Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 19:06, реферат
Сами по себе социальные нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым.
Механизмы действия социального контроля
Сами по себе социальные нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым.
Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становиться лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.
Социальный контроль - самый эффективный инструмент, при помощи которого мощные институты общества организуют жизнедеятельность простых граждан. Инструменты, или в данном случае методы социального контроля отличаются огромным разнообразием; они зависят от ситуации, целей и характера конкретной группы, где употребляются. Они простираются от выяснения отношений один на один до психологического давления, физического насилия, экономического принуждения. Необязательно, что механизмы контроля были направлены на то, чтобы исключить нежелательную персону и стимулировать к лояльности остальных. "Изолированию" чаще всего подвергается не сам индивид, а его поступки, высказывания, отношения с другими лицами.
Выделяется два типа социального контроля:
1) внутренний контроль или самоконтроль
2) внешний контроль
Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Если применение санкций совершается самим человеком, направленно на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.
Также существует самоконтроль, который называют еще внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Совесть - проявление внутреннего контроля.
Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. Примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля.
Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности армии, судам, государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль.
Социальный контроль может быть общим и детальным.
При общем контроле отслеживается только конечный результат и ничего больше.
При детальном контроле свобода действий крайне мала.
Контроль является составной частью управления, и частью очень важной, поэтому в зависимости от вида контроля будет меняться и само управление. Часть, если она важная, определяет характер целого. Так, методы контроля сказываются на стиле управления, который может быть авторитарным и демократическим.
В отличие от самоконтроля, внешний контроль -- это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на неформальный (внутригрупповой) и формальный (институциональный).
Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Он действует на территории всей страны, основывается на писаных нормах -- законах, указах, инструкциях, постановлениях. Осуществляют его образование, государство, партии, средства массовой информации. Это может быть выговор, понижение в должности и т.п.
Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении родственников, друзей коллег, знакомых, общественного мнения, которое выражается через традиции, обычаи, либо средства массовой информации. Агенты неформального контроля -- семья, род, религия -- важные социальные институты. Неформальный контроль неэффективен в большой группе.
В компактных первичных группах для обуздания реальных и потенциальных девиантов постоянно действуют чрезвычайно эффективные и одновременно очень тонкие механизмы контроля, такие как убеждение, насмешка, сплетни и презрение. Насмешка и сплетня являются мощными инструментами социального контроля во всех типах первичных групп. В отличие от методов формального контроля, например выговора или понижения в должности, неформальные методы доступны практически всем. И насмешками, и сплетнями может манипулировать любой неглупый человек, имеющий доступ к каналам их передачи.
Неформальный контроль ограничен небольшой группой людей. В большой группе он неэффективен. Поэтому его называют локальным (местным). Напротив, формальный контроль действует на всей территории страны. Он глобален.
Его осуществляют специальные люди -- агенты формального контроля. Это лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнение контрольных функций.
Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, то в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку.
Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство - при помощи системы налогообложения и социальной помощи населению. Контроль государства осуществляется посредством полиции, секретной службы, государственных каналов радио, телевидения и органов печати.
В Российской Федерации созданы специальные органы для осуществления социального контроля. К ним относятся Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и т. д. Функциями контроля наделены и депутаты различных уровней. Помимо государственных органов контроля, все большую роль в России играют различные общественные организации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружающей среды и т. д.
Детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одергивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъектом становится государство, и он превращается в специализированный общественный институт.
Методы контроля в зависимости от применяемых санкций подразделяются на: жесткие, мягкие, прямые и косвенные.