Миграционные процессы в Центрального федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 14:40, реферат

Краткое описание

В состав Центрального федерального округа входят 18 субъектов Российской Федерации (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ярославская области, г.Москва). Центральный федеральный округ занимает 650,3 тыс.кв. километров (3,8 процента территории Российской Федерации). Численность постоянного населения на 1 января 2011 года составила 38456,9 тыс. человек (26,9 процента населения страны, из них 80,9 процента - городские жители). Средняя плотность населения - 57,1 человека на 1 кв. километр.

Содержание

Введение
1. Миграционная политика Центрального федерального округа
2. Миграционные процессы в Центральном федеральном округе
2.1 Временная трудовая миграция
2.2 Миграция на постоянное место жительство
2.3 Маятниковая миграция
3. Регулирование миграции в Центральном федеральном округе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Миграционные процессы в цфо.docx

— 48.34 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 Введение 

1. Миграционная политика Центрального федерального округа

2. Миграционные процессы в Центральном федеральном округе

    2.1 Временная трудовая миграция

    2.2 Миграция на постоянное место жительство

    2.3 Маятниковая  миграция

3. Регулирование миграции в Центральном федеральном округе

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   В состав Центрального федерального округа входят 18 субъектов Российской Федерации (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ярославская области, г.Москва). Центральный федеральный округ занимает 650,3 тыс.кв. километров (3,8 процента территории Российской Федерации). Численность постоянного населения на 1 января 2011 года составила 38456,9 тыс. человек (26,9 процента населения страны, из них 80,9 процента - городские жители). Средняя плотность населения - 57,1 человека на 1 кв. километр.

      

Цель исследования заключается  в изучении  миграционной политики региона.

Задачи исследования: рассмотреть виды миграционных процессов и способы их регулирования.

Объект исследования - население  восемнадцати регионов, входящих в  состав Центрального федерального округа (ЦФО) - Москвы, Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской, Рязанской Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской  областей.

 

 

 

 

 

1. Миграционная политика

      Центральный федеральный округ был и остается привлекательным для внешних мигрантов и жителей других федеральных округов Российской Федерации. Это обусловлено более высоким уровнем жизни в округе, а также потребностью предприятий и организаций в разнообразной рабочей силе с оплатой труда выше, чем в среднем по России. В 2000-2009 годах Брянская, Ивановская, Костромская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская и Тверская области являлись донорами мигрантов, а Белгородская, Калужская, Воронежская, Липецкая и Московская области - реципиентами. Основным центром притяжения населения является г. Москва. Сальдо миграции в Центральном федеральном округе в 2000-2009 годах составило 1,86 млн. человек.

     Объемы квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, утвержденных на 2010 год, были увеличены, а в 2011 году - уменьшены (относительно уровня 2010 года) и составили 377053 разрешения на работу и 75448 приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.

     Сокращение трудовых ресурсов на фоне роста экономики обусловливает увеличение спроса на труд, поэтому миграционная политика будет становиться все активнее. Сокращение оттока местных жителей, с одной стороны, и некоторое сокращение притока внешних мигрантов и жителей других федеральных округов Российской Федерации, с другой стороны, требует более тщательного отбора мигрантов по их уровню образования, квалификации, а также ментальной близости жителям Центрального федерального округа.

     Реализация  эффективной экономической и  инвестиционной политики, направленной  на создание новых высокооплачиваемых  рабочих мест, а также осуществление мер по решению жилищных проблем для молодых семей, улучшению условий проживания и работы на селе позволит закрепить подверженное миграционным настроениям население в местах его проживания. В рамках проводимой политики по снижению численности жителей, уезжающих из мест их проживания в другие субъекты Российской Федерации, а также по закреплению мигрантов из других федеральных округов на новом месте жительства ожидается стабилизация положительного сальдо миграционного обмена между федеральными округами Российской Федерации в пользу Центрального федерального округа. В субъектах Российской Федерации, входящих в состав округа, испытывающих массовый отток жителей, например в Костромской и Тамбовской областях, ожидается установление нулевого сальдо внутреннего миграционного обмена.

