Молодежь как социальная группа общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 09:14, контрольная работа

Краткое описание

Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления.
Под возрастными границами молодежи принято считать интервал от 14 до 30 лет. Нижняя граница связывается с половым созреванием, окончанием общеобразовательной школы, началом профессионального обучения. Верхняя граница определяется юридическим совершеннолетием, окончанием профессионального обучения, вступлением в брак, достижением экономической самостоятельности, рождением первого ребенка, а это возраст до 30 лет.

Содержание

1 Молодежь как социальная группа общества
3
1.1 Характеристика современной молодежи, особенности ее социализации в современном обществе
3
1.2 Основные ценности современной российской молодежи
6
2 Практические задания
12
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФГБОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет»

 

 

Кафедра социологии и психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Социология»

по теме: «Молодежь как социальная группа общества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка III курса

заочного факультета

специальности «Экономика торговли»

Серебрякова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1 Молодежь как социальная  группа общества

3

1.1 Характеристика современной  молодежи, особенности ее социализации в современном обществе

3

1.2 Основные ценности  современной российской молодежи

6

2 Практические задания

12

Список использованной литературы

14


 

 

1 МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА ОБЩЕСТВА

 

 

1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ  МОЛОДЕЖИ, ОСОБЕННОСТИ ЕЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 

 

Молодежь – это  социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его  обновления.

Под возрастными границами  молодежи принято считать интервал от 14 до 30 лет. Нижняя граница связывается с половым созреванием, окончанием общеобразовательной школы, началом профессионального обучения. Верхняя граница определяется юридическим совершеннолетием, окончанием профессионального обучения, вступлением в брак, достижением экономической самостоятельности, рождением первого ребенка, а это возраст до 30 лет.

Это значит, что молодежь, как демографическая категория, объединяет население в пределах 16-ти летнего возрастного интервала. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей.

За столь относительно короткий отрезок жизни молодежь переживает смену своего социально-демографического статуса несколько раз:

Младшая группа: подростки  до 18 лет (учащиеся) - находятся на иждивении  родителей, продолжают или завершают  получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак).

 

Средняя группа: молодежь 18-24 года (студенты, молодые рабочие). Часть из них уже отделилась от родительских семей и живет на собственные доходы. В этом возрасте идет активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей.

Старшая группа: молодые  взрослые 25-30 лет - это люди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но характерна высокая конфликтность молодых семей, распад браков.

Социологи в качестве социального признака верхней границы  молодежного возраста, на которой  он заканчивается, нередко выбирают образование семьи. Семейный мужчина или замужняя женщина – это уже как бы не молодые, а вполне взрослые люди. И это правильно, поскольку семья накладывает на человека совершенно новые обязанности и статусные полномочия, которые выходят за рамки понятия «молодежь».

Современная молодежь — это «компьютерное поколение», «поколение

виртуальной реальности», поэтому ее культурные запросы и  ценностные ориентиры принципиально  отличаются от всех предшествующих поколений. Современная же молодежь России выросла в период социально-экономических катаклизмов, бандитских разборок и активного внедрения массовой культуры. Поэтому она сама пытается разобраться, что есть добро, а что — зло, что справедливо, а что — нет, что прекрасное, а что — безобразное.

Переоценка житейских, этико-эстетических и религиозных ценностей протекает на основе быстрого развития новых информационных технологий, что приводит молодежь к признанию рационального понимания собственного бытия, где на первый план выдвигается принцип прикладной пользы, значимый для жизни и дальнейшего саморазвития. Создается собственная социально-интеллектуальная среда, которая способствует моральной независимости, эстетической оригинальности, проявляющейся прежде всего в молодежной моде, языковом сленге, а порой в негативизме как протесте против традиций, норм, идеалов и общечеловеческих ценностей культуры общества, так как молодежная культура представляет собой, скорее субкультуру или контркультуру.

