Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:10, доклад
Со времени выхода в свет в 1971 году знаковой работы Джона Ролза «Теория справедливости», в значительной мере перенесшей внимание современной философии именно на тематику справедливости, сформировалось немало направлений, рассматривающих вопрос справедливости, опираясь на те или иные ценностные приоритеты. Так, наряду с либерализмом и эгалитаризмом Ролза важными источниками вдохновения стали, например, утилитаризм, либертарианство, коммунитаризм, идеи меритократии, традиционализм и др.
Коммунитарный перфекционизм Аласдера Макинтайра. Либеральный эгалитаризм Джона Ролза.
Со времени выхода в свет в 1971 году знаковой работы Джона Ролза «Теория справедливости», в значительной мере перенесшей внимание современной философии именно на тематику справедливости, сформировалось немало направлений, рассматривающих вопрос справедливости, опираясь на те или иные ценностные приоритеты. Так, наряду с либерализмом и эгалитаризмом Ролза важными источниками вдохновения стали, например, утилитаризм, либертарианство, коммунитаризм, идеи меритократии, традиционализм и др. Различия между этими теориями, большинство из которых возникли на американской почве, в значительной степени определяются, как уже уточнялось выше, именно выбором тех или иных ценностных приоритетов. Так, опираясь на наследие Бентама, Милля, Седжвика, утилитаристы обозначают главной ценностью пользу, а справедливыми социальными институтами - те, что обеспечивают максимизацию пользы, или, в соответствии со знаменитой формулировкой Джереми Бентама, «наибольшее счастье наибольшему количеству людей», что прекрасно сочетается с современной концепцией общества потребления и государства благосостояния. Опираясь на наследие Локка и Канта, либералы обозначают главной ценностью права и свободы индивидов. Эгалитаристы, в значительной мере опираясь на наследие Руссо, берут за ценностную основу равенство между людьми. Коммунитаристы, наконец, черпающие вдохновение, в том числе в философии Аристотеля, утверждают приоритет общественного блага.
Необходимость наличия таких ценностных приоритетов понятна: вопрос о справедливости, как отмечал Джон Ролз возникает в том случае, если существует конфликт интересов в рамках распределения материальных и нематериальных благ, в получении которых в той или иной мере заинтересованы все участники социального взаимодействия:
«Справедливость является свойством
практик, где предполагается наличие
конкурирующих интересов и
«Случаи, связанные со справедливостью, обычно предполагают навязывание людьми друг другу своих требований, между которыми должен быть найден честный баланс или равновесие», отмечает Джон Ролз. И именно существование ценностных приоритетов, таких, например, как равенство прав индивидов или, наоборот, приоритет общественного блага, позволяют найти «честный баланс и равновесие» между сторонами в рамках конфликта интересов.
Одним из наиболее ярких ценностных споров в рамках формулирования различных концепций справедливости стал в последние десятилетия тот, что обозначил выбор между двумя альтернативными ценностями: приоритетом прав индивидов и приоритетом общественного блага. Такое противопоставление интересно тем, что не только обозначает классическое разделение между индивидуалистами и коллективистами, последователями либерализма и коллективизма (коммунитаризма), но также и между последователями деонотологической и телеологической традиций философии.
Разделение на телеологическую и деонотологическую традиции является одним из базовых в философии. Телеологическая традиция (от греческого телос (цель) и логос (учение)) берет истоки в философии Аристотеля и формулирует в качестве главной задачи поиск блага. Деонотологическая (от греческого деон (долг)) традиция возникла 1970-ые годы в англо-саксонской философии (в том числе благодаря философии Джона Ролза). Она взяла в качестве источника вдохновения философию Канта и утверждает приоритет долга и закона в качестве основы морали. В то время как телеология ставит акцент на цели, деонтологическая традиция ставит акцент на средстве ее достижения. Так, например, согласно либеральному эгалитаризму Джона Ролза, значительную роль в поиске справедливого общественного устройства должна играть нейтральная и беспристрастная процедура, способная вне зависимости от субъективных представлений участников о благе определить справедливый баланс их обоюдных прав и обязательств по отношению друг к другу. Тогда же, когда баланс прав и взаимных обязательств граждан определен, он не может приносится в жертву ради достижения общего блага, абстрактно сформулированного в отрыве от вопроса прав и обязательств. Телеологическая традиция, если резюмировать, утверждает приоритет блага, деонтологическая же – приоритет долга и права.
