Историческое развитие института семьи и брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 16:50, реферат

Краткое описание

Изучение семьи, а точнее досемейных, добрачных отношений, которые получили название «промискуитет» (лат. – смешанный, общий) или «полигамия» (греч. – многобрачие), началось во второй половине XIX в. В 1861 г. немецкий антрополог Баховен в работе «Материнское право» утверждал, что у первобытных людей сексуальные отношения не имели никаких ограничений. Так как установить отца не представлялось возможности, то, естественно, родство определялось по женской линии. Это вело к доминированию женщин во всех социальных отношениях (гинекократия, по Баховену, или, говоря современным языком, матриархат). В дальнейшем переход к единобрачию привел, в частности, к такой социальной норме, как выкуп, который в то время означал компенсацию другим мужчинам за их утерянные права на данную женщину. Здесь мы обнаруживаем уже развитые социальные отношения патриархата.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 33.72 Кб (Скачать файл)

Историческое  развитие института семьи и брака

Изучение семьи, а точнее досемейных, добрачных отношений, которые  получили название «промискуитет» (лат. – смешанный, общий) или «полигамия» (греч. – многобрачие), началось во второй половине XIX в. В 1861 г. немецкий антрополог Баховен в работе «Материнское право» утверждал, что у первобытных людей сексуальные отношения не имели никаких ограничений. Так как установить отца не представлялось возможности, то, естественно, родство определялось по женской линии. Это вело к доминированию женщин во всех социальных отношениях (гинекократия, по Баховену, или, говоря современным языком, матриархат). В дальнейшем переход к единобрачию привел, в частности, к такой социальной норме, как выкуп, который в то время означал компенсацию другим мужчинам за их утерянные права на данную женщину. Здесь мы обнаруживаем уже развитые социальные отношения патриархата.

Английский антрополог Мак-Леннан, не знакомый с трудами Ба-ховена, нашел, что на определенной ступени  развития общества появляется обычай экзогамии, т. е. правило для мужчин брать себе жен только в экзогамных группах, или внешних по отношению к его группе («Очерки по древней истории», 1886). Мак-Леннан выделил три формы брака: многоженство (полигиния), многомужество (полиандрия) и единобрачие (моногамия).

Американский социальный антрополог Льюис Морган (18181881) впервые  попытался представить целостную  картину истории семьи как  социального института. С его  точки зрения, семья в своем  развитии прошла через следующие  фазы: кровнородственная семья (брачные  группы разделены по поколениям), пуналуальная семья (исключены сексуальные отношения  между родителями и детьми), парная семья (у мужчины появляется главная  жена среди многих жен).

Дальнейшие исследования уточнили общую картину. С точки  зрения современной социальной антропологии в истории семьи выделяют следующие  этапы.

Промискуитет (характерен для  низшей ступени дикости) – это такая форма совместной жизни, когда отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы, т. е. существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Постепенно происходило ограничение полового общения и начали выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено, что привело к возникновению особой формы семьи – кровнородственной.

Кровнородственная семья  характеризуется групповым браком, а половое общение в ней  разрешено лишь между теми, кто  принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры, независимо от степени их родства, образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащего к одному роду или племени. Сужение круга половых партнеров в рамках семьи подобного типа произошло под влиянием развития общества и привело к возникновению более развитой формы семьи – пуналуальной.

Пуналуальная семья возникает  тогда, когда из полового общения  исключаются сначала ближайшие  кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников того же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это – брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом, представляет такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни все более частыми оказываются устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это – первый шаг к появлению парного брака.

Синдиасмическая семья является переходным историческим типом. Она  появляется на рубеже дикости и варварства. В такой семье один мужчина  живет с одной женщиной, а полигамия (т. е. многобрачие или, в данном случае, многоженство – полигамия) остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя и появления частной собственности.

Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута  только по воле мужа. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи были появление частной  собственности и стремление ее защищать, т. е. обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом.

Исторически развитие семьи  шло от нерегулируемых половых отношений  к их ограничению в рамках моногамной семьи. По сути, в генезисе человека как мыслящего существа он, развивая свои производительные силы и устанавливая множество отношений в обществе, все больше стремился найти в  своем половом партнере личность, а не только объект для продолжения  рода. Разумеется, этот процесс имел свои особенности в отдельные  периоды развития общества и в  отдельных социальных общностях.

