Молодежь в системе обеспечения социальной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 23:11, доклад

Краткое описание

Степень обеспечения социальной безопасности во многом зависит от эффективной системы управления этим процессом, его организационно-управленческого обеспечения. Современная организационная структура управления обеспечением социальной безопасности молодежи не является эффективной и нуждается в совершенствовании. В этих целях необходима разработка новой модели организационно-управленческого обеспечения социальной безопасности молодежи, механизмов социально-экономической защиты, реализация которых обеспечит твердые гарантии получения качественного образования и воспитания, постоянное внимание со стороны государства ко всем сферам жизнедеятельности молодых людей.

Вложенные файлы: 1 файл

соц безопасность молодежи.docx

— 20.35 Кб (Скачать файл)

Заходякин Константин

Молодежь  в системе обеспечения социальной безопасности

Современное состояние России характеризуется  общественно-экономической и политической нестабильностью, что обостряет  проблемы различных групп населения. Одной из таких социально-демографических  групп является молодежь, которая, обладая  значительными внутренними ресурсами, не только не имеет достаточного опыта  реализации этих ресурсов, но и адекватной надежной внешней системы защиты от неблагоприятных социальных явлений. Это обстоятельство обуславливает формирование системы социальной безопасности молодежи.

Степень обеспечения социальной безопасности во многом зависит от эффективной  системы управления этим процессом, его организационно-управленческого  обеспечения. Современная организационная  структура управления обеспечением социальной безопасности молодежи не является эффективной и нуждается в совершенствовании. В этих целях необходима разработка новой модели организационно-управленческого обеспечения социальной безопасности молодежи, механизмов социально-экономической защиты, реализация которых обеспечит твердые гарантии получения качественного образования и воспитания, постоянное внимание со стороны государства ко всем сферам жизнедеятельности молодых людей.

Реформирование российского  общества, социальное и экономическое развитие России и ее субъектов в значительной мере зависят от «молодежного фактора», в том числе от степени обеспечения социальной безопасности молодежи.

 Социальная безопасность молодежи – важнейшая составляющая общей социальной безопасности, что определяет необходимость выделения самостоятельного теоретического пространства исследования этой проблемы.

Особый интерес к молодежи вполне понятен и обоснован. Молодежь – будущее страны, образ завтрашнего дня. Опыт последних десятилетий убедительно доказывает, что политических и экономических успехов, а также стратегического преимущества добиваются именно те государства, которые уделяют повышенное внимание молодежи. В докладе ООН «О положении молодежи в мире», опубликованном в декабре 2007 года в Нью-Йорке, отмечается: «Молодежь составляет четверть трудоспособного населения планеты. Современная молодежь – самое образованное поколение в истории, однако главными препятствиями при вступлении во взрослую жизнь остаются бедность и трудности в поисках достойной работы. Мы призываем правительства обеспечить молодому поколению возможность использовать свой потенциал» .

 Совсем недавно возникала новая наука, в которой объектом научного исследования становится деятельность молодежи в глобальном, национальном и региональном аспектах. Эта наука получила название «ювентология». Она представляет собой комплекс наук, изучающих молодежь с социологических, психологических, культурологических, историко-этнографических, педагогических, демографических, медико-физиологических и правовых сторон.

Молодежь является особой социальной группой, которая может занимать и занимает ведущие позиции во многих сферах жизнедеятельности. Высокий уровень профессиональной подготовки и личностной культуры, активный интерес к практическому участию в жизни страны помогает молодежи выступать реальным партнером государства в решении разнообразных государственных задач.

Однако необходимо отметить, что молодежь в силу своей специфики наиболее остро, чем другие возрастные группы, нуждается в помощи со стороны взрослых, так как у нее отсутствуют необходимые навыки и средства для самостоятельного функционирования (образование, опыт, умения, материальные средства и др.).

Важное место в системе социальной безопасности молодежи занимают, во-первых, нормативно-правовое обеспечение, которое включает документы, законы, принципы, правовые нормы, регулирующие проблемы формирования и реализации социальной безопасности молодежи; во-вторых, организационно-управленческое обеспечение этого процесса.

