Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 14:40, реферат
В состав Центрального федерального округа входят 18 субъектов Российской Федерации (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ярославская области, г.Москва). Центральный федеральный округ занимает 650,3 тыс.кв. километров (3,8 процента территории Российской Федерации). Численность постоянного населения на 1 января 2011 года составила 38456,9 тыс. человек (26,9 процента населения страны, из них 80,9 процента - городские жители). Средняя плотность населения - 57,1 человека на 1 кв. километр.
Введение
1. Миграционная политика Центрального федерального округа
2. Миграционные процессы в Центральном федеральном округе
2.1 Временная трудовая миграция
2.2 Миграция на постоянное место жительство
2.3 Маятниковая миграция
3. Регулирование миграции в Центральном федеральном округе
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Миграционная политика Центрального федерального округа
2. Миграционные процессы в Центральном федеральном округе
2.1 Временная трудовая миграция
2.2 Миграция на постоянное место жительство
2.3 Маятниковая миграция
3. Регулирование миграции в Центральном федеральном округе
Заключение
Список литературы
Введение
В состав Центрального федерального округа входят 18 субъектов Российской Федерации (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ярославская области, г.Москва). Центральный федеральный округ занимает 650,3 тыс.кв. километров (3,8 процента территории Российской Федерации). Численность постоянного населения на 1 января 2011 года составила 38456,9 тыс. человек (26,9 процента населения страны, из них 80,9 процента - городские жители). Средняя плотность населения - 57,1 человека на 1 кв. километр.
Цель исследования заключается в изучении миграционной политики региона.
Задачи исследования: рассмотреть виды миграционных процессов и способы их регулирования.
Объект исследования - население восемнадцати регионов, входящих в состав Центрального федерального округа (ЦФО) - Москвы, Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской, Рязанской Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской областей.
1. Миграционная политика
Центральный федеральный округ был и остается привлекательным для внешних мигрантов и жителей других федеральных округов Российской Федерации. Это обусловлено более высоким уровнем жизни в округе, а также потребностью предприятий и организаций в разнообразной рабочей силе с оплатой труда выше, чем в среднем по России. В 2000-2009 годах Брянская, Ивановская, Костромская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская и Тверская области являлись донорами мигрантов, а Белгородская, Калужская, Воронежская, Липецкая и Московская области - реципиентами. Основным центром притяжения населения является г. Москва. Сальдо миграции в Центральном федеральном округе в 2000-2009 годах составило 1,86 млн. человек.
Объемы квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, утвержденных на 2010 год, были увеличены, а в 2011 году - уменьшены (относительно уровня 2010 года) и составили 377053 разрешения на работу и 75448 приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.
Сокращение трудовых ресурсов на фоне роста экономики обусловливает увеличение спроса на труд, поэтому миграционная политика будет становиться все активнее. Сокращение оттока местных жителей, с одной стороны, и некоторое сокращение притока внешних мигрантов и жителей других федеральных округов Российской Федерации, с другой стороны, требует более тщательного отбора мигрантов по их уровню образования, квалификации, а также ментальной близости жителям Центрального федерального округа.
Реализация
эффективной экономической и
инвестиционной политики, направленной
на создание новых
Эффективное регулирование миграционных потоков, образуемых внешними мигрантами и жителями других федеральных округов Российской Федерации, в целях замещения естественной убыли населения будет осуществляться посредством:
Сочетание миграционной политики по улучшению баланса внутренней миграции и политики по привлечению внешних мигрантов приведет к формированию устойчивого положительного миграционного прироста, который ежегодно будет составлять 150-160 тыс. человек (в 2010-2020 годах - 1,8 млн. человек).
2. Миграционные процессы в Центральном федеральном округе
2.1. Временная трудовая миграция
На характер изменения миграционных процессов в ЦФО оказывают непосредственное влияние несколько факторов:
Ситуация на рынке труда регионов ЦФО достаточно дифференцирована. Есть группа относительно благополучных территорий с низкими показателями напряженности на рынке труда. Например, Москва, Московская и Белгородская области, имеющие низкие показатели уровня безработицы. В столице отмечается самый низкий уровень безработицы в стране, ее рынок труда самый емкий и диверсифицированный.
Наиболее крупным потоком временной миграции являются иностранные трудовые мигранты. Основными отраслями экономики регионов, в которые привлекаются иностранные трудовые мигранты, являются строительство, торговля и общественное питание, транспорт, сельское и лесное хозяйство, промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, а также сфера оказания бытовых услуг населению. Сложилась специализация выходцев из отдельных стран на различных отраслях деятельности. Например, в строительстве заняты граждане Таджикистана, Узбекистана, Украины, Молдовы и Турции; на пассажирском и грузовом транспорте – граждане Украины и Таджикистана; в сельском хозяйстве – жители Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Китая и КНДР; на лесозаготовках и переработке леса – выходцы из Украины; в торговле продовольственными товарами – граждане Азербайджана и Армении; в торговле непродовольственными товарами – выходцы из Вьетнама и Китая.
