Молодежь и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:43, доклад

Краткое описание

Свобода совести – устойчивый международный термин freedom of conscience (англ.). Означает право на свободу выбора своего отношения к любой конкретной религии к религии вообще: быть верующим, последователем той или ной религии; не быть последователем ни одной религии и не следовать религиозной вере вообще; изменять свое отношение к религии – становиться и переставать быть приверженцем религии, иметь право отстаивать свои убеждения относительно религии и действовать в соответствии с ними.

Вложенные файлы: 1 файл

Молодежь и религия 1реферат.docx

— 23.21 Кб (Скачать файл)

Молодежь  и религия  

Что такое свобода  совести?  

Свобода совести  – устойчивый международный термин freedom of conscience (англ.). Означает право на свободу выбора своего отношения к любой конкретной религии к религии вообще: быть верующим, последователем той или ной религии; не быть последователем ни одной религии и не следовать религиозной вере вообще; изменять свое отношение к религии – становиться и переставать быть приверженцем религии, иметь право отстаивать свои убеждения относительно религии и действовать в соответствии с ними.   

Какие международно-правовые акты определяют гарантии прав и свобод человека?  

Наиболее общеизвестными международно-правовыми актами универсального и регионального характера, определяющими  гарантии прав и свобод человека, является Всеобщая декларация прав человека (1948г.), Международный пакт о гражданских  и политических правах (1966г.), Конвенция  о защите прав человека и основных свобод (1950г.), Конвенция Содружества  Независимых Государств о правах и основных свободах человека (1995г.) Все названные документы похожим  образом провозглашают право  каждого на свободу совести и  религии. Свобода совести признается во всех демократических конституциях.   

Какие нормы и статьи конституционного права  Российской Федерации  гарантируют свободу  совести и вероисповедания?  

Основополагающей  конституционной нормой, закрепляющей свободу совести и вероисповедания  в Российской Федерации и определяющей содержание данной свободы как конституционного института, как уже отмечалось, является статья 28 Конституции Российской Федерации. В соответствии с этой статьей  государством признается право каждого  свободно действовать в соответствии со своими убеждениями, быть членом уже  существующих религиозных и иных объединений, образуемых по мировоззренческому признаку и основывать новые, беспрепятственно осуществлять культовые обряды, распространять религиозные и иные убеждения  и действовать в соответствии с ними. К данному правовому  институту также необходимо относить нормы, содержащиеся в ряде других статей Конституции Российской Федерации  и гарантирующие свободу совести  и вероисповедания. Это нормы, закрепляющие: принцип идеологического многообразия (ст. 13), светский характер государства и запрет на установление государственной или обязательной религии (ч.1 ст. 14), отделение религиозных объединений от государства и их равенство перед законом (ч. 2 ст. 14), равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии и убеждений, а также запрещение любых форм ограничения прав граждан по признаку религиозной принадлежности (ст. 19), недопущение пропаганды или агитации возбуждающих религиозную ненависть и вражду и запрет на пропаганду религиозного превосходства (ст. 29), право гражданина в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59). Свобода совести и вероисповедания гарантируется и иными нормами Конституции Российской Федерации. Так, в частности, ч. 2 ст. 17 определяет, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; относится это и к религиозным свободам и правам. Согласно ст. 18, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Данное принципиальное положение означает, что все нормы права и действия властей должны учитывать в числе других и интересы конфессий и верующих. Право на свободу и личную неприкосновенность, определенное ст. 22 Конституции включает и невозможность задержания лиц по принципу исповедания определенной религии, если при этом не нарушаются законы государства.   

Какие меры ответственности  предусмотрены за воспрепятствование осуществлению прав на свободу совести  и свободу вероисповедания?  

В соответствии с  Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 5.26) воспрепятствование осуществлению  права на свободу совести и  свободу вероисповедания (в том  числе принятию религиозных или  иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение  или выходу из него), а также оскорбление  религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой  символики влечет за собой применение мер административной ответственности - наложение административного штрафа.   

Какими  законами регулируются отношения в области  реализации прав на свободу совести  и вероисповедания?  

