Насилие в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 14:32, контрольная работа

Краткое описание

Бесспорно, дети - самая незащищенная, уязвимая социальная группа.
По вине взрослых они оказываются в зонах стихийных и природных катаст-
роф, военных действий, становятся жертвами физического, сексуального,
эмоционального насилия. По данным ООН от произвола родителей ежегодно
страдают около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них
умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством [1]. Однако объектом серь-
езного изучения жестокое обращение с детьми стало сравнительно недавно,
после того как американский врач С. Кемп и его сотрудники в 1962 г.,
«вдруг» обнаружив случаи насилия над детьми, описали «синдром избивае-
мого ребенка».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
Глава 1. Виды насилия……………………………………………………….....….4
1.1. Физическое насилие…………………………………………………………4
1.2. Сексуальное насилие………………………………………………..………4
1.3. Сексуальные связи между близкими……………………………....………4
Глава 2. Изучение проблемы…………………………………………….....……...6
2.1. Замалчивание проблем……………………………………………….......…...6
2.2. Наблюдение и изучение фактов насилия………………………........….…7
2.3. Патогенное родительское воспитание……………………………….....…8
2.4. Причины, провоцирующие насилие над детьми в семье………...........…8
2.5. Шаги, направленные на преодолевание насилия в семье…….............….9
2.6. Социальная работа с несовершеннолетними жертвами насилия............12
Заключение………………………………………………………………….....…15
Библиографический список……………………………………………….....….17

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по социологии.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2

Глава 1. Виды насилия……………………………………………………….....….4

    1. Физическое насилие…………………………………………………………4
    2. Сексуальное насилие………………………………………………..………4
    3. Сексуальные связи между близкими……………………………....………4

Глава 2. Изучение проблемы…………………………………………….....……...6

2.1. Замалчивание проблем……………………………………………….......…...6

    1. Наблюдение и изучение фактов насилия………………………........….…7
    2. Патогенное родительское воспитание……………………………….....…8
    3. Причины, провоцирующие насилие над детьми в семье………...........…8
    4. Шаги, направленные на преодолевание насилия в семье…….............….9
    5. Социальная работа с несовершеннолетними жертвами насилия............12

Заключение………………………………………………………………….....…15

Библиографический список……………………………………………….....….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Бесспорно, дети - самая незащищенная, уязвимая социальная группа.

По вине взрослых они  оказываются в зонах стихийных  и природных катаст-

роф, военных действий, становятся жертвами физического, сексуального,

эмоционального насилия. По данным ООН от произвола родителей ежегодно

страдают около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них 

умирает, а 2 тыс. кончают  жизнь самоубийством [1]. Однако объектом серь-

езного изучения жестокое обращение с детьми стало сравнительно недавно,

после того как американский врач С. Кемп и его сотрудники в 1962 г.,

«вдруг» обнаружив случаи насилия над детьми, описали «синдром избивае-

мого ребенка».

      При всей серьезности проблемы отношение к ней в нашей стране снис-

ходительно-терпимое. Факты насилия в семье не принято придавать огласке:

считается, что это  внутрисемейное дело. Под статьи Уголовного кодекса 

подпадают действия с  очевидным и ощутимым ущербом  для здоровья – 

убийства, телесные повреждения, истязания. До сих пор не разработан феде

ральный закон о предотвращении насилия в семье. С 1994 г. официальные 

данные о детях, переживших насилие в семье, нигде не приводятся. Скорее

всего, такой статистики вообще не существует, или она закрыта  для общест-

венности. Даже в ежегодные государственные доклады «О положении детей

в Российской Федерации» подобные сведения не включаются. Отсутствие

информации объяснимо: право детей на защиту в российском правосудии не

обеспечено. Между тем, в каждой четвертой российской семье  имеют место

факты насилия. Участились случаи умерщвления грудных детей: с 1993 по

1996 гг. количество таких  преступлений возросло в 1,5 раза [2].

     Результаты опроса, проведенного НИИ семьи по заказу Комиссии по

делам женщин, семьи и  демографии при Президенте РФ, показали, что наси-

лие в семье может  иметь различные формы – от эмоционального и морально-

го шантажа до применения физической силы, и именно последнее  практику-

ется наиболее часто. Отвечая на вопрос «За что бьют детей в знакомых вам 

семьях?», респонденты назвали следующие причины: за провинности – 26%;

срывая раздражение  – 29%; когда в доме беда – 20%; когда  не могут спра-

виться с ними другим способом - 19%; потому что их не любят - 5%; это 

делают психически неуравновешенные – 14%; это делают пьяницы, алкого-

лики – 29% .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Виды насилия

 

    1. Физическое насилие

 

      Оно выражается в форме ударов по лицу, тряски, толчков, затрещин, удушений, пинков, заключений в запертом помещении, избиений ремнем, веревками, причинения увечий тяжелыми предметами и даже ножом. Каждый год, более 50 тыс. российских детей убегают из дома, спасаясь от побоев; по данным на 2002 г. в розыске находятся 25 тысяч несовершеннолетних. От общего количества убитых на почве семейно-бытовых отношений 38% составляют неспособные защититься дети, инвалиды, женщины .

