Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:58, реферат
Метод - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом.
Социологический опрос — это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.
Суть метода сводится к общению исследователя прямо или косвенно в форме вопросно-ответного диалога.
Метод - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом.
Социология как наука
1. общенаучные, характерные для всех наук, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция;
2. специальные (специфические) методы:
Социологический
опрос — это метод получения первичной
социологической информации, основанный
на непосредственной или опосредованной
связи между исследователем и респондентом
с целью получения от последнего необходимых
данных в форме ответов на поставленные
вопросы.
Суть метода сводится к общению исследователя
прямо или косвенно в форме вопросно-ответного
диалога.
Выбор вида опроса определяется целями исследования.
Различаются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование.
Интервьюирование − это метод получения первичной
социологической информации путем непосредственной
целенаправленной беседы интервьюера
и респондента. Преимущества метода интервью
перед анкетированием заключаются в следующем:
• появляется возможность учесть уровень
культуры, образования, степень компетентности
респондента;
• этот метод дает возможность следить
за реакцией интервьюируемого, его отношением
к проблеме и поставленным вопросам;
• опытный социолог может видеть, искренне
или нет отвечает респондент, в силу этого
интервью считается наиболее точным методом
сбора социологической информации.
Виды. Интервью может проводиться по месту
работы (учебы) или по месту жительства
(дома) − в зависимости от характера проблем
и поставленной цели. По технике проведения
интервью подразделяется на формализованное
(заранее сформулированы вопросы) и свободное
(раскованная беседа).
Социологическая анкета −
это объединенная единым исследовательским
замыслом система вопросов, направленных
на выявление мнений и оценок респондентов
и получение от них информации
о социальных фактах, явлениях, процессах.
По числу опрашиваемых различают групповое
и индивидуальное анкетирование. По месту
проведения выделяют анкетирование дома,
на работе и в целевых аудиториях. По способу
распространения анкет выделяют раздаточную
(раздается самим анкетером), почтовую
(рассылается по почте), прессовую анкеты
(публикуется в газете или журнале).
Анкета имеет строгую структуру и состоит
из нескольких частей. Первая
− вводная − представляет собой непосредственное
обращение к респонденту (цели и задачи
анкеты). Вторая часть анкеты – основная
(сами вопросы). В третьей части анкеты
- социально-демографические характеристики
опрашиваемых: их пол, возраст, семейное
положение, образование, профессия, место
учебы или работы. В заключении выражается
благодарность респонденту за заполнение
анкеты.
Вопросы, содержащиеся в
анкетах и формализованных
- по структуре: на закрытые (респонденту предлагаются готовые варианты ответов), открытые (респондент самостоятельно, в свободной форме отвечает на вопросы) и полузакрытые (опрашиваемый может внести и собственный вариант ответа);
- по функциям: на основные (цель - получение
значимой информации в соответствии с
целями исследования), контактные (цель
- создание мотивации для ответов); фильтрующие
(определяющие, какой категории респондентов
следует или не следует отвечать на последующие
вопросы) и контрольные (их задача - проверить,
насколько искренен респондент или насколько
он понимает поставленную перед ним проблему);
- по содержанию:
на вопросы о событиях, фактах, вопросы
о знаниях, вопросы о мнениях, установках,
мотивах поведения.
Наблюдение - это целенаправленное и организованное восприятие действительности. Наблюдение основано на какой-то определённой цели или задачах исследования.
Наблюдение достаточно объективно,
и косвенно, т.е. объектом наблюдения
выступает не сам объект, а его
взаимоотношение с другими объектами.
Наблюдение может быть как скрытым (участники
деятельности не догадываются о присутствии
исследователя), так и явным (исследователь
сообщает участникам о своих намерениях),
а так же включённым и не включённым.
Если социолог изучает поведение забастовщиков
со стороны, то он проводит не включённое
наблюдение. Если же он встал в ряды забастовщиков,
, то он проводит включённое наблюдение.
Анализ документов − сбор социальных данных при
изучении автобиографии, произведений,
картин, печатных СМИ и т. п. Существуют
два основных метода анализа документов
- традиционный и формализованный или
контент-анализ (анализ содержания).
Традиционный анализ
– совокупность определенных логических
построений, направленных на раскрытие
основного содержания изучаемого документа.
Контент-анализ (анализ
содержания) ориентирован на извлечение
социологической информации из больших
массивов документальных источников.
В процессе данного анализа в изучаемом
тексте выделяются определенные, интересующие
исследователя элементы содержания. Единицы
анализа классифицируют, подсчитывают
и проводят количественный анализ.
Контент-анализ не отменяет необходимости
обычного анализа документов. Первый дополняет
второй, их сочетание углубляет понимание
смысла любого текста. Контент-анализ
используется в таких областях, как изучение
социальных оценок тех или иных событий,
анализ пропаганды, методов журналистики.
Эксперимент - это метод исследования, позволяющий получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых им новых факторов.
В отличие от наблюдения,
эксперимент предполагает активное
взаимодействие на определённый объект
исследования. В этом случае объект
ставится в определённые условия, которые
позволяют изучить их влияние на него.
По характеру экспериментальной ситуации
эксперименты в социологии бывают: полевые и лабораторные, линейные
и параллельные.
В полевом эксперименте
объект (группа) находится в естественных
условиях своего функционирования, при
этом членам группы может быть известно
или нет о том, что они участвуют в эксперименте.
В лабораторном эксперименте
экспериментальная ситуация и экспериментальные
группы формируются искусственно.
Линейный эксперимент
отличается тем, что анализу подвергается
одна и та же группа, являющаяся и контрольной
(ее первоначальное состояние), и экспериментальной
(ее состояние после изменения нескольких
характеристик).
В параллельном эксперименте
одновременно участвуют две группы: контрольная
и экспериментальная.