В современной молодежной культуре существует противоречие между  технической «продвинутостью» и  мировоззренческой слабо развитостью, пресыщением объема знаний и культурной деградацией. Это противоречие выражается в том, что полное поглощение образовательного цикла компьютерным знанием ведет к формированию «специализированных личностей» [2], которые в результате интенсивной работы с компьютером, все более технизируясь, утрачивают интерес к чисто человеческим ценностям: любви, состраданию, вере, так как они не входят в круг ценностей компьютерного мира. Жизнь в мире «электронных симуляций» позволят молодежи уйти от объективной реальности, остается только виртуальный мир, в котором жизненный опыт заменяется информацией с дисплея. Данный опыт не безопасен, так как развивается однообразное мышление, не учитывается интуитивное, чувственно-подсознательное, происходит внутреннее изменение личности, порой ведущее к деградации.

Однако следует отметить, что в современной молодежной культуре появилась новая волна ценностного отношения к жизни, появилась тенденция к формированию мировоззрения «качества жизни», значимости деятельности в реализации своих возможностей на основе Интернет-образования, развитие творческих способностей. Создается новая компьютерная культура общения и ее ценности.

Культура современной  молодежи по своей структуре неоднородна, существует множество различных направлений, имеющих свои идеалы, цели,

моду, имидж и так  далее. Все имеющие субкультуры  можно сгруппировать

в несколько основных направлений: субкультура Интернет-сообщества; субкультура приверженцев музыкальных вкусов (брейкеры, битломаны, роллинги); гедонистически-развлекательное направление («рейверы», «реперы», «золотая молодежь», «голубая тусовка»); субкультура молодежи аполитичного характера (хиппи, панки, дредеры); идеологическое направление (пацифисты, зеленые, отклонисты); агрессивно-криминальное направление (антифа, гопники, скинхеды, сатанисты); субкультура фанатов (спортивные, актерские, футбольные) [5]. Каждая из этих субкультур пытается переосмыслить имеющие ценности и идеалы, вырабатывая свои собственные, порой, отрицающие общечеловеческую мораль, право и веру. Поэтому сущностной характеристикой современной молодежной культуры, не смотря на ее неоднородность и многообразие форм и направлений, несомненно, является переоценка всех ценностей предшествующих поколений с позиций рационализма и прагматизма. Романтическо-героические идеалы, где служение исключительно добру было нормой, а порой смыслом жизни, заменяются идеалами личной выгоды и пользы. Но следует отметить, что объективная реальность уже существующей цивилизационно-культурной среды определяет во многом стереотипы мышления, поведения и чувствования молодежи, а значит, и ее ценностные ориентиры. Современная молодежная культура по-своему уникальная и неповторима и является составной частью культуры общества и возможной основой для дальнейшего культурного развития.

 

 

1.2 ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ  СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

 

 

Ценностная ориентация молодежи – одна из интереснейших  и в то же время важнейших тем современности. В сегодняшнем динамичном, быстроменяющемся мире социальные группы подвержены влиянию со стороны различных факторов. Особенно это касается такой группы, как молодежь. Ведь молодые люди находятся только в начале своего жизненного пути и нуждаются в ориентирах, которыми и выступают ценности.

Современный нам мир находится в постоянном развитии, одной из важнейших движущих сил которого является прогресс техники и науки. Можно сказать, что общественное развитие идет следом за развитием научно-техническим. Невозможно отрицать огромное влияние на общественные процессы таких изобретений, как персональные компьютеры (ПК, ноутбуки, нэтбуки и др.), мобильные телефоны и, конечно, глобальной сети Интернет. Так каким же образом именно научно-технический прогресс влияет на ценностные ориентации молодежи и их жизнь в целом?

Молодежные культуры формируются в условиях образования новых и изменения старых жизненных ценностей, т.е. в динамичном обществе и с беспрестанно развивающимися технологиями. Образуется некая цепочка взаимовлияния: научно–технический прогресс влияет на развитие общества в целом, а изменения общественные уже воздействуют на культурные, в рамках которых и преобразуются, уничтожаются или возникают новые ценности. И именно эти ценности приходится усваивать в процессе социализации молодой части населения. Иными словами, вступив однажды на путь модернизации, общество заведомо определило неустойчивый и меняющийся характер жизненных ценностей молодежи. Это влияние технического прогресса на ценностные ориентации молодежи можно назвать скорее косвенным. А если есть косвенное, значит, может существовать и прямое? Да, оно существует. И на примере нашей современности это можно продемонстрировать. Быстрое развитие технологий, появление новых изобретений и их постоянное усовершенствование сказываются на культурной сфере общества. Чего только стоит влияние Интернета.