Индивидуальная (брачная, супружеская) семья. Является сегодня наиболее распространенным типом семьи в мире. Она характеризуется тем, что является не только общественно, но и юридически признанной. Она образуется в результате особого акта бракосочетания. В семью входят лишь ближайшие родственники: муж, жена, дети, еще не вступившие в брак и не ставшие экономически самостоятельными (нуклеарная семья). Происхождение определяется по обеим линиям – мужской и женской.

Если выделить основные тенденции  в историческом развитии семьи, получится  следующая картина: по количеству супругов: полигамия (которая подразделялась на полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество)) – моногамия (однобрачие);  по власти в семье: матриархат – патриархат – эгалитарная семья; по составу: родовая семья – нуклеарная (простая: только супруги или сложная: родители и дети) семья; по количеству детей: многодетная – малодетная или бездетная семья; по семейным взаимоотношениям: родственная (патриархальная) – детоцентристская – супружеская семья.

Можно проследить тенденции  по развитию форм семейной жизни, по отношению  церкви и государства к институту  семьи, другие тенденции в длительной истории семьи.

Понятие и категории  семьи

Семья – самый фундаментальный  универсальный социальный институт. Ученые изучают семью много десятилетий. Социологи дают свое определение  понятия «семья». Например, Джордж Мердок, ис-следовав формы семей в 250 культурах (1949), предложил следующее определение:

> Семья – это социальная группа, характеризующаяся: общим местожительством, экономической кооперацией, воспроизводством.

Таким образом, для социологии характерно рассматривать семью  как социальный институт и как  социальную группу.

Как социальный институт семья  характеризуется совокупностью  социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения  между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

При рассмотрении семьи как  социального института изучаются:

  • общественное сознание в сфере брачно-семейных отношений;
  • образцы семейного поведения;
  • ролевые отношения в семье;
  • эффективность реализации институтом семьи своих основных функций;
  • социальный механизм изменения норм и ценностей.

Как малую социальную группу семью можно определить как общность, складывающуюся на основе брака или  кровного родства, члены которой  связаны общностью быта, взаимопомощью  и взаимной моральной ответственностью супругов за здоровье детей и их воспитание.

При рассмотрении семьи как  социальной группы изучаются:

  • условия формирования и этапы развития семьи;
  • динамика супружеских отношений и характер отношений между родителями и детьми;
  • распределение обязанностей в семье;
  • причины и мотивы разводов;
  • структура и функции семьи.

Говоря о семье, нельзя еще раз не подчеркнуть, что ее основу составляет брак.

> Брак – это совокупность социальных норм, а также система взаимных обязанностей и прав, определяющих взаимоотношения женщины и мужчины, необходимых для функционирования семьи.

В браке и супружеских  отношениях находят проявление как  естественная, так и социальная природа  человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Именно поэтому сущность и специфику  брака нельзя сводить лишь к наличию  сексуальных отношений. Так, если в  биологическом, сексуальном инстинкте  влечение к другому полу по существу деперсонализировано, то в любви  оно направлено всегда на конкретного  человека, физические черты и весь облик которого воспринимаются и  оцениваются не сами по себе, а в  единстве с морально-этическими качествами. Таким образом, в любви половой  инстинкт приобретает уже нравственно-эстетический характер.

Социальное содержание брака  неоднородно по своему характеру: оно  включает и экономическую, и психологическую  сторону. Экономическая сторона  – это следствие половозрастного  разделения труда в производстве и домашнем хозяйстве. Психологическая  сторона брака имеет своим  источником как особенности социально-экономической  и культурной жизни общества, так  и половое влечение, оказывающие  влияние на потребности, чувства, черты  характера и даже на способности  и вкусы мужчины и женщины.

Брачные отношения имеют  и юридическую сторону. Если на ранних стадиях развития общества отношения  между мужчиной и женщиной регулировались племенными и родовыми обычаями, то с возникновением нравственности, религии  и государства регулирование  этих отношений приобрело соответственно нравственный, религиозный и правовой характер. Это позволило еще более  усилить социальный контроль над  браком.

Право оказало сильнейшее влияние на моральные устои брака. Оно ускорило преодоление пережитков отношений и увеличило ответственность  родителей за воспитание детей. Такие  правовые обязанности, как супружеская  верность и взаимопомощь, способствовали формированию и развитию у людей  соответствующих нравственных качеств, оказали общее облагораживающее воздействие на мораль, наконец, юридическое  оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на власть, санкционировавшую  их союз. И если брак нуждался в поддержке  и защите, то люди, состоявшие в нем, могли апеллировать как к общественному  мнению, так и к закону.

