Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 16:39, контрольная работа
Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером, либо механически.
1. Понятие и специфика метода интервью
2. Формы интервью
3. Процедура использования интервью
4. Интервьюер
5. Проблемы метода интервью
6. Интервью ситуация
Заключение
Список использованной литературы
Содержанание 1. Понятие и специфика метода интервью 2. Формы интервью 3. Процедура использования интервью 4. Интервьюер 5. Проблемы метода интервью 6. Интервью ситуация Заключение Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером, либо механически. Основные достоинства интервью: 1. Ситуация интервьюирования
по форме близкая к обыденному
разговору, способствует 2. Возможность наблюдать
человеческие реакции 3. Личностный характер
взаимодействия обеспечивает 4. Устный характер контакта
позволяет устранить Интервью, как вид исследования,
позволяет осуществить Обязательным условием успешного
проведения интервью является соблюдение
процедуры интервью: 1) точный выбор
респондента как объекта Успех интервью зависит от
качества общения, степени контакта
между интервьюером и респондентом,
их взаимопонимания, готовности респондента
помочь интервьюеру. Вопросы профессионально
удачного интервью являются не просто
инструментарием для съема В отечественной социологической практике интервью применяется значительно реже, чем анкетный опрос. основными сферами применения интервью являются пробные, пилотажные исследования, изучения общественного мнения, опросы экспертов, телефонные опросы, контрольные и выборочные беседы при анкетных исследованиях.
1. Понятие и специфика метода интервью Интервью (англ. interview - беседа с глазу на глаз) - особый вид исследовательского общения с индивидом, применяемый в качестве метода сбора информации. Интервью применяется в социологии, психологии, журналистике, медицине, криминологии. В истории интервью можно выделить начальный период, когда оно применялось в основном в психиатрии в качестве клинической глубинной беседы в пациентом. При этом интервью использовалось как в качестве метода получения информации о больном, так и в качестве метода оказания терапевтического воздействия. С развитием эмпирических социологических исследований интервью постепенно становится одним из основных методов сбора информации наряду с анкетированием. В отличие от последнего интервью осуществляется при помощи специального подготовленного для этого лица - интервьюера. В некоторых случаях социологи сами выступают в роли интервьюеров. В основе интервью лежит беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели ее заданы «извне» программой и задачами социологического исследования. В силу этого интервью как исследовательское общение представляет собой мотивированное извне псевдообщение; при котором возникает обычная межличностная мотивация. От характера общения, от тесноты контакта и взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, качество получаемой информации. Специфика интервью состоит в том, что получаемая информация несет на себе следы общения интервьюера с опрашиваемым. Эта особенность интервью, по мнению многих исследователей, составляет его основной недостаток. Другие исследователи считают интервью «королевским путем» в познании социальных явлений (Р.Кениг). С методологической точки зрения именно интервью представляет тот специфический метод исследования, который характерен для социального познания. В физике, например, нет такой возможности, как в социологии, ибо «скалы не разговаривают» (М. Вебер). То обстоятельство, что полученная в интервью информация частично формируется, уточняется непосредственно в процессе общения сторон, выдвигает, в отличие от анкетного опроса, особые требования к методологии анализа и общения данных интервью. Это касается, с одной стороны, необходимости учета возможности воздействия целевых установок интервьюеров на поведение и мнения опрашиваемых. С другой стороны, непосредственное общение с опрашиваемым, эмоциональный контакт создают особые условия для более глубокого понимания объекта, чего не может дать ни одна, даже очень хорошая анкета. Возможность сочетания метода опроса и наблюдения в едином исследовательском акте, безусловно следует отнести к преимуществам интервью. Для проведения социологического исследования методом интервью требуется тщательный подбор и специальное обучение интервьюеров. От профессиональных и личностных качеств интервьюера во многом зависит успех интервью. Как правило, социологи предварительно разрабатывают подробный план интервью с указанием конкретных тем, которых должен касаться в беседе интервьюер. План интервью служит ориентиром в беседе с опрашиваемым. Чаще, однако, социологи подготавливают опросный лист, в котором даются все интересующие вопросы в определенной последовательности и с заданными формулировками. 