Национальный вопрос и распад ССCР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 09:22, контрольная работа

Краткое описание

Как особую причину распада СССР следует рассмотреть административно-территориальное устройство страны и решение в ней национального вопроса.
Для государственности России «вечный» национальный вопрос - это прежде всего вопрос соответствия национально-государственного и административно-территориального устройства России тому уровню состояния и способу решения национального вопроса, который сложился на определенном отрезке времени, на соответствующем этапе развития российского общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

 


 


14. Национальный вопрос  и распад СССР.

 

Как особую причину распада СССР следует рассмотреть административно-территориальное устройство страны и решение в ней национального вопроса.

     Для государственности России «вечный» национальный  вопрос  - это  прежде всего вопрос соответствия национально-государственного и административно-территориального устройства России тому уровню  состояния и способу решения национального вопроса, который сложился на  определенном отрезке времени, на соответствующем этапе развития российского общества.

Длительное время в XX веке национальный вопрос в России решался и таким способом: формально провозглашался федерализм, а фактически осуществлялся унитаризм.

К середине 80-х годов ХХ века резко проявился кризис национально-государственного устройства СССР.

Ослабление центральной партийно-государственной власти, опасение за свое дальнейшее положение заставили местную партийно-государственную элиту искать союза с национальной интеллигенцией, начавшей борьбу за доминирование в общественном сознании населения союзных и автономных республик. Особенно много межнациональных столкновений произошло в 1986 году.

В январе 1987 году на пленуме ЦК М.С. Горбачев подчеркнул, что, в условиях расширения демократии и самоуправления, когда происходит бурный рост национального самосознания всех наций, «особую важность приобретает своевременное и справедливое решение возникающих вопросов… в интересах расцвета каждой нации и народности, в интересах всего общества.

Борьба за «неотъемлемые права народов» неизбежно превращалась в борьбу против единого государства.

Одной из форм борьбы за национальную независимость стала критика советской истории.

Первой проверкой прочности государственной структуры стал конфликт в Нагорном Карабахе, принадлежащем территориально и административно Азербайджану. Заключался он в том, что живущие там армяне хотели соединиться с Арменией. Вскоре здесь началась полномасштабная война. Подобные конфликты происходили и в других республиках.

Борясь против унитаризма, республики фактически закладывали основу для будущих территориальных конфликтов.

Центральная власть уже не могла и не хотела решать вопрос территориального переустройства. Республики, которые в результате существовавшего административно-территориального деления приобрели дополнительные территории, стремились закрепить существовавшие границы.

Центральная власть проводила политику умиротворения. Местным властям она делала уступки, но республики все более активно отстаивали свою независимость.

Связывая обострение национальных проблем с недостатками развития Союза ССР, власти пошли не по пути усиления централистических начал с опорой на большинство населения, а по пути расширения прав республик, утверждая, вслед за националистами, что все беды идут не от порочного принципа национально-государственного устройства Союза, а от недостаточного его развития. Был выбран путь поощрения децентрализации, передачи республикам целого ряда управленческих функций. Перехода на принципы хозрасчета, установления прямых хозяйственных связей. Фактически была поддержана идея придания языкам титульных наций статуса государственных.

 Политика перестройки, реформы, проводимые в экономике, не привели к положительным результатам. С 1989 года нарастал спад производства как  промышленности, так и сельском хозяйстве. Резко ухудшилось положение с продовольствием и промышленными товарами, включая предметы повседневного спроса.

Нарастало  стремление республик СССР к самостоятельности. С целью сохранить в каком-то виде единое государство Горбачев задумал подписание нового союзного договора, по которому значительная часть государственных полномочий передавалась от федерального центра республикам. В мае был утвержден специальный проект, в котором говорилось о том, что каждая республика является членом международного сообщества и может существовать самостоятельно. Таким образом, возникла угроза распада СССР.

Подписание проекта было назначено на август 1991 года. Сторонники сохранения СССР готовились к объявлению чрезвычайного положения в столице. Горбачеву предъявили состав ГКЧП и предложили подписать указ о введении в стране чрезвычайного положения. Но Горбачев отказался.

Тогда ГКЧП объявил о неспособности президента исполнять свои обязанности и поручил исполнять его функции вице-президенту Г. Янаеву. ГКЧП выступал за сохранение СССР. Его члены объявили о прекращении деятельности политических партий, закрытии некоторых газет.

В это время президент РСФСР Б.Н. Ельцин издает указ, в котором действия ГКЧП квалифицируются как государственный переворот, и его (ГКЧП) решения объявляются незаконными. Вскоре лидеры ГКЧП были арестованы, а деятельность компартии приостановлена.

Августовские события ускорили распад СССР. О своей независимости объявили Украина, ее примеру последовали Молдавия, Киргизия, Узбекистан.

8 декабря 191 года лидеры РСФСР, Украины  и Белоруссии расторгли договор  об образовании СССР 1922г. 

 

Еще одной стороной реформ Горбачева стала политика «гласности». Это  означало относительную свободу в высказывании мнений, суждений. По мере развития «гласности» контролировать ее становилось все труднее. Участившиеся разоблачения и критика все чаще и чаще касались не только отдельных недостатков, но основ системы в целом.

С началом демократизации общества произошло переосмыслении истории, возникла потребность выяснить, все ли исторические факты носят достоверный характер.  В стране сложилась ситуация, когда все, что в эпоху существования Союза считалось ценным и имело хоть какое-то значение, теперь стало ненужным.   

Последствия такой политики «гласности» были противоречивыми. Безусловно, люди могли теперь спокойно говорить правду. Не опасаясь последствий. С другой стороны, свобода быстро превратилась с безответственность и безнаказанность.    

Горбачев не учел всю сложность ситуации, сложившейся в республиках, что привело к распаду СССР. В бывших республиках Союза образовались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились бывшие партийцы. Каждая республика начала самостоятельный поиск путей выхода из кризиса.

 

17. Социокультурные последствия  цивилизации.

 

Цивилизация - (лат. civilis - государственный, гражданский) - в высшей степени эклектичное и многозначное понятие, могущее обозначать:

1) одно из разнокачественных  состояний общества в его изменении в реальном историческом времени;

2) этап в эволюции человеческого  общества, пришедший на смену  «первобытному варварству»;

3) совокупность организационных  средств (программ деятельности), посредством  которых люди стремятся достичь  тех общественных целей, которые заданы существующими универсалиями культуры и фундаментальными символами последней.

Человеческое общество постоянно изменяется. На заре истории возникло общество первобытных охотников и собирателей. Позже его сменило рабовладельческое, затем феодальное и. наконец, капиталистическое общество. Человеческое общество развивается от простого к сложному.

Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. Одну их них можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории. Он гласит. Что на каждую последующую стадию общественного развития уходит меньше времени, чем на предыдущую. Каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 3-4 раза. Самым продолжительным был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет. И чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее.

Таким образом, закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени.

В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быстрее усовершенствуются орудия труда и технологии.

Новейшая история составляет всего одну тысячную часть всемирной истории. Но это самый насыщенный социальными, культурными, экономическими и политическими событиями период.

По мере приближения к нашим дням скорость прогресса постоянно нарастала. А в ХХ веке его скорость усилилась сверх всякой меры. Она, пожалуй, даже стала опасна для жизни человека. Чрезвычайно разрушилась окружающая среда; стали разрушаться традиционные уклады жизни и привычки людей. И все потому, что скорость смены поколений орудий труда стала опережать скорость смены