Содержание:
Введение……………………………………………………………..…3
1.Исторические условия развития социологии……………………...5
2.Теоретические предпосылки
развития социологической науки....7
3.Современный этап развития
социологии……………………...….12
Заключение……………………………………………………….…...13
Cписок литературы……………………………………………….…..14
Введение
На возникновение и развитие
любой социальной науки, предметом изучения
которой выступает общественная жизнь,
в первую очередь влияет наличие общественных
потребностей в решении тех или иных задач,
возникающих в социальной системе, а также
теоретических предпосылок, обеспечивающих
соответствующий уровень научного анализа.
Во многом становление социологии
как самостоятельной науки связано с глубокими
изменениями мировоззренческого характера,
происходившими в Европе в конце XVIII — начале XIX веков, когда социальные изменения
приобрели глобальный характер. Это было
время перехода от средневекового сословно-монархического
устройства к новым формам организации
экономической и политической жизни. Происходил
процесс становления совершенно нового
общества, утверждавшего торжество прав
и свобод человека, духовную, экономическую
независимость и автономность гражданина,
оно шло на смену общества нормативного
порядка, феодально-абсолютистского устройства,
для которого была характерна жесточайшая
тоталитарная регламентация экономической,
общественно-политической и духовной
жизни людей. Существенное расширение
границ прав и свобод человека, увеличение
возможностей выбора пробудили интерес
людей к знанию основ жизни социальной
группы, социальной общности, социальных
процессов и явлений с целью наиболее
рационального и эффективного использования
обретенных прав и свобод.
В свою очередь, развитие свободной
конкуренции в экономике, политике, духовной
сфере также поставило в прямую зависимость
результативность деятельности предпринимателей
и политиков от умения использования знаний
о конкретных социальных механизмах, настроений
и ожиданий людей и т.п. К середине XIX в. потребности социального
развития и внутренняя логика эволюции
науки об обществе с острой необходимостью
стали требовать новых подходов, формирования
нового типа социальных знаний. Возникновение
социологии было ответом на потребности
формирующегося гражданского общества. Можно отметить следующие теоретические
и социально-экономические предпосылки
и условия возникновения социологии как
науки: возникновение и развитие частных
общественных наук (политической науки,
науки о праве, политической экономии),
достижения в области естествознания,
разочарование в рационалистических теориях XVIII века после Великой Французской
революции, зарождение и развитие эмпирических
социальных исследований, а также ряд
социально-экономических предпосылок. Для более полного уяснения
сущности социологии необходимы подробный
анализ исторических и социально-экономических
предпосылок ее появления как особой самостоятельной
области научного знания, выявление условий
зарождения, закономерностей ее появления,
периодизации и наиболее характерных
особенностей развития в различные исторические
эпохи, а также самобытных черт, которые
эта наука приобретает в конкретно-исторических
условиях отдельных стран.
1.Исторические условия
развития социологии.
Социология как самостоятельная
наука появилась сравнительно недавно
– в первой половине XIX века в Западной
Европе. Для того чтобы понять, почему
появление социологии приходится именно
на указанный период, необходимо вспомнить
исторически значимые события того времени.
Прежде всего, это смена общественно-экономической
формации. Многовековые устои феодального
общества рухнули, новые социальные нормы
находились в процессе формирования –
с началом развития капитализма они не
могли не измениться. К первой половине XIX века по западноевропейским
государствам уже «прокатилась» волна
буржуазных революций, в результате чего
монархические формы правления сменились
на республиканские, либо на конституционные
монархии. Власть монархических династий
была свергнута, крупные феодалы лишились
прежнего положения в обществе: власть
перешла к новоявленным буржуа. В условиях
феодализма существовала система вассальных
отношений, при которой выделялось два
сословия: феодалы и зависимые от них крестьяне.
Феодал, он же крупный землевладелец, должен
был заботиться о своей челяди, зависел
от погодных условий, был заинтересован
в большой (расширенной) семье, обязан
был дорожить своим именем, соблюдать
традиции, верить в Бога, уважать монарха,
дорожить происхождением. Новоявленный
буржуа, в отличие от феодала, не был обременен
условностями патриархального общества.
Буржуа, житель преимущественно городской,
вкладывает деньги в крупное машинное
производство, а значит, обогащается более
быстрыми темпами; от погодных условий
при этом не зависит, заботами о челяди,
традициями, большой семьей не обременен,
ведь в условиях крупного города проще
выжить одному или небольшой семьей, причем
дети необязательно должны оставаться
рядом с родителями. Так были разрушены
и нравственные регуляторы общественной
жизни: мораль, традиции, религиозные догмы
оказались «веригами на ногах» новых «хозяев
жизни» – буржуа. Все это не могло не вызывать
раздражения у отживающего сословия –
крупных феодалов. Поэтому преобразования
местами происходили революционным, насильственным
путем.