2. Формы интервью Выделяют следующие формы интервью: По форме и технике опроса - 1) стандартизированное ( 2) полустандартизированное (полуформализованное, полуструктурированное) интервью - интервью, предполагающее использование не только закрытых вопросов, но и некоторого количества открытых вопросов; 3) нестандартизированное (свободное) интервью - интервью, при котором стандартизация процесса собственно интервью сведена к минимуму, здесь нет заранее подготовленного плана и сформулированных вопросов. По целевому назначению - 1) ретроспективное интервью
(имеет целью оценочное 2) интроспективное интервью (имеет целью изучить мнения и оценки людей по поводу текущих событий); 3) прожективное интервью (имеет целью выявить возможное отношение людей к виртуально возможным событиям или поведение людей в потенциально возможных ситуациях). По типу опрашиваемых лиц - 1) интервью экспертов; 2) интервью простых респондентов; 3) интервью ответственных должностных лиц. По количеству опрашиваемых респондентов - 1) индивидуальное интервью; 2) групповое интервью. По процедуре - 1) однократное интервью; 2) многократное (панельное)
интервью (предполагает сбор информации
от одной и той же аудитории
респондентов по единому 3) фокусированное интервью
(направленное) - интервью, ставящее
целью изучение мнений 4) глубинное (клиническое,
интенсивное) интервью - социологическое
интервью, которое используется: а)
для зондажа общественного 5) направленное интервью
- дает возможность высказаться
респондентам по «наболевшим»
вопросам, актуальным, злободневным
проблемам дня, чаще такое По способу общения социолога и респондента - 1) личное интервью; 2) телефонное интервью (опосредованная форма общения респондентов). Такой вид интервью имеет широкое применение в оперативных социологических исследованиях. Данный вид интервью весьма специфичен. Он отличается краткостью, что ориентирует исследователя и интервьюера на работу в совершенно определенном режиме. Опросный лист такого интервью чаще всего формализован и имеет небольшой веер вариантов ответов к каждому вопросу. Сами вопросы должны быть конкретны, кратки, однозначны, а варианты ответов к ним - исчерпывающие (без дополнений, комментариев уточнений). Интервьюер, проводящий телефонный опрос, должен представиться, назвать тему исследования, дать гарантию анонимности и предложить высказать свое мнение. По месту проведения интервью - 1) интервью по месту жительства; 2) интервью по месту работы (в ситуациях, когда проблема связана с изучением производственных ситуаций; 3) интервью на улице. По цели исследования - 1) интервью разведывательное
(при необходимости получить 2) интервью контрольное (с целью проверки результатов проведенного исследования, или пилотаж инструментария); 3) интервью основное (сбор
информации по проблеме По способу регистрации ответов - 1) интервью с записью
в опросном листе (информация
регистрируется по «свежим 2) интервью с записью
на магнитофоне (проводится 3) интервью с ассистентом (в этой ситуации интервьюер задает вопросы и ведет беседу, а ассистент записывает ее. Нужно помнить, что данная форма интервьюирования не удобна тем, что ассистент может сыграть роль «третьего лица», в присутствии которого снижается уровень анонимности беседы и уровень искренности ответов респондента). Представленные виды интервью
свидетельствуют об инвариантности
форм метода, ориентирует на возможность
выбора и использования конкретного
вида интервью с учетом специфики
