|
2014 |
|
Социология
доц. Шаброва Н.В.
|
Домашняя работа
2
на тему: «Клубная молодежная
субкультура»
Работу выполнил:
Студент 2 курса
группа ги-232805д
Черемных
Никита Андреевич .
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что
в настоящее время под воздействием ряда
факторов: меняется структура духовной
жизни людей, она усложняется, приобретает
новые структурные элементы. Система культуры
начинает играть важную роль в процессах
социокультурной дифференциации общества,
с одной стороны вводя альтернативные
социально-статусные позиции, усложняя
социальную жизнь, придавая ей «мозаичность»,
способствуя неравенству, непохожести
индивидов и групп. С другой стороны, система
культуры способствует социокультурной
интеграции людей на основе общности интересов,
увлечений, воззрений и т.д., образуя различные
типы субкультур, распространяющих те
или иные стили жизни. Эти субкультуры
носят как реальный, так и «виртуальный»,
символический характер, в зависимости
от того, как строятся коммуникативные
взаимоотношения между их членами.
В
настоящее время одним из существенных
дифференцирующих и интегрирующих факторов
внутри молодежной субкультуры являются
музыкальные предпочтения, оказывающие
влияние на формирование объединений
поклонников тех или иных исполнителей
(музыкальные субкультуры). Очевидно, что
музыка занимает важное место в жизни
молодых людей, часто становясь не только
образом, но и смыслом жизни.
В
данной работе рассматривается ряд наиболее
распространенных подходов к изучению
и описанию (системно-динамический подход,
синергетический подход, информационный
подход, генетический подход, иерархический
подход, трофический подход, экологический
подход, эпидемиологический подход, когнитивный
подход).
А
так же основные исследовательские стратегии
(реконструкцию жизненного мира и изучение
социальных форм, концепция социокультурной
стратификации). В данной работе представлена
типологизация субкультур.
Б.
Ерасов предлагает 10 типов субкультур
(субкультура бедных и богатых, гендерная,
городская и сельская, девиантная, классовая,
криминальная, молодежная, периферийная
и элитарная).
Выделяются
3 основных подхода к изучению «молодежной
субкультуры» - это системно-функциональный
(А.Г. Борзенков, 2002; Ю.Р. Вишневский, 1995;
Т.И. Гапличник, 1999; А.У. Хараш, 1986; И.Ю. Сундиев,
1989; С.А. Ушакин, 1993 и др.), психоаналитический
(С.В. Гарганеев, 2001; И.С. Кон, 1988; А.Ю. Кржечковский,
1999; М. Мид, 1989; Т.М. Панкратова, 1997 и др.),
теория социальной множественности (С.Н.
Перещуткин, 2002; Н.В. Поправко, 2004; Е.В. Руденский,
2002 и др.).
В
дальнейшем речь пойдет об истории формирования
клубных субкультур. Для наглядности информации
приводятся результаты интернет-опроса
и экспертного опроса.
Программа исследования
Тема. Факторы, которые обуславливают выбор
молодежи Ирбита ночных клубов.
Проблемная ситуация заключается в отсутствии знаний о мотивах,
которыми руководствуются молодые люди
при выборе ночного клуба для время провождения.
Необходимо получить информацию о том,
какие клубы пользуются популярностью
среди молодежи и почему. Что «заставляет
» пойти именно в тот, а не иной ночной
клуб - его популярность, престиж, дизайн
интерьера, музыка, развлекательная программа,
место нахождения, стоимость входного
билета и цены в клубе, разнообразие меню,
качество обслуживания, аудитория, посещающая
данный клуб. Также важно изучить потенциальных
посетителей ночных клубов, т.е. тех, которые
по каким-либо причинам не посещают эти
заведения, и изучить эти причины.
Объект: молодые люди, проживающие в Ирбите
в данный момент (возраст 21-34 года).
Предмет: Факторы, влияющие на выбор молодежью
ночных клубов, мотивы, ценностные ориентации.
Цель: изучить факторы, мотивы, ценностные
ориентации молодежи при выборе ими ночных
клубов.
Задачи:
1.
Изучить цели, которые преследуют
молодые люди, когда посещают
ночные клубы.
2.
Узнать, по какому критерию они
выбирают ночные развлекательные
заведения для времяпровождения.
3.
Узнать, какие источники получения
информации о клубах наиболее
эффективны.
Гипотезы:
1.
Молодые люди посещают ночные
развлекательные учреждения с
целью отдохнуть в кругу друзей,
пообщаться, потанцевать.
2.
Молодые люди посещают ночные
клубы, чтобы найти себе подругу
(друга) на вечер.
3.
Молодые люди посещают ночные
клубы с целью продемонстрировать
себя, свои танцевальные способности,
свой социальный статус и свои
материальные возможности другим.
