КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович
(1851–1916)
русский социолог, правовед. Метод
социологии К. – историко-сравнительный,
основанный на выделении у разных
народов групп, сходных по политич.,
юридич., историч. и т. п. характеристикам,
рассмотрение к-рых позволяет выявить
основные этапы развития обва в целом.
Критерий выделения сходных групп К. видел
во внешнем сходстве анализируемых явлений,
что усложняло их классификацию и выявление
причин, их породивших. Стремясь преодолеть
эту трудность, К. установил главную причину
изменений для каждой сферы обществ. жизни:
в экономике – это биосоц. фактор – рост
населения, в политике – экономич. сдвиги,
в обществ, жизни – политич. практика.
Т.обр., сравнительно-историч. метод позволял
сделать вывод о генетич. родстве явлений,
наметить общую тенденцию развития. Анализ
соц. явлений на основе их происхождения
К. называл "генетич. социологией",
с помощью к-рой он исследовал образование
основных обществ, ин-тов – семьи, собственности,
гос-ва. Факторы, определяющие эволюцию
этих ин-тов, в основном биосоц. (рост населения)
и психологич. порядка. К. отстаивал положение
о преходящем характере частной собственности.
После поражения революции 1905 г. он обращается
к анализу гос-ва, к-рое понимал как расширение
"замиренной сферы", возникающее
в рез-те психологич. склонности людей
признавать над собой власть тех, кто якобы
наделен магич. силой управлять природой,
– выдающихся личностей. Происхождение
классов К. никак не связывает с возникновением
гос-ва, считая основой соц. дифференциации
рост плотности населения и возникающее
на этой основе разделение труда. Наиболее
ярко существо социологич. концепции К.
отразилось в понятии прогресса, вне к-рого
нет и не может быть социологии. Взгляды
К. на прогресс складывались под влиянием
идей о росте "замирения" как главном
признаке прогресса в учении его университетского
учителя Д.И. Каченовского, теории взаимности
П. Прудона и соц. динамики О. Копта (еж.).
Содержание прогресса К. отождествлял
с расширением сферы солидарности, считая
ее рост важнейшим и универсальным соц.
законом. Солидарность – норма обществ.
жизни, а классовая борьба – отклонение
от нормы. Хотя К. и признавал револ1бцию
как способ движения вперед, но считал
ее «противоестественной формой», рез-том
ошибок правительства.
В истории российской науки
есть имена, интерес к которым не угаснет
никогда и на каждом последующем этапе
осуществляется новое прочтение и познание
значимости их деяний, идей, трудов. В истории
русской социальной мысли к ним, несомненно,
относится Максим Максимович Ковалевский
- выдающийся ученый-энциклопедист, общественный
деятель, педагог.
Ковалевский родился в 1851
году в Харьковской губернии,
в семье отставного полковника,
ветерана Отечественной войны
1812 года. После окончания гимназии
с золотой медалью он поступил
на юридический факультет Харьковского
университета, где его учителем стал выдающийся
ученый - юрист, профессор Д. И. Каченовский,
лекции которого определили научные интересы
Ковалевского.
После окончания университета
Ковалевский учился в университетах
Берлина, Парижа и Лондона. По его словам,
именно в Англии он сформировался как
ученый. Здесь он общался с известными
учеными того времени - Г. Спенсером, Э.
Дюркгеймом, Д. Морлеем, К. Марксом, Г. Мэном.
С 1877 года он начинает преподавательскую
деятельность в Московском университете,
а с 1880 года Ковалевский становится ординарным
профессором. В университете Ковалевский
читал курсы как общих, так и специальных
дисциплин - сравнительной истории права,
истории политических учреждений, истории
американских учреждений, сравнительной
истории семьи, собственности, истории
Древнейшего уголовного права и процесса.
