Межэтнические конфликты в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 18:51, реферат

Краткое описание

Юридическая сторона данного вопроса основана в России на статье 19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В случае нарушения данного права, предусмотрена Статья 282 Уголовного кодекса РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», которая предусматривает наказание от штрафа, до четырёх лет лишения свободы.

Содержание

Введение
Типы межэтнических конфликтов в России
а. Территориальные споры
б. Борьба за ресурсы и собственность.
в. Стремление к изменению статуса местных элит
г. Изменение системы распределения труда
Предпосылки межэтнических разногласий в современной России
Профилактика и урегулирование межэтнических конфликтов
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Mezhetnicheskie_konflikty_v_sovremennoy_Rossii.docx

— 42.85 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

Межэтнический конфликт – привычное явление в современном мире, встречающееся как в России, так и далеко за её пределами. Для понимания сущности этого феномена, а также анализа его причин, необходимо обратиться к его различным определениям. Ниже представлены лишь некоторые из них, отобранные из различных современных справочных материалов, написанных на русском языке:

  • столкновение несовпадающих интересов, взглядов, стремлений, обусловленных совокупностью национальных характеристик личностей и социальных групп… [Сл. фин. и юр. терм.]
  • одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, имеющая тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн [Крысько, 184]. 
  • столкновение взаимодействующих национальных (этнических) групп, возникающее на основе несовпадения, противопоставления, ущемления или игнорирования интересов любой из сторон. Симптомами конфликта, позволяющими зафиксировать его возникновение и развитие, являются: появления недовольства в той или иной форме со стороны любой из взаимодействующих национальных групп возникновение межнациональной напряженности; формирование установок на активное участие в тех или иных формах протеста; низкая оценка статуса своей национальной группы большинством ее представителей. В возникновении конфликтной ситуации первоначальное значение имеет массовое распространение негативных стереотипов и оценок, адресованных другой национальной группе. Затянувшийся или принявший изначально острую форму конфликт может привести к тяжелым последствиям (о чем свидетельствует практика становления новых независимых государств на территории бывшего Советского Союза). Особую важность приобретает в этой связи прогнозирование возможных конфликтов и их нейтрализация (трансформация, локализация) на ранних стадиях [Рос. соц. энц.].

Из приведённых выше определений можно сделать вывод, что межэтнический конфликт – это состояние недовольства, зачастую выражаемое агрессией, одной этнической общности по отношению к другой (как правило, менее многочисленной на данной территории), либо обоюдного. Важно отметить также, что под этнической общностью понимается минимальная группа людей, объединённая рядом общих признаков, таких как язык, культура, территориальная принадлежность, самосознание (самоопределение). Так как в современном русском языке термин «национальность» зачастую определяется как «принадлежность к той или иной этнической общности», то и конфликты могут носить название «межнациональных».

Юридическая сторона данного вопроса основана в России на статье 19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В случае нарушения данного права, предусмотрена Статья 282 Уголовного кодекса РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», которая предусматривает наказание от штрафа, до четырёх лет лишения свободы.

Несмотря на приведенные меры охраны этнических прав и свобод, в России в последние десятилетие наблюдается острое обострением ситуации межэтнической розни. Об этом могут свидетельствовать в том числе и вооруженные нападения, жертвами которых являются представители определённых этнических групп. Рассмотрением причин такой ситуации занимаются ученые из разных областей научного знания: политологии, социологии, психологии, конфликтологии и прочих. Большинство ученых утверждает, что межэтнические конфликты подрывают государство изнутри, тормозит его развитие, деморализует общество.

Типы межэтнических конфликтов в России

Типовой механизм возникновения конфликта описана в учебнике С.С. Фролова «Социология». О природе любого конфликта автор пишет следующее: «Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безличный характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни» [Фролов, 211]. Предпосылки конфликтной ситуации автор объясняет, используя известную классификацию А. Маслоу. В ней все человеческие потребности подразделяются на пять основных типов: 1) физические потребности (пища, материальное благополучие и т.п.); 2) потребности в безопасности; 3) социальные потребности (потребности в общении, социальных контактах, взаимодействии); 4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции; 5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребности в творчестве) [там же].  Далее, автор описывает действия, необходимые при возникновении преграды на пути удовлетворения данных потребностей. Наступает так называемая «блокировка», при который индивид (группа) испытывает состояние от легкого замешательства, до глубокого шока, и вынужден(а) искать альтернативные варианты достижения цели. Многократные последовательные блокировки приводят к состоянию фрустрации - напряжению, неудовольствию, переходящему в раздражение и злость. Такая ситуация и ложится в основу будущему конфликту: «Агрессивное поведение, вызываемое фрустрацией, может быть направлено на другого человека или группу людей, если они явятся причиной развития фрустрации или представляются таковыми») [там же]. Согласно этой точке зрения, причиной межэтнического конфликта является неприязнь одной этнической общности к другой, вызванная пересечением сфер их интересов и блокировкой реализации потребности одной из них, отсутствие мер, направленных на выход из созданной ситуации блокировки, или, напротив, создание новых и новых блокировок. 

