Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:09, реферат
Основные акты жизнедеятельности человека протекают в малых группах (в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях). Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества.
Центральный психологический феномен, характеризующий малую группу как предмет социально-психологического исследования, - психологическая общность.
Введение
Проблема групп, в которые объединены
люди в процессе своей жизнедеятельности-
важнейший вопрос социальной психологии.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”».
С одной стороны,
в практике, например, демографического
анализа, в различных ветвях
статистики имеются ввиду
одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.
Малая социальная группа: понимание, виды, структура.
Основные акты жизнедеятельности человека протекают в малых группах (в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях). Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества.
Центральный психологический
феномен, характеризующий малую
группу как предмет социально-
Количественные границы
малой группы: За «нижнюю границу»
размеров малой группы большинство
специалистов принимают 3 человека. Это
связанно с тем, что в группе из
двух человек не могут формироваться
групповые социально-
Среди реально существующих малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э. Мэйо. Формальными называются группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, т.е определяются формальными или официальными предписаниями. К формальным малым группам относятся прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов (трудовые, учебные и т.д.). Они создаются обществом для удовлетворения общественных потребностей. Неформальные малые группы – это объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих самим индивидам потребностей, прежде всего – в общении, принадлежности, понимании, симпатии, любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями. Формальные и неформальные группы различаются механизмами их образования и характером межличностных взаимоотношений. Деление на формальные и неформальные группы достаточно условно, т.к. могут возникать и функционировать в рамках друг друга. По времени существования принято выделять группы временные и постоянные. Этот признак важен с психологической точки зрения, т.к. устойчивость контактов в группе – важный фактор формирования ее психологических характеристик.
Референтность малой группы – значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Основными функциями референтной группы являются сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми их в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям).
Основными параметрами малой группы являются композиция и структура группы. Композиция – это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Наиболее часто выделяют и указываются соотношения членов группы по таким особенностям, как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение.
Структура группы – Это совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами или микрогруппами как элементами этой структуры.
Наиболее часто выделяют
структуру функциональных связей, т.е.
отношений, определяемых характером распределения
функций между членами группы,
и структуру эмоциональных
Вслед за Мэйо принято выделять формальную и неформальную структуры группы или структуры формальных (официальных) и неформальных (неофициальных) связей. Формальная структура группы – это совокупность связей и отношений между членами группы, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, иерархической структурой организации и т.д.). Неформальная структура группы – это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияний. Отличительный признак организованных групп – наличие в группе функциональной структуры, т.е. распределение между ее членами функций, необходимых для достижения целей совместной деятельности.
Социометрическая структура группы - это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отражениями по результатам социометрического теста, предложенным Дж. Морено. В основе этой структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии, феномены межличностной привлекательности и популярности. Основными характеристиками социометрической структуры группы являются: характеристики социометрического статуса членов группы, т.е. положения, которые они занимают в системе межличностных выборов; характеристики взаимных эмоциональных предпочтений и отражений членов группы; наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов.
Коммуникативная структура группы – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основные характеристики: положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации); частота и устойчивость коммуникативных связей в группе; тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети»).
Ролевая структура малой
группы – это совокупность связей
и отношений между индивидами,
характеризуемая распределением между
ними групповых ролей, т.е. типичных
способов поведения, предписываемых ожидаемых
и реализуемых участниками
Структура социальной власти
и влияния в малой группе –
это совокупность связей между ее
членами, характеризуемых
Социодинамика малой социальной группы, её структура, проблема лидера
Групповая динамика
- взаимодействие членов социальных групп
между собой. Существует множество
видов взаимоотношений и
Коммуникация в группах. Одной из важнейших проблем во многих группах являются коммуникационные связи между их членами. Коммуникация - это не просто языковое, письменное или индивидуальное общение. Она рассматривается прежде всего как основа структуры группы, показатель физической и социальной близости индивидов. Очевидно, что не все виды получения информации и ее распределения между индивидами могут приводить к эффективной работе группы Многие из них отрицательно сказываются на ее сплоченности и возможности совместных действий. Это должно учитываться при управлении деятельностью группы.
