Методология и методика социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 01:28, контрольная работа

Краткое описание

Термин «социология» происходит от латинского слова «societas» (общность, группа) и греческого «logos» (слово, учение) и означает, следовательно, «науку об общностях». Впервые этот термин употребил Огюст Конт (1798-1857), крупнейший французский ученый, в своей работе «Курс позитивной философии» (1842).
Объектом социологии в наиболее общем смысле является общество. В этом отношении объект социологии совпадает с объектом других социальных наук — социальной философии, социальной психологии, истории, политологии, культурологии и т.д.

Содержание

1) Социология как наука
2) Определение и объект методологии
3) Подготовка социологического исследования
4)

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по социологии.docx

— 38.07 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г. Разумовского»

 

ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕЖДМЕНТА  

 

Профиль:   ТОВАРОВЕДНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА НА ЭТАПАХ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ,ХРАНЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО СОЦИОЛОГИИ

 

 

 

Тема:  Методология и методика социологического исследования

 

 

 

 

Выполнила: Таланова Евгения Владимировна

 

Курс : 1 Форма обучения: заочная

 

Шифр : 100800.62               

 

Институт: Технологического менеджмента

 

Направление : Товароведение

 

Научный руководитель: Осипенко Светлана Викторовна

 

 

 

Москва – 2013 г.

 

 

Оглавление:

  1. Социология как наука
  2. Определение и объект  методологии
  3. Подготовка социологического исследования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социология как наука

 

Термин «социология» происходит от латинского слова «societas» (общность, группа) и греческого «logos» (слово, учение) и означает, следовательно, «науку об общностях». Впервые этот термин употребил Огюст Конт (1798-1857), крупнейший французский ученый, в своей работе «Курс позитивной философии» (1842).

Объектом социологии в наиболее общем смысле является общество. В этом отношении объект социологии совпадает с объектом других социальных наук — социальной философии, социальной психологии, истории, политологии, культурологии и т.д.

Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.

Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);

2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях(Э. Дюркгейм);

3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);

4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).

Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:

1) когнитивная (познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;

2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;

3) прикладная – социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества;

4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;

5) прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;

6) идеологическая – социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;

7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.

Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования. В социологии метод – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.

Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).

Второй уровень отражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).

Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности.

Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории.

Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.

К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

Собственно социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определение и объект методологии

 

Методология - (от греч. methodos — путь исследования или познания, logos — понятие, учение) — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология  воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности, не только научной, но и технической, педагогической, политической, управленческой, эстетической и др. Прогресс методологии  был обусловлен успехами материального и духовного производства. Методология  существенно обогатилась в связи с общим развитием социальной практики и науки. Методология  носит всеобщий характер, но она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. Одной из таких сфер является психика, исследование которой предполагает разработку соответствующих методов. Поэтому методология,  функционируя в качестве общей системы объяснительных принципов и регулятивов, применяется в психологии соответственно своеобразию ее предмета, что требует разработки и применения специальной конкретно-научной методологии,  современных условиях, для которых  характерно непосредственное взаимодействие множества научных направлений и специальностей.

Объектом изучения является сам процесс социологического исследования (формы и методы проведения исследования, формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования, определение целей и задач исследования, интерпретация и операционализация основных понятий, выдвижение рабочих гипотез, разработка рабочего плана исследования, обоснование выборки, разработка схемы сбора и анализа исходных данных), предметом же - методология социологического исследования (техники, методы, процедуры).

Цель данной контрольной работы - изучить методологию социологического исследования. Методологию можно определить как принципы организации исследований, «нормы», при помощи которых выбираются и оформляются процедура и техника. Надо отличать методологию от теории социологии, предметом которой являются некоторые аспекты взаимодействия людей и которая, следовательно, субстантивна по своему характеру.

 

 

 

  1. Формы и методы проведения социологических исследований

 

Социологические методы занимают особое место в инструментарии исследования социальных систем и процессов.

Областью применения социологических методов является исследование ценностных ориентаций членов социальных сообществ по отношению к различным явлениям, изучение которых позволяет выявлять тенденции в развитии общества и определить меры эффективного воздействия на членов этих сообществ.

Социологические методы позволяют более полно представить картину исследуемой реальности, включающей наряду с объективными характеристиками внешнего объекта, ценностные ориентации, интересы и сложившиеся стереотипы.

