Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 19:35, доклад
Семья – это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов.
Это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями, общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по отношению друг ко другу.
Семья – это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов.
Это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями, общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по отношению друг ко другу.
Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития.
1. Многодетные семьи
В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли мно¬годетных семей в населении России. Это совпадает и с тенденци¬ей к малодетности и вообще бездетности. Нет четкой системы социальной поддержки многодетных семей. Имеется негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным семь¬ям, особенно с увеличением порядкового номера рождений. Но¬вая беременность свыше двух, трех детей в семье расценивается как что-то из ряда вон выходящее, как отклонение от общих пра¬вил.
Многодетные семьи в начале века составляли большинство населения России. Они были достаточно распространены во всех слоях общества от беднейшего крестьянства до дворян. Это обус¬лавливалось традициями русского народа и православной мо¬рали. Рождение детей не планировалось, воспринималось как «дар Божий», не было контрацептивов, не были распростране-ны аборты. В многодетной семье было легче выжить. В обществе всегда было устойчивое позитивное отношение к многодетной семье.
В настоящее время многодетной семьей считается семья, име¬ющая 3-х и более детей.
2. Категории многодетности
Различают три категории многодетных семей:
1. Сознательная многодетность.
В семьях, где крепки семейные или религиозно-национальные традиции.
2. Рождение общего ребенка при повторном браке отца или ма¬тери при наличии других детей. Эта категория многодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей.
Эти две категории вполне благополучны.
Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные традиции, четкую внутреннюю струк¬туру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости. Психологическая атмосфера семьи — взаимопонимание, одина¬ковое видение проблем и способов их решения обоими супругами.
3. Неблагополучные многодетные семьи.
Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих асоциальный образ жизни: алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством для получения материальной и натуральной помощи.
В таких семьях родители имеют более низкий образовательный уровень и социальный статус.
3. Проблемы многодетных семей
Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные се¬мьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесяч¬ным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению из¬держек на питание, одежду и т.д. В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу.
В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограни¬ченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в са¬мых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письмен¬ных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.
Бюджет таких семей не располагает средствами на образова¬ние, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-худо¬жественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.
Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и не¬достаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.
Динамика численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в РФ (тыс. Чел.) — многодетные роди¬тели в 1991 г. — 1,2; в 1996 г. — 107,4. Семья с тремя несовершен-нолетними детьми (по оценкам лаборатории НИИ Минтруда и социального развития РФ) при обоих работающих родителях, по¬лучающих зарплату на среднем уровне, оказывается за чертой бед¬ности, в 1996 г. Около 76 %.
Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее до¬ходов. Большое место занимали доходы от предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а также социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей.
Выживание многодетной семьи в современных условиях воз¬можно путем повышения собственных доходов (личная инициа¬тива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50 % та¬ких семей работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушением трудового, гражданского законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда по¬требностей, что является в современных условиях непозволитель¬ной роскошью.
Жилищная проблема, всегда остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нор-мативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большин¬ства семей недостаточно.
Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в об-ществе.
Психолого-педагогические проблемы. В традиционной многодет¬ной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита об¬щения, старшие заботятся о младших, формируются, как прави¬ло, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим.
Но в связи с большой загруженностью родителей (отец много работает, практически не бывает дома, мать не работает, но за¬гружена домашними делами) на воспитание детей остается мало времени, и все же в таких семьях можно определить внутреннюю иерархию отношений.
Проблемы распределения обязанностей строятся по половоз¬растному признаку, индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Глава семьи — отец; домашние дела — на матери, хранительнице домашнего очага, организаторе домашних дел. Де¬фицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенную проблему в таких семьях. Дефицит воспи¬тания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности; старшие дети стремятся к лидерству.
Малая возможность удовлетворить свои потребности (в одеж¬де, развлечениях, товарах и т.д., которые есть у сверстников) развивает чувство зависти, требование невозможного.
Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями.
Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой террито¬рии с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т. е. авто¬номности каждого, и часто приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми.
Конфликты нередко возникают также из-за плохой успеваемо¬сти детей в школе, отсюда — частые пропуски занятий; подрост¬ки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу.
