Классический этап в истории социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 13:26, контрольная работа

Краткое описание

Социология как наука вытекает из философии. Появилась она в конце 30-х - начале 40-х годов, а сам термин "социология" (от лат. societas - общество и греч. logos - учение) был введён в 1842 году французским мыслителем Огюстом Контом в работе "Курс позитивной философии", что и считается официальным фактом появления этой науки. Он выдвинул идею социальной физики — так первоначально обозначалось новое направление в науке.

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 37.70 Кб (Скачать файл)

Введение.

Я считаю, что  изучение социологии, как науки, является очень важным для современного общества и для каждого человека отдельно. Социология имеет очень много  определений, но все они сводятся к одному, что предметом и объектом социологии является общество и вся  общественная жизнь, а знания в этой области очень важны для современного человека.

Социология как  наука вытекает из философии. Появилась она в конце 30-х - начале 40-х годов, а сам термин "социология" (от лат. societas - общество и греч. logos - учение) был введён в 1842 году французским мыслителем Огюстом Контом в работе "Курс позитивной философии", что и считается официальным фактом появления этой науки. Он выдвинул идею социальной физики — так первоначально обозначалось новое направление в науке. По мнению Огюста Конта, социальная физика не сводит явления общественной жизни к физическим. Специфика социального учитывалась французским ученым в рамках позитивного синтеза, своего рода системы наук.

Возникновение социологии как отдельной науки предполагало появление понятия «общество» и разработку теории общества благодаря познанию естественных основ социального порядка. Можно даже сказать, что вообще социология как самостоятельная наука обязана своим возникновением изобретению понятия «общество», т. е. его разработке в теоретическом плане и повсеместном словоупотреблении.

История каждой науки свидетельствует, что вначале  зарождаются, формируются и развиваются  лишь отдельные элементы науки, а  затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда  и как он появился, а в том, что  каждая наука возникает как ответ  на потребности общественного развития. Социология возникла на основе идей Просвещения и как реакция на Французскую революцию. Таким образом, она является продуктом определенного времени и общества, однако впоследствии сама стала воздействовать на социальную действительность. Она была связана с духовными и политическими течениями своего временно социального мышления и не обязательно должна была выражаться только в социологии.

В это время  происходил быстрый рост городов, промышленных предприятий. Общество расслаивалось: появились супербогатые и значительное число бедных и нищих, увеличилась  преступность, нарастала нестабильность. В то же время происходило формирование среднего класса, выступившего за порядок и стабильность, развивалась демократия, развивался институт общественного мнения, укреплялись демократические права и свободы. Таким образом, в Европе 40-х г. были налицо не только "социальные болезни", но и те силы, которые были заинтересованы в их излечении мирным путем. Именно средний класс и выступил своеобразным "заказчиком" социологических исследований. Это подтверждает целый ряд мыслителей, ученых, реформаторов общества, которые интенсивно занимались социальными вопросами, но ни в коей мере не считали себя социологами. Здесь следует упомянуть лишь двоих из них: Алексиса Токвиля, современника и соотечественника Огюста Конта, произведения которого «Демократия в Америке» и «Старое государство и революция» представляют интерес и сегодня, в то время как произведения Конта по сравнению с ними выглядят несколько архаично, и — Карла Маркса, исторический материализм которого стал величайшим вызовом для социологии.

Классический  этап в истории социологии.

Период с 30-х гг. ХIХ в. до начала ХХ в. принято называть классическим этапом в развитии социологии.  Это время теоретического развития социологии, формирования её исходных методологических принципов, разработки категорий, необходимых для описания и объяснения социальных явлений и процессов.

Все основоположники  наук, возникших в XVII-XIX вв., были выдающимися  философами. Общепринято считать  основоположниками социологии трех великих философов: Карла Маркса, Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма. В выпущенном недавно в Англии большом толковом социологическом  словаре их назвали «троицей главных  классических социологов». Хотя К. Маркс  и М. Вебер не считали социологию наукой отдельной от социальной философии, то они сформулировали ее основополагающие положения.