 

1.2. Сексуальное насилие

 

        Американские исследователи сексуальное насилие определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам – до 18 лет) и человеком, который старше его, по крайней мере, на 5 лет. Данный вид насилия характеризуется «вовлечением зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять, и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия». Подобные действия могут сопровождаться физическим насилием, а могут осуществляться и без применения силы, с согласия ребенка. Поэтому термины «сексуальное злоупотребление» и «сексуальное насилие» должны использоваться в таких ситуациях как равнозначные. Преступлением является не только сам половой акт, но и демонстрация порнографических фильмов, половых органов и т.д.

 

    1. . Сексуальные связи между близкими

 

         Связи между  кровными родственниками (инцест 1и эбьюз 2 квалифицируются как самые тяжелые формы сексуального насилия, являясь не только преступлениями, но и свидетельствами серьезных и необратимых нарушений в функционировании семьи. Тем не менее, проводившиеся за рубежом исследования дают чрезвычайно широкий разброс данных о распространении такой формы насилия. В Европе жертвами сексуальных посягательств со стороны ближайших родственников считают себя от 6 до 62% женщин и от 3 до 31% мужчин . Скрытое анкетирование студенток Гарвардского университета показало, что каждая четвертая из них в детстве подвергалась эбьюзу. В США ежегодно сообщается властям о 150 – 200 тыс. случаях сексуальных злоупотреблений в семье. При этом контактному насилию в возрасте до 14 лет подвергаются 20 – 30% девочек и 10% мальчиков. В 45% случаев насильником является родственник, в 30% - знакомый семьи. В 90% случаев агрессоры - мужчины. И это только те факты, о которых жертвы или их близкие решились рассказать, поэтому реальные цифры могут быть гораздо выше .

       В нашей стране ситуация еще запутаннее. По утверждению И.С. Кона, официально факты насилия зарегистрированы у 5–7% семей, но анонимные опросы выявляют более высокие показатели - 15–17% . В 1994 г. МВД РФ упоминало о 3110 случаях сексуальных посягательств по отношению к несовершеннолетним. По подсчетам же благотворительного фонда «Защита детей от насилия», подобным посягательствам ежегодно подвергаются более 60тысяч детей. Однако и в первом, и во втором случаях учитываются все сексу-альные злоупотребления, не только внутри семьи. По разным источникам, в 75-90% случаев насильники хорошо знакомы жертвам. В 35–45% насильником является близкий родственник, а в 30–45% – дальний.

 

 

Глава 2. Изучение проблемы

 

2.1. Замалчивание  проблем

 

          Замалчивание проблем внутрисемейных сексуальных злоупотреблений порождает неверные представления о том, что именно считать сексуальным злоупотреблением и каковы реальные масштабы этого явления. Положение осложняется еще и тем, что российским законодательством дети, подвергнувшиеся насилию незнакомцем, и дети, вовлеченные в сексуальные отношения родителями или близкими, определяются как жертвы одного и того же деяния. Столь однолинейный подход нельзя считать адекватным.

         Как отмечает С.В. Ильина, опыт жертвы насилия оказывается многомерным и мультимодальным : дети страдают в семье, как правило, от нескольких сопутствующих друг другу насильственных действий. Английский исследователь П. Дейл полагает, что в основе любой формы семейного наси-лия, в том числе, сексуального, лежит насилие эмоциональное (депривация, отвержение), которое он называет «особенно коварным», «причиняющим значительный ущерб развитию личности» . Российский психолог Е.Т. Соколова считает, что эмоциональное или психологическое насилие над ребенком в семье в не меньшей степени, чем физическое или сексуальное, создает ситуацию, «непригодную для жизни ребенка». Такие феномены, как неадек-ватные родительские установки, желание «переломить», «усовершенствовать» ребенка, привязанностью самооценок к оценкам других людей; приостанавливается психическое развитие .

      Манипулирование, унижения и угрозы, заставляют его жертвовать своими насущными потребностями, чувствами, мировоззрением в угоду ожиданиям, страхам или воспитательным принципам родителей . Если же ситуация давления становится хронической, и ребенок терпит такие формы насилия, как эбьюз, инцест, избиения, то формируется особая личностная структура, характеризующаяся диффузной самоидентичностью.