Социальная сущность семьи  выражается через систему категорий, таких как условия жизни семьи, образ мыслей семьи, успешность брачно-семейных отношений и этапы жизненного цикла семьи. Эти категории отражают основные аспекты брака и семьи, важнейшие стороны их функционирования.

Условия жизни семьи –  это совокупность факторов макросреды (общих социальных условий) и микросреды (ближайшего социального окружения). При рассмотрении данной категории  мы должны иметь в виду как объективные, так и субъективные условия жизни. Объективные подразделяются на естественные (географические, биологические, экологические  и т. п.) и социальные (социально-экономические, социально-политические, социально-культурные, идеологические). Субъективные условия жизни семьи можно разделить на внешнесубъективные и внутреннесубъективные. Это означает, что каждая семья, обладая определенной самостоятельностью, в то же время через комплекс опосредованных связей подчинена общим закономерностям явлений и процессов общественной жизни. Данные связи в зависимости от условий жизни воздействуют в целом на взаимоотношения в семье и способствуют или ее стабилизации, или дестабилизации.

Каждая семья насчитывает  определенное количество членов, которые  определенным образом связаны между  собой.

Структура семьи – это  совокупность отношений между ее членами, включающая помимо отношений  родства духовные, нравственные отношения, в том числе отношения власти и авторитета.

Выделяют так называемую авторитарную структуру (авторитарные семьи), которая характеризуется  жестким подчинением жены мужу, а  детей – родителям. Демократические  семьи основаны на распределении  ролей в соответствии не с традициями, а с личностными качествами и  способностями супругов, на равном участии каждого из них в принятии решений, добровольном распределении  обязанностей в воспитании детей, на осознании, а не на принуждении.

Структура семьи представляет особый интерес в связи с тем, что она оказывает существенное влияние на выполнение семейных ролей  каждым членом семьи, на вероятность  конфликтов между супругами –  одним словом, оказывает влияние  на все стороны функционирования семьи.

Функции семьи – это  формы проявления активности, жизнедеятельности  семьи и отдельных ее членов.

Эти формы отражают систему  взаимодействия семьи и общества, с одной стороны, и семьи и  личности – с другой. В зависимости  от эволюции общества и изменений  требований, предъявляемых к семье  как социальному институту, изменялись структура семьи и ее социальные функции.

Совокупность функций, которые  выполняет современная семья, можно  свести к следующим:

  • репродуктивная (воспроизводство потомства);
  • воспитательная (в первую очередь, детей);
  • хозяйственно-экономическая (бытовая);
  • рекреативная (от лат. recreatio – восстановление) функция дает возможность восстанавливать нравственные и физические силы, душевное равновесие и здоровье члена семьи за счет семейных отношений, опирающихся на любовь и эмоциональную поддержку, взаимопомощь. Она также предоставляет возможность организации досуга и отдыха, психологической разрядки, т. е. того, что необходимо для поддержания жизненного тонуса; ¦ коммуникативная и регулятивная функция. Она отражает социальные отношения внутрисемейного общения, взаимодействия с другими семьями, помогает налаживать отношения на работе (учебе), с соседями и друзьями, вживаться в новый коллектив, принимать важные для семьи решения.

Образ жизни – это совокупность тех видов жизнедеятельности, которые  осуществляются совместно всеми  или некоторыми из членов семьи либо одним из них, но от имени или для  семьи.

Здесь идет речь о ролевом  взаимодействии в семье.

Традиционные роли, когда  женщина вела дом, хозяйство, воспитывала  детей, а муж был хозяином и  обеспечивал экономическую самостоятельность  семьи, изменились. Сейчас большинство  женщин участвуют в экономическом  обеспечении семьи и принимают  равное участие в общесемейных решениях. Это повлияло на образ жизни семьи, способствовало освобождению и развитию личности женщины-матери, равенству  супругов, но вместе с тем оказало  воздействие на демографическое  поведение, что привело к снижению уровня рождаемости и росту числа  разводов. Как мы видим, между образом  жизни семьи и общества в целом  наблюдается самая тесная связь.

Информация о работе Историческое развитие института семьи и брака