Маслоу о мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 18:34, реферат

Краткое описание

Цель работы заключается в рассмотрении пирамиды Маслоу и в выявлении закономерности развития потребностей.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• Проанализировать иерархию потребностей А. Маслоу
• Подробно разобрать потребность в самоактуализации, как вершину человеческих потребностей
• Выявить способы удовлетворения потребности в самоактуализации работников учреждений культуры и посетителей

Содержание

1. Введение
2. Понятие «мотивация»
3. Теория мотивации по Маслоу
4. Мотивация и иерархия потребностей
5. Потребность в самоактуализации
6. Критика теории Маслоу
7. История возникновения «пирамиды потребностей»
8. Мотивация и удовлетворение потребностей работника учреждений культуры и посетителей.
9. Заключение
10. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА.docx

— 108.47 Кб (Скачать файл)

          Федеральное государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Московский государственный университет  культуры и искусств»

Факультет социально-культурной деятельности

Кафедра менеджмента социально-культурной деятельности

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

По предмету: СОЦИОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

На тему:

«МАСЛОУ О МОТИВАЦИИ»»

 

 

Выполнила:

Давыдова Н.П.

Студентка 03304з группы

заочного отделения

Специальность: социально-культурная деятельность

Специализация: менеджмент

Проверил:

________________ Акимова Е.М.     

 

 

                                                    Москва

                                                        2014

 

План работы

  1. Введение
  2. Понятие «мотивация»
  3. Теория мотивации по Маслоу
  4. Мотивация и иерархия потребностей
  5. Потребность в самоактуализации
  6. Критика теории Маслоу
  7. История возникновения «пирамиды потребностей»
  8. Мотивация  и удовлетворение потребностей работника учреждений культуры и посетителей.
  9. Заключение
  10. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Руководители всегда сознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Однако они полагали, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. Но в большинстве случаев это неверно.

   Исследователи потребителя и менеджеры сталкиваются с проблемой того, что не существует универсального или всеми признанного описания мотивации человека. Предпринималось несколько попыток всесторонне описать силы, питающие и направляющие человеческое поведение, и эти типологии во многом перекликаются друг с другом, отражая общее согласие по поводу статуса некоторых человеческих мотивов.

Абрахам Маслоу один из ведущих ученых XX в. Его иерархия потребностей уже десятки лет считается ведущей классификацией. Основная работа Маслоу «Мотивация и личность» раскрывает зависимость и порядок потребностей.

Цель моей работы заключается в рассмотрении пирамиды Маслоу и в выявлении закономерности развития потребностей. Актуальность заключается в том, что хоть данная классификация является ведущей на сегодняшний день, но она не идеальна и не смогла охватить всего спектра потребностей человека.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Проанализировать иерархию потребностей А. Маслоу
  • Подробно разобрать потребность в самоактуализации, как вершину человеческих потребностей
  • Выявить способы удовлетворения потребности в самоактуализации  работников учреждений культуры и посетителей

 

 

 

      1. Понятие «мотивация»

 

Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

За тысячи лет до того, как слово «мотивация» вошло в лексикон руководителей, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач организации. Самым первым из применяемых приемов был метод кнута и пряника. В Библии, древних преданиях и даже античных мифах можно найти множество историй, в которых короли держат награду перед глазами предполагаемого героя или заносят меч над его головой. Предлагаемые «пряники» в награду за большинство дел едва ли были съедобны. Просто принималось как само собой разумеющееся, что люди будут благодарны за все, что позволило бы им и их семьям выжить.

Это было обычным явлением в странах Запада в конце XIX в.  Во время почтя всего периода промышленной революции экономические и социальные условия жизни в сельских местностях Англии были так тяжелы, что фермеры наводняли города и буквально выпрашивали как милостыню возможность работать по 14 ч. в сутки на грязных, опасных для жизни фабриках за плату, которой едва хватало, чтобы выжить. Когда Адам Смит писал свой труд «Исследование о природе и причинах богатства народов», жизнь для простого человека была очень тяжелой. На его концепцию «экономического человека», которая рассматривалась выше, несомненно, очень большое влияние оказало наблюдение этих жестоких реалий. В условиях, когда большинство людей боролось за выживание, был вполне понятен вывод, к которому пришел Смит, о том, что человек всегда, когда ему представится такая возможность, будет стараться улучшить свое экономическое положение.

Когда, примерно в возникла «школа научного управления», жизнь трудящихся существенно не улучшилась, несмотря на достижения технологии. Однако Тейлор и его современники уже осознали всю глупость заработков на грани голода. И они сделали мотивацию по типу кнута и пряника более эффективной, когда объективно определили понятие «достаточной дневной выработки» и предложили оплачивать труд тех, кто производил больше продукции, пропорционально их вкладу. Увеличение производительности труда, явившееся результатом использования этого метода мотивации, в сочетании с более эффективным применением специализации и стандартизации, было впечатляющим. Успех мотивации по типу кнута и пряника был так велик, что приятные ощущения от него до сих пор сохраняются у руководителей.

