Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 15:27, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть уровень социального развития Республики Бурятия. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие уровня социальное развитие ;
- раскрыть понятия мониторинга;
- сделать оценку социального развития республики Бурятия.
Объектом исследования является Республика Бурятия.
Введение……………………………………………….………………...…….…..3
Раздел 1. Социальный мониторинг как функция управления……….........……5
Социальный мониторинг……………………………………………..……5
Принципы проведения Мониторинга …………………………………….8
Сущность и принципы социального мониторинга……………………..11
Социологическое исследование мониторинга………………………..13
Раздел 2. Современное состояние социального развития республики Бурятия……………………………………………………………………...……16
2.1 Социальное развитие Республики Бурятия………………………………..16
2.2. Характеристика социальной политики города Улан-Удэ в 2005-2009гг..17
Раздел 3. Совершенствования, изменения и проблемы Республики Бурятия…………………………………………………………………………...21
3.1. Основные проблемы социального развития Республики Бурятия………29
Заключение ………………………………………………………..…………….33
Список литературы ……………
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГБОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. «Филиппова»
Кафедра « Государственное муниципальное управление
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Региональная экономика управления»
на тему: «Мониторинг социального развития»
( на примере Республики Бурятия)
Гулугуева З.Г.
Улан-Удэ
2013
Содержание
Введение……………………………………………….………
Раздел 1. Социальный мониторинг как функция управления……….........……5
Раздел 2. Современное состояние социального развития
республики Бурятия……………………………………………………………
2.1 Социальное развитие
2.2. Характеристика социальной
Раздел 3. Совершенствования, изменения
и проблемы Республики Бурятия……………………………………………………………
3.1. Основные проблемы социального развития Республики Бурятия………29
Заключение ………………………………………………………..…………….
Список литературы ………………..………………...………..........
Введение
Социальный мониторинг (от лат. monitor — предостерегающий) - это технология наблюдения и анализа изменений социального объекта управления, характеризуемая постоянством, регулярностью осуществления. Объективные предпосылки и возможности проведения мониторинга заключаются в органическом единстве прошлого, настоящего и будущего, прерывности и непрерывности развития, усиливающихся взаимосвязях — материального и нематериального, экономического и социального, экологического и материального и др.
Мониторинг — технология управления, отличающаяся повышенной наукоемкостью; он предполагает наличие квалифицированных специалистов, способных к теоретическому переосмыслению сложных явлений. Его применение сопряжено со все более масштабным использованием новейших научных сведений о глобальных природных, геополитических процессах, о социально-экономических и научно-технических тенденциях.
Мониторинг появился в технических системах управления как постоянный (периодический) контроль определенных параметров, которые должны сохраняться в заданных пределах. Мониторинг в социальном управлении первоначально заключался в наблюдении за социально-экономическими процессами. И в том и в другом случае мониторинг был, по существу, пассивным. Постепенно он стал применяться также для целей отслеживания, анализа и прогнозирования текущего состояния экономических, социальных и других объектов, тенденций их развития. В результате мониторинг все более превращается в активную форму познавательной деятельности, развивается как предпосылка преобразования социально-экономических систем.
Мониторинг в настоящее время может быть представлен как:
специфическая технология управления;
способ контроля над ситуацией, выявления причин расхождения между сущим и должным во внутренней и внешней среде страны, региона, муниципального образования, а также организации; фактор снижения риска при разработке стратегии, при подготовке к хозяйственной деятельности.
Сегодня одним из ключевых понятий, представляющим состояние населения, является уровень жизни. Поэтому, чтобы узнать, как живет человек, как он себя ощущает, необходимо анализировать именно данный термин. Значимость проблемы управления качеством жизни возрастает и в связи с тем, что человеческий ресурс в условиях доминирующих тенденций старения и депопуляции населения становится самым дефицитным ресурсом.
Повышение уровня жизни россиян должно являться важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства. Однако реальные действия Правительства и Государственной Думы РФ идут вразрез с популистски прокламируемыми благими намерениями, что наглядно подтвердил печально известный федеральный закон №122. Нашему обществу необходимо преодолеть условия и факторы, дестабилизирующие социальное развитие и уровень жизни населения.