Еще 10 – 15 лет назад, чтобы  воспользоваться Интернет–услугами, было необходимо провести определенное время за ПК. А для этого, как  правило, нужно было находиться в  помещении (офис, квартира и т.д.). Сейчас же, в результате развития мобильных технологий, для этого можно просто нажать пару кнопочек на сотовом телефоне. То есть, виртуальная жизнь уже тесно переплетается в жизнью реальной. Можно сидеть в автобусе, стоять в очереди, общаться со знакомыми и при этом, не терять возможности «сидеть в интернете» и пользоваться его услугами. В принципе, что плохого в том, чтобы найти быстрым доступом к нужной нам информации? Ничего. Но по результатам научных исследований, для молодежи приоритетом пользования мобильного интернета является не поиск информации, а развлечение (Таблица 1) [6].

Таблица №1 - Для чего вы чаще всего используете интернет на мобильном

телефоне? % от опрошенных возраста 18-24 года

Для пользования социальными сетями

73

Для поиска информации

68

Для пользования электронной почтой, для ведения переписки

36

Слушать музыку, смотреть фильмы, читать книги

32

Следить за новостями, событиями в  мире и регионе

25

Для общения через программы  мгновенного отправления сообщений

10


 

Проанализировав данные исследования, можно сказать, что в общем целом, поиск информации (изначальная функция глобальной сети) уже не имеет такой ценности. Мобильный Интернет ценен для молодежи своими развлекательными возможностями, нежели удобством поиска необходимой информации.

Реальная жизнь не может так просто уступить свои позиции жизни виртуальной. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) посвятил одно из своих исследований именно этому вопросу. Изучалось, каким образом люди относятся к тем или иным интернет услугам. Способна ли виртуальная жизнь заменить жизнь реальную? Наглядно, можно проследить это «противоборство» в представленной центром таблицей (Таблица 2) [5].

 

 

Таблица 2 – Опрос людей  в возрасте от 18 до 24 лет, % от пользователей  интернета

Пользование Интернет-ресурсами

Действия в реальной жизни

Интернет-магазины

42

Покупки вещей в магазинах

83

Онлайн ТВ

47

Телевидение

89

Электронные книги

37

Чтение печатных книг

48

Форумы, блоги

61

Советы друзей

75

Онлайн-знакомства

25

Знакомство с людьми

52

Социальные сети

85

Встречи с друзьями

92

Онлайн радио

30

Радио

65

Гео-сервисы

25

Пользование картами

38

Электронная почта

76

Письмо и отправление  писем

23

Интернет-игры

47

Игры с друзьями

43


 

Как ни странно, но мы ясно видим, что виртуальная жизнь  довольно сильно уступает реальной. И это не может не радовать. Хотя, конечно, по некоторым показателям она уже максимально приблизилась к показателям реальности (Социальные сети – Встреча с друзьями), а кое-где, Интернет-ресурсы оказались даже более популярными. Например, электронная почта фактически полностью вытеснила обычную, за счет своей удобности, а значимость электронных книг уже почти сравнялась с ценностью печатных книг. Уже два этих исследования демонстрируют, каким образом, быстро или медленно, сильно и незначительно могут преобразовываться и изменяться ценности современной молодежи под влиянием технологических изобретений. С момента появления электронной почты прошло более сорока лет, однако только с широким распространением ПК она стала настолько популярной, что практически вытеснила «бумажную почту». С этим же фактом связано и распространение Интернета в целом. Так же несколько десятилетий прошло с момента создания сотового телефона, функцией которого служила более удобная и быстрая связь. Но с его усовершенствованием, удешевлением и, как следствие, большим распространением, этих функций стало гораздо больше. Соответственно, телефон стал более важным в жизни каждого человека и более ценным атрибутом для общественной жизни.

Информация о работе Молодежь как социальная группа общества