Список используемой литературы:
- Фролов С.С. Социология. Учебник
для высших учебных заведений. – М.: Наука,
2006.
Добреньков В.И., Кравченко
А.И. Социология. М., 2000.
1.
Огюст Конт как основоположник социологической
науки.
Возникновение социологии связывают
с именем французского Огюста Конта (1798-1857),
которого часто называют отцом социологии.
Он первым решил использовать научный
метод для изучения общества, полагая,
что с помощью науки можно познать скрытые
законы, управляющие всеми обществами.
Такой подход Конт назвал сначала социальной
физикой, а затем социологией, что значит
«наука об обществе». Это было естественно,
т.к. в данный период естественнонаучные
знания – физика прежде всего, определяли
видение окружающего мира.
Конт стремился выработать
рациональный подход к изучению общества,
основу которого составили бы наблюдение
и эксперимент. Он считал, что такой подход,
называемый позитивизмом, обеспечит общественную
стабильность и порядок.
Конт считал, что общество следует
рассматривать с точки зрения социальной
статики и социальной динамики. Социальная
статика раскрывает взаимоотношения между
социальными институтами, которые в обществе
гармонично связаны между собой. Но, будучи
уверенным, что обществам в большой мере
присуща стабильность, он проявлял также
интерес к социальной динамике, к процессам
социальных изменений. Изучение социальной
динамики важно потому, что она способствует
реформам и помогает исследовать естественные
изменения, происходящие в результате
распада или переустройства социальных
структур. Центральным звеном философско-социологических
взглядов О. Конта является открытый им,
как сам он писал, «великий основной закон
интеллектуальной эволюции человечества».
Об открытии этого закона он возвещает
на первых же страницах «Курса позитивной
философии» (изданного на русском языке
в Санкт-Петербурге в 1899— 1900 гг.), а также
в других своих работах.
Согласно этому чрезвычайно
важному для понимания социологии Конта
закону, познавательная деятельность
людей и в целом их общественное сознание
прошли через три стадии своего развития:
теологическую, метафизическую и позитивную.
На теологической стадии человеческий
ум за каждым явлением природы и жизни
людей усматривал сверхъестественные
силы, в сознании человека доминирует
религиозная мифология.
На метафизической стадии человеческое
сознание, по Конту, больше оперирует не
воображением, а понятиями, отражающими
реальные процессы внешнего мира. Однако
из-за слабого развития науки эти понятия
довольно-таки абстрактны.
На позитивной стадии человеческое
сознание в своих суждениях и выгодах
исходит преимущественно из научных наблюдений.
Теологический и абстрактно-метафизический
подходы к миру все более сменяются открытием
и исследованием его законов, т.е. «постоянных
отношений, существующих между наблюдаемыми
явлениями».
Две идеи просматриваются в
ходе развития социологии. И обе они берут
начало в работах Огюста Конта. Первая
- применение научных методов для изучения
общества. Вторая - практическое использование
науки для осуществления социальных реформ.
Конт был убежден, что добытые наукой знания
могут послужить благосостоянию общества.
2. Герберт
Спенсер и органическая школа
в социологии.
Идеи О.Конта были развиты английским
философом и ученым Гербертом Спенсером
(1820-1903), который сыграл важную роль в развитии
нескольких научных дисциплин, включая
социологию и антропологию. Он родился
в Дерби, в центральном административном
округе Англии, и получил домашнее образование
под руководством отца и дяди. С раннего
возраста он проявлял интерес к науке,
а в 17 лет начал работать на железной дороге,
соединявшей Лондон и Бирмингем, где через
несколько лет получил профессию инженера.
Затем началась его многолетняя редакторская
и писательская деятельность.
Суть органической теории Спенсера
заключается в понимании общества как
социального организма, подобного биологическому
и развивающегося по таким же законам.
Последовательно проводя аналогию между
социальными и биологическими организмами
Спенсер выделяет следующие их общие черты:
- Все организмы растут увеличиваясь в объеме;
- Они имеют свою внутреннюю структуру;
- Эта структура усложняется
по мере роста;
- Усложнение структуры сопровождается
усилением дифференциации функций составляющих
ее частей;
- Это ведет к развитию взаимодействия
между отдельными частями.
Исследуя окаменелости, найденные во время
прокладки железнодорожного полотна,
Спенсер заинтересовался процессом эволюции.