Цель курсовой работы – рассмотреть уровень социального развития Республики Бурятия. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие уровня
- раскрыть понятия мониторинга;
- сделать оценку социального развития республики Бурятия.
Объектом исследования является Республика Бурятия.
Предмет исследования – социальное развитие Республики Бурятия.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что можно на основе этих данных оценить уровень социального развития Республики Бурятия.
Раздел 1. Социальный мониторинг как функция управления
1.1 Социальный мониторинг
Социальный мониторинг — научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и предоставления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений на различных уровнях управления.
Социальный мониторинг - достаточно новая форма научно-практической активности, цель которой состоит в получении и обработке упреждающей информации о состоянии системы и тенденциях ее развития. Эта цель достигается посредством использования некоторых групп явлений, параметров, факторов, входящих в понятийную форму "мониторинговые индикаторы", формирующуюся по критериям комплексности, интегративности отражения результирующего состояния основных причинных взаимодействий в их количественных и качественных взаимосвязях. Однако в последнее время она стала чрезвычайно популярной и активно используется для изучения общественного мнения, уровня жизни населения, социально-политической ситуации в регионах. Это объясняется потребностями общественной практики, характеризующейся динамизмом общественных перемен, а следовательно, неэффективностью разовых исследований, а также его организационными преимуществами, связанными с возможностью комплексной и однозначной интерпретации параметров изучаемого процесса или явления, доступных измерению и обработке.
В настоящее время понятие "социальный мониторинг" трактуется по-разному в зависимости от различного видения его сущности: экологический, экономический, социологический, психологический. В научной литературе сделаны первые попытки осмыслить методологические и методические основы данного способа организации социальных исследований.
Однако пока еще нет такой работы, которая дала бы целостное представление о социологическом мониторинге, тем более раскрыла бы его специфику, связанную с социальным воспроизводством дифференцированных субъектов жизнедеятельности. Социальная сфера общества представляет собой сложную систему, в которой в значительной степени присутствуют элементы непредсказуемости, неопределенности, связанные с корреляционной, вариативной зависимостью следствия от причины, включением в социальные взаимодействия мыслительной деятельности индивидов. Все это определяет характер ее развития как вероятностный. Однако, как показывает опыт исторического развития социальной сферы, она обладает стабильностью некоторых тенденций, повторяемостью особенностей социального воспроизводства населения, стереотипов потребительского поведения. Это дает основания предположить принципиальную возможность социального предвидения ее изменения на основе выделения научно обоснованных параметров, характеризующих данный социальный процесс и сохраняющих стабильность и прогнозную однозначность. Стабильность повторяющейся реальности, в основе которой лежат законы, определяющие развитие пространства социального воспроизводства человека, групп, и является методологической основой разработки мониторинга как информационной технологии, обеспечивающей целеполагание, предвидение, прогнозирование и планирование управления данной подсистемой общества.
Важной предпосылкой создания социального мониторинга стало всестороннее изучение социальной сферы. Увеличение степени ее изученности позволяет с большей точностью сформировать группы показателей, образующих в своей сущности единый смысловой ряд и характеризующих специфику социального воспроизводства и его динамику. А значит, получать более точную информацию о состоянии объекта наблюдения, с максимальной точностью оценивать вероятность наступления возможных тенденций и явлений в итоге более эффективно воздействовать на социальную сферу с целью повышения или понижения вероятности наступления конкретных событий, тех или других направлений развития.
Мониторинг социальной сферы выступает как особая информационная технология, позволяющая получать информацию о социальном воспроизводстве населения во всем многообразии взаимодействия всех ее компонентов как системы с целью оперативного оценивания и прогноза возможных ее состояний и выработки коррекционно-упреждающих мер управленческого воздействия.