Права верующих в  России гарантируются Федеральным  законом «О свободе совести и  о религиозных объединениях», который  был принят Государственной Думой 19 сентября 1997г. Он включает в себя 4 главы и состоит из 27 статей. Указанный  Закон называет основные гарантии свободы  вероисповедания. Все граждане РФ равны  перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни, независимо от их отношения к религии и религиозной  принадлежности. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, пропагандой религиозного превосходства, уничтожением или повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с Законом. Указание в официальных документах на отношение гражданина к религии не допускается. Вместе с тем отказ граждан от исполнения обязанностей по религиозным мотивам не допустим. Однако законодательство может предусмотреть для таких случаев замену выполнения одной обязанности другой, в том числе, согласно Конституции РФ (ст. 59) и указанному Закону, возможна замена военной службы альтернативной гражданской. Отделение религиозных объединений от государства означает, в частности, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений. Государство не возлагает на религиозные объединения осуществление функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, согласно Закону, не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Религиозное объединение не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не участвует в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в деятельности политических партий и движений, не оказывает им материальную и иную помощь. Таким образом, религиозные объединения не могут выдвигать кандидатов в депутаты и на выборные должности, не ведут предвыборной агитации. Разумеется, в личном качестве члены религиозных объединений вправе наряду с другими гражданами участвовать в политической жизни, быть депутатами, выборными должностными лицами, высказываться за или против кандидатов. Согласно Закону, отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничения права их членов участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, деятельности политических партий, движений и других общественных объединений.  

Что означает «джихад»?   

Слово «джихад» произошло  от корневого слова в арабском языке «джахд», означающего «стремиться, прилагать усилие». Джихад в исламе рассматривается как усердие в совершении праведных деяний. Ведущие современные мусульманские правоведы подчеркивают, что джихад – прежд всего, призыв к следованию путем Аллаха, усилия, направленные на самосовершенствование личности и общества, основанные не только на буквальном следовании положениям шариата, но в первую очередь – на претворении его ведущих начал, ценностей и целей.  
Джихад можно наблюдать везде и во всех сферах – материальных и духовных. Видами джихада являются, к примеру, борьба с бедностью, неграмотностью, болезнью и т.д. Во многих мусульманских странах джихадом называют борьбу против экономической отсталости, за достижение согласия в обществе. Современные мусульманские теологии выделяют три основных вида джихада. Первый и самый «высокий» вид джихада - Великий джихад (джихаде акбер) - борьба с собственными страстями и пороками, стремление победить самого себя. Согласно исламскому учению, человек слаб, и легко вводим в заблуждение сатаной. И самым опасным заблуждением является себялюбие, когда собственные желания сбивают людей с путей праведной жизни, делая их алчными, жестокими, заносчивыми и т.д. Поэтому «Великий джихад» направлен против этих соблазнов. Второй вид джихада - это проповедование слова Аллаха, рассеивание неверия с помощью Корана, путем получения человеком образования, будь то религиозного или светского. Пророк Мухаммад сказал: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина». Ислам расценивает образование первоосновой воспитания в человеке праведности и благородства, необходимых каждому мусульманину. Третий и последний вид джихада - Малый джихад (джихадe асгер) - самооборона от неприятеля. Он не случайно назван малым. В Сунне говорится, что пророк Мухаммад, вернувшись с войны, сказал: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому». То есть, военные действия расцениваются в исламе как временное состояние, и, по мере устранения их причин, мусульманин должен вернуться к главной своей обязанности - самосовершенствованию. Но и для совершения малого джихада («священной войны») есть свои условия. Первое, и главное – это нападение извне, агрессия и возникшая отсюда необходимость ведения оборонительной войны для защиты своего Отечества, родных и близких, своего дома, свободы вероисповедания. Второе условие - в исламе право объявления и ведения «священной войны» принадлежит только правителю страны. Отдельные жители и религиозные лидеры таким правом не обладают. Только при наличии данных условий война в исламе считается законной. При ведении законной войны категорически запрещается использовать боевые действия для наживы, грабежа, захвата заложников. В исламе даны четкие и жесткие предписания для ведения войны. Нарушение предусмотренных в Коране строгих правил ведения «малого джихада» является тягчайшим преступлением. Как утверждает Коран, агрессия против мирного населения или страны, убийство женщин, стариков и детей, священнослужителей - это не джихад. Похищение мирного населения - не джихад. Похищение является актом агрессии по отношению к другим людям, неважно, мусульмане они или нет. Это тип греховного поведения, запрещенного Богом, о чем сказано в Коране: «Аллах повелевает справедливость, благодеяние и щедрость к близким. Он запрещает мерзость, беззаконие и бунт» (Коран, сура «ан-Нахль», аят 90). Преднамеренное разрушение собственности, включая святые места любой религии, - это не джихад. Противостояние в личной вражде - тоже не джихад. 
 

Кто является муджахидом и кто считается шахидом? 