4.
Молодые люди посещают ночные
клубы, чтобы быть модным.
5.
Молодые люди посещают ночные
клубы с целью употребления
спиртных напитков.
6.
Наиболее важным при выборе
ночного клуба является стоимость
входа и цены представленные в меню.
7.
Наиболее важным при выборе
ночного клуба является престиж,
популярность ночного клуба среди
друзей.
8.
Важным фактором является и
место нахождения клуба (затраты
на такси).
9.
Молодые люди получают информацию
о ночных клубах из газет, объявлений,
телевизора, радиорекламы.
10.
Чаще всего используют интернет
ресурсы для получения информации
о ночных клубах.
11.
Главным и определяющим источником
информации являются рекомендации
друзей и знакомых.
Основные исследовательские
стратегии (парадигмы) в изучении и описании
субкультуры
Помимо перечисленных выше
подходов, в границах гуманистической
традиции известные методологи Шварц
и Якобс выделили два основного направления,
избирающих различные исследовательские
стратегии (парадигмы) изучение и описания
субкультуры:
o реконструкции
жизненного мира
o изучении социальных
форм.
Кратко охарактеризуем их. Реконструктивистская
стратегия (парадигма) ставит своей целью
наиболее полное воспроизведения мировоззрение
представителей определенной группы,
ее картины мира. Основным исследовательским
приемом является феноменология. В пределах
этой стратегии выделяют еще два направления
(феноменологические модели): сциентизм
и экзистенциализм. С позиций сциентизма,
все люди мыслят примерно по одним принципам
-- в соответствии с требованиями научной
методологии, выдвигают и проверяют гипотезы,
создают теории и фальсифицируют их. Весь
жизненный мир здесь можно представить
как совокупность знаний, развивающихся
по законам развития научного знания.
Противоположным является экзистенциальное
направление. Основное внимание здесь
уделяют аспекту эмоциональных переживаний,
а не воображаемым структурам, как у сциентистов.
Стратегия, изучающая социальные
формы (инструктивистская парадигма),
изучает правила, позволяющие самому исследователю
стать членом данной субкультуры. Формы
представляют собой типичные образцы
социального взаимодействия, каковыми
являются приветствие или ухаживание.
Формы задаются правилами, которые определяют,
какие ходы допустимы в этой игре, а какие
нет, однако партии, складывающиеся из
ходов, являются результатом творчества
самых участников. Изучаются именно игры
и правила мышление, а также действия,
образующие их. Символические системы
возникают как средство адаптации к окружающей
действительности и решения неотложных
проблем; “эти системы передаются в ходе
инкультурации прежде всего как инструкции
по поведению в некоторых проблематичных
ситуациях. Большинство “субкультур”
(что бы ни значило это слово) не располагают
развернутыми текстами, передающими общее
мировоззрение их участников, зато они
все разъясняют новичкам, как им себя вести
и как им себя чувствовать”.
Кроме указанных выше основных
подходов к изучению субкультуры, заслуживает
внимания и предложенная К. Соколовым
концепция социокультурной стратификации,
понимающая субкультуру, в первую очередь,
как явление социально-психологическое
и художественное. Согласно этой концепцией,
субкультура -- это не что иное, как картина
мира, общая для определенной большой
группы людей. Весомую роль в генезисе
и эволюции субкультур играет искусство,
оно отображает картины мира разных субкультур,
а также своеобразным путем формирует
и изменяет их. Именно различия в картинах
мира порождают разнообразные субкультуры
общества. Все разнообразие субкультур
в обществе интегрирует в единую культурную
систему "ядро культуры". Речь идет
об общенациональной картине мира, в которой
отражена целостность национальной культуры.
Тезисы упоминавшейся ранее
концепции находят подтверждение в ряде
исследований, вот почему она представляется
наиболее перспективной. Заметим также,
что благодаря этой концепции можно соединить
в одно целое разные подходы к изучению
и описанию субкультур: системно-динамический,
синергетический, информационный, генетический,
иерархический, трофический, экологический,
эпидемиологический, когнитивный, реконструктивистский,
инструктивистский. Поскольку именно
категория "картина мира", на мой
взгляд, является универсальной единицей
их сочетания.
Типологизация субкультур
Назовем несколько известных
на сегодняшний день типологизаций субкультур.
Например, Б. Ерасов выделяет и кратко
характеризует следующие 10 типов: субкультура
бедных и богатых, гендерная, городская
и сельская, девиантная, классовая, криминальная,
молодежная, периферийная и элитарная
. А. Шилова, предлагая программу учебного
курса "Социология девиантного поведения",
выделяет 3 типа субкультур: делинквентную
(преступную), молодежную и профессиональную.