ЦФО является наиболее привлекательным для иностранной рабочей силы. Так, в 2009 году 43 % всех иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории России, работали в ЦФО. В последующие годы доля ИРС ЦФО постепенно сокращается: в 2010 году она составила 41,3%; в 2011 – 40,5 %. Похожие тенденции наблюдаются и в Москве.
Москва всегда была лидером по притоку ИРС (и мигрантов в целом) в России. В 2009 году четверть (25,7%) всех иностранных работников, работающих в России, и 59,7% работников ЦФО, осуществляли свою трудовую деятельность в столице. В следующем году количество иностранных рабочих в Москве уменьшилось и составило в 2010 году 56,8 % иностранных работников Центрального Федерального округа и 23,5% от количества иностранных трудящихся по России. В 2011 этот показатель опустился до 51,9 % и 21 % по отношению к Центральному Федеральному округу и России соответственно.
По данным ФМС, за первое полугодие 2012 года в Москве мигрантам было выдано 109 тысяч разрешений на работу и 95 тысяч патентов, в Подмосковье - 88 тысяч разрешений на работу и 128 тысяч патентов.
В структуре трудовой миграции в Москву существует значительный гендерный дисбаланс. В 2012 году доля мужчин от всех иностранных работников составляла 81%. По возрасту преобладает группа 18-29 лет, она составляет 37,5%. На втором месте мигранты в возрасте 30-39 лет, удельных вес этой группы в общем объеме иностранных работников составляет 30%.
Масштабы внутрироссийских трудовых миграций оценить достаточно сложно, поскольку не существует подобной статистики. В настоящее время не ведется разработки данных о регистрации по месту пребывания российских граждан. Отдельные исследования по временной трудовой миграции проводились в других регионах ЦФО. Как показали результаты одного из них, в Смоленской области около 70% временных трудовых мигрантов выезжают в целях заработка в Москву. Это объясняется близостью к столице и хорошим транспортным положением, которое способствует развитию трудовой миграции.
2.2 Миграция на постоянное место жительство
ЦФО является очень привлекательным как для внутрироссийских, так и международных мигрантов. Таким образом, в настоящее время миграция на постоянное место жительства является важной компенсаторной компонентой снижения численности населения в регионе - она не полностью, но достаточно заметно (более чем на половину) компенсировала убыль населения в результате естественного движения.
Основная часть миграционного прироста ЦФО приходится на Москву и Московскую область. Доля Московского региона в миграционном приросте всего округа составляет от 80% до 90%. Особенно растет в привлечении постоянных мигрантов значение Московской области. В основном Московский регион получает мигрантов из других регионов России (около 80% миграционного прироста), причем в основном из соседних территорий.
Стабильный миграционный прирост отмечается в Белгородской, Воронежской, Владимирской, Липецкой и Ярославской областях. В Белгородской и Ярославской области миграционный прирост формируется в равной степени за счет российских и иностранных мигрантов. В остальных регионах ЦФО - в большей степени за счет международных мигрантов.
В Калужской, Орловской, Рязанской, Тульской и Тверской областях миграционный прирост иногда сменяется миграционной убылью населения. Миграционная убыль населения стабильно отмечается в Брянской, Ивановской, Костромской, Курской, Смоленской и Тамбовской областях. ( Приложение, таб.2)
В ЦФО иностранцы в большинстве своем получают российское гражданство в соответствии с международными договорами или имея основания на упрощенный порядок. В общем порядке российское гражданство мигрантам получить трудно – процедура остается сложной и излишне бюрократизированной. Это сокращает возможности формирования населения России вообще, и ЦФО, в частности, за счет трудовых мигрантов, прибывающих из государств нового зарубежья.
Анализ демографической ситуации в ЦФО свидетельствует о том, что округ не только во все истекшие годы вносил основной вклад в масштабы депопуляции в стране, но и выступает основным фактором, определяющим параметры её будущего демографического развития. Занимаемое ЦФО геополитическое положение, его роль в демографическом развитии России, обуславливают необходимость применения единых научно-методологических принципов и подходов в проведении региональной демографической политики и выдвигают требования по выработке общей концепции демографического развития округа и входящих в его состав регионов.
Информация о работе Миграционные процессы в Центрального федерального округа