Монастырско-церковные формы призрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:04, реферат

Краткое описание

В 988 году на берегах Днепра произошло великое историческое событие, крещение Руси.
И в русскую жизнь был внесен новый элемент – христианское учение, - элемент, оказавший
громадное влияние на молодое еще русское общество. Христианство открыло для славян новый
мир высоких нравственных идей любви и сострадания к ближнему и, проводя эти идеи в жизнь,
впервые заговорило о призрении бедных. С самого введения христианства на Руси, пастыри
церкви в своих поучениях постоянно напоминали верующим об обязанностях соединять молитву с
милостыней, которая является очистительной жертвой, займом самого Бога в лице бедствующего
человека.

Вложенные файлы: 1 файл

церковное призрение.doc

— 28.00 Кб (Скачать файл)

3.3. Монастырско-церковные формы  призрения. 

В 988 году на берегах  Днепра произошло великое историческое событие, крещение Руси. 
И в русскую жизнь был внесен новый элемент – христианское учение, - элемент, оказавший 
громадное влияние на молодое еще русское общество. Христианство открыло для славян новый 
мир высоких нравственных идей любви и сострадания к ближнему и, проводя эти идеи в жизнь, 
впервые заговорило о призрении бедных. С самого введения христианства на Руси, пастыри 
церкви в своих поучениях постоянно напоминали верующим об обязанностях соединять молитву с 
милостыней, которая является очистительной жертвой, займом самого Бога в лице бедствующего 
человека. 
Но кроме активизации милосердия паствы, церковь и сама активно занимается решением 
социальных проблем. Церковная практика помощи с первых лет христианства до становления 
государственности на Руси развивалась по двух основным направлениям: 
помощь через монастыри – монастырская система помощи; 
помощь через приходы – приходская система помощи. 
В первый период активно развивались монастыри, получающие поддержку со стороны 
княжеской власти и окрепнув экономически, монастыри становятся центрами благотворительной 
социальной деятельности. Русские монастыри не «специализировались» на каком-либо одном 
виде помощи, как это было присуще западной церкви. В основном они выполняли четыре 
основные функции: 
лечение; Дело в том, что иноки принесшие религиозное учение из Византии принесли с 
собой и тайны врачевания. Первая на Руси больница, предлагающая нуждающих бесплатное 
лечение и пропитание, скорее всего была организована Феодосием Печерским в Киево- 
Печерской лавре. Такие больницы стали организовывать и при других монастырях. Для них 
существовали более или менее однотипные положения, в которых оговаривались расходы на 
содержание больных, больничных штатов, порядков управления. Больничные здания размещались 
за монастырскими стенами, в наименее доступных для обстрела участках. К больницам 
примыкали «портомойки», бани, огороды и кладбища. Больничные помещения делились на 
небольшие келью, разделение пациентов на взрослых и детей не производилось. Во главе 
больницы стоял старший над больницей – смотритель, обходы врачи совершали к «наутрию». 
обеспечение неимущих, в виде оказания единовременной помощи натуральными 
продуктами; В XIII веке в «Правилах о церковных людях» были более четко обозначены формы 
социальной помощи церкви: пособия вдовам, приданное девицам, выкуп пленных и др. кроме 
того, церковь придерживалась мнения, что не надо проводить разбор просящего, а следует сразу 
же удовлетворить его просьбу. Больше всего раздавалось жизненно необходимых продуктов, так 
как денежное обращение к тому времени было еще слабо развито. 
обучение; Одной из форм социальной помощи выступало обучение нуждающихся грамоте 
или ремеслам. 
контроль; В Уставе князя Ярослава упоминается дом церковный (либо божий дом) как 
мера наказания для женщин, они ссылались в монастырь за неверность. Кроме того, церковь 
обязали контролировать больных и увечных нищих, чтобы те не ходили по городам собирая 
милостыню, а находили приют в богадельнях. 
Иная система поддержки наблюдалась в приходе. В отличии от монастырской приходская 
помощь была более открытой. В ней сосредотачивалась вся общинная, гражданская и церковная 
жизнь. Деятельность приходов не ограничивается только оказанием помощи калекам, увечным, 
нищим, они осуществляют самую разнообразную поддержку от материального 
вспомоществования до воспитания и перевоспитания. Приход так же являлся территориальной, 
административной и податной единицей. В памятках древней письменности есть свидетельства, 
что почти в каждом из приходов существовали богадельни. Помимо административных функций 
приход, согласно учению Церкви, выступает в качестве общинного института по поддержке 
больных, немощных, инвалидов, сирот, нищих, которые сопутствуют переселенцам и обретают 
там свое пристанище. К особо значимым формам приходской благотворительности можно отнести 
ссуды из церковной казны денег, хлеба, семян. Ссуды выдавались отдельным лицам, а также 
обществу, часто под залог имущества. Приходская благотворительность – это переходное звено 
между монастырской и гражданской системами помощи. В отличии от монастырей приходы 
представляли собой открытую организационную систему. Самостоятельно выбирая 
священнослужителей и притч. Кроме того, в общине избирался староста, на котором лежали 
различные функции – от экономических до социальных.


Информация о работе Монастырско-церковные формы призрения