Однако новоявленные
буржуа в большинстве своем это вчерашние
феодалы. Со сменой строя не изменилось
главное: система неравенства и эксплуатация
человека человеком. В девятнадцатом веке
в странах Западной Европы классовый конфликт
между буржуазией и угнетенным пролетариатом
перерастает в классовую борьбу, что предвещает
революционный исход событий.
В поисках выхода из
сложившейся социально-политической,
экономической ситуации философы и политики
обращаются к науке, которая к тому времени
сделала значительные успехи в технической
сфере, доказав свою способность оказывать
влияние на социальные процессы. Технические
изобретения – машины и механизмы (локомотив,
пароход, телеграф, телефон, механические
станки, позже – автомобиль, самолет, электричество
и т. д.), новые виды оружия (стрелковое
оружие), новые технологии в производстве
в сотни раз увеличили скорость общения
между людьми, сократили расстояния и
увеличили угрозу жизни самого человеческого
общества.
2.Исторические предпосылки
развития социологической науки.
В период быстрых и
радикальных перемен у людей появляется
потребность в научном осмыслении происходящих
событий, в теории, способной ответить
на вопросы: что будет дальше, куда движется
общество, какова роль и место отдельного
человека в нем.
До появления социологии
на обозначенные выше вопросы пыталась
ответить религия, однако научные достижения
нового времени подорвали веру людей в
сверхъестественные силы. Законы в естествознании
(теория Ч. Дарвина, клеточная теория строения
живого вещества Шлейдена и Шванна) отвергли
религиозные домыслы о происхождении
человека и законах общественного развития.
Географические открытия, сделанные к
тому времени мореплавателями и путешественниками,
позволили изучать закономерности формирования
образа жизни и различия у людей, проживающих
на разных территориях.
Буржуазное общество
ощутило потребность в рациональном анализе
основ бытия – конкретной науке, способной
выявлять очаги социальной напряженности,
анализировать социальные явления и процессы,
просчитывать потенциальные возможности
самого общества к поступательному развитию.
Такой наукой, оперирующей не только теоретическими
выкладками, но и конкретными цифрами,
фактами, способной измерять и сравнивать,
и стала социология – наука
об обществе как о саморазвивающейся системе.
Появление социологии
как самостоятельной науки в первой половине XIX века не было бы возможным,
если бы не вышли на определенный уровень
развития такие науки как демография,
статистика, прикладная математика, послужившие
основой для развития эмпирической социологии.
Немного позже, в конце девятнадцатого
века, начинает развиваться именно эмпирическая
социология, что обусловлено попытками
разрешения социальных проблем, нетипичными
для предшествующего периода способами.
Чтобы сгладить назревающую социальную
напряженность владельцы крупных предприятий
пошли на уступки рабочим: сократили продолжительность
рабочего дня до 8 часов, ввели дифференцированную
форму оплаты труда, создали профсоюзы,
систему социальной защиты, допустили
введение всеобщего избирательного права
и функционирование массовых политических
партий. В результате, между крупными буржуа
и нищими рабочими формируется «средний
слой» как сила, выступающая за стабильность
и порядок. Это часть общества, заинтересованная
в ликвидации социальных проблем, «заказчик»
социологических исследований, посредством
которых можно было бы получить «лекарства»
для «излечения» социума – прогнозы и
практические рекомендации.
Таким образом, объективными
предпосылками появления социологии как
самостоятельной науки в первой половине
XIX века можно назвать следующие:
· сложная социально-политическая
ситуация в странах Западной Европы;
· развитие капиталистических
отношений;
· географические открытия;
· законы, сформулированные
в естествознании;
· технические изобретения;
· высокий уровень развития
прикладных научных дисциплин;
· повышенный интерес
к проблемам взаимодействия человека
и общества в литературе и искусстве.
Представления об обществе
углубляются по мере развития личности,
когда обозначается основной вопрос общественной
жизни «Что важнее: общество или личность
в ее неповторимости, индивидуальном своеобразии
восприятия и отражения действительности?»
и возникают представления о социальном
равенстве и неравенстве. В этих представлениях
однозначно доминировали отраженная в
мифах положительная оценка уравнительности
и отрицание неравенства. Однако по мере
развития человеческого общества, усложнения
его структуры складываются представления
о неизбежности социального неравенства.
