Мыслители прошлого о человеке и обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 19:43, творческая работа

Краткое описание

Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОБУ «СОШ-68 с углубленным изучением русского языка и математики» г.Оренбурга Стрельцова Ольга Владимировна
Древние мыслители
о мире и человеке
Мифы древности

Вложенные файлы: 1 файл

571_Мыслители прошлого об обществе и человеке (Часть 1).ppt

— 4.43 Мб (Скачать файл)

Мыслители прошлого

об обществе и человеке

(Часть-1).

 

 

 

Учитель истории и обществознания  высшей квалификационной категории  МОБУ «СОШ-68 с углубленным изучением  русского языка и математики»  г.Оренбурга Стрельцова Ольга  Владимировна

Древние мыслители

о мире и человеке

Мифы древности

   На ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира является мифология

   Миф в переводе с греческого – предание, сказание

   Логос – слово, учение

Существует несколько тематических  циклов мифов:

 

  • Космогонические -  мифы о происхождении человека и человеческого общества

 

Индейская мифология 

Индийская мифология 

 

Кельтская мифология 

 

  • Антропогонистические -  мифы о происхождении человека и человеческого общества 

Вещая птица Симург - Иранская  мифология 

 

Бог Огня - Английская мифология 

 

Китайская мифология 

 

  • Эсхатологические – мифы, предрекающие «конец света», конец времён

Этрусская мифология 

 

Славянская мифология 

 

Скандинавская мифология 

В мифах о происхождении 

мира и людей часто выделяют  две идеи

 

Идея творения:

Мир создан каким-либо

сверхъестественным

существом – Богом,

великим колдуном

 

 

Идея развития:

Мир постепенно

Развился из некоего

Бесформенного 

состояния – 

Хаоса, воды 

или яйца и т.д.

 

Сотворение мира, Кафедральный  собор Монреале, мозаика, XII в.

 

Ян Брейгель Младший, «Бог создаёт  Солнце, Луну и звёзды» 

Философия зародилась на Востоке  в Древней Индии

 

Индийская мифология Шива и  сын его Сканда 

 

Мифология Древнего Китая 

Древнеиндийские Веды

о происхождении мира

   Веды  — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите (наиболее ранняя разновидность древнеиндийского языка )

 

Веды 

Индийские мыслители считали:

«Всё, существующее на Земле, имеет  живую бессмертную душу и, поэтому, нуждается в поклонении»

 

Закат солнца над Гангой в  Маяпуре. На протяжении тысячелетий, индуисты почитают реку Гангу  и поклоняются ей в форме  олицетворяющей её богини Ганги 

Мир богов

 

Мир людей

 

Пространство,

где процветает

райская жизнь

 

Социальная 

структура 

отражает 

космическую 

иерархию

 

Демоны, духи

обитатели 

Многочисленных

 адов

 

Они не имеют никакого

выбора и полностью 

зависят от тех условий,

в которые попали

Мир людей

 

Брахманы – 

мудрецы,

толкователи Вед

 

Кшатрии – 

воины,

правители

 

Вайшья –

 класс

земледельцев и

скотовод

 

Судры –

 слуги

 

 

Белый цвет 

благости и 

святости

 

Красный цвет 

власти и 

страстей

 

Жёлтый цвет 

умеренности и

трудолюбия

 

Черный цвет 

означал 

невежество

Мудрецы даосской школы

Даосизм

 

   Учение возникло в Древнем Китае. Основателем считается Лао-Цзы

 

Лао-Цзы покидает Китай верхом  на буйволе 

Цель философов-даосов:

 

   Уйти от страстей и сущности жизни, приблизиться к Дао, чтобы обрести долголетие или даже бессмертие

 

Дао

Суть учения:

 

  В мире существует два начала – Инь (темное, женское), которое рассматривается как пассивное ожидание  и Ян (светлое, мужское) – активный поиск чего-то

 

Даосская монада, изображающая  концепцию Инь-Ян 

Человек должен следовать двум  целям:

 

Оберегать 

себя от опасности

 

Стараться 

прожить как 

можно дольше

Конфуцианство

Конфуций (552 – 479 гг. до н. э.)