исследовательских задач и 3. Процедура использования интервью Процедура использования интервью требует осуществления действий в двух направлениях: 1) Создание опросного листа (бланка интервью) на базе программы социологического исследования. Опросный лист - социологический инструментарий, предназначенный для сбора эмпирической информации в виде устных ответов интервьюируемых лиц. В опросном листе на основе сформулированных в программе исследования гипотез, целей и задач сформулированы вопросы соответствующие тематик исследования. Типы и композиции вопросов, используемых в интервью, такие же, как в анкетном опросе. Банк интервью содержит введение (где кратко, но исчерпывающе оговариваются цель исследования, возможности использования его результатов, кто проводит опрос, указывается значимость участия данного лица в опросе), основную часть вопросы по теме исследования с использованием различных их разновидностей), паспортичку (сдержит вопросы о статусе личности и ее демографических характеристиках). В конце опросного листа уместны вопросы, позволяющие оценить качество проведенного интервью респондентом, а также имеется информация о времени начала и окончания интервью, самом интервьюере и подтверждение интервьюером точно использования всех требований инструкции при проведении интервью. 2) Организация и проведение
собственно интервью, что предполагает
определение места, времени Учитывая особый статус интервьюера как активного, деятельностного, мобильного лица, проводящего беседу по определенному плану, следует иметь в виду, что именно от качества его работы, чуткости, терпимости и профессионализма зависит качество и надежность получаемой информации. Поэтому особого внимания заслуживает личность интервьюера, система технических приемов, обеспечивающих чистоту процедуры интервью и точность получения даны. Так, речь идет о правилах процедуры интервью в самом широком смысле слова. На проведение интервью существенное влияние оказывают время и место, стратегия и тактика его проведения, состав участников. Опрос на рабочего места для многих категорий опрашиваемых (респондентов) чрезвычайно неудобен, так как отвлекает от дел, создает излишнюю напряженность во время интервью. На рабочем месте человек торопится, не в состоянии обдумывать ответы даже на относительно простые вопросы. Его могут отвлекать сослуживцы, их присутствие может помешать полному, откровенному ответу на тот или иной вопрос. Вследствие этого рабочее место не всегда подходит для проведения опроса. Достоинство опроса по месту жительства респондента состоит в том, что человек в домашних условиях держится непринужденнее, отвечает с большей охотой, даже если опросник длинный. При опросе на дому больше возможностей для того, чтобы человек подумал над вопросом и ответил боле полно и точно. Однако при опросе по месту жительства резко увеличивается время, затрачиваемое на каждое интервью, так как возрастет подготовительно-заключительный этап (знакомство, введение в курс дела и т.д.), а также увеличиваются затраты времени на дорогу от одного места интервьюирования к другому. Кроме того, при опросе на дому на ответы респондента могут влиять «третьи лица» - члены семьи, а это отрицательно сказывается на объективности полученной информации. Специальное место опроса,
куда респондент вызывается заранее
или непосредственно перед Основное преимущество опроса в неслужебном помещении - сокращение сроков интервьюирования, что положительно сказывается на качестве получаемых материалов. Кроме того, исключается влияние «третьих лиц», появляется возможность создания неофициальной обстановки при проведении опроса. Однако окончательное решение необходимо принимать, руководствуясь конкретными условиями, возникающими в каждом отдельном случае. Большое влияние на достоверность и полноту информации, получаемой с помощью опросов, играет фактор времени. Его действие проявляется прежде в том, сколько времени может выделить респондент для беседы, в выборе удачного для него времени. Если интервьюер добивается беседы с респондентом, к примеру только что вернувшимся из ночной смены, с дежурства или из длительной командировки, то возможности получения объективной и полной информации сокращаются. Большое значение имеет информирование
респондента о целях и Качество интервью заметно снижается, если во время беседы респондент занимается домашними делами, убирает рабочее место, служебное помещение или решает какие-либо профессиональные вопросы. Если в ответ на вашу просьбу об интервью респондент высказал намерение уйти, то не принуждайте его к беседу, договоритесь о новой встрече. Следовательно, для проведения опроса необходимо выбирать время, наиболее удобное для респондента.