Школу не посещают не только подростки 15—18 лет, но есть и случаи непосещения школы детьми 7—14 лет; рано начинают ра¬ботать, имеют большую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие «девианты» поведения.
В таких семьях сложный
психологический климат: заниженный
уровень взаимопонимания с
Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются боль¬шей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени прово¬дят на улице. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни.
Многодетные семьи отмечают дискомфорт с коллегами по ра¬боте, зачастую лишены доброжелательного отношения в профес¬сиональной среде; с родственниками, чаще мужа, которые не одоб¬ряют факта многодетности, особенно в современных условиях; негативное отношение сверстников ощущают дети из многодет¬ных семей — трудности в общении с другими детьми, несовпаде¬ние интересов и т.д.
Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг обще¬ния. Мало времени уделяют на организацию совместного провож¬дения досуга.
Медицинские проблемы. Сложный психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей. Проблемных детей в таких семьях 10— 15 %.
Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первооче¬редном внимании общества.
Благотворительные организации оказывают материальную и на¬туральную помощь, церковь — благотворительную и психоло¬гическую поддержку.
Исполнительная городская
власть обеспечивает своевременную
выдачу зарплат и пособий на детей,
предоставляет возможность
Аналогичные семьи участвуют в создании Ассоциации много¬детных семей, организации взаимопомощи (общение, одежда, обувь, игрушки и т.д.).
Соседи создают общественное мнение, оказывают помощь.
Место работы родителей дает возможность улучшить жилье, получить материальную помощь, организовать для матери надомный труд, неполную рабочую неделю или дополнительный выход-ной день, гибкий график работы, возможность переквалификации.
Ассоциация многодетных семей (на примере города Нижнего Новгорода, которая существует более 6 лет). Основная задача: орга¬низация взаимопомощи многодетным семьям, которая произво¬дится поэтапно.
Ассоциация имеет
Создана картотека, выявлены различные виды многодетных семей, уделяется внимание правовой грамотности, систематиче¬ски проводится изучение нормативных документов; осуществля¬ется психолого-педагогическое просвещение родителей, прово¬дятся беседы, лекции, консультации психолога, педагога, семей¬ные праздники по типу деловой игры; организуется культурный досуг семьи (бесплатные билеты в местный театр, встречи с арти¬стами, поэтами).
Родители избавляются от чувства безысходности, одиночества, чувствуют поддержку друг друга, расширяется круг общения, бо¬лее осознанной становится организация внутрисемейной жизни, получают возможность педагогически грамотно формировать лич¬ность своих детей.
5. Льготы для многодетных семей
Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке мно¬годетных семей» от 5 мая 1992 г. № 432 определяет следующие льготы:
- скидка в размере не ниже 30% установленной оплаты за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электро¬энергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих цен-трального отопления, — от стоимости топлива, приобретаемого для отопления в пределах установленных норм;
- бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет по рецептам врачей;
- бесплатный проезд на внутригородском транспорте, а также на автобусах пригородных и внутрирайонных маршрутов для уча¬щихся общеобразовательных школ;
- прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
- бесплатное питание (завтраки
и обеды) для учащихся обще¬
- бесплатное обеспечение
в соответствии с
- один день в месяц бесплатное посещение музеев, парков куль¬туры и отдыха.
В настоящее время обсуждается проект Федерального закона «О государственной поддержке многодетных семей».
Семья, среднедушевой доход в которой ниже прожиточного минимума, считается малообеспеченной.
Согласно постановлению Правительства РФ «О порядке пре¬доставления льгот на проезд в междугородном сообщении детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении» от 9 апреля 1999 г. № 406 право на 50 % скидку от стоимости проезда предоставляет¬ся детям до достижения ими 18-летнего возраста, нуждающимся в санаторно-курортном лечении по заключению государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, имеющим путевки в санаторно-курортные организации и проживающим в малообес¬печенных семьях.
Данное право распространяется
на одного из родителей (лицо, его заменяющее),
сопровождающего ребенка к
Виды транспорта:
- железнодорожный (поезда и вагоны всех категорий, за ис¬ключением фирменных поездов и поездов повышенной комфорт¬ности);
- водный (места 3-й категории);
- автомобильный (общего пользования);