Правильно ли называть террористов  шахидом-смертником, и правильно ли такое изречение  как пояс-шахида?

 
Муджахид – тот, кто идет по пути Аллаха и прилагает для этого все свои усилия. Причем призыв следовать воле Аллаха исключает любое насилие, о чем прямо говорится в Коране: «Hет принуждения в религии» (2:256).  
Шахид – словарное значение - павший за веру, мученик, свидетель. В терминологии Шариата термином «шахид» обозначают павшего в справедливой войне с агрессорами, защищая Ислам и свободу соблюдения и изучения мусульманами своей религии. Шахидами, вместе с этим, в хадисах Пророка называются люди, погибшие от рук бандитов при самообороне, умершие от различных эпидемий и даже влюбленные, умершие, сохранив свою честь. Также этот термин употребляется в юридической практике по отношению к свидетелям преступления, при заключении брака и т.д.  
В священном хадисе Пророк, мир ему, также сказал: «Кто влюбится и умрет, сохранив себя от греха прелюбодеяния, приравнивается к шахиду». Имеются в виду люди, не успевшие по каким-то причинам, вступить в законный брак.  
Пояс шахида», «шахид-смертник», какое отношение имеют эти псевдоисламские выражения в контексте терактов, к священному для мусульман понятию "шахид"? Ровным счетом никакого. И использование термина «шахид» для обозначения исполнителей террористических актов отождествляет ислам и терроризм, оскорбляет чувства верующих, и дает возможность экстремистам трактовать свою деятельность как религиозную борьбу. 
 

Правильно ли называть экстремистов и террористов  «ваххабитами»? 

 
Нет, неправильно, Ваххабиты —  изначально сторонники религиозно-политического  движения, возникшего в XVIII в. в Аравии и связанного с именем идеолога очищения ислама и его возврата к изначальным установлениям. Религиозно-политическое движение в суннитском исламе, возникшее в Аравии в середине XVIII в. на основе учения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба. Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб родился в 1703-04 г. в деревне Эль-Уйайна в семье шариатского судьи (кади), получил религиозное образование, в юные годы много путешествовал по Аравии и соседним странам, затем начал проповедь своего учения. 
Основой его учения было представление о единобожии (таухид): Аллах - единственный источник творения и только он достоин поклонения со стороны людей. Однако мусульмане отошли от этого принципа, поклоняясь святым и вводя различные новшества (бида). Поэтому необходимо очистить ислам и вернуться к его изначальным установлениям путем отказа от бида, культа святых и т.д. В области догматики Ибн Абд аль-Ваххаб следовал в основном ханбалитским ученым Ибн Таймии и Ибн аль-Каййиму. В целом его учение представляло собой развитие ханбалитских принципов в их крайнем выражении (ханбалиты - последователи одной из четырех религиозно-правовых школ (мазхабов) суннитского ислама.  
 
Какие течения и школы в исламе являются для россиян традиционными? 
 

Главными течениями  ислама являются суннизм и шиизм. Российские мусульмане в большинстве  своем являются суннитами. Сунниты  – приверженцы Сунны (традиции) Пророка  как образца для подражания. Суннизм  окончательно оформился в Х веке, выражая обычаи, теорию и практику большинства мусульманской общины. Это, прежде всего ориентация на правильную доктрину, являющуюся золотой серединой  между крайностями. Отсюда и характерный  для суннитского ислама прагматизм, установка на узаконение утвердившихся  убеждений, обрядов и институтов. Последние считаются результатом  согласия мусульманской общины. Из четырех школ ("мазхабов") суннитского права среди российских мусульман распространение получили ханафизм (основатель имам Абу-Ханифа, ум.767) и шафиизм (основатель имам Аш-Шафии, 767-820). Остальные два: маликизм (основатель Малик ибн-Анас, ум. 794) и ханбализм (основатель Ахмад ибн-Ханбал, 780-855) в России распространения не имеют. Толки различаются между собой по теории и методологии права, а также по некоторым частностям ритуала, но все они считаются одинаково законными. Такая терпимость к идеологическому многообразию в целом свойственна суннитскому исламу. Суфизм в Исламе сам по себе не является течением, стоящим в одном ряду с суннизмом и шиизмом, но выражает мистико-аскетическую тенденцию того и другого. Учение суфизма отличается обращенностью к внутреннему миру верующего, к его душевным переживаниям, к созерцанию. В целом, суфизм выступает как чрезвычайно многоликое явление, в котором уживаются самые различные духовно-нравственные ориентации.

Информация о работе Молодежь и религия