Место социологии в структуре современного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 17:13, реферат

Краткое описание

Место социологии в структуре современного знания Объект и предмет социологии Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет. Общество изучается также социологическим познанием.
Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом (1798 - 1857). О. Конт и затем англичанин Герберт Спенсер впервые обосновали необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную

Вложенные файлы: 1 файл

Место социологии в структуре современного знания Объект и предмет социологии Человеческое общество.docx

— 20.51 Кб (Скачать файл)

Место социологии в структуре современного знания Объект и предмет социологии Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет. Общество изучается также социологическим познанием.

Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая  в буквальном переводе «учение об обществе». Впервые понятие социология введено в научный оборот еще  в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом (1798 - 1857). О. Конт и затем англичанин Герберт Спенсер впервые обосновали необходимость выделения социального  знания в самостоятельную научную 

дисциплину. По Конту, социология изучает неизменные естественные законы. Для обозначения самой  молодой науки Конт использует различные  термины: социальная философия, социальная наука, социальная физиология, социальная физика. Впервые Конт употребил слово  «социология» в 1839 г в одной из лекций курса позитивной философии. Этим термином Конт обозначает «ту  дополнительную часть естественной философии, которая относится к 

позитивному изучению совокупности фундаментальных законов, свойственных социальных явлениям». Первоначально  социология обозначала обществоведение, но с течением времени объект и  предмет социологии непрерывно менялись и уточнялись, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Рассмотрим место социологии в структуре современного знания. Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей

 

 

 Объект и предмет социологии

Объект науки:  
1) Это реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира.  
2) Область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск.  
3) Поле исследовательской деятельности.

Предмет социологии

Существует несколько  основных подходов к определению  предмета социологии.  
1) Социология – это универсальная наука об обществе, призванная изучить глубинные основы социальной жизни (О.Конт, Г.Спенсер)  
2) Социология изучает социальное (взаимодействие между людьми, социальными группами). Согласно данному подходу социология не имеет специально отведенной сферы социальной явлений (в отличие от политологии, экономики, юридической и т.д.). С другой стороны, она не является всеохватывающей наукой об обществе. Социология стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения, проявляющие в любых областях общественной жизни (экономическая, духовная, политическая, социетальная).  
3) Социология это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их организации (социальные институты, социальная структура, социальные системы). Социальная общность – различные формы организации, взаимодействие социальных субъектов: индивидов, групп, слоев, классов, этносоциалных, территориальных, государственных образований и человечество в целом).

В узком смысле под предметом социологии понимают:  
1) человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям; исследования человека; как члена социальной общности; социальный слоя; социального института; мотивы поведения в конкретной общественной ситуации, его потребности, жизненные ориентации, внутренний мир.  
2) Деятельность человека, посредством изучения которой раскрываются институциональный, стратификационный, управленческий. И другие уровни организации общественной жизни.  
3) Отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающее неодинаковое участие в экономической и духовной жизни. Различающиеся уровнями и источниками своих доходов, структурой личного развития, типом общественного сознания.  
4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты): социально-демографические, национальные; социально-профессиональные и т.д.  
5) С точки зрения глобалистов современный мир описывается с геноэкономических, геополитических, транс-культурных позиций; изучаются: исторические системы (цивилизации; культурно-исторические типы).  
6) Реальное общественное сознание – деятельность и поведение людей, как воплощение из знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, закрепленных в коллективном сознании.

В самом широком  смысле, социология – это наука  об обществе, и закономерностях, проявляющихся  в общественных явлениях, в предметной области социологии оказываются: общество как целостность; социальные общности, институты и организации; личности, взаимодействие личности и общностей; социальные действия; социальные процессы и изменения.