4. Интервьюер Интервьюер (англ. interviewer) - лицо, проводящее интервью. Работа интервьюера Задача интервьюера - организационно
подготовить интервью, найти соответствующих
выборке респондентов, убедить их
принять участие в Интервьюер лично, непосредственно
взаимодействует с Интервьюеру запрещается вступать в дискуссии с опрашиваемыми, прерывать их, подчеркивать личную заинтересованность в результатах исследования. В процессе интервьюирования интервьюер должен занимать нейтральную позицию по отношению к предмету исследования. Во время интервью интервьюер может потребовать от респондента добавочной информации, уточнения и пояснения своей мысли; имеет право указать на обнаружившиеся в ходе беседы противоречия в ответах опрашиваемых. Продолжительность интервью не лимитируется: не рекомендуется торопить респондента с ответами. Темп интервью определяется обстоятельствами: спецификой темы исследования; уровнем образовательного и культурного развития респондента; возрастом респондента. Если изучаемая проблема сложна, темп интервью может быть медленным. Не следует допускать и другой крайности - чрезмерно долгого обдумывания ответов (это может привести к искажению информации). Для снижения проблем восприятия вопросов респондентами и социально-психологических проблем опроса необходимо по возможности использовать стандартизированные вопросы, учитывать особенности респондента (образование, пол, возраст и др.). Способ регистрации данных зависит от вида интервью. При проведении глубинного или свободного интервью может применяться стенография, запись по «горячим следам» в бланк интервью или магнитофонная запись (с согласия респондента). Иногда может быть использована запись по памяти (если количество задаваемых вопросов не велико, интервьюер может записать ответы на вопросы по окончании интервью). Интервьюер, проводящий опрос, должен действовать строго по инструкции, полученной на инструктаже; он должен досконально знать содержание опросного листа с учетом всевозможных переходов и фильтров; знать, как регистрировать ответы, как работать с каточками, прилагающимися к инструментарию. Все указания по ведению опроса и работе с опросным листом, правилам заполнения опросных листов, поиска респондентов содержатся в инструкции и продублированы (как правило) в самом опросном листе (перед каждым вопросом другим шрифтом отмечается специфика работы с ним, указаны все переходы). Инструкция интервьюеру, где указаны все технические, методические, организационные аспекты интервью, которые могут вызвать затруднения в ходе интервьюирования, является важным методическим документом и должна быть подробно составлена. В инструкции описано содержание вводной беседы с респондентом, правила поиска и замены респондентов, принципы проведения интервью, способы регистрации ответов. По окончании работ по сбору эмпирической информации интервьюер представляет в исследовательский центр следующие документы: 1) заполненные бланки интервью; 2) маршрутные листы; 3) отчет о проведенной
работе, в котором указано, где
и когда проводилось Интервью должно поставлять исследователю весь фактический материал. Следовательно, вопросы интервьюеров, ответы опрашиваемых, заметки интервьюера о наблюдениях по поводу ситуации интервью и самих опрашиваемых создают основу для выводов и решения, часто выходящие за рамки конкретного исследования. В связи с этим особой проблемой представляется подготовка интервьюеров. Она включает в себя не только инструктаж накануне исследования (что является весьма важным), о и отбор и подготовку интервьюеров.
В качестве интервьюеров могут
выступать профессиональные социологи,
а также представители других
профессий при условии 5. Проблемы метода интервью Совершенно очевидно, что для получения одного и того же объема информации в случае использования метода интервью будет затрачено большее количество времени, нежели при использовании других видов опроса. Использование интервью предполагает также наличие штата специально обученных интервьюеров, что требует определенных дополнительных финансовых и временных затрат. Само же проведение интервью может занимать порой длительное время, что не всегда позитивно влияет на результат опроса (здесь сказывается усталость и интервьюера, и самого респондента) и позволяет собрать оперативно нужную информацию лишь при наличии достаточно полно сформированной и разветвленной опросной сети. Несколько проблематичным становится
обеспечение анонимности беседы
(даже в случае личного, индивидуального
интервью), так как данный вид
опроса предусматривает открытое словесное
представлении своей точки Отмеченные нюансы связаны со сложностями проведения и организации интервью, они не являются непреодолимыми недостатками метода.
Следует затронуть проблему
метода, касающуюся личности самого интервьюера.