В середине первого тысячелетия
до н. э. осознание неизбежности социального
неравенства вылилось в концептуальное
обоснование его необходимости. На Востоке
критическое переосмысление социальных
установок, заложенных в мифологическом
сознании, было осуществлено в учениях
Будды, Конфуция, Заратустры, ставших рациональным
оправданием, а затем и религиозно-этической
опорой, поддерживающей социальную стабильность
в преодолевшем первобытную неструктуированность
в обществе.
На Западе социальная мысль
достигла своего апогея в Афинах V—IV вв.
до н. э. в творчестве Сократа, Платона
и Аристотеля, в учениях, которых оформились
два важнейших направления, взаимодействовавших
на протяжении всей истории социальной
мысли. Первое — выдвигает и обосновывает
идею приоритета общего, общественного
интереса. Оно представлено, прежде всего,
учением Платона, рассматривающим эту
идею в знаменитом труде «Государство».
У Платона общество уподобляется «огромному
человеку». Трём началам человеческой
души (разумному, яростному и вожделеющему)
в идеальном государстве аналогичны тоже
три начала (совещательное, защитное и
деловое), которым в свою очередь соответствуют
три сословия — правители, воины и производители
(ремесленники, земледельцы). Справедливость,
по Платону, состоит в том, чтобы каждое
сословие занималось своим делом. Неравенство
с помощью «благородного вымысла» обосновывается
как естественное, исходно предопределенное:
хотя все люди рождены землей, но у одних
примешано золото, значит, они должны править;
у других — серебро, и посему они становятся
воинами; у третьих примешаны железо и
медь, они призваны быть производителями.
Все сословия служат сохранению единства,
стабильности общества. Государство, полагал
Платон, должно не потакать амбициям отдельных,
пусть сильных, личностей, а подчинять
всех членов общества служению делу его
сохранения. В идеальном государстве социальное
неравенство является средством поддержания
социальной стабильности, но отнюдь не
получения выгоды высшими слоями. Целостность
государства у него основана на тотальной
ответственности неравных друг другу
членов общества за судьбу этого государства.
Второе направление отстаивает
идею приоритета интереса личности, индивида.
Оно развивалось Эпикуром, Аристотелем.
Последний критикует «Государство» Платона,
отстаивая приоритет индивидуальных интересов
и защищая право личности на индивидуальность.
Чрезмерное стремление к обобществлению,
например предлагаемая Платоном общность
имущества, жен и детей, по мнению Аристотеля,
ведет к стиранию индивидуальности, к
бесхозяйственности и лени, усугубляет
социальную путаницу, подготавливает
политический кризис.
В период Средневековья развитие
социальных отношений осуществляется
преимущественно под контролем системы
нравственных, религиозных норм, что оказало
влияние и на развитие социальной мысли.
Идея социологии как отдельной
науки обязана своим возникновением целому ряду
условий, сложившихся во Франции к первым
десятилетиям XIX века. История свидетельствует,
что социология в качестве отдельной специальной
науки начала признаваться научным обществом
в 40-х годах XIX века после опубликования
О. Контом третьего тома его важнейшей
работы «Курс позитивной философии» в
1839 году, где он впервые использовал термин
«социология» и выдвинул задачу изучения
общества на научной основе. Именно эта
претензия поставить учение об обществе
на научную основу и явилась тем отправным
фактом, который привел к формированию
и развитию социологии.
В системе О. Конта обоснование
осуществляется на основе сформулированного
им закона о трех последовательных стадиях
интеллектуального развития человека:
теологической, метафизической и позитивной.
На первой, теологической стадии, человек
объясняет все явления на основе религиозных
представлений, апеллируя понятием сверхъестественного.
На второй, метафизической стадии, он отказывается
от апелляции к сверхъестественному и
пытается все объяснить при помощи абстрактных
сущностей, причин и других философских
абстракций. На третьей, позитивной, или
научной стадии человек отказывается
раскрывать причины явлений и ограничивается
наблюдением за явлениями и фиксированием
постоянных связей, которые могут устанавливаться
между ними.
Другой важный вывод, приведший
О. Конта к необходимости формирования
науки об обществе, связан с открытием
им закона разделения и кооперации труда.
Благодаря этим факторам появляются социальные
и профессиональные группы, растет разнообразие
в обществе и повышается материальное
благосостояние людей. Но эти же факторы
ведут к разрушению фундамента общества,
поскольку они нацелены на концентрацию
богатства и эксплуатацию людей, на однобокую
профессионализацию, уродующую личность.
Социальные чувства объединяют только
лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно
относиться к другим. Возникают корпорации
и внутрикорпоративная эгоистическая
мораль, которые при известном попустительстве
способны разрушить основу общества –
чувство солидарности и согласия между
людьми. Способствовать установлению
солидарности и согласия и призвана, по
мнению О. Конта, социология.