     Эффективное регулирование миграционных потоков, образуемых внешними мигрантами и жителями других федеральных округов Российской Федерации, в целях замещения естественной убыли населения будет осуществляться посредством:

  • разработки комплекса мер, направленных на повышение миграционной привлекательности Центрального федерального округа, для привлечения квалифицированных специалистов, а также соотечественников, проживающих за рубежом;
  • содействия трудовой мобильности населения;
  • развития и совершенствования механизмов межрегионального взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переселения и трудоустройства граждан из трудоизбыточных субъектов Российской Федерации в Центральный федеральный округ, испытывающий нехватку в трудовых ресурсах;
  • проведения работы по замещению российскими гражданами рабочих мест, на которые предполагается привлечение иностранных работников;
  • организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан по профессиям, востребованным на рынке труда;
  • создания инфраструктур, стимулирующих приток внутренних и внешних мигрантов;
  • содействия интеграции мигрантов, прибывших на постоянное место жительства, с культурной, социально-экономической и демографической средой Центрального федерального округа на основе координации действий органов государственной власти, общественных организаций и иных объединений.

     Сочетание миграционной политики по улучшению баланса внутренней миграции и политики по привлечению внешних мигрантов приведет к формированию устойчивого положительного миграционного прироста, который ежегодно будет составлять 150-160 тыс. человек (в 2010-2020 годах - 1,8 млн. человек).

 

2. Миграционные процессы в Центральном федеральном округе

   2.1. Временная трудовая миграция

       На характер изменения миграционных  процессов  в  ЦФО оказывают непосредственное влияние несколько факторов:

  • выгодное географическое положение ЦФО в приграничной зоне России, а также транзитное положение между Азией и Европой. Общая протяженность государственной границы Российской Федерации на участках ЦФО составляет около 3 тыс. км. Пять субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах ЦФО, являются приграничными (Белгородская, Брянская, Воронежская и Курская области граничат с Украиной, Смоленская и Брянская области – с Республикой Беларусь). Высокая степень «прозрачности» и контактности российско-украинской и российско-белорусской границы обеспечивает практически беспрепятственное перемещение населения не только в пределах этих государств, но и делает ЦФО транзитным регионом;
  • более высокий уровень социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. В частности, уровень заработной платы и возможности трудоустройства во многих городах ЦФО значительно выше, чем в других регионах России;
  • многонациональный состав населения стимулируют новые миграционные потоки, «притягивающим» фактором для которых являются сформировавшиеся диаспоры и общины, которые выступают в роли «точек опоры» для новых мигрантов;
  • столичные функции и исторически сложившаяся привлекательность Москвы, прежде всего, для граждан республик бывшего СССР. Столица и область оказываются привлекательными практически для всех категорий мигрантов с территории бывшего СССР – постоянных иммигрантов, трудовых мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев, учебных мигрантов;
  • особый рисунок расселения, повышенная плотность населения и транспортная доступность территорий ЦФО относительно друг друга привели к формированию своеобразных видов миграции, не характерных для других регионов России. Речь идет о маятниковой миграции, которая представляет собой ежедневные поездки с трудовыми, учебными, культурно-бытовыми целями между соседними городами и регионами ЦФО. Можно констатировать, что маятниковая миграции стала своеобразной формой расселения в округе, которая определяет его своеобразие и специфику в сравнении с другими территориями страны.

       Ситуация на рынке труда регионов ЦФО достаточно дифференцирована. Есть группа относительно благополучных территорий с низкими показателями напряженности на рынке труда. Например, Москва, Московская и Белгородская области, имеющие низкие показатели уровня безработицы. В столице отмечается самый низкий уровень безработицы в стране, ее рынок труда самый емкий и диверсифицированный.

       Наиболее крупным потоком временной миграции являются иностранные трудовые мигранты. Основными отраслями экономики регионов, в которые привлекаются иностранные трудовые мигранты, являются строительство, торговля и общественное питание, транспорт, сельское и лесное хозяйство, промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, а также сфера оказания бытовых услуг населению. Сложилась специализация выходцев из отдельных стран на различных отраслях деятельности. Например, в строительстве заняты граждане Таджикистана, Узбекистана, Украины, Молдовы и Турции; на пассажирском и грузовом транспорте – граждане Украины и Таджикистана; в сельском хозяйстве – жители Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Китая и КНДР; на лесозаготовках и переработке леса – выходцы из Украины; в торговле продовольственными товарами – граждане Азербайджана и Армении; в торговле непродовольственными товарами – выходцы из Вьетнама и Китая.

