Мораль как регулятор социального поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 07:48, контрольная работа

Краткое описание

Под моралью обычно понимают некую систему норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

kontrolnaya_rabota_-_Barkalova_100m.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

Северо-Кавказский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

 

Кафедра гуманитарных и  социально-экономических дисциплин

  • Контрольное задание

  • по дисциплине

    Социология

     

     

    Мораль как  регулятор социального поведения.

     

     

     

     

     

     

     

    Выполнил:

       студент 1курса

     группы 100м

            очной формы обучения

               Чижма Виталий Александрович

     

     

                     Проверил:

     

    кандидат исторических наук,

                       доцент

    Войтова-Долгих Яна Николаевна

     

      

     

     

     

     

     

     

    Краснодар, 2013

     

     

     

     

    Человек — существо общественное. Потому, непременным условием «допуска»  в жизнь общества является процесс  социализации индивида, т. е. освоения им специфически человеческого образа жизни, основных ценностей материальной и духовной культуры. А во-вторых, потому, что современное индустриальное общество опирается на широчайшее разделение труда (материального и духовного), порождающего теснейшую взаимозависимость людей. Ведь самое обычное, нормальное существование каждого из нас оказывается зависимым от того, как сотни и тысячи совершенно незнакомых нам людей (производителей товаров, их продавцов, транспортников, учителей, врачей, военных и т. д.) выполняют свою обычную, рутинную работу.

     

    Таким образом, можно сказать, что  сам способ человеческого существования  необходимо порождает потребность  людей друг в друге. Возникающая  в этом случав общественная связь  индивидов невольно заключает в  себе их априорное (доопытное) доверие, благожелательность, сочувствие друг другу — ведь без этого изначального доверия к незнакомым людям (врачам, поварам, шоферам, правителям и т. д.) никакая общественная жизнь невозможна. Вот эта-то общественная связь и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта их совместной жизни, и являются объективной основой морали — ведущего духовного регулятора жизни общества.

     

    Под моралью обычно понимают некую систему норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом.1

     

     

    Мораль - один из основных способов поведения  человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом,совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием,справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью.2

     

    Моральная составляющая личности человека не присутствует сама по себе. Эти качества нужно воспитывать, причем лучше всего с детства. Усваивая с ранних лет, «что такое хорошо, а что такое плохо», малыш по мере взросления уже может сам делать выводы о поступках своих и чужих, давая им положительную или отрицательную оценку. Однако в случае неадекватного восприятия реальности человек может не видеть грани между нравственными и безнравственными поступками, более того, он меняет их местами.3

     

    Требования к индивиду в моральном сознании принимают самые разнообразные формы: это могут быть прямые нормы поведения (не лги, почитай старших и т.д.), различные моральные ценности (справедливость, гуманизм, честность, скромность и т.д.) и ценностные ориентации, а также морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть). Все это — элементы структуры нравственного сознания, обладающего целым рядом особенностей. Среди них стоит отметить: всеобъемлющий характер морали, ее внеинституциональность, императивность.

     