Как видим, здесь не наблюдается четкой
логики выделения оснований для типологизации.
Все это, на мой взгляд, свидетельствует
о том, что нужно типологизировать не субкультуры,
а социальные группы, которые могут образовывать
или не образовывать субкультуру. В принципе
"каждый класс, каждая социальная группа
могут иметь свою особую "субкультуру”,
каждая социальная группа способная ее
создать, однако не каждая создает. Учитывая
это, следует искать признаки, причины
и закономерности образования и функционирование
субкультуры, а уже потом обращаться к
типологизации. При этом необходимо помнить,
что "создателем, носителем и хранителем
субкультурных традиций выступает обычно
социокультурная группа. Вместе с тем
далеко не всякая социальная группа обладает
собственной субкультурой. В качестве
последней может быть признана лишь такая
общность людей, которая имеет отличительные
культурные особенности, выделяющие ее
среди других общностей".
К потребностям и склонностям,
которые будут характеризовать и выделять
субкультуры как таковые, мы отнесем потребности
и склонности, присущие определенной социальной
группе в целом и конкретному индивиду
(члену субкультуры) в частности и удовлетворяющиеся
и реализовывающиеся в рамках определенной
субкультуры.
В зависимости от цели и задач
исследования для полноты картины помимо
перечисленных выше базовых признаков,
вводятся дополнительные: пол, возраст,
благосостояние, проживание на определенной
территории, определенные временные ограничения
и т.п. Это возможным наиболее полное описание
реально существующих субкультур, выявление
их социальных, региональных и историко-стадиальных
особенностей. В таких условиях предлагаемое
Ю. Савельевым распределение субкультур
на три взаимосвязанных типа (социальные,
региональные, историко-стадиальные) имеет
смысл.
Молодежная субкультура
Обсуждение феномена, названного
молодежной субкультурой, связано прежде
всего с социально-психологическими характеристиками
и источниками последнего. Однако точное
определение самого этого феномена дать
весьма трудно внутри этого пространства
и зарождаются основные подходы к изучению
«молодежной проблемы». Мы выделили три
таких подхода.
Первый можно обозначить как
системно-функциональный (можно сказать
политологический подход). Он направлен
на решение проблемы правильного использования
молодежи, как рабочего материала в функционировании
государства, как машины. На это указывает
ряд авторов (А.Г. Борзенков, 2002; Ю.Р. Вишневский,
1995; Т.И. Гапличник, 1999; А.У. Хараш, 1986; И.Ю.
Сундиев, 1989; С.А. Ушакин, 1993 и др.).
Другой подход можно определить,
как психоаналитический (С.В. Гарганеев,
2001; И.С. Кон, 1988; А.Ю. Кржечковский, 1999; М.
Мид, 1989; Т.М. Панкратова, 1997 и др.), раскрывающий
обратную линию той же схемы только на
уровне отношения человека к обществу
через призму семьи и детского опыта социализации.
Наконец, выделяется третий подход, определяемый
как теория социальной множественности.
Она представляет собой концепцию молодежных
субкультур, рассматривающую на основе
синтеза указанных выше подходов проблему
правильного включения молодежи в жизнь
социокультуры, с точки зрения привнесения
выгоды обществу и пользы молодежи (С.Н.
Перещуткин, 2002; Н.В. Поправко, 2004; Е.В. Руденский,
2002 и др.). Интересным, а главное новым в
этой концепции является то, что молодежь
и общество рассматриваются здесь во взаимодействии.
Здесь проблема молодежи в современном
обществе имеет два аспекта, кроме старого
вопроса - «Что может дать нам молодежь?»,
появляется новый - «Что может ждать от
нас молодежь?» и т.о. оба субъекта - и молодежь,
и общество - по сути своей уравниваются,
вынося молодежную проблему совсем на
иной качественный уровень (в частности:
Р. Дарендорф, 2002; Л.Г. Ионин, 2000; Н.Н. Моисеев,
2001, О. Тоффлер, 1973).
Авторы (Р. Дарендорф, Л.Г. Ионин,
Н.Н. Моисеев) утверждают, что одновременно
с процессом идентификации индивидов
в рамках культурной формы происходит
развертывание ее самой из зародышевого
состояния, когда она существовала, если
можно так выразиться, в головах экспертов
в «снятом виде», в полноценное социальное
образование. Сказать точнее, это не два
параллельных процесса, а один, но двуединый.
В ходе которого и складывается группа,
обладающая всеми необходимыми признаками
социального института. Но (эта группа)
обладает специфической нормативной средой,
а именно: нормами отношений между «своими»
(in-group), нормами отношений к «чужим» (out-group),
т.е. к тем, кто не входит в данную группу,
нормами внутри групповой иерархии, нормами
отношения к большой референтной группе,
государству и властям.