Начало XX века внесло существенные поправки в эти представления. Все больше слышалось критических  замечаний, что социология претендует на некую роль метанауки, которая стремится вобрать данные всех других наук об обществе и на этой основе делать глобальные выводы. Первым, кто усомнился в такой постановке вопроса, был Э. Дюркгейм (1858—1917). Он полагал, что социология, имея объектом своего изучения общество, не должна претендовать на «всезнайство» об этом обществе — предметом ее интереса должны быть только социальные факты, которые и образуют социальную реальность. Исходя из этого он трактовал реальность (законы, обычаи, правила поведения, религиозные верования, денежную систему и т.д.) как объективную, ибо они не зависят от человека. Не менее важной особенностью концепции Дюркгейма было то, что он обратился к социальным группам, высоко оценивая роль коллективного сознания. Только благодаря этому сознанию существует социальная интеграция, ибо члены общества придают значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Если же индивид не желает следовать этим нормам, возникает аномия, что характерно для всех обществ, переживающих резкое изменение своей структуры. В этой связи применение социологизма как теории общества к исследованию причин самоубийств вскрыло необычные процессы, происходящие как в обществе, так и в индивиде.

Что касается Г. Зиммеля (1858—1918), то он также предложил свою концепцию того, как отделить социологию от других наук об обществе, и определил ее задачей изучение закономерностей, недоступных другим социальным наукам. Социология, по его мнению, изучает чистые формы «социации» (или общения), которые можно систематизировать, психологически обосновать и описать их историческое развитие.

Труды М. Вебера (1864—1920) представляют уникальный по своему замыслу и исполнению сплав исторического  и социологического знания. Вебер  рассматривал личность как основу социологического анализа. В этом отношении его  взгляды противоречат точке зрения Дюркгейма, придававшего главное значение исследованию общественных структур. Он считал, что такие сложные понятия, как «капитализм», «религия» и «государство», могут быть осмыслены только на основе анализа поведения индивидов. Поэтому социолог должен исследовать мотивы поступков людей и то значение, которое они придают собственным действиям и действиям других. Он признавал огромную роль ценностей, считая их мощной силой, влияющей на социальные процессы. Именно с этих позиций он использовал такие понятия, как «понимание», «идеальный тип», феномен «бюрократии», «религия», что легло в основу его «понимающей социологии». И наконец, он посвятил немало работ проблемам государства, власти, типам господства (традиционное, легальное, харизматическое), что позволяет считать его одним из создателей политической социологии.

Нужно отметить социологическую систему В. Парето (1848—1923). Уподобляя социологию точным наукам, таким, как физика, химия  и астрономия, он предлагал пользоваться только эмпирически обоснованными измерениями, строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Он отвергал этические и ценностные элементы в исследовании, которые ведут к фальсификации, искажению фактов. По сути дела, он сформулировал основные требования эмпирической социологии, которая получила распространение в XX веке, начав в 20-е годы свое бурное развитие, обычно связываемое с именами В. Дильтея (1833—1911), У. Мура, К. Девиса и др.

Значительны заслуги  Парето в разработке проблем политической элиты, которые во многом были продолжены и развиты Г. Моска (1858—1941). Таким образом, серьезным вкладом представителей классической социологии начала XX века было то, что они доказали несостоятельность претензий на изучение всего общества и пытались обосновать, что в основе их науки должна лежать деятельность социальных групп и общностей (Э. Дюркгейм), личность во всем многообразии ее социальных действий (М. Вебер) и что критерием социологии как науки должны стать эмпирические особым образом классифицированные и объясненные факты (В. Парето).

Конечно, этими  именами не ограничивается весь тот  круг мыслителей, которые относятся  к этому периоду в развитии социологии. Среди них следует  назвать К. Маннгейма (1893— 1947), который в своей концепции социологии знания обращал внимание на изучение тех структур, в которых, так или иначе, присутствовали взаимосвязи мышления и общества. Именно с этих позиций он подходил к трактовке идеологии, истины, роли интеллектуальной жизни в обществе.

Среди других социологов, которых можно отнести к этому  периоду, следует назвать Л. фон  Визе (1876—1969), автора книги «Система общей социологии» (1933), посвященной  исследованию всеобщих форм социальных явлений. Подвергнув критике понятие  «общество» как фикцию, он сосредоточил внимание на познании «социального» или «межчеловеческого» в рамках форм отношений типа: «Я — Ты» и «Я — Мы», к которым относятся взаимоотношения людей.