Непосредственную причину конфликта С.С.Фролов описывает следующим образом: «Характерной особенностью каждого конфликта в момент его зарождения является наличие объекта, обладание которым (или достижение которого) связано с фрустрацией потребностей двух субъектов, втягиваемых в конфликт. Этот объект должен быть принципиально неделимым или казаться таковым в глазах соперников. Бывает, что этот объект может быть разделен и без конфликта, но в момент его зарождения путей к этому соперники не видят, и их агрессия направляется друг на друга» [Фролов, 213].

Как и сам феномен межэтнического конфликта, так и его предпосылки имеют неоднозначный характер и не принадлежат к одной конкретной сфере жизни (политике, экономике и т.д.). Среди основных причин межэтнических конфликтов можно назвать: территориальные споры, миграции и перемещения, стремление к самоопределению (в том числе религиозному), борьба за материальные ресурсы или их перераспределение, претензии на власть национальных элит, конкуренция между этносами в сфере разделения труда и др.

 

    1. Территориальные споры

В современной мировой истории данная причина конфликтов является одной из самых распространённых. Вот лишь несколько самых значительных примеров: СССР, Чехословакия, Югославия, Абхазия, Чечня и более актуальные, такие как Каталония, Крым.  Такие конфликты получили название «этнотерриториальных». Основной причиной конфликта в данной ситуации выступает некая территория, право на владение которой предъявляют одновременно две этнические общности. Предпосылки такой вражды могут иметь различный характер. Во-первых, спор вокруг определенной территории может быть исторически предопределён, т.е. имеется историческое право на владение территории. В таком случае, как правило, детальное углубление в историю вопроса не только не помогает в разрешении конфликта, но и зачастую только усугубляет его.

Примером такой ситуации может служить межэтнический конфликт между Арменией и Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха. Значительно после развернувшихся на этой территории военных действий, в 2008 году на первомайском рынке Российского университета дружбы народов стенды этих двух конфессий оказались рядом друг с другом. Причиной разжигания межэтнического конфликта стало наличие спорной территории на карте обоих государств. В итоге, несколько человек было госпитализировано с ножевыми ранениями. В данном случае, противоборствующие стороны не видят возможного выхода из спорной ситуации, т.к. для каждой из сторон важна безоговорочная капитуляция второй.

Возможна также и иная модель этнотерриториального конфликта, возникшего и в современной России. Такая модель обусловлена пятой потребностью из квалификации А.Маслоу: потребностью к самоутверждению. Как пишет Тишков В.А. в работе «Общество в вооруженном конфликте»: «Чеченцы, как один из крупных и наименее ассимилированных русской культурой российских народов пережили в сравнительно недавней истории события, которые породили в них чувство попранного коллективного достоинства и потребность в крайних формах самоутверждения» [Тишков, 118].  Такой сценарий характерен для большого количества межэтнических конфликтов современности (Шотландия, Тибет). Блокировка, встреченная на пути возникновения потребности к самоутверждению, по мнению Тишкова В.А., заключалась в следующем: «Лидеры государств не смогли найти компромиссного и неамбициозного подхода к манифестным формам поведения и уязвленной эмоциональности мятежных политиков периферии» [там же].

Данную ситуацию можно объяснить следующим образом: по мере демокртизации общества этнос может, достаточно хорошо развиться в социально-экономическом плане, что повысит его статус, развить совою культуру, а государства своего не иметь, поэтому возникают движения с целью создания независимого национального государства, тем более, если этнос уже имел собственное государство на протяжении его истории.  Подобные стремления к изменению своего государственного статуса служат одной из наиболее частых причин этнических конфликтов. К такого рода конфликтам можно отнести, например, и грузино-абхазский, и армяно-азербайджанский.