На него оказала глубокое влияние теория
эволюции Дарвина. Он пришел к убеждению,
что ее можно было бы применить ко всем
аспектам развития Вселенной, включая
историю человеческого общества. Он сравнивал
общества с биологическими организмами,
а отдельные части общества (образование,
государство и т.д.) - с частями организма
(сердцем, нервной системой и т.д.), каждая
из которых влияет на функционирование
целого. Спенсер считал, что, подобно биологическим
организмам, общества развиваются от простейших
форм к более сложным. В ходе этого процесса
они непрерывно вынуждены приспосабливаться
к меняющимся условиям окружающей среды.
Дольше выживают наиболее приспособленные.
Таким образом, «естественный отбор» происходит
в человеческом обществе так же, как и
среди животных, способствуя выживанию
самых приспособленных. Одновременно
процесс адаптации способствует дальнейшему
усложнению общественного устройства,
так как его части становятся более специализированными
(например, общества стали значительно
сложнее в период промышленной революции
в результате углубляющегося разделения
труда и развития таких специализированных
институтов, как фабрики, банки и фондовые
биржи).
Таким образом, общества развиваются
от сравнительно простого состояния, когда
все части взаимозаменяемы, в направлении
сложной структуры с совершенно несхожими
между собой элементами. В сложном обществе
одну часть (т. е. институт) нельзя заменить
другой. В результате части общества становятся
взаимозависимыми. Все они должны функционировать
на благо целого; в противном случае общество
развалится. Согласно точке зрения Спенсера,
такая взаимозависимость является основой
социальной интеграции. В отличие от большинства
ученых-обществоведов тех лет и более
позднего времени Спенсер не был реформатором.
Он полагал, что для человечества полезно
избавляться от неприспособленных индивидов
с помощью естественного отбора и правительство
не должно вмешиваться в этот процесс
(например, помогать бедным) - такая философия
получила название "социальный дарвинизм".
Он считал эту философию приемлемой также
для коммерческих предприятий и экономических
институтов; по его мнению, конкуренция
при невмешательстве со стороны правительства
способствовала бы вытеснению неприспособленных.
Спенсер был убежден, что на основе свободного
взаимодействия между индивидами и организациями
будет достигнуто некое естественное
и устойчивое равновесие интересов Естественная
гармония может быть только нарушена при
вмешательстве правительства в социальный
процесс.
3. Эмиль
Дюркгейм и его теория социальной
солидарности и аномии.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) был одним
из основателей современной социологии.
Он родился в еврейской семье, и предполагалось,
что станет раввином. Вместо этого он занялся
изучением философии. В первую очередь
Дюркгейма интересовало ее применение
в политике и общественной жизни. Эти области
знаний тесно связаны с социологией, и
в 1887 г. Эмиль Дюркгейм стал первым профессором
социологии во Франции. Это почетное звание
было ему присвоено в Бордо. В 1902 г. он стал
профессором социологии и педагогики
в Сорбонне
Основное значение в своей научной
деятельности Дюркгейм придавал изучению
причин порядка и беспорядка в обществе.
Что дает людям возможность жить в согласии
друг с другом? Почему иногда разрушается
структура общества? Пытаясь ответить
на эти вопросы, он предложил концепцию
коллективного сознания, или совокупности
убеждений и мнений, разделяемых всеми
членами данного общества. Социальная
интеграция существует, когда члены общества
(или другой группы) придают важное значение
его нормам и руководствуются ими в своей
жизни. Когда индивид больше не желает
следовать общим нормам, возникает аномия.
Аномия – это состояние беззакония,
отсутствие правовых норм. Дюркгейм считал,
что социально отклоняющееся поведение
и преступность – это вполне нормальные
явления. Если в обществе нет такого поведения,
значит, оно до болезненности законтролировано
. Когда ликвидируется преступность, прекращается
прогресс. Общество без преступности немыслимо.
Если бы перестало совершенствоваться
все то, что сейчас зовется преступным,
в категорию преступности пришлось бы
зачислить какие-то новые виды поведения.
Солидарность же в человеческом обществе
достигается только тогда, когда против
этого разнообразия в поведении используют
конформистский прессинг. Этот прессинг
обеспечивают наказания.