Речь идет о так называемом «эффекте
интервьюера». Это проявляется на
уровне вербального и невербального
общения интервьюера и Указанные проблемы метода
ориентируют на оптимизацию методики
проведения и организации интервью.
Необходимость Успех интервью зависит от
качества общения степени контакта
между интервьюером и респондентом,
на взаимопонимания, готовности респондента
помочь интервьюеру. Вопросы профессионально
удачного интервью являются не просто
инструментарием для съема 6. Интервью ситуация Интервью ситуация - совокупность внешних и внутренних факторов, способных оказывать воздействие на ход и результаты интервью. Интервью ситуация представляет
собой искусственно созданное исследователем
состояние, в которое вовлекается
опрашиваемый с целью изучения его
вербального и реального Взаимоотношения между интервьюером
и опрашиваемым лицом являются важнейшей
стороной интервью ситуации. Характер
этих взаимоотношений, теснота контакта,
психологическая атмосфера К внешним факторам интервью
ситуации относятся условия В зависимости от целей и задач исследования социологи выбирают наиболее благоприятную интервью ситуацию. Так, для изучения отношения к труду, например, целесообразно проводить интервью на предприятии или в учреждении, на месте работы. При этом ставится задача обеспечения комфортных условий для ведения беседы: отсутствие шума, вибрации, нормальный температурный режим, достаточное освещение и т.п. В случае опроса по проблемам семьи целесообразно проводить интервью в иной ситуации, например, в домашней обстановке. Характерной особенностью интервью ситуации является также возможность влияния интервьюера на мнение и поведение опрашиваемых. В ходе непосредственного общения, независимо от вида интервьюера, целевые установки интервьюера, его взгляды и мнения незаметно могут повлиять на опрашиваемого. Традиционно в числе внешних факторов интервью ситуации рассматриваются элементы непосредственного физического и социального окружения. Однако социологическая практика показывает, что зачастую не мене ощутимое воздействие на результаты опроса оказывают условия боле широкой социальной обстановки. Так, например, в одном из исследований календарное время проведения опроса среди промышленных рабочих явилось причиной некоторого смещения в полученных результатах, обусловленного изменениям ритма рабочей недели в конце и в начале месяца. Основной задачей социолога является обеспечение релевантности интервью ситуации для всей совокупности опрашиваемых. Это означает, что необходимо добиться того, чтобы внешние и внутренние факторы интервью ситуации не оказались различными для различных групп опрашиваемых, точнее, чтобы меняющееся различие не оказало существенного воздействия на результаты интервью. В идеальном случае интервью ситуация должна быть одинаковой для всех интервью, проводимых в рамках одного исследования. Достижение этого невозможно без глубокого и всестороннего анализа интервью ситуации в целом и каждого конкретного интервью в частности. Этот анализ, в свою очередь, предполагает тесное содружество социологов и интервьюеров, объединение их усилий для обеспечения необходимой интервью ситуации. Обеспечение одинаковой интервью ситуации для всех проводимых интервью способствует повышению неадекватности и сопоставимости полученных данных, широкому использованию методов математической обработки результатов. У интервью есть свои наиболее
успешные области применения: качественные
исследования; опросы экспертов; телефонные
опросы (опосредованная форма общения
с респондентом, применяется в
оперативных социологических
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Достаточно распространенной формой социологических опросов является интервью (англ. interview), которое представляет собой своеобразную целенаправленную беседу «с глазу на глаз» с опрашиваемым. В начале интервью применялось в основном в медицине в качестве клинической беседы с пациентом как средство получения достоверной информации о больном. В последствии, по мере развития эмпирических исследований, оно наряду с анкетированием стало одним из распространенных методов получения социологической информации б изучаемом объекте. Интервью - целенаправленная,