 

    Разработал учение о «благородном муже» - человеке, который интересы общества и государства (у Конфуция это тождественные понятия) ставит на первое место, пренебрегая своими личными

 

Конфуций 

Идеальное общества, по мнению  мыслителя, должно базироваться  на трёх принципах:

 

Гуманности

 

Соблюдения 

ритуалов и 

обрядов

 

Практического

 воплощения

нравственных 

форм жизни

Поведение человека 

должно отражать

 законы, на основе

 которых существует

вселенная

 

Основу образования 

должно составлять 

изучение традиций и 

мудрости предков

 

Человек должен 

осознавать 

собственную судьбу,

которую ему не 

дано изменить

 

Человек должен 

сосредотачивать 

свои усилия на том,

что подвластно 

его воле

 

Суть учения

«Правильное» государственное  устройство Конфуция

 

Государство

 

Глава:

Император – 

«наместник 

Бога на земле»

 

Слой людей (жу),

соединяющих в

себе свойства 

философов,

литераторов,

учёных и чиновников

 

Отношения между 

людьми

регулируются 

моральными 

нормами

   Общим для учений восточных философов было «растворение» человека в окружающем мире, его невмешательство в существующие социальные отношения

 

Дома потомков Конфуция в  его родном городе, Цюйфу 

Платон и Аристотель

об обществе и государстве

Платон (427 – 347 гг. до н. э.)

 

  Первый греческий мыслитель, основавший философскую школу. Платоновская Академия просуществовала почти 900 лет

 

Скульптура головы Платона

Общество 

 

Государство 

 

Платон отождествлял понятия  
«общество» и «государство»

 Платон выделял

3 стадии

общественного 

развития

 

Династия, состояние общества без 

бедных и богатых, без писанных 

законов, властью распоряжались 

старейшины родов и передавали  её 

по наследству

 

Аристократия – эпоха, когда 

возникают большие поселения 

людей, существует

 законодательство

и выборная  власть.

В этот период появляется

 государство

 

Идеальное государство,

основанное на принципе 

справедливости

Государство делится на три  группы:

 

Правители-философы

 

Воины-стражи,

обеспечивающие 

порядок

 

Группа земледельцев

и ремесленников

Модель идеального государства  Платона

 

  • Государством управляют мудрецы-философы
  • Опирается оно на доходы от натурального хозяйства и обходится без торговли и денег
  • Отсутствие частной собственности
  • Вся жизнь в государстве строжайшим образом регламентирована и чётко организована
  • Общая цель: забота о моральном совершенстве, достигаемом благодаря развитию наук, и особенно философии

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.)

 

   Ученик Академии Платона, организатор и систематизатор всех накопленных к его времени научных знаний. Основатель собственной философской школы – Ликей (лицей)

 

Скульптура головы Аристотеля — копия работы Лисиппа, Лувр.

Государство 

 

Общество 

 

Аристотель указывал, что государство  обладает особыми полномочиями  – политическими, полномочиями господства, власти

Аристотель 

выделял 3 формы 

объединения людей

 

Семья 

 

Селение 

 

Государство 

«Правильные» 

формы

 правления

 

Монархия –

 власть находится

у  наследного,

законного 

представителя

 

Аристократия –

власть  лучших 

представителей

 народа

 

Демократия –

власть 

осуществляют 

все граждане

«Неправильные» 

формы 

правления

 

Тирания –

единоличное 

правление,

установленное в 

результате 

насильственного 

захвата власти

 

Олигархия –

власть немногих;

Власть,

принадлежащая 

небольшой 

кучке богачей

 

Охлократия –

 власть толпы

Основные задачи государства

 

  • Недопущение чрезмерного роста политической власти личности
  • Предотвращение излишнего накопления имущества гражданами
  • Удержание в повиновении рабов

    Древнегреческие мыслители отстаивали идею первенства государства перед личностью. В их трудах государство обладало широкими правами по отношению к человеку, вопрос же о правах человека по отношению к государству вообще не ставился

 

Платон на фреске Рафаэля  Санти 

 

Бюст Аристотеля, римская копия  оригинала Лисиппа 

Развитие обществознания

в Новое время

Теория

общественного

договора

Авторы

 

Английские мыслители Т. Гоббс  и Д. Локк

 

Т. Гоббс

 

Д. Локк

Теория 

божественного

 происхождения

общества

 

Государство –

результат договора 

граждан, сознательно 

ограничивших часть 

своих прав, добровольно

 передавая  их

государству, с целью 

сохранения остальных 

прав

 Томас Гоббс

 

Первоначальное,

естественное 

состояние 

человека – 

«война всех 

против всех»

 

Люди стремились

 выйти из этого

состояния путём 

заключения 

«общественного 

договора», то есть 

учреждением 

государства

 

Государство вправе 

использовать все 

средства для 

поддержания

 мира и безопасности

Информация о работе Мыслители прошлого о человеке и обществе