Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:38, доклад
Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано
Новосибирский
Государсственный Технический Университет
ДОКЛАД
На тему:
Метод анкетирования
Факультет: МА
Группа: ЭМ-97
Студент: Швецова М.С.
Преподаватель: Кузин
С.А.
Новосибирск 2011
Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.
Анкетирование
редко бывает сплошным (охватывающим
всех членов изучаемой общности), гораздо
чаще оно имеет выборочный характер.
Поэтому достоверность и
Основным (но не единственным) инструментом этого метода является анкета, состоящая не только из опросного листа и "паспортички", но и из преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т.к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.
Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений. В анкете можно и нужно ставить:
1. не только программно-тематические, т.е. непосредственно вытекающие из исследовательской программы вопросы, но и процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода опроса;
2. как прямые,
предлагающие респонденту
3. вопросы - "крючки", ставящиеся для того, чтобы респондент "клюнул", т.е. ради поддержания его интереса к заполнению анкеты;
4. вопросы - "фильтры", позволяющие выделить часть респондентов по какому- либо признаку, скажем, отсеить ту их часть, мнение которой по следующему за "фильтром" вопросу представляется либо особо ценным, наоборот, либо не очень важным;
5. контрольные
вопросы, проверяющие
6. вопросы - "ловушки", являющиеся разновидностью контрольных, предназначенные для выяснения степени искренности ответов;
7. наводящие
вопросы, помогающие точнее
8. дихотомические
вопросы, предполагающие два
9. вопросы
- "меню", т.е. с поливариантными
ответами, когда респондент может
выбрать любое сочетание
10. вопросы - "диалоги", ответы на которые
составляются из ответов воображаемых
лиц;
11. шкальные вопросы, т.е. такие, ответ на
которые заключен в шкалировании чего-либо;
12. табличные вопросы, предполагающие
ответ в форме заполнения таблицы;
13. закрытые вопросы, т.е. сопровождаемые
всеми теоретически возможными вариантами
ответа, из которых респонденту предстоит
выбрать тот, который соответствует его
мнению;
14. открытые вопросы, не содержащие ни
одного варианта ответа, предполагающие,
что респондент напишет то, что хочет,
в специально отведенном месте анкеты;
15. полузакрытые, точнее, частично закрытые
(или частично открытые) вопросы, на которые
заранее дана лишь часть вариантов ответа,
которая может не удовлетворить респондентов,
имеющих возможность дописать свой вариант.
Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке анкетных данных. Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме "меню", шкал, таблиц и дихотомий, более удобные для обработки, но не дают гарантии учета полноты респондентских оценок.
Важно подчеркнуть
необходимость соблюдения правила
системности анкеты.
Это нужно, чтобы использовать в научных
целях информацию не только по отдельным
вопросам, но и ту, которая обнаруживается
при осмыслении всех вопросов как взаимодействующих
структур, а всех ответов на них как взаимодействующих
элементов.
Постановка
в анкете контрольных вопросов (в
том числе "ловушек") не освобождает
ее составителя от логической выверенности
последовательности вопросов, обеспечивающей
их взаимоконтроль. Традиционная для социологического
анкетирования логика построения вопросников
строится на принципе "от общего к частностям",
при которой последующие вопросы играют
роль контрольных по отношению к предыдущим.
Но иногда целесообразно руководствоваться
противоположным принципом - "от частностей
к общему".