    1. Наблюдение и изучение фактов насилия

 

         Последние годы и в нашей стране намечается поворот от замалчивания к наблюдению и изучению фактов насилия в семье. Так, российскими учеными выявлены «сензитивные к насилию» периоды развития ребенка, когда анатомофизиологические, гормональные, эмоционально-личностные и психосоциальные изменения делают его легко травмируемым. Такими считаются, прежде всего, дошкольный и подростковый периоды. Взрослым в это время необходимо проявлять максимум понимания и отзывчивости. Однако именно незрелость родительских чувств, неумение или нежелание контролировать собственные эмоции и невротические состояния не позволяют выработать терпимость и чуткость к тем изменениям, которые происходят с детьми . И тогда, как будто неожиданно для всех, вдруг, у ребенка появляются агрессия, грубость, резкость, неподчинения, провоцирующие физические наказания.

        Выводы этих ученых подтверждают данные общенационального исследования проблем семейного насилия над детьми в США. Так, чаще всего

жертвами физического насилия со стороны родителей становятся дети именно от 12 до 17 лет. Ситуация ухудшается с возрастом детей, достигая пика для 15 – 17-летних (14,2 случая на 1000 исследуемых). Тот же показатель гораздо ниже для дошкольников (6,3 на 1000). В то же время, случаи плохого ухода и пренебрежение со стороны родителей, напротив, чаще фиксировались в младшей возрастной группе (23% случаев касались детей от рождения до двух лет). Интересен и примечателен тот факт, что хотя чаще дети виновными признают обоих родителей (94,2% всех случаев), в целом насильственные методы воспитания чаще допускают женщины (60,8 %), а не мужчины (39,2 %). Родные матери виновны в 66% случаев физического насилия и в 75% фактов плохого ухода и пренебрежения детьми, родные отцы – в 45 и 41% соответственно. Семейное воспитание и уход за ребенком – в большей степени материнская, а не отцовская сфера .

 

2.3. Патогенное родительское воспитание

 

       Дж. Боулби, известный исследователь материнской депривации, ввел термин «патогенное родительское воспитание» (pathogenic parenting). «Мир для таких детей, – пишет он, – всегда остается двусмысленным, неопределенным и опасным». Показателями неадекватного отношения к детям являются два типа воспитания: отвержение-отчуждение и гиперсоциализация. Для первого характерны манипуляторская позиция родителей, настроенных на «улучшение», «ломку» врожденного типа реагирования, пренебрежение индивидуальными особенностями ребенка, жесткий контроль и регламентация его жизни, навязывание «единственно верного» способа поведения.

Второму типу свойственны тревожно-мнительная концентрация на успехах и достижениях  ребенка, стремление «загрузить» и даже перегрузить его дополнительными образовательными программами, отвлечь от «дурного» влияния, при этом реальные психофизические возможности и потребности не берутся в расчет. В психологических службах и учреждениях социального обслуживания самую большую группу посетителей составляют именно такие родители.

 

    1. Причины, провоцирующие насилие над детьми в семье

 

        Их  пытаются объяснить многие существующие в настоящее время теории. В основном, все они отражают профессиональные убеждения того или иного исследователя. Социологическая модель ссылается на влияние оциокультурных факторов (т.е. на стереотип семейных отношений, усвоенный еще в детстве и принятый в данной социальной группе), на жилищные и материальные условия,

порождающие хронический психологический  стресс и посттравматические расстройства. С психиатрической, медицинской  точки зрения жестокое обращение и пренебрежение ребенком - следствие патологических изменений в

психике родителей, деградации, алкоголизации. Социально-психологический подход объясняет проявления насилия личным жизненным опытом родителей, их «травмированным» детством. Психологическая теория основывается на представлении, согласно которому ребенок сам «участвует» в создании предпосылок для жестокого обращения, что автоматически выливается в концепцию плохого обращения как конечного результата деструктивных детско-родительских отношений. Интегрируя все эти подходы в комплексную модель, насилие можно трактовать как многомерный фактор, порождаемый взаимодействием сразу нескольких элементов: личностными особенностями родителей и ребенка, внутрисемейными процессами, стрессами, вызываемыми социально-экономическими условиями, обстоятельствами общественного характера.

      Для характеристики состояний жертв насилия  американский психолог Г. Салливан использовал термин диссоциация , 3т.е. процесс (или его результат), посредством которого согласованный набор действий, мыслей, отношений или эмоций, направленных на выживание, отделяется от остальной части личности и функционирует как бы отдельно, независимо от него. В случае, о котором идет речь, такой реакцией ребенка и стала его потребность нанести ответный удар, атаковать ненавистного отчима, стереть его с лица земли. Ребенок присвоил себе образец отношений «насильник – жертва», который на физиологическом уровне фиксируется в потребность «выжить», что возможно лишь совершая насилие .

Информация о работе Насилие в семье