 Выделяются различные группы правовых документов.

1. Документы, принятые  на международном уровне, которые  в той или иной мере влияют на обеспечение социальной безопасности молодежи:

• Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

• Конвенция о правах ребенка и Декларация прав ребенка ООН (1959 г.); и т.д.

 2. Нормативно-правовые акты Российской Федерации, направленные на формирование правовой системы социальной безопасности молодежи.

• Конституция Российской Федерации (1993 г.), выступающая основным документом, который имеет высшую юридическую силу. В ней провозглашено построение социального государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие личности, гарантирующего гражданам право на труд, на социальное обеспечение и защиту, медицинское обслуживание, жилье, образование, охрану семьи, материнства, отцовства и детства.

• Закон Российской Федерации «О Безопасности» (1992 г.), который определяет безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»; признает основными объектами безопасности «личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность»; закрепляет понятие системы безопасности Российской Федерации и рассматривает в качестве элементов системы органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, а также граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

• Действующее Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об Основных Направлениях Государственной Молодежной Политики В Российской Федерации» (1993 г.), в котором было зафиксировано официальное действующее определение государственной молодежной политики (ГМП) .

• Федеральный Закон «О Государственной Поддержке Молодежных И Детских Общественных Объединений» (1995 г.), который является единственным принятым законом, касающемся молодежной политики, на федеральном уровне. Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений в документе понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ГМП в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.

• Концепция Национальной Безопасности Российской Федерации (1997 г.) вводит такие социально-правовые категории, как «национальная безопасность Российской Федерации» и «национальные интересы». Под национальной безопасностью в Концепции понимается «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации», а национальные интересы России определены как «совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах». Важнейшими составляющими национальных интересов России Концепция признает защиту личности, общества и государства от терроризма, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий.

• Федеральный Закон «Об Основах Системы Профилактики Безнадзорности И Правонарушений Несовершеннолетних» (1999 г.), в котором определяются функции и назначение органов по делам молодёжи, даётся перечень учреждений по делам молодёжи.

• Концепция Государственной Молодежной Политики (2001 г.). В соответствии с данным документом субъектами реализации ГМП в Российской Федерации были призваны выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, другие юридические лица, осуществляющие деятельность по созданию условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития.

• Стратегия Государственной Молодежной Политики В Российской Федерации До 2016 Года (2006 г.).

Стратегия ориентирована  преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи. Реализация «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года» позволит улучшить положение молодежи в обществе, увеличить вклад молодых людей в социально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное развитие страны

Особое место в системе социальной безопасности молодежи занимает ее организационно-управленческое обеспечение. Социальная безопасность молодежи формируется в русле разных объективных процессов и рассматривается через систему функциональных элементов. Среди них: социальные интересы молодежи, угрозы социальной безопасности, обеспечение социальной безопасности молодежи. Для устранения угрозы приходится прибегать к защите или обеспечению социальной безопасности. Методы защиты могут быть разными. Так, государство для защиты своих интересов, интересов общества и интересов граждан располагает экономическими, военными, социальными, информационными, культурными, интеллектуальными и духовными ресурсами. В соответствии с этим обеспечение социальной безопасности молодежи определяется взаимодействием различных министерств, комитетов и других ведомств, осуществляющих функции защиты.

В современных условиях решение задач, стоящих перед государством и обществом по обеспечению социальной безопасности молодежи, влечет за собой становление структуры управления этим процессом. Данная структура управления включает в себя определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь человеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом для реализации управляющих воздействий с целью поддержания жизнеспособности субъекта управления.

 Обеспечение социальной безопасности молодежи – это осознанное целенаправленное взаимодействие государственных и общественных институтов, а также самих молодых граждан, с целью повышения уровня социальной защищенности молодежи, решения многочисленных проблем молодого поколения, улучшения его  
положения.

Социальная  безопасность молодежи, как одно из эффективных условий успешного  решения многочисленных проблем  молодого поколения, в XXI веке может стать для России важнейшим фактором и базовым условием успешного экономического и политического реформирования общества.

 


Информация о работе Молодежь в системе обеспечения социальной безопасности