       ЦФО является наиболее привлекательным для иностранной рабочей силы. Так, в 2009 году 43 % всех иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории России, работали в ЦФО. В последующие годы доля ИРС ЦФО постепенно сокращается: в 2010 году она составила 41,3%; в 2011 – 40,5 %. Похожие тенденции наблюдаются и в Москве.

       Москва всегда была лидером по притоку ИРС (и мигрантов в целом) в России. В 2009 году четверть (25,7%) всех иностранных работников, работающих в России, и 59,7% работников ЦФО, осуществляли свою трудовую деятельность в столице. В следующем году количество иностранных рабочих в Москве уменьшилось и составило в 2010 году 56,8 % иностранных работников Центрального Федерального округа и 23,5% от количества иностранных трудящихся по России. В 2011 этот показатель опустился до 51,9 % и 21 % по отношению к Центральному Федеральному округу и России соответственно.

       По данным ФМС, за первое полугодие 2012 года в Москве мигрантам было выдано 109 тысяч разрешений на работу и 95 тысяч патентов, в Подмосковье - 88 тысяч разрешений на работу и 128 тысяч патентов.

       В структуре трудовой миграции в Москву существует значительный гендерный дисбаланс. В 2012 году доля мужчин от всех иностранных работников составляла 81%. По возрасту преобладает группа 18-29 лет, она составляет 37,5%. На втором месте мигранты в возрасте 30-39 лет, удельных вес этой группы в общем объеме иностранных работников составляет 30%.

      Масштабы внутрироссийских трудовых миграций оценить достаточно сложно, поскольку не существует подобной статистики. В настоящее время не ведется разработки данных о регистрации по месту пребывания российских граждан. Отдельные исследования по временной трудовой миграции проводились в других регионах ЦФО. Как показали результаты одного из них, в Смоленской области около 70% временных трудовых мигрантов выезжают в целях заработка в Москву. Это объясняется близостью к столице и хорошим транспортным положением, которое способствует развитию трудовой миграции.

   

 2.2 Миграция на постоянное место жительство

 

       ЦФО является очень привлекательным как для внутрироссийских, так и международных мигрантов. Таким образом, в настоящее время миграция на постоянное место жительства является важной компенсаторной компонентой снижения численности населения в регионе - она не полностью, но достаточно заметно (более чем на половину) компенсировала убыль населения в результате естественного движения.

       Основная часть миграционного прироста ЦФО приходится на Москву и Московскую область. Доля Московского региона в миграционном приросте всего округа составляет от 80% до 90%. Особенно растет в привлечении постоянных мигрантов значение Московской области. В основном Московский регион получает мигрантов из других регионов России (около 80% миграционного прироста), причем в основном из соседних территорий.

       Стабильный миграционный прирост отмечается в Белгородской, Воронежской, Владимирской, Липецкой и Ярославской областях. В Белгородской и Ярославской области миграционный прирост формируется в равной степени за счет российских и иностранных мигрантов. В остальных регионах ЦФО - в большей степени за счет международных мигрантов.

       В Калужской, Орловской, Рязанской, Тульской и Тверской областях миграционный прирост иногда сменяется миграционной убылью населения. Миграционная убыль населения стабильно отмечается в Брянской, Ивановской, Костромской, Курской, Смоленской и Тамбовской областях.       ( Приложение, таб.2)

       В ЦФО иностранцы в большинстве своем получают российское гражданство в соответствии с международными договорами или имея основания на упрощенный порядок. В общем порядке российское гражданство мигрантам получить трудно – процедура остается сложной и излишне бюрократизированной. Это сокращает возможности формирования населения России вообще, и ЦФО, в частности, за счет трудовых мигрантов, прибывающих из государств нового зарубежья.

        Анализ демографической ситуации в ЦФО свидетельствует о том, что округ не только во все истекшие годы вносил основной вклад в масштабы депопуляции в стране, но и выступает основным фактором, определяющим параметры её будущего демографического развития. Занимаемое ЦФО геополитическое положение, его роль в демографическом развитии России, обуславливают необходимость применения единых научно-методологических принципов и подходов в проведении региональной демографической политики и выдвигают требования по выработке общей концепции демографического развития округа и входящих в его состав регионов.

Информация о работе Миграционные процессы в Центрального федерального округа