Названные ученые, их школы и их ученики окончательно конституировали социологию как  науку, вычленив ее место и назначение в системе других социальных наук, и заложили основы для дальнейшего  развития и дифференциации социологической  науки.

Из множества  идей и концепций, выдвинутых выдающимися  мыслителями различных эпох, постепенно формировалась эта наука как  ответ на объективные потребности  социального развития. Социология —  не застывшая наука. На каждом новом  этапе социальных преобразований она  черпает из реальности новые социальные факты, научно обобщает их и дает возможность  представить перспективу общественного  развития.

Социологическая концепция Э.Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм (15.04.1858-15.11.1917) - французский социолог-позитивист, основатель французской социологической  школы. Профессор социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с 1902). Основал  журнал "L’Annee sociologique" (1896). Сотрудники этого журнала - М. Мосс, М. Хальбвакс, Ж. Дави, С. Бугле и др. - представляли французскую социологическую школу, которая играла ведущую роль во французской социологии вплоть до второй мировой войны.  Практически первым попытался теоретически обосновать и выделить такой специфический предмет научного изучения социологии, как "социальная сфера". Им разработаны методология и методы социологических исследований, которые позволили подвести под социологическую науку базу эмпирических исследований и акцентировать внимание на её прикладном характере.

Проблемы методологии  заняли ведущее место уже в  первых трудах Э. Дюркгейма, особенно в "Правилах социологического метода". Главная особенность метода Дюркгейма - объяснять социальное социальным -заключается в том, что ценности и идеи воплощаются в социальные нормы и становятся рычагами социальной регуляции. В нормальных условиях внешняя социальная детерминация осуществляется через ценностную ориентацию человека. Нормы и ценности становятся двумя сторонами социального явления. Социальные нормы, как и социальные факты вообще, для Дюркгейма имеют принудительный характер, т.е. заставляют человека действовать в соответствии с их содержанием. Но когда он вводит в оборот ценности и ценностные ориентации, то проявляются новые грани его социологии: социальные нормы эффективны только тогда, когда они опираются не на внешнее принуждение, а на нравственный авторитет общества, нравственное совершенство людей.

Он доказывал, что общество – то реальность особого  рода, не сводимая ни к какой другой. Э.Дюркгейм стремился к автономии социологии, отделению её предмета от предмета других наук об обществе. Общество Э.Дюркгейм трактовал как надындивидуальное бытие, существование и закономерности развития которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал “коллективным сознанием”. Социология, по Дюркгейму, есть наука о социальных фактах – идеях, нормах, ценностях, вырабатываемых коллективным сознанием.

Дюркгейм не считал, что социология как наука  уже сформировалась. Самостоятельную  науку об обществе со своим собственным  предметом и специфическим методом, с его точки зрения, еще предстояло создать. Для обозначения основополагающих принципов теории Дюркгейма и  его способа обоснования социологии в литературе используется термин "социологизм".

В 1894г. Дюркгейм сформулировал свой основной постулат: "первое и основное правило состоит  в том, что социальные факты нужно  рассматривать как вещи". Вещь - это "всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума; это все, о чем мы не можем сформулировать адекватного понятия простым приемом мысленного анализа; это все, что ум может понять только при условии выхода за пределы самого себя, путем наблюдений и экспериментов, последовательно переходя от наиболее внешних и непосредственно доступных признаков к менее видимым и более глубоким". Социальные факты (вещи) существуют вне человека и оказывают на него принудительное воздействие. Только в их свете можно объяснить, почему человек действует так, а не иначе, почему люди вступают в те или иные отношения, связи. В такой общей форме постулат Дюркгейма вызвал острые споры, произвольные толкования. Он был вынужден поэтому выступить со специальным докладом на Четвертом Международном философском конгрессе в Болонье (1911г) на тему "Ценностные" и "реальные" суждения", в котором раскрыл некоторые важные особенности своего социологического метода. Происходит не только уточнение основного методологического постулата, но и некоторая смена понятийных приоритетов. Теперь позиция Дюркгейма сводится к тому, что социальные нормы (социальные факторы в целом) влияют на индивидуальное поведение не непосредственно, а через определенные механизмы их опосредования; что внешняя детерминация осуществляется через ценностные ориентации индивидов. При этом действительность социальных регуляторов определяется не только их принудительностью, но и желательностью для индивидов.

Информация о работе Классический этап в истории социологии