Использование навыков и технологий профессиональной саморегуляции в деятельности специалиста по социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 14:15, доклад

Краткое описание

Важнейшим направлением социальной психологии является изучение механизмов взаимодействия личности и общества» закономерностей поведения личности в системе различных групповых отношений.

Регуляция социального поведения личности осуществляется взаимодействующими процессами саморегуляции и самоорганизации, функции которых определяются социальными ролями личности. Саморегуляция определяет адаптивное поведение личности, выступающей в качестве объекта социальных (групповых) отношений, а самоорганизация -неадаптивное поведение личности, выступающей в качестве субъекта этих отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Саморегуляция.docx

— 15.18 Кб (Скачать файл)

                                                      Подготовил студент ГП-310 Шкарупило Д.Ю.

Доклад  по теме: Использование навыков и технологий профессиональной саморегуляции в деятельности специалиста по социальной работе.

Важнейшим направлением социальной психологии является изучение механизмов взаимодействия личности и общества» закономерностей поведения личности в системе различных групповых отношений. 
 
Регуляция социального поведения личности осуществляется взаимодействующими процессами саморегуляции и самоорганизации, функции которых определяются социальными ролями личности. Саморегуляция определяет адаптивное поведение личности, выступающей в качестве объекта социальных (групповых) отношений, а самоорганизация -неадаптивное поведение личности, выступающей в качестве субъекта этих отношений.

 Основные организационные  принципы (принцип совместимости, принцип  актуализации функций, принцип нейтрализации  дисфункций, принцип сосредоточения, принцип лабилизации функций) выражают важные социально-психологические закономерности регуляции поведения личности. Принципы совместимости, сосредоточения и нейтрализации дисфункций отражают закономерности саморегуляции, а принципы актуализации и лабилизации функций - закономерности самоорганизации социального поведения личности.  Ценностные ориентации личности, образующие ее направленность, и ценностно-нормативная система социума являются психологическими и социально-психологическими механизмами саморегуляции и самоорганизации ее социального поведения.Направленность является важнейшим системным диспозиционным регулятором, определяющим особенности саморегуляции и самоорганизации поведения личности в малых и больших группах. В психологической структуре личности направленность представлена в двух видах: направленность на саморегуляцию и направленность на самоорганизацию. Каждый из этих видов направленности обусловлен конкретными симптомокомплексами психологических факторов личности. Динамические процессы в коллективе влияют на регуляцию поведения каждой личности как объекта сложившихся групповых отношений. Важными факторами этого влияния являются направленность коллектива на саморегуляцию и самоорганизацию, а также направленность и личные качества официального лидера. В качестве же активного субъекта групповых отношений, оказывающего влияние на процессы саморегуляции и самоорганизации в коллективе выступает лишь относительно небольшая часть членов коллектива, включающая в себя неофициальных лидеров и наиболее активных по отношению к групповым нормам и ценностям людей. Изменения в системе ценностей большой группы оказывают избирательное воздействие на ценностные ориентации личности, усиливая или ослабляя процессы ее саморегуляции и самоорганизации, тем самым понижая или повышая роль личности в качестве субъекта социальных отношений.

Наиболее выражена саморегуляция и, соответственно, меньше - самоорганизация социального поведения у жителей сельских районных центров, что обусловлено высокой эффективностью социальных регуляторов (обычаев, традиций, общественного мнения и т.д.). Здесь во взаимоотношениях людей наиболее ярко проявляют себя принцип их совместимости и принцип нейтрализации дисфункций в виде жесткого социального контроля в соответствие со сложившейся социальной ценностно-нормативной системой.

В малых городах саморегуляция социального поведения выражена в меньшей, а самоорганизация в большей степени, чем в районных центрах, так как в них несколько ослабевает действенность социальных регуляторов, а возможности самореализации личности возрастают. В средних городах саморегуляция выражена в наименьшей степени, а самоорганизация - в наибольшей степени, так как с ростом численности города возрастает анонимность социального поведения каждого его жителя, в связи с чем продолжает снижаться влияние социальных регуляторов на поведение личности. В то же время достаточно развитая социальная инфраструктура предоставляет широкие возможности для самореализации личности. В такой территориальной группе наиболее полно реализуются организационные принципы актуализации и лабилизации функций на личностном уровне.

Растянутость дорожных коммуникаций, плохая работа транспорта и другие неблагоприятные факторы не позволяют в полной мере использовать культурно-образовательный потенциал центра такого города. Все это не способствует достаточно высокой самореализации и самоактуализации личности, то есть реализации принципа актуализации ее функций. Выявленные тенденции достоверны для обследованной категории населения - молодых рабочих, имеющих среднее образование. Выявлено также, что национальные обычаи и традиции как социальные регуляторы имеют существенные различия в эффективности регуляции поведения личности в зависимости от степени реализации общих организационных принципов в ее социуме. В родственной этнической общности на первый план выступают принцип совместимости людей по национальному признаку и отношению к национальным традициям и обычаям, а также принцип нейтрализации дисфункций, применяемый по отношению к тем людям, которые их нарушают. От степени реализации этих принципов в конкретной этнической общности зависит направленность на саморегуляцию каждого члена этой общности.

 
 

 
 


Информация о работе Использование навыков и технологий профессиональной саморегуляции в деятельности специалиста по социальной работе