Либеральный феминизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:44, доклад

Краткое описание

Первые выступления либеральных феминисток относятся к периоду великой французской революции, когда обнаружилось, что свободными и равными в правах являются только мужчины, женщины же не являются полноценными гражданами, а потому и не имеют всей совокупности прав и свобод. Конечно же, такое положение дел устраивало не всех. Мэри Уоллстонкрафт в 1792 году в Лондоне опубликовала свою «Защиту прав женщин».

Вложенные файлы: 1 файл

феминизм.docx

— 15.61 Кб (Скачать файл)

Либеральный феминизм

Либеральный феминизм вырос из либеральных  представлений об индивидуальной свободе  и свободе выбора.

 
Первые выступления либеральных  феминисток относятся к периоду  великой французской революции, когда обнаружилось, что свободными и равными в правах являются только мужчины, женщины же не являются полноценными гражданами, а потому и не имеют  всей совокупности прав и свобод. Конечно  же, такое положение дел устраивало не всех. Мэри Уоллстонкрафт в 1792 году в Лондоне опубликовала свою «Защиту прав женщин». Спустя десятки лет Гарриет Милль со своим соратником Джоном Миллем опубликовали ряд эссе, оправдывавших женскую эмансипацию. И Уоллстонкрафт, и Милли отмечали, что женщина - это человеческое существо, которому доступна рациональная мысль, и что она должна иметь такие же права, которые гарантированы мужчине. Они верили, что так называемая "естественная" слабость женщины, ее иррациональность и любопытство в действительности представляют собой результат недостатка образования и отсутствия свободы выбора, результат ее зависимости от мужчин, а также ее ущербной социализации.

 
Предвещая развитие феминизма, эти  авторы сформулировали ряд идей и  целей, которые остались актуальными  для феминисткой повестки дня  и по сей день.

 
Главным принципом либерального феминизма  является принцип равных возможностей. Либеральные феминистки считают, что  угнетение женщин коренится  в отказе предоставления им равных с мужчинами прав. Они отстаивают социальные и законодательные реформы, рассматривают социальную политику как важную силу в установлении доступа женщин к экономическим возможностям и гражданским правам. Основные требования либеральных феминисток: прекращение правовой, экономической и социальной зависимости женщин от мужчин; обеспечение свобод и возможностей в получении и усовершенствовании образования; поддержка открытого соревновательного функционирования экономического рынка и защита его от вмешательств и интервенций; введение законов и публичных институций, которые гарантировали бы равенство выбора и возможностей, что могло бы  привести к улучшению статуса женщины.

 
Либеральные феминистки делают акцент на социализации и обучении, так  как рассматривают их как основные стадии формирования индивидуума. На практике их работа по устранению неравенства  включает, в частности, образовательные  и социальные программы, которые  способствуют искоренению дискриминации.

 
Движения по защите прав женщин 19 и 20 веков боролись за предоставление женщинам права голосовать, либерализацию  законов о разводе, обеспечение  замужней женщины экономической  автономией, разрешение доступа женщины  к высшему образованию, оплачиваемому  труду, к профессиональной деятельности.

 
В 1960-е годы классиком либерального феминизма была американка Бетти  Фридан, которая изложила свои взгляды в книге "Загадка женственности"(1963)[1]. В ней она подвергла критике образ счастливой домохозяйки и обозначила его как несуществующий миф. Общественные нормы препятствовали личностному развитию женщины: от нее ожидалось соблюдение "инфантильных" образцов поведения, она воспринималась только через мужчину и только как пассивное существо, имеющее много общего с ребенком. В конце 1950-х годов в США идеалом считалась красивая, образованная, занятая мужем и детьми женщина, имеющая дом в пригороде, автомобиль и пр. Однако достигшие данного идеала женщины оказывались неудовлетворенными, сами не понимая причин - проблема не имела названия. У многих присутствовало чувство разочарования и недовольства, и в то же время слова "эмансипация" и "карьера" звучали для них странно. В послевоенный период, когда открылись новые возможности для карьеры и образования, несмотря на это женщины стали покидать учебные заведения, предпочитая выполнять только одну, традиционную роль. Стереотипы оказались слишком сильны. Это привело к кризису идентичности и личностного роста - проблеме, которая всегда считалась мужской. Судьба женщины рассматривалась как заданная биологией, и потому не предполагалось, что женщина может иметь проблемы идентичности и роста.

 
Как утверждала Б. Фридан, такие представления о женственности создали психоанализ, интерпретирующий невротическую зависть женщины к мужчине, и функционализм, рассматривающий статус женщины как жены и матери, а равенство полов - как нефункциональное для общества. Общество обучает девушек в первую очередь тому, как "выполнять роль женщины". Либеральное решение проблемы виделось автором в образовании и вовлечении женщин в общественную сферу, в прекращении дискриминации женщин в труде, в совмещении семьи и работы.

 
Либерализм изменялся по мере развития капиталистического мира, изменялся  и статус либерального феминизма. Либерализм в классическом смысле, подразумевавший  защиту государством гражданских свобод, создание равных возможностей действовать  на рынке, остался в прошлом. На смену  ему пришел эгалитарный либерализм, который подразумевал защиту государством экономической справедливости, предоставление социального, медицинского обслуживания и помощи семье и пр. Либеральный  феминизм проделал схожую эволюцию: проблемы, которые он рассматривал вышли за границы формального равенства, возникли новые вопросы помощи в  воспитании детей и личной свободы  в репродуктивной сфере.

 
Либеральный феминизм в конце 20 века все чаще подвергался критике  за неувязки, противоречия и конфликты  в программе либеральных феминисток. Так, например, практика показала, что  либеральные реформы не обеспечивают равенства для всех женщин — неравенство  классов, рас, этносов, дискриминация  по признаку физической неполноценности  или сексуальной ориентации укоренены  в социальных структурах, институализированы и игнорируются либеральным феминизмом. Возникновение в 60-70-х гг. 20 века множества  других феминизмов, как реакция на популярную массовую концепцию либерального феминизма, обозначил кризис последнего. К тому же, либеральный феминизм использует дихотомию приватного-публичного, что стимулирует и поддерживает дихотомию мышления, против которой в частности выступает постфеминизм [


Информация о работе Либеральный феминизм