В концептуальном плане он отражает все многообразие процессов и явлений, протекающих в социальной сфере, направлен на обеспечение системного подхода к анализу социальной безопасности населения. Он открывает возможности прогнозирования тенденций развития социальных отношений и процессов в обществе или регионе, разработки на этой основе научно обоснованных программ социального развития, социальной защиты населения и повышения потенциала социальной сферы. Это представляется сегодня значимым, поскольку в условиях системного кризиса с еще большей силой возникает потребность в этой деятельности.
Предметное поле мониторингового наблюдения представляется как динамично функционирующая совокупность социальных отношений определенного качества и содержания, возникающих между взаимодействующими субъектами. При этом его пространство охватывает различные уровни структурной организации управления социальной жизнью субъектов и позволяет проследить влияние на складывающиеся взаимоотношения между людьми, их социальное самочувствие, социальную ситуацию в обществе, регионе и обеспечивает комплексный, многоуровневый подход к формированию методического инструментария мониторинга.
Это предметное поле описывается информативной и универсальной для обеспечения эффективного контроля и прогноза динамики процесса социального воспроизводства реальной жизни дифференцированных субъектов системой показателей. Она обеспечивает целостное отражение совокупности факторов и конкретных ситуаций, под воздействием которых развертываются связи и отношения людей, требующие социозащитных гарантий и принятия практических мер. В содержательном плане система показателей ориентирована на изучение признаков, характеризующих социальные отношения субъектов социальной деятельности, оценку их качества, выражаемую через категорию "социальная безопасность". Она представлена системой объективных, внешних для данного субъекта (специфика социальной ситуации, социальный статус и т.п.), и субъективных (ожидания, ценностные ориентации и т.п.) обстоятельств его жизнедеятельности. Для каждой группы этих показателей в мониторинге предусмотрены свои специальные методы сбора, обработки, анализа.
1.2 Принципы проведения мониторинга
Принципы проведения мониторинга специально разработаны только в рамках экологического мониторинга, как наиболее продвинутого в реализации. Рассмотрим эти принципы и те доводы в их защиту, которые предлагают экологи.
1. Проблемная организация существует в противопоставление идее тотального мониторинга, она снимает синдром “избытка данных – недостатка информации”. Программа исследований и наблюдений разворачивается только на определенную проблему, региональный мониторинг состоит из пакета таких проблемно организованных программ. Такая организация оставляет возможность для постановки новых проблем и развертывания новых программ.
Данный принцип реализует идею проблемного мониторинга. Вряд ли его можно воспринимать как универсальный. Для части систем мониторинга в большей мере подходит фоновый мониторинг или управленческий. Для мониторинга цен наверное не стоит искать способ проблемной организации.
2. Развития (открытости для развития) – система выполнимости (выполнения, завершения проектов и создания новых).
Это принцип экологического мониторинга, Не может быть распространен на большое количество иных систем мониторинга. Поскольку, существуют устойчивые задачи функционирования систем, для которых важна стабильность и многолетние результаты с целью прогнозирования или уточнения прогнозов.
3. Приоритет управления – как противопоставление средовому подходу. В триаде управление – мониторинг – экспертиза, управлению принадлежит ведущая роль, мониторинг и экспертиза являются очень важными, но обеспечивающими блоками. Управление разрабатывает целевые установки и намечает контуры проблемы, экспертиза выступает в качестве средства против возможной профессиональной узости решения проблемы. Одним из результатов мониторинга являются знания, передаваемые для принятия решений.
Вероятно, приоритеты управления является универсальным признаком для мониторинга вообще, в том случае если управление будет рассматриваться в широком смысле этого слова и будет включать в себя формирование или воздействие на общественное сознание.
4. Целостность – неразрывность триады управление – мониторинг – экспертиза.
Возможно предположить, что точнее будет говорить о триаде управление – мониторинг – прогноз, поскольку экспертиза это все таки процессуальное понятие.
5. Информационная открытость – необходимое условие эффективности. Все результаты экологических исследований и наблюдений должны быть доступны для управленцев, предпринимателей, политиков, широкой общественности. Пользователи должны сформулировать свои требования при формировании программ мониторинга.