На его лекции по сравнительному законодательству
иностранных государств собирались не
только юристы, но и историки, филологи,
естественники и медики. Ни одна из аудиторий
университета не вмещала всех его слушателей
и ему приходилось читать в актовом зале.
Свободное слово Ковалевского и критическое
отношение к тогдашней правительственной
политике делало его в глазах Министерства
просвещения «опасным человеком», и поэтому
он был отчислен из университета.
В 1887 году Ковалевский вынужден
уехать за границу. Он не
был изгнанником или эмигрантом,
он мог свободно приезжать
и уезжать в Россию, но фактически
был лишен возможности читать
лекции в каком-либо из высших
учебных заведений страны. Поселившись
во Франции, Ковалевский погрузился в
научную работу. Именно в эти годы им написаны
самые известные научные труды. «Происхождение
современной демократии» в 4-х томах (1895),
«Очерк происхождения и развития семьи
и собственности» (1896), «Экономический
рост Европы до возникновения капиталистического
хозяйства» в 3-х томах (1898), «Развитие на-родного
хозяйства в Западной Европе» (1899) и др.,
принесшие ему славу социолога, юриста,
историка.
Только в 1905 году, после 17-летнего
отсутствия, Ковалевский возвращается
на Родину, уже ученым с мировым признанием.
В его творчестве органически переплелись
право, социология, история, экономическая
теория, этнология, публицистика. В каждое
из названных направлений М. М. Ковалевский
внес свой вклад, создал научные школы
и традиции. С его именем связаны становление
русской исторической школы права (русской
социологической школы права), русской
школы медиевистики европейских стран,
плюралистическая школа в социологии
и т. д. Без всякого преувеличения можно
сказать, что без его имени нельзя написать
объективную историю российской социальной
науки.
Кроме того, М. М. Ковалевский
являлся известным общественным,
государственным деятелем. Он был
депутатом 1 Государственной Думы
(1905), состоял от академических кругов
России в Государственном Совете, стоял
во главе Партии демократических реформ.
Он один из тех, кто в нашей стране активно
распространял идеи прав человека, гражданина,
идеи конституционности и демократии.
Ковалевский принадлежал к либеральному
направлению вместе с такими учеными,
как А. И. Чупров, Н. И. Кареев, С. А. Муромцев,
В. О. Ключевский, И. И. Янжул, П. Г. Виноградов
и др. И сегодня его работы о происхождении
и сущности демократии, о сущности парламентаризма
не потеряли своего научного значения.
Опыт творческой и общественной деятельности
Ковалевского очень нужен сегодня нашему
обществу, возрождению отечественной
социальной науки. Его ученик, выдающийся
социолог XX века, П. А. Сорокин писал: «Ковалевский
- прежде всего ученый, прежде всего профессор
Божьей милостью, а затем уже общественный
деятель, публицист, государственный политик
и т. д. В центре его жизни была наука. Ей
он отдал большую часть своей жизни, ею
он жил и в области научного же творчества
создал себе наиболее долговечный "нерукотворный"
памятник».
Среди его научных интересов
особое место занимала социология.
Трудно назвать другого ученого,
который сделал бы так много
для развития социологии в
нашей стране, для распространения
социологических идей и постановки
обучения социологии молодых людей, становлению
социологической корпорации и социологической
культуры. Подчеркивая это, П. Милюков
писал: «Имя той науки, которая содержала
в себе полный ответ на духовные потребности
М. Ковалевского, которая была, так сказать,
его систематическим мировоззрением,
есть социология».
Этапы институционализации
российской социологии в основном
связаны с его деятельностью.
Ковалевский действительно
был среди русских социологов
первым социологом-профессионалом,
тогда как все другие социологи до него
и рядом с ним были, так сказать, «властителями
дум», руководителями общественного мнения,
служителями определенных интересов,
традиций и мировоззрений.
Институционализация, в социологическом
смысле, представляет собой длительный
и трудный процесс организации знания,
его седиментацию, признание его структур
и становление форм его воспроизводства
и определенных традиций деятельности.
