Концепция государства
всеобщего благосостояния
На развитие систем социальной
защиты населения в зарубежных странах
большое влияние оказала концепция
“государство всеобщего благосостояния”
(в российскую историографию эта
концепция вошла под названием
“государство всеобщего благоденствия”).
Впервые основные принципы
указанной концепции сформулировал
в 1942 году известный английский экономист
У. Беверидж. Основная идея этой концепции
заключается в том, что государство всеобщего
благосостояния – это такое государство,
которое должно гарантировать всем гражданам
право на поддержание определенного уровня
жизни, на охрану здоровья и образования
при участии населения страны в финансировании
указанных программ.
Эта концепция получила
распространение во всех странах
Западной Европы. Например, в США
либеральные круги в большой
степени способствовали появлению
идеологии государства социального
благосостояния. На ее укрепление оказало
влияние движение за гражданские
права национальных меньшинств (прежде
всего негров). Это движение требовало
не только «равенства возможностей», но
и «равенства результатов». Демократы
у власти в США многое сделали,
чтобы расширить программы помощи.
К началу 60х гг. уже были
приняты к исполнению проекты
введения “государства всеобщего благосостояния”
в США и Великобритании и “социального
общества” в ФРГ, Австрии. Предполагалось,
что в условиях экономического роста
путем перераспределения национального
дохода, капитализм в состоянии будет
добиться выравнивания доходов, вплоть
до ликвидации бедности.
Середину 70х исследователи
считают переломным моментом в развитии
государственного регулирования социальной
сферы. Экономический кризис стал причиной
возврата многих стран Запада к консервативной
политике. Система социального обеспечения
была перенапряжена под воздействием
растущего спроса населения изза
постарения населения. С другой стороны,
изза замедления темпов экономического
роста начали сокращаться бюджетные налоговые
поступления, что сузило возможность финансирования
социальных программ. Требовалась перестройка.
По мнению, западных экспертов,
идеология государства всеобщего
благосостояния в определенной степени
устарела, придя в противоречие с
действительностью. В докладе министерства
социальной защиты населения Великобритании
было подчеркнуто, что система обеспечения,
разработанная, исходя из потребностей
предыдущих поколений, не вполне соответствует
современным условиям. «Технология
активного государственного вмешательства
в рыночную экономику, кажется, не срабатывает»,
пишут американские авторы. Это вмешательство
порождает больше проблем, чем оказывает
помощь. В США опыт возникновения
и использования концепции государства
всеобщего благосостояния выявил негативные
аспекты чрезмерного увлечения
принципом «равенства результатов»,
на котором долгое время строилась
помощь. Растет осознание социальных
осложнений, порожденных системой помощи.
Система дает возможность перебиться,
пережить нелегкое время тому, кто
способен трудиться. Она не дает погибнуть
и тем, кто не в состоянии это
делать. Но, как всякие масштабные явления,
социальная помощь имеет отрицательные
стороны, прямо вытекающие из положительных:
она способна консервировать бедность
и социально развращать своих
подопечных. Отмечено, что бедность
в США в большей степени
проблема неработающих, в то время
как несколько десятилетий назад
она была результатом низких заработков.
За прошедший период изменился состав
бедняков: ныне большинство ушло от
труда. Моральное неприятие такой
ситуации одна из характерных черт современного
американского общества. Общество видит
выход в жестком ограничении контингента
получателей длительной помощи. В этот
контингент должны входить те, кто не способен
работать: дети, инвалиды, пожилые. Стратегия
помощи должна строиться так, чтобы вернуть
к труду трудоспособных бедняков. Ставится
задача перейти от политики «государственного
вспомоществования» к политике «экономической
независимости» (новый закон о реформе
социального обеспечения, 1988г.). Таковы
взгляды американских авторов.
В конце 20го века модель государства
всеобщего благосостояния подвергалась
коренной реконструкции на базе теории
неоконсерватизма. Самые ярые сторонники
этой теории – Рейган и Тэтчер не
без основания полагали, что постоянный
бюджетный дефицит приводит к
экономическому спаду, и предлагали
существенно сократить государственное
финансирование социальной
сферы. В начале 90х годов
прошлого века правительства многих
стран предприняли шаги, направленные
на сокращение государственных социальных
расходов.
В 1993 году правительство
Франции уменьшило выплаты по
государственной программе медицинского
страхования и увеличило долю
пациентов в оплате медицинских
услуг. В Великобритании осуществляется
реформа здравоохранения с целью
усиления конкуренции в этой сфере.
В результате закрываются «неэффективные»
больницы и увольняется медперсонал.
В Швеции происходит «продажа» государственных
больниц в частные руки. В основе
кризиса «государства всеобщего
благосостояния» в Нидерландах
– резкий рост расходов по программе
помощи нетрудоспособным лицам. Помощь
составляет 70% заработка, получаемого
до наступления нетрудоспособности,
и выплачивается до 65 лет, когда
назначается пенсия по старости. Предлагается
ужесточить условия получения пособий
и сделать постоянную проверку нуждаемости
в их получении. Таких примеров можно
привести много.
Меры, предпринимаемые правительствами
разных стран, направлены на установление
более жесткого контроля расходования
государственных средств на социальное
обеспечение, сокращение финансовых потерь
в этой сфере, связанных с коррупцией
и чрезмерной бюрократизацией. Представляются
налоговые льготы для стимулирования
создания негосударственных пенсионных
фондов. При назначении пособий практически
во всех странах производится проверка
нуждаемости на их получение. Становятся
платными некоторые социальные услуги,
ранее предоставляемые бесплатно.
Во многих странах рассматривается
вопрос о повышении пенсионного
возраста.
Безусловно, считают отечественные
авторы, ни одна из западноевропейских
стран не собирается полностью отказываться
от «государства всеобщего благосостояния»:
слишком укоренилась в сознании
людей мысль о том, что государство
должно заботиться о нуждающихся. И слишком
велико сопротивление населения любым
попыткам сократить социальные расходы
государства. Но даже политики левого
толка признают необходимость продолжения
реформ системы социального обеспечения
в странах Запада.
Накопленный за десятилетия
опыт социальной поддержки населения
позволяет выявить общее и
особенное в практике социальной
деятельности стран рыночной экономики.
Замечено, что практически все
страны используют социальное страхование
для большинства населения на
случай социального риска: старость,
болезнь, инвалидность, безработица
и пр. и оказывают социальную помощь
людям, находящимся за чертой бедности.