Ценностный спор между сторонниками приоритета прав индивидов и сторонниками приоритета общественного блага в рамках формулирования концепции справедливости будет кратко рассмотрен ниже на примерах либерального эгалитаризма Джона Ролза и коммунитарного перфекционизма Аласдер аМакинтайра.
Равенство. Либеральный эгалитаризм Джона Ролза.
Выход в свет «Теории справедливости» Джона Ролза, как уже отмечалось выше, стал знаковым событием в развитии философской мысли. Реакцией на эту работу стало зарождение многих новых концепций справедливости, однако прямым следствием появления книги Ролза стал рост влияния либерализма и эгалитаризма в современной философии.
Важно отметить, что теория справедливости писалась Ролзом в качестве ответа на доминирование идеологии утилитаризма, как альтернатива, способная потеснить утилитаристский взгляд на общественное устройство и на социально-экономические институты и практики. На смену политики государства благосостояния, считал Ролз, должна прийти политика распределения материальных и нематериальных благ, основанная на равенстве прав всех членов общества. Вторя кантовскому постулату о человеке как цели в себе, Ролз утверждал равнозначность всех индивидов, ратовал за равенство их прав, и именно отсутствие фундаментальных оснований для иерархии в распределении благ между людьми взял за базовую идейную основу своей теории справедливости.
«Давайте предположим, дабы была понята
идея, что общество — это более
или менее самодостаточная
Теория Ролза представляет собой вариант концепции общественного договора, автор предлагает читателю в рамках поиска универсальных принципов справедливости «провести мысленный эксперимент: представить себе, что несколько рациональных индивидов заключают договор относительно принципов организации общества, устроенного на справедливых началах»[6]. Ролз оговаривает, при этом, ряд условий для участников гипотетического соглашения, главным из которых является, существование в исходной позиции, так называемой, «вуали неведения», лишающей людей какой бы то ни было информации о них самих: об их природных данных, а также об их социальном положении. Формулируя справедливые принципы общественного устройства в рамках такой «вуали неведения», рациональные и заинтересованные в защите своих будущих интересов индивиды возьмут, согласно Ролзу, за базовую основу справедливого общественного устройства равенство свобод (первый принцип), а также обеспечение права на получение равного количества благ относительно других участников договора (второй принцип).
Сформулированные Ролзом на базе такого абстрактного мыслительного эксперимента 2 принципа выглядят следующим образом:
1. Каждый индивид должен
обладать равным правом в
2. Социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, что они одновременно
(а) вели к наибольшей выгоде наименее преуспевших, в соответствии с принципом справедливых сбережений, и
(б) делали открытыми
для всех должности и
Важно отметить, что как либерал, Ролз ставит свободу и равенство возможностей впереди задач обеспечения благосостояния, выстраивая предложенные принципы в соответствии с так называемым лексическим порядком, в соответствии с которымкаждый последующий принцип обеспечивается только после выполнения требований предыдущего.
Как уже отмечалось выше,
несмотря на абстрактность и кажущуюся
беспристрастность
Иерархия. Коммунитарный перфекционизм Аласдера Макинтайра.
Одним из наиболее последовательных критиков такой лево либеральной концепции справедливости и ярким представителем, так называемого, коммунитарного направления философии стал в конце XX века американский философ шотландского происхождения АласдерМакинтайр.