Преступность – это фактор
общественного здоровья, в обществе без
преступности давление коллективного
сознания было бы настолько сильным и
жестким, что никто не смог бы ему противостоять.
В этом случае преступность была бы уничтожена.
Но вместе с ней исчезла бы и всякая возможность
прогрессивного социального развития.
По Дюркгейму преступность
бывает не значительной в обществе, где
человеческой солидарности и социальной
сплоченности достаточно.
В деле поддержания общественной
солидарности большую роль играет, по
Дюркгейму, наказание преступников. Изначальный
и важнейший источник солидарности общества
– это правильное понимание честности
и порядочности.
Многие идеи Дюркгейма сформировались
на основе его знаменитого исследования
проблемы самоубийства. Используя обширные
статистические данные, он установил связь
между самоубийством и такими факторами,
как национальность, религия, возраст,
пол и даже время года. Что еще более важно,
он доказал, что количество самоубийств
изменяется обратно пропорционально социальной
интеграции. Другими словами, самоубийство
представляет собой нечто большее, чем
индивидуальный поступок; оно характерно
для представителей определенных групп
и поэтому становится социальным явлением
или, как выражался Дюркгейм, «социальным
фактом». Такие явления наблюдаются в
течение длительного времени и существуют
независимо от индивидуальных особенностей
людей, поэтому их нельзя объяснить на
биологическом или психологическом уровне.
Концепция Дюркгейма, также
как взгляды Конта и Спенсера представляют
собой функционалистский подход к исследованию
социальных явлений. «Чтобы объяснить
социальный факт. - писал Дюркгейм, - мы
должны выявить его функцию в создании
социального порядка». Поэтому, когда
большинство криминологов считали, что
преступление обусловлено индивидуальной
патологией, Дюркгейм рассматривал его
как общественное явление, которое даже
исполняет некоторые позитивные социальные
функции. Ни одно общество не может обеспечить
всеобщее соблюдение норм, и девиация
необходима, чтобы общество было гибким
и готовым к переменам.
Как и многих ученых в области
общественных наук, Дюркгейма глубоко
волновали нравственные проблемы его
времени. Однако он считал, что формирование
и функционирование социальных институтов
следует изучать в высшей степени объективно;
лишь после тщательного научного исследования
социолог вправе вмешиваться в дела общества.
Научный подход Дюркгейма оказал значительное
влияние на развитие научной мысли.
4. Макс Вебер и его социологические
взгляды.
Неклассический
тип научной социологии разработан немецким
мыслителем Максом Вебером (1858 – 1918). В
основе этой методологии лежит представление
о принципиальной противоположности законов
природы и общества и, следовательно, признание
необходимости существования двух типов
научного знания: наук о природе (естествознания)
и наук о культуре (гуманитарного знания).
Социология же – пограничная наука, которая
должна заимствовать у них лучшее. У естественных
наук – приверженность к точным фактам
и причинно-следственное объяснение действительности,
у гуманитарных наук – метод понимания.
Поэтому социологию Вебера называют «понимающей».
Наблюдая
цепочку реальных действий индивида, социолог
должен сконструировать их объяснение
на основе понимания внутренних мотивов
этих действий.
Государство,
по Веберу, бывает нескольких видов:
- легальный, в которых господство обусловлено
интересами, т. е. рациональными соображениями
повинующихся. Господство Вебер определял
как «шанс встретить повиновение определенному
приказу». Бюрократия является чистым
типом легального государства. Этот тип
государства представлен в Англии, Франции,
США;
- традиционный, он обуславливается просто
нравами, привычками к определенному поведению.
Этот тип государства схож с семьей, он
патриархален, тут есть господин, лично
зависящие от него слуги и аппарат управления.
Традиционные господства в свою очередь
подразделяются на две формы: чисто патриархальную
и сословную структуру управления. Первая
форма проявилась, например, в Византии,
вторая – в феодальных государствах Западной
Европы;
- харизматическое господство. Харизматические
качества – это особые способности, не
столько приобретенные, сколько дарованные
свыше, которые выделяют лидера из среды
современников. Ими обладали, по Веберу,
Будда, Иисус, Магомет, Цезарь, Наполеон
и другие великие люди. Здесь особенно
велика роль авторитарности, по сути, отрицается
традиция, право, рациональность, велика
роль случайности.