заранее запрограммированная Различают множество видов интервью: «от полной свободной беседы с опрашиваемым до полностью формализованной процедуры опроса». Виды интервью выделяют по различных критериям: по форме и технике опроса (стандартизированное, полустандартизированное и нестандартизированное интервью), по целевому назначению (ретроспективное, интроспективное, прожективное интервью), по типу опрашиваемых лиц (интервью экспертов, интервью простых респондентов, интервью ответственных, должностных лиц), по количеству опрашиваемых респондентов (индивидуальное и групповое интервью), по процедуре (однократное, многократное, фокусированное, глубинное и ненаправленное интервью), по способу общения социолога и респондента (личное и телефонное интервью), по месту проведения интервью (интервью по месту жительства, интервью по месту работу, интервью на улице), по цели исследования (разведывательное, контрольное и основное интервью), по способу регистрации ответов (интервью с записью в опросом листе, интервью с записью на магнитофоне и интервью с ассистентом). Существует два направления
в процедуре использования В отличие от анкетирования, интервью проводится специально подготовленным интервьюером (лицо, поводящее интервью). Функции интервьюера зависят от характера исследования, вида интервью и в полном объеме включают следующие процедуры: а) отбор единиц наблюдения на основе макета выборки; б) обеспечение необходимой ситуации интервью; в) проведение беседы с опрашиваемым; г) регистрация ответов; д) приведение в порядок опросных материалов для передачи их социологу; е) запись своих общих впечатлений от интервью или специальных замечаний. К традиционным функциям интервьюера в последнее время все чаще стала добавляться еще одна - экспертное наблюдение в процессе интервью за поведением опрашиваемого. Результаты наблюдения интервьюера, его оценки, замечания относительно поведения опрашиваемого, различных характеристик его ответов, всей ситуации интервью в целом представляют собой ценную информацию методического характера Разработаны и применяются на практике различные способы контроля за качеством работы интервьюера: периодические прослушивания социологом интервью, выборочные проверки качества заполненных опросных листов, повторные проверочные интервью, проводимые социологом. В интервью социология в полной мере проявляется как «искусство задавать вопросы», умение переводить исследовательские понятия и категории на уровень понятий меньшей общности, уровень индикаторов и показателей, отраженных и используемых уже непосредственно в вопросах беседы. Недостатки интервью: затрачивание
большого количества времени на опрос,
требуются дополнительные финансовые
и временные затраты на обучение
интервьюеров, проблематично обеспечение
анонимности беседы и другие недостатки.
Отмечены нюансы, связанные со сложностями
проведения и организации интервью,
являются не столько непреодолимыми
недостатками метода, сколько ориентируют
на оптимизацию и Интервью применяется в социологии, психологии, журналистике, медицине, криминологии.
Список использованной литературы 1. Большой толковый 2. Борцов Ю.С. Социология. Учебное пособие. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2007. - 352 с. 3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. - 3-е изд. - М.: КДУ, 2003. - 296 с. 4. Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: ООО «ТК Велби». 2003. - 536 с. 5. Российская социологическая энциклопедия. од общ.ред. академика РАН Г.В. Осипова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. ., 2008. - 672 с. 6. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А.Шабанова, Г.С.Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 349 с. 7. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евельский, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с. 8. Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология: Вводный курс / Пер. с англ. - .: ООО «Фирма Издательство АСТ». Львов: «Инициатива», 2008. - 496 с. 9. Учебный социологический
словарь с английскими и 10. Харчева В. Основы социологии. Учебник ля средних специальных учебных заведений. М.: «Логос», 1997. - 304 с. 11. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - 7-е изд. - М.: «Добросвет», 2009. - 596 с. 12. Бутенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии // Социологические исследования. - 2007. - №11. - С.100-105. 13. Лаба Л.Я. Способы
интеграции качественных и 14. Э. Гидденс «Социология» Науч.ред-р Ядов В.А. Эдиториал ХРСС. М., 1999. 15. Данило Ж. Маркович. «Общая социология». М., 2008. 16. Маршак А.П. «Социология». М.: «Высшая школа», 2002. 17. «Социология» Общий курс. Ред. Страданченков, Филиппов. Учебник. М., 2009. 18. Социология. Под ред.
В.И. Курбатова. Ростов-на- |