Влияние различных способов коммуникаций на деятельность группы было изучено А. Бавеласом. Он рассматривал итоги деятельности групп из пяти членов при различных способах коммуникации, которые он назвал так: "круг", "змея", "штурвал", "игрек", "паутина".
А. Бавелас установил, что схемы коммуникаций при выполнении перового задания в значительной степени влияют на результаты действий группы. Например, при выполнении несложных заданий в ограниченное время наиболее эффективным способом коммуникации является "штурвал", так как этот способ исключает общение членов группы между собой. Они могут контактировать только с лидером в центре "штурвала", который получает информацию от всех, перерабатывает и выдает управленческие указания. Для выполнения творческих работ, где должно соблюдаться относительное равенство при принятии решений, очень хорош способ коммуникации "круг". Ни один из членов группы не перегружен информацией, каждый находится в равном положении и может получить информацию от любого члена группы; кроме того, здесь возможна и обратная связь. "Круг" позволяет группе быстрее ориентироваться на новые задачи, чем это делает группа с другими способами коммуникации. Каждый способ коммуникации, таким образом, приводит к разным результатам групповой деятельности.
Эффективная коммуникация
быстрее приводит к индивидуальной
удовлетворенности
Лидерство в группах. Одной из динамических характеристик группы является система социальных ролей. Исследователи группового поведения отмечают, что система взаимосвязанных ролей в группе подвержена постоянному изменению. При этом меняется не только содержание играемой роли, но и ее значимость по отношению к другим ролям. В группах существуют роли, наиболее значимые по отношению к остальным. Это роли лидеров. Само по себе лидерство - это проявление индивидом его способности, личностных качеств в поведения, соответствующем роли лидера. Исполнение индивидом роли лидера возможно в силу проявления им индивидуальных качеств, выдающихся по сравнению с качествами других членов группы, или в силу обладания им высоким формальным статусом. Во всех случаях выдвижение лидера обусловлено в конечном счете эффективностью вклада членов группы в решение групповых задач (96, т.1, с. 53-56). Другими словами, лидер появляется в том случае, если члены группы признаю деятельность какого-либо индивида наиболее значимой, а его вклад деятельность группы наиболее ценным. При этом речь идет только пользе для группы в целом. Иными словами, индивид может обладать исключительными личностными качествами, но не быть лидером, его деятельность не приводит к существенному повышению эффективности деятельности группы в целом.
Исследования по проблеме лидерства, проводимые американским исследователем Р. Белзом, показали, что характер лидерства в группе различается прежде всего по роли инструментального (делового) лидера, организующего, направляющего действия членов группы, и лидера эмоционального, т.е. создающего эмоциональный настрой, обеспечивающего высокую мотивацию у членов группы по решению групповой задачи (126). При этом исполнение роли инструментального лидера зависит от типа группы и характера ее деятельности. Так, в спортивной команде такой лидер организует и координирует действия игроков, обеспечивает "заряженность" команды на победу; в научном коллективе им может быть индивид, который является "генератором идей", определяющим основные направления работы, а в группе политических обозревателей - тот, кто наиболее качественно использует получаемую информацию, перерабатывая ее в комментарии высокого качества.
Однако очевидно,
что лидер в группе не может
возникнуть и функционировать без
поддержки ее членов, признающих его
выдающиеся качества и способности.
С этой точки зрения лидер - авторитарный
член группы, личностное влияние которого
позволяет ему играть главную
роль в деятельности группы. Его
авторитет, таким образом, базируется
на признании коллективом, группой
его деловых и личностных качеств.
Авторитет лидера может быть мнимым,
т.е. существующим только в представлении
членов группы, а может быть и
реальным, основанным на действительных
незаурядных качествах
Информация о работе Малая социальная группа: понимание, виды, структура