Научная картина мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 16:54, доклад

Краткое описание

Общесоциологическая теория, базирующаяся на научной картине мира, заданной философией и всем спектром других существующих в обществе наук, объясняет крупный фрагмент реальности, изучающийся социологией массовой коммуникации. Таким фрагментом является массовая коммуникация (МК) как социальный процесс, рассмотренная как подсистема в системе общества в целом, в ее отношении как к обществу, так и к другим его подсистемам. Данная теория, создавая модели абстрактных объектов исследования, объясняя их связи с другими подобными объектами и предсказывая возможные изменения этих связей, объясняет особенности социальной структуры и социальной дифференциации, которые являются чрезвычайно важными понятиями при изучении МК, ее субъектов и объектов, а также вводит понятие массовой коммуникации как социального института.

Вложенные файлы: 1 файл

смк.docx

— 15.48 Кб (Скачать файл)

Научная картина мира задается всей совокупностью общетеоретических и философских категорий, описывающих ту реальность, которая изучается социологией массовой коммуникации. Сюда относятся следующие представления и понятия:

  • об обществе как целостной системе;
  • о деятельности, объекте и субъекте деятельности;
  • о потребностях и интересах, являющихся побудительными силами в деятельности людей;
  • о сущности, явлении, содержании и форме, системно раскрывающих процесс массово-коммуникативного воздействия на большие общности людей;
  • о функции и функционировании;
  • о сознании, массовом сознании и общественном мнении.

 

 Такая картина мира, лежащая в основе социологии  массовой коммуникации, включает  в себя:

  • теоретические представления о психологических особенностях восприятия информации;
  • об особенностях самой информации;
  • о ценностях, лежащих в основе целей, которые реализуются в процессе массово-коммуникативной деятельности;
  • о языке и тексте как средствах актуализации информации.

 

Общесоциологическая теория, базирующаяся на научной картине мира, заданной философией и всем спектром других существующих в обществе наук, объясняет крупный фрагмент реальности, изучающийся социологией массовой коммуникации. Таким фрагментом является массовая коммуникация (МК) как социальный процесс, рассмотренная как подсистема в системе общества в целом, в ее отношении как к обществу, так и к другим его подсистемам. Данная теория, создавая модели абстрактных объектов исследования, объясняя их связи с другими подобными объектами и предсказывая возможные изменения этих связей, объясняет особенности социальной структуры и социальной дифференциации, которые являются чрезвычайно важными понятиями при изучении МК, ее субъектов и объектов, а также вводит понятие массовой коммуникации как социального института.

Частная (специальная) социологическая теория, основываясь на общей теории как методологии научного познания, создает модели конкретных, реально существующих в пространстве общества явлений и процессов, объясняет, существующие между ними связи, а также выполняет прогностическую роль, предсказывая возможные изменения данных связей. Выступая как частная теория, социология массовой коммуникации разрабатывает соответствующий категориальный аппарат, при помощи которого исследует весь спектр деятельности массовой коммуникации:

  • определяет и изучает субъектов и объекты конкретных уровней массово-коммуникативного процесса;
  • анализирует средства деятельности, свойственные последнему;
  • исследует влияние и взаимосвязь массовой коммуникации с конкретными подсистемами общества;
  • определяет роль массовой коммуникации для различных этапов общественного развития.

 Частная социологическая  теория определяет место и  роль МК в развитии социальных  общностей, социальных ситуаций, социальных  процессов и отношений.

Эмпирические исследования, использующие в качестве методологии положения специальной социологической теории, предполагают сбор первичных данных об изучаемых объектах, проведенный по заранее выработанной программе. По отношению к массовой коммуникации они представляют собой исследования всех звеньев массово-коммуникативного процесса:

  • коммуникатора;
  • самих информационных сообщений;
  • каналов распространения информации;
  • массовой аудитории как объекта массово-коммуникативного воздействия;
  • обратной связи как необходимого условия для осуществления информационного воздействия на массовую аудиторию;
  • эффектов как результатов воздействия массовой коммуникации.

 

 Обработка данных производится  на основании определенных правил  научного вывода. Результаты эмпирических  исследований представляют собой  репрезентативную информацию, имеющую  двоякое значение:

  • во-первых, она служит проверке теоретических положений, сформулированных на уровне специальной социологической теории;
  • во-вторых, служит эмпирической базой для дальнейшей разработки вышеназванной теории.

 

Прикладное исследование, служащее решению конкретной практической проблемы, в рамках социологии МК проводится как изучение отдельного фрагмента массово-коммуникативной деятельности, отдельного канала или передачи, реакции аудитории на ту или иную конкретную информацию, а также целевой аудитории с перспективой распространения рекламы и т. д. Задачей прикладного исследования является определение причин данного конкретного явления, процесса или ситуации и выработка соответствующих практических рекомендаций по оптимизации функционирования массовой коммуникации в исследуемой ситуации.

 Уровень методологии как системы принципов и способов организации теоретической и практической деятельности в социологии массовой коммуникации рассматривает способы построения научной теории, а также способствует применению различных научных теорий как объяснительных принципов массово-коммуникативной деятельности. Такими теориями являются теория деятельности, теория структурно-функционального анализа, а также системный анализ в исследовании массовой коммуникации. Методологический уровень включает в себя ряд вопросов относительно выработки и построения гипотез, разработки методов эмпирических подтверждений, концептуализации и операционализации понятий, определения выборочных совокупностей и т. д.

 Уровень методики и техники  предполагает:

  • разработку конкретных приемов и методов формирования выборочной совокупности;
  • составление анкет;
  • определение методов количественного и качественного исследования всех звеньев массово-коммуникативного процесса: коммуникатора, информационного содержания сообщений;
  • разработку оптимальных методов исследования каналов, передач, а также массовой аудитории.

 

 Уровень методики и  техники в структуре социологического  знания ориентирован на применение  новейших методик, учитывающих специфику  массово-коммуникативной деятельности  и способствующих оптимизации  исследований массово-коммуникативного  процесса.


Информация о работе Научная картина мира