Концепция справедливости Макинтайра относится к т.н. аристотелианским теориям, в ее основе лежит классическая этика добродетели. Теория философа[8], согласно анализу исследователя Григория Карнаша, представляет собой «попытку реконструкции классической аристотелевской модели полиса как сообщества, основанного на разделяемой всеми его участниками концепции благ и добродетелей».
Важно отметить, что согласно философии Аристотеля индивидуальное благо не мыслится в отрыве от блага общественного. «Именно благо коммуны (и соответственно то, что способствует ему) является, с точки зрения Аристотелевой системы, конечным критерием справедливого и несправедливого, устанавливая общие принципы для политики вознаграждения и наказаний в рамках сообщества. Проще говоря, то, что вносит вклад в общее благо, оценивается как достойное поощрения (т. е. рассматривается как заслуга, добродетель), напротив, то, что препятствует благу (или хуже — делает его невозможным), соответствующим образом пресекается и наказывается. Тем самым благодаря осуществлению справедливости в гражданах воспитываются нужные сообществу качества (добродетели), которые способствуют достижению общего процветания, но также являются ценными и сами по себе».
Сообщество является ключевым понятием теории справедливости Макинтайра, как, впрочем, и других коммунитаристов. Человек, согласно Макинтайру, являясь членом сообщества, обладает социальной идентичностью, определяющей его социальную роль и унаследованные им по отношению к группе социальные обязательства. Из « понимания человека как члена коммуны, связанного с ней нерасторжимыми моральными узами, вытекает и обязанность по поддержанию блага этой коммуны, от которого, с данной точки зрения, неотделимо благо отдельного индивида».
Существенным недостатком либеральной концепции справедливости, согласно Макинтайру, является отсутствие в них понятия заслуг. Эту особенность либерального подхода к вопросу справедливости Макинтайр объясняет тем, что он лишен «важнейшего представления о политической коммуне как общем проекте по преследованию блага. Поскольку только в рамках коммуны, общих для всех ее членов практик, становится возможным определить, каков вклад каждого в общее благо, и соответственно установить справедливое распределение на основании заслуг. Либеральные же теории исходят из представления об обществе как «собрании чужаков», лишенном общей моральной субстанции (общего блага), поэтому критерий заслуг оказывается здесь неприменимым». Понятие заслуги является ключевым в концепции Макинтайра. Именно заслуги человека перед сообществом, его вклад в общее благо определяет его положение в системе распределения материальных и нематериальных благ сообщества. Таким образом, в отличие от либерально-эгалитарной теории Джона Ролза, рассмотренной выше, в которой основой концепции справедливости является равенство всех членов общества, коммунитарная концепция справедливости Макинтайрапредполагает иерархически организованную группу. Иерархия членов общества, их положение определяются на основании оценки их заслуг перед группой, оценки их вклада в общее благо. Сами социальные практики, в таком случае, должны быть иерархизированы в соответствии с их пользой для общества: должна быть определена ценность тех или иных видов деятельности, и то, в какой мере они способствуют увеличению общего блага.
Теория Макинтайра может быть определена не только как коммунитарная, но в соответствии с аристотелианской традицией, - перфекционистской, так как предполагает необходимость культивирования в людях определенных моральных качеств. Именно моральные качества членов сообщества, наряду с системой поощрения их заслуг, будут подталкивать людей к поведению, полезному для сообщества. Таким образом, Макинтайр отвергает либеральную концепцию власти, предполагающую нейтральное государство, и считает необходимой проведение «политики общего блага». «Коммунитарное государство, - поясняет данный взгляд на вещи УилКимлика, - может и должно поощрять людей принимать концепции блага, согласующиеся с образом жизни сообщества, и препятствовать концепциям блага, конфликтующим с ним. Поэтому коммунитарное государство — это перфекционистское государство, ибо оно предусматривает общественное ранжирование ценности различных образов жизни.».