Постепенно, однако, благодаря в основном эффективности, с которой организации применяли достижения технологии и специализацию, жизнь обычных средних людей в конце концов начала улучшаться. И чем больше она улучшалась, тем лучше управляющие начинали понимать, что простой «пряник» не всегда заставляет человека трудиться усерднее. Этот факт заставил специалистов в области управления искать новые решения проблемы мотивации в психологическом аспекте.

 

      1. Теория мотивации по Маслоу

           Абрахам Маслоу один из ведущих ученых XXв. Его иерархия потребностей уже десятки лет считается ведущей классификацией.

В середине тридцатых годов он приступил к работе над тем, что стало основным трудом его жизни, книгой «Motivation and Personality» («Мотивация и личность»), опубликованной в 1954 г.

           В основе теории мотивации (пирамиды) Маслоу лежит тезис о том, что 
поведение человека детерминировано рядом базовых потребностей, которые можно выстроить в определенной иерархии.

           С точки зрения Маслоу, эти потребности являются универсальными, т.е. объединяют всех людей независимо от цвета кожи, национальности, стиля жизни, привычек, манеры держаться и прочих внешних проявлений.

          Он сформулировал мотивацию человека, основываясь на его потребностях. В отличие от таких известных в его время специалистов в области психологии как З. Фрейд и Б. Скиннер, заключения которых были в основном теоретическими либо основывались на поведении животных, теория мотивации Маслоу была основана на клинических экспериментах с людьми.

            И на сегодняшний день многие менеджеры и руководители понимают ту важную роль мотивации, которую она играет в достижении успеха их компаний. В теории мотивации Маслоу они находят эффективные методы и средства для мотивации своего персонала.

            В основе теории мотивации Маслоу лежат следующие факты:

-человека мотивируют  его неудовлетворенные потребности

- перед тем как переходить  на более высокий уровень мотивации, необходимо, чтобы человек удовлетворил более низкие потребности.

      1. Мотивация и иерархия потребностей

             Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий.

           1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности,

2. Потребности в безопасности  и уверенности в будущем включают  потребности в защите от физических  и психологических опасностей  со стороны окружающего мира  и уверенность в том, что физиологические  потребности будут удовлетворены  в будущем. Проявлением потребностей  уверенности в будущем является  покупка страхового полиса или  поиск надежной работы с хорошими  видами на пенсию.

3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями  в причастности, — это понятие, включающее чувство принадлежности  к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4. Потребности в уважении  включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

5. Потребности самовыражения  — потребность в реализации  своих потенциальных возможностей  и росте как личности.

           По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

           Человек, живущий в крайней нужде, обделенный всеми радостями жизни, согласно теории мотивации Маслоу, будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический, а не эмоциональный голод. По мнению Маслоу, если в организме доминируют физиологические позывы, то все остальные потребности могут даже не ощущаться человеком. Желание писать стихи, приобрести автомобиль, интерес к родной истории, страсть к желтым ботинкам — на фоне физиологических потребностей все эти интересы и желания либо блекнут, либо пропадают вовсе, т.к. человека, чувствующего смертельный голод, не заинтересует ничего, кроме еды.

Если физиологические нужды будут удовлетворены, то возникают потребности безопасности. Почти все, что говорилось выше о физиологических потребностях можно отнести и к потребностям в безопасности.

           Так же, как и в случае физиологических нужд, он полагает, что «потребность в безопасности редко выступает как активная сила, она доминирует только в ситуациях критических, экстремальных, побуждая организм мобилизовать все силы для борьбы с угрозой. Критическими или экстремальными ситуациями мы называем войны, болезни, стихийные бедствия, вспышки преступности, социальные кризисы, неврозы, поражения мозга, а также ситуации, отличающиеся хронически неблагоприятными, угрожающими условиями».

            После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности удовлетворены, согласно теории мотивации Маслоу, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности. Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей, жаждет теплых, дружеских отношений. Ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями. Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека. Стремительное развитие в современном мире разнообразных групп личностного роста, а также клубов по интересам, по мнению Маслоу, в какой-то мере продиктовано неутоленной жаждой общения, потребностью в близости, в принадлежности, стремлением преодолеть чувство одиночества. Невозможность удовлетворить потребность в любви и принадлежности, с точки зрения Маслоу, как правило, приводит к дезадаптации, а порой и к более серьезной патологии.

          Каждый человек, по мнению Маслоу, (за редкими исключениями, связанными с патологией), постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств. Каждому из нас необходимы как уважение окружающих нас людей, так и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня Маслоу разделил на два класса. В первый класс входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей автор включил потребность в репутации или престиже, т.е. в завоевании статуса, внимания, признания, славы. Удовлетворение всех этих потребностей, согласно теории мотивации Маслоу, порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, собственной значимости и силы. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы.

          Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности человека удовлетворены, мы вправе ожидать, что он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность, неудовлетворенность оттого, что он занимается совсем не тем, к чему предрасположен. Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт — сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации.

Говоря о самоактуализации, я имею в виду стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенного в нем потенциала.

Информация о работе Маслоу о мотивации