«Институционализация, — пишет И. А. Голосенко,
— наглядно фиксирует результативность
научной деятельности, рост профессиональной
культуры, междисциплинарную дифференциацию,
изменение интеллектуальной традиции».
К концу XIX в. российская
социология, несмотря на все исследования
и традиции, которые сформировались, оставалась
без организационно-воспроизводственной
структуры и без конкретной дифференциации
с другими науками, т. е. без соответствующего
признания со стороны научной общественности.
Подчеркивая эту ситуацию, М. Ковалевский
писал: «Социология, обнимающая все области
социального знания, синтезирующая их
основные выводы, раскрывающая пред нами
причины прогресса и упадка отдельных
наций, указывающая на условия примирения
порядка с поступательным ходом истории,
продолжает оставаться изгнанной из высших
школ и пользуется незавидной репутацией
у официальных педагогов».
Например,
о недоверии историков к социологии
писал Н. Кареев, Он приводил
пример того, как в 1919 г. при
реформе преподавания на историко-филологическом
факультете Петроградского университета
среди многих преподавателей, профессоров
того времени только двое поддержали включение
социологии в круг предметов обучения
на факультете. Ими были академик Лаппо-Данилевский
и сам Кареев. Это было связано не с беспомощностью
сложившегося знания, а с теми препонами,
запретами и предрассудками, которые существовали
по отношению к социологии в России. Нелюбовь
царского Министерства просвещения к
социологии определялась тем, что она
выступала за конституционный строй, за
демократизацию образования и общественной
жизни в стране. В связи с различного рода
запретами многие известнейшие социологи
вынуждены были творить долгие годы вне
своей страны. Достаточно назвать П. Лаврова,
М. Ковалевского, П. Лилиенфельда, Е. де
Роберти и т. д.
Формирование
институтов организации общения
российских социологов и закладка организационных
оснований развития социологического
знания и его признание начались только
с начала XX в. и этот процесс связан с именем
М. М. Ковалевского, Он одним из первых
понял, что развитие социологии невозможно
без создания институтов ее интеграции,
без институтов обучения и пропаганды
наличного знания. Поэтому в деятельности
Ковалевского занимают большое место
вопросы организации российской социологии,
создание институтов подготовки социологов,
издание литературы и трансляция социологического
знания, поиск путей вхождения российских
социологов в международное социологическое
сообщество.
Несмотря
на все трудности, Ковалевский
последовательно реализовал свои
идеи. Будучи за границей, в 1901
г. со своими единомышленниками
(Е. де Роберти, Ю. Гамбаров и др.) он создает
в Париже Русскую высшую школу общественных
наук, фактически первый российский факультет
социологии. Школа, по словам Ковалевского,
ставила целью дать молодым людям современное
обществоведческое образование. Создание
Школы во Франции связано с тем, что в условиях
тогдашней России это было невозможно,
так как обучение социологии в российских
университетах было запрещено.
Идея
создания Школы была поддержана
многими известными русскими
учеными-демократами. Почетным председателем
был избран И. И. Мечников, который там
же читал курс «Очерк воззрений на человеческую
природу», а директором - Ковалевский.
Интересно, что в Школе читали лекции все
известные тогдашние социологи, историки,
правоведы, политики. Среди них были представители
различных научных направлений и мировоззрений.
