Основными признаками информационного общества является развитие общества нового типа, формирующегося в результате новой социальной революции. Информационная технология приобретет глобальный характер и приоритет по сравнению с другими ресурсами, охватывает все сферы социальной деятельности человека. Формируется информационное единство всей человеческой цивилизации.
Развитие информационного общества затрагивает все стороны нашей жизни. В экономической среде происходит глобализация экономики (на огромных земных пространствах складывается единый рынок финансов, товаров, рабочей силы, услуг); развивается электронная экономика (перспективы развития электронного бизнеса); система электронных расчетов и ведения финансов; электронные деньги; автоматизации и роботизации производства. Кроме того, складывается искусственный интеллект: автоматическое программирование, планирование, обучение машин, распознавание зрительных образов; информация является средством управления массами;
Развитие компьютерной культуры имеет немаловажное значение в нашей жизни - это электронные библиотеки, виртуальные музеи, фонотеки и т.п. Развивается образовательная сторона нашей жизни - непрерывное образование, дистанционное обучение, более полный доступ к учебной литературе за счет появления электронных учебников.
В медицине происходит развитие новых технологий (дистанционная диагностика, непрерывный профилактический мониторинг, переход к домашней телемедицине, создание новых лекарств и др.). Распространение медицинской и фармакологической информации облегчает нам доступ к знаниям о своем здоровье, появление измерительных технических устройств, компьютеров и информационных систем (гиподинамия, психические расстройства, электромагнитные и электростатические поля и другие виды излучений).
В новом современном глобальном обществе обмен информацией не имеет временных, пространственных, политических границ. Формируется единое информационное пространство, т.е. полноправное участие любого субъекта в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов.
Информационное общество - это общество, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становятся знания, полученные благодаря беспрепятственному доступу, распространению и использованию информации как важнейшего условия развития.
1.2 Процессы, происходящие в информационном обществе. Рынок информации
В информационном обществе происходит становление и доминирование в экономике новых технологических укладов, которые основываются на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций. Создается и развивается рынок информации и знаний, как фактор производства. Такой рынок является дополнением к рынкам природных ресурсов, труда и капитала. Постепенно рынок информации превращается в реальные ресурсы социально - экономического развития, происходит фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах.
Информационная структура играет огромную роль в системе общественного производства, повышает уровень образования. Происходит научно - техническое и культурное развитие за счет расширения возможностей информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда.
Технический и технологический прогресс влечет за собой появление новых видов информационных продуктов, объединяющих текст, звук и изображение, а также новых видов информационных услуг, при которых все средства передачи данных начинают взаимно дополнять друг друга и даже проявлять тенденцию к объединению в единое целое. Развитие технических средств несет с собой глубочайшие качественные перемены во всех сферах жизни.
Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией: США, Япония, Англия, Германия, страны Западной Европы.
2 Перспективы и социальные последствия
2.1 Социальные последствия развития информационного общества
Человечество стремительно вступает в принципиально новую для него информационную эпоху. Существенным образом меняются все слагаемые образа жизни людей. Вес информационного сектора экономики постоянно возрастает.
Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые формы рабочих отношений, как в сфере бизнеса, так и в сфере индивидуального труда. Эти новые отношения, несмотря на возрастание информационного давления на человека, помогают технологически и психологически решать главную задачу - повышение эффективности любых видов деятельности.
Применение информационных и телекоммуникационных технологий в системе образования и в сфере индивидуального потребления информационных продуктов и услуг существенно повышает уровень общего и профессионального образования, что помогает получить престижную и более высоко оплачиваемую работу, формировать свой собственный культурных облик, досуг и мир развлечений, в максимальной степени развернуть личные способности. Дистанционное образование на основе современных информационных технологий является для многих стран, и для России тоже, единственным шансом подготовить людей для жизни и работы в информационном мире XXI века.
Развитие национального и глобального информационного общества не может остановиться, и как бы то ни было, информационная революция очень быстро меняет мир. Эти изменения неизбежны и чрезвычайно масштабны, и их скорость растет.
Осознавая все преимущества информационного общества, нельзя, однако, не признать, что информационная революция несет с собой не только новые решения и возможности, но и новые проблемы. Глобальные последствия от использования информационных технологий уже проявились в увеличении разрыва между уровнями развития богатых индустриальных стран и остального мира. Отрыв промышленно развитых стран в области технологии и в инфраструктуре уже не в состоянии наверстать страны, "обделенные в плане информации".
"Высокоскоростная глобальная
экономика" напоминает всемирные
гонки, в которых в качестве
приза выступает конкурентное
преимущество, а финишная лента
постоянно отодвигается. Главная
опасность заключается в том,
что усиливающаяся
Кроме того, информационные технологии пока никак не повлияли на решение проблемы равенства граждан, регионов и стран. Даже выйдя на социальную арену, они не проникли дальше индивидуального уровня, т.е. пока речь идет скорее о распространении персональных компьютеров, нежели об организации доступа к информационным ресурсам и услугам для сообществ. До сего дня информационные технологии служили лишь укреплению благосостояния и власти, а основные социальные изменения, которые они принесли с собой, произошли пока только на рабочих местах и во взаимоотношениях между компаниями.
В условиях интенсивного использования глобальных сетей возникают новые формы культурной агрессии со стороны наиболее развитых стран в отношении менее развитых, появляется опасность утраты целыми сообществами своей культурной и национальной самобытности, включая самобытность языковую, происходит навязывание человечеству потребительских предпочтений и вкусов в интересах узкой группы транснациональных компаний-производителей и пр. Эффективные методы противодействия этим и другим опасностям информационного века, как и в случае защиты национальных производителей, лежат не в области отгораживания себя от глобального информационного пространства, а в сфере развития собственного полноценного участия в формировании этого пространства.