Социологические методы дают точные представления о состоянии и динамике социальных систем.

Главной целью социологии как науки является объяснение и прогноз поведения социальных субъектов в определённых условиях, особенности искусственного конструирования этих условий и диагностика характера взаимоотношений внутри социальной общности.

Социологические исследования призваны определить адекватность социальных условий устанавливаемым в рамках этих общностей целям.

Ключевыми направлениями практического применения социологических методов в исследовании социально-экономических и политических процессов являются:

1. Выявление факторов, влияющих  на проявление и изменение  параметров социального объекта. К примеру, управленческая задача  усиления трудовой мотивации  должна сопровождаться определением  факторов, которые определённым  образом влияют на мотивационную  активность в данный момент, сдерживая  или стимулируя эту активность.

2. Определение факторов, формирующих  структуру потребительского спроса  и учитываемых в практике маркетинговых  исследований.

3. Подготовка и реализация управленческих  решений. В практике управления  многое зависит от того, как  принимаются решения в социальных  группах и насколько ориентации  социальной группы способствуют  поставленным перед ней задачам.

4. Определение межличностных взаимоотношений  в социальных группах, призванное  обеспечить эффективное взаимодействие  членов рабочих коллективов при  выполнении производственных задач.

5. Выявление ценностных ориентаций  личности и социальных групп, участвующих в достижении социально  значимых целей, - деятельности, предполагающей  наличие единого центра координации  и управленческого контроля. Общность  ценностных ориентаций людей  обеспечивает наилучшие условия  для организации их совместной  деятельности и усиление эффективности  управленческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Подготовка социологического исследования.

 

 Всякое исследование следует начинать с постановки проблемы. Это          первый, начальный момент в социологическом исследовании. Решение о проведении социологического исследования должно быть обосновано практической целесообразностью. Нацеленность на практику – первое правило социолога.  
 
Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.  
 
Разведывательное исследование – наиболее простой вид социологического исследования, поскольку решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. Разведывательное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких масштабных исследований. Потребность в этом возникает в тех случаях, когда предмет таких исследований относится к числу мало или вообще не изученных корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой проблем. В частности, данный вид исследования может успешно применяться для получения дополнительной информации о предмете и объекте, уточнения и совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в хода его проведения. Выполняя названные вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных социологических данных. Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации, позволяющий осуществить его в короткое время.  
 
Описательное исследование – это более сложный вид социологического исследования. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Описательное исследование обычно применяется, когда объект анализа – относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. В таких ситуациях выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп позволяет осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними. Выбор метода сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью.  
 
Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты. Аналитическое исследование имеет большую практическую ценность.  
 
Подготовка аналитического исследования требует тщательно разработанной программы и инструментария. Для этого нередко при помощи разведывательного или описательного исследования собираются сведения, которые дают предварительное представление об отдельных сторонах изучаемого объекта и предмета, позволяют выбрать оптимальные пути их дальнейшего углубленного анализа. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер.  
 
Самостоятельной разновидностью аналитического исследования можно считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования интересующего исследователя объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые черты и свойства.  
 
Социология как научное изучение общества исходит из предположения о возможности собрать объективные обобщенные данные о тех или иных сферах общества, отдельных проблемах и людях. Поэтому в социологии имеются определенные стандарты, которые могут быть использованы для оценки этих данных. В социологии, как и в большинстве наук, важное значение придается эмпирической основе, и, прежде всего фактам. Цель социологии, как и всякой науки – описание исследуемых явлений и выявление присущих им закономерностей.  
Закономерности представляют собой периодически повторяющиеся тенденции. Установление закономерностей имеет огромное значение, так как создает основу для прогнозирования исследуемых явлений, предвидения типов поведения и событий, а значит, и осуществления контроля над социальными процессами в обществе, выработки рекомендаций по вопросам политики, экологии, воспитания, культуры и т.д.  
 
Задачей изучения данной темы является получение общего представления о том, как провести социологическое исследование, ознакомится с методикой его проведения и основными процедурами.  
 
В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основные этапа:  
1.  подготовительный (разработка программы исследования);  
2. основной (проведение эмпирического исследования);

Информация о работе Методология и методика социологического исследования