Согласно приведенному выше понимания социологии можно  рассматривать и структуру социологического знания: 
-общие социологические теории, которые отражают определяющие тенденции становления и функционирования социальных общностей, общую роль и место в этих процессах человека как существа социального; 
-специальные социологические теории, исследующие развитие и воспроизводство человеком отдельных социальных общностей, а также суть и основные характеристики человека социального; 
-отраслевые социологические теории, раскрывающие механизм жизнедеятельности и функционирования социальных общностей в определенных сферах общественной жизни и процессы социализации человека; 
-эмпирические социологические исследования, направленные на выяснение, анализ и обобщение социальных фактов: действий, поступков, мышления людей, конкретных продуктов человеческой деятельности, развития и взаимодействия созданных людьми социальных сообществ; 
 
Структуру социологического знания можно изобразить следующим образом: 
 
1.Общие социологические теории 
Специальные социологические теории: 
-социология личности 
-социология семьи 
-социология молодежи 
-социология города 
-социология села 
-социология класса, состояния 
-социология нации 
-социология конфликта 
-социология социальных отклонений 
 
2.Отраслевые социологические теории: 
-социология культуры 
-социология политики 
-социология труда и управления 
-социология досуга 
-социология воспитания 
-социология образования

 

Общество как  социальная система

Общество с точки зрения системного подхода может рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема в свою очередь сама являет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. Таким образом, общество — что-то вроде набора матрешек, когда внутри большой матрешки находится матрешка поменьше, а внутри нее — еще более маленькая и т.д. Таким образом, существует иерархия социальных систем.

Общий принцип теории систем заключается в том, что система  понимается как нечто гораздо  большее, чем просто сумма своих  элементов, — как целое, благодаря  своей целостной организации  обладающее качествами, которых нет  у ее элементов, взятых в отдельности.

Отношения между элементами системы таковы, что поддерживаются сами собой, они никем и ничем  не направляются извне. Система автономна  и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Поэтому системное  понимание общества всегда связано  с большой проблемой — как  соединить свободное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и обусловливающей самим  своим существованием его решения  и поступки. Что может знать  индивид об отдаленных последствиях своих действий, которые могут  оказаться противоположными его  ожиданиям? Он просто превращается в  «колесико и винтик общего дела», в мельчайший элемент, и социологическому рассмотрению подвергается не сам индивид, а его функция, обеспечивающая в  единстве с другими функциями  сбалансированное существование целого.

 

 

Социальные институты

 

Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы.

Социальный институт в  социологической интерпретации  рассматривается как исторически  сложившиеся, устойчивые формы организации  совместной деятельности людей; в более  узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп  и личности.

Социальные институты (insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

 

Основные социальные институты

К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.

Семья - важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.

Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).

Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.

Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.

Наука — особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).

Право — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).

Все рассмотренные  выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы  к ним. Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма  познавательной деятельности или как  система знаний; семья — это  не только институт, но и малая социальная группа.

Религия как социальный институт

Религиозный институт относится к несветской культуре, но играет очень важную роль в жизни  многих людей как система норм культурного поведения, т. е. служения Богу.

О социальной значимости религии в мире говорят следующие  статистические данные о числе верующих в начале XXI века: из 6 млрд населения земного шара более 4 млрд – верующие.

Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций  в этих областях.

Происходит «наложение»  религиозных отношений на другие общественные отношения.

Среди основных функций  религии как социального института  можно отметить следующие:

1) объяснение прошлого, настоящего и будущего человека;

2) регулирование морального поведения от рождения до смерти человека;

3) одобрение или критика социальных порядков в обществе;

4) объединение людей и поддержка в трудные минуты.

Социология религии  уделяет большое внимание выяснению  социальных функций, которые выполняет  религия в обществе. В результате социологи сформулировали различные  точки зрения на религию как социальный институт.

Так, Э. Дюркгейм считал, что религия – продукт человека или социальной группы, нужный для морального единства, выражение коллективного идеала.

Бог – отражение  этого идеала. Функции религиозных  церемониалов Дюркгейм видит в:

1) сплочении людей – собрании для выражения общих интересов;

2) ревитализации – оживлении прошлого, соединения настоящего с прошлым;

3) эйфории – общем принятии жизни, отвлечении от неприятного;

4) порядке и обучении – самодисциплине и подготовке к жизни.

М. Вебер уделял особое внимание изучению протестантизма и выделял его позитивное влияние  на развитие капитализма, определившего  такие его ценности, как:

1) упорный труд, самодисциплина и самоограничение;

2) приумножение денег без расточительства;

3) личный успех как ключ к спасению.

 

 

 


Информация о работе Место социологии в структуре современного знания