Это говорит о большой культуре ее создателей,
их терпимости к различным мнениям, чего
так не хватало за годы советской власти
и часто не хватает и сейчас. Кстати, это
было выражением глубокой научности и
терпимости Ковалевского как директора
Школы, что не позволяло ему входить в
борьбу теоретических и мировоззренческих
позиций. Известно, что он резко осуждал
«добровольную односторонность» ученых
из-за чрезмерных мировоззренческих пристрастий
и за нежелание понимать важности сотрудничества
и общения. Только поэтому в Школе могли
читать лекции люди разных мировоззренческих
ориентаций: М. Туган-Барановский, Е. де
Роберти, В. Чернов, Ю. Гамбаров, Н. Кареев,
А. Чупров, С. Муромцев, Г. Плеханов, П. Струве,
В. Ульянов (Ленин) и другие. Кроме того,
лекции читали такие известные западные
социологи, как Э. Дюркгейм, Г. Тард, Э. Вандервельде,
Р. Вормс и другие. Число учащихся в Школе
доходило до 300-400 вольнослушателей. Многие
выпускники Школы стали известными учеными,
общественными деятелями, среди них социолог
проф. К. Тахтарев, экономист-социолог
С. Струмилин, Ф. Артем (Сергеев), Н. Суханов
и другие.
Наряду
с общеобразовательными предметами
в Школе читались такие социо-логические
курсы, как: «Введение в социологию»
(Н. Кареев), «Общая социология» (Е. де Роберти),
«Современные социологи» (М. Ковалевский),
«Социальный монизм» (В. Чернов), «Юриспруденция
и социология» (С. Муромцев), «История сословий
в России» (М. Ковалевский) и т. д. Студенты
могли также прослушать множество других
социологических спецкурсов. Школа имела
учеб-ные планы, составленные на каждый
год, которые интересны и сейчас.
Школа
выпустила ряд сборников учебных
материалов, лекций, отражающих проблемы
социологического знания. Очень
интересен, например, сборник под названием
«Русская Высшая Школа в Париже. Лекции
профессоров» (СПб., 1905) под редакцией Е.
В. де Роберти, Ю. С. Гамбарова и М. М. Ковалевского.
Этот объемный труд является фактически
первым международным социологическим
сборником на русском языке. Кроме статей
русских ученых Ковалевского, де Роберти,
Лесевича, Чупрова, Шейниса, он включает
статьи известных французских социологов,
лекторов Школы - Тарда, Вормса и других.
Эта работа и другие имели определенное
значение в распространении социологических
идей в российском обществе.
Опыт
Школы не прошел даром. Во-первых,
Школа способствовала либера-лизации
социогуманитарного образования
в России и послужила основой
развития социологического знания
и образования; во-вторых, ее традиции,
опыт в дальнейшем пригодились в России
в преподавании социологии, в ее институционализации.
Опыт Русской высшей школы общественных
наук был использован также при создании
в 1908 г. Народного университета А. Шанявского
в Моск-ве, который сыграл огромную роль
в развитии и демократизации высшего образования.
В 1908
г. М. Ковалевский создает вместе
с Е. де Роберти и при поддержке
акад. В. М. Бехтерева первую
в России кафедру социологии
в частном Психоневрологическом
институте. Это осуществлялось
с большими трудностями, ибо министр
народного просвещения Шварц не утвердил
ходатайство Совета Психоневрологического
института, заявив, что социология может
скомпрометировать учебное заведение.
Интересно, что такое отношение к социологии
высказано в 1908 г., когда в Европе она уже
стала университетской наукой, а в США
первый факультет социологии был создан
в 1892 г.
Раздраженный
подобным отношением к социологии,
Ковалевский чуть позже в статье
«Социология на Западе и в
России» писал, что «Европа
покрылась целой сетью социологических
обществ, начиная от Парижа и Лондона и
оканчивая Берлином, Веною и Римом. В Сорбонне
открылась кафедра социологии и ее занимает
хорошо известный автор "Разделение
общественного труда" Эмиль Дюркгейм».
Далее продолжал: «У нас существует всего-навсего
одна кафедра на всю Империю в 160 миллионов
жителей и то в частном университете, в
Психоневрологическом Институте... Меня
менее бы поразило известие, что в Нанкине
или Пекине создана кафедра социологии,
чем слух о том, что г. Кассо затевает такую
реформу в Москве или Петербурге».