    Всеобъемлющий характер морали означает, что моральные требования и оценки проникают во все сферы  человеческой жизни и деятельности. 
    Любая политическая декларация не упустит случая проапеллировать к нравственным ценностям, любое произведение изящной словесности обязательно содержит в себе моральную оценку, никакая религиозная система не найдет последователей, если не включит в себя достаточно строгую мораль и т.д. Любая житейская ситуация необходимо имеет свой «моральный срез», который позволяет проверить действия участников на «человечность». Подобная «всеядность» морали связана со спецификой ее требований и оценок, заключающейся в их всеобщем, всечеловеческом и, безусловно, долженствовательном, т.е. императивном характере. Рабочим или бизнесменом, политиком или художником каждый из нас бывает лишь некоторое (рабочее) время, человеком же любой из нас должен оставаться постоянно. 
    Внеинституциональность морали означает, что в отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) она не является сферой организованной деятельности людей. Проще говоря, не существует в обществе таких организаций и учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. (Можно, правда, сказать и наоборот: этим занимаются все вообще и никто в частности, т.е. специально, за исключением профессиональных этиков) И оттого, наверное, управлять развитием морали в обычном смысле этого слова так, как строится управление наукой, религией и т.д., просто невозможно. 
    Третья из названных выше особенностей морали — императивность — состоит в том, что большинство моральных требований апеллируют не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному же долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т.е. носит форму императива, прямого и безусловного повеления. Люди давно уже убедились, что строгое выполнение моральных правил вовсе не всегда приводит к жизненному успеху, и тем не менее мораль продолжает настаивать на строгом соблюдении ее требований. Объяснить сей странный феномен можно только одним образом: лишь в масштабе всего общества, в суммарном итоге выполнение того или иного морального предписания обретает свой полный смысл и отвечает некоей общественной потребности. В каждом же частном, отдельном случае результат может быть как положительным, так и отрицательным, ибо зависит от множества случайных обстоятельств. Именно этим, вероятно, следует объяснять и настойчивый мотив обязательного бескорыстия любого морального поступка: добро следует творить не ради ответной благодарности, а ради самого добра как такового. В этом призыве, думается, есть вполне рациональный смысл, ведь общий баланс творимого добра и воздаяний за него сводится только в общем итоге, на уровне общества в целом. Ожидать же ответной благодарности на свои добрые дела в каждом без исключения случае, право, не стоит.4

     

    Известно, что в жизни  общества взаимодействуют две противоположные  тенденции: упорядоченность, что обеспечивает его стабильность, и хаос, который угрожает его существованию. Чтобы устранить эту угрозу, общество прибегает к различным регулятивных средств - права, политических и административных механизмов. Однако силовые рычаги регулирования жизни общества не всегда дают желаемый эффект. К тому же при их использовании часто игнорируют необходимость считаться с общечеловеческими ценностями и ведущую истину морали, которая провозглашает основной ценностью человека. А это негативно влияет и на развитие общества.

     

    Поскольку сущность морали не может быть выражена путем четкого выделения особой сферы деятельности человека (как в науке, искусстве, политике и т.д.), попробуем рассмотреть своеобразие ее социальной роли, т.е. основные функции морали. Среди множества выполняемых моралью функций основной принято считать регулятивную.5

     

    Главная функция морали, конечно, — регулятивная. Мораль выступает, прежде всего, как способ регулирования  поведения людей в обществе и  саморегулирования поведения индивида. Причем способ специфически социальный: он появляется тогда, когда естественно-природные регуляторы уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную свободу человека от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому. Вот на этом изначально очень небольшом пространстве свободы воли человека и начинает формироваться мораль как своеобразный координатор и организатор очень многих «свободных воль», интересов, стремлений людей в некую единую целостность, существующую в саморегулирующемся режиме.6

     

    К специфическим особенностям моральной регуляции поведения человека относятся:

    1. полноценное выражение в морали свободы, самостоятельности личности. Ни одно средство регулирования человеческого поведения не способно обеспечить такой их реализации;
    2. универсальность, одинаковая ориентированность на каждого человека;

     

    1. распространенность на все сферы жизни человека;
    2. постановка перед человеком максимальных требований. В основном они являются невыполнимыми, поскольку идеала нельзя достичь;
    3. опора на общественное мнение и внутреннее убеждение личности, прежде всего - на его совести;
    4. связь преимущественно с духовными санкциями, прежде всего с общественным мнением и личным самоосуждения или одобрение своего поведения.7

     

    Конечно, по мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и пр. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается ни в каком организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т.д. А во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидом соответствующих норм и принципов его поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой

    частью его духовного  мира, насколько они встроены в  механизм мотивации его поведения. Такой регулятор поведения, безусловно, самый надежный из всех возможных. Именно поэтому мораль была, есть и будет одним из самых лучших способов регулирования социального поведения.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Источники информации:

        1. http://uchebnikionline.ru
        2. http://socfil.narod.ru
        3. http://fb.ru
        4. http://jourfak.blogspot.ru
        5. http://www.filreferat.popal.ru

    1 http://www.filreferat.popal.ru

    2 http://jourfak.blogspot.ru

    3 http://fb.ru/

    4 http://socfil.narod.ru

    5 http://uchebnikionline.ru

    6 http://socfil.narod.ru/

    7 http://uchebnikionline.ru

     




    Информация о работе Мораль как регулятор социального поведения