 Но, как упоминалась  выше, любые конфликты как правило, обусловлены целым рядом различных  факторов. Так и события в Чечне  спровоцированы и следующим критерием.

    1. Борьба за ресурсы и собственность.

Стремление этноса завладеть какими-либо материальными ресурсами, среди которых наиболее важными является земля и её недра, непременно приведет к конфликту, где одни будут пытаться доказать другим право на “естественное” пользование ресурсами. Ресурсные конфликты имеют тупиковый характер, поскольку передел собственности ведет к противоречию местных элит с федеральным центром. Происходит стремление к суверенизации. Примером такого конфликта также может быть чеченская война.

    1. Стремление к изменению статуса местных элит

Статусные конфликты возникают всегда из-за стремления элит перераспределить, изменения, смены властные полномочия в обществе и главенствующей политической элиты. Чаще всего такие конфликты происходят в условиях переходного общества, в условиях которого всю социальную напряженности элиты могут перевести межэтнический конфликт. В основе этнических конфликтов этого типа лежат процессы модернизации и интеллектуализации народов. Создание интеллектуальной элиты в этнических общностях приводит к тому, что в престижных видах деятельности возникает конкуренция между титульными и основными этносами. Вследствие представлений о самодостаточности и самостоятельности представители титульных этносов начинают претендовать на престижные и привилегированные места, в том числе и во власти.

Вот как ситуацию, развивающуюся по подобному шаблону в Чечне описывает В.А. Тишков: «В 1960-80-е гг. часть чеченцев прошла ускоренный курс модернизации, получила высшее образование, выдвинула из своих рядов крупных хозяйственников, военных, политиков, ученых. 
В условиях краха унитарной системы и ослабления партийной номенклатуры эта новая элита сформулировала претензии от «имени народа» на перераспределение власти в свою пользу и на приоритетный доступ к ресурсам.

Наиболее амбициозные лидеры при прямой поддержке части политиков в центре, а также представителей диаспоры смогли мобилизовать часть населения вокруг лозунга борьбы с коммунизмом и идеи независимости.  
Приход к власти Дудаева был начат как вариант проводившейся центром декоммунизации, облеченной в форму и риторику народной революции, а завершен в форме политического мятежа»[Тишков, 139].

    1. Изменение системы распределения труда

Как показывает практика, практически во всем полиэтничных государствах, таких как Россия, складывается негласное разделение труда между группами этносов. А так как каждый труд даёт разный доход, то из-за этого начинается скрытая конкуренция между этносами. Когда же существует определенная зависимость между сферами труда и этническими общностями, эта конкуренция переносится и на сами этнические группы, в результате чего возникает напряжение в межэтнических отношениях - первый признак назревающего конфликта. Такая проблема наиболее актуальна для межэтнического взаимодействия в современной России.

Этот список можно продолжать и дальше, большая часть этих причин разработаны учеными-политологами и -социологами более глубоко. Современное их многообразие позволяет это сделать, но необходимо также учитывать, что специфика каждого вида межэтнических конфликтов может меняться в ходе самого конфликта.

Предпосылки межэтнических разногласий в современной России

По официально версии бытовавшей в СССР, главным фактором происхождения межэтнических конфликтов считается отступление от ленинской национальной политики. Одни ученые видели это в сталинских репрессиях, депортациях целых народов, в декларативном характере федеративных отношений в обществе.

Другие ученые считают, что отступление от ленинской национальной политики произошло тогда, когда большевики согласились на федеративное устройство в бывшем СССР и отошли от единого централизованного государства.

Как следствие коммунистического тоталитарного политического режима рассматривал конфликтолог и этносоцилог И.И.Крупник, считавший это простым “возвращением насилия прошлого”.

Кроме политических версий была предложена новая социально-структурная модель, суть которой заключалась в том, что в основе межэтнической напряженности лежат процессы, связанный с современной модернизацией и интеллектуализацией общественного разделения труда. Этот процесс привел к тому, что начала нарастать конкуренция в различных сферах труда между русскими и титульными этносами. По мнению ученых в 70-х годах XX века сложилась не только полиструктурная интеллигенция, но также научная, художественная-творческая, производственная, начали складываться новые этносоциальные ценности и представления, в том числе о самодостаточности и большей этнической самостоятельности. Но это не воспринималось всерьёз правительством СССР. Большинство русских, приезжавших в республики, с установкой на помощь местному населению чувствовали себя выше титульного этноса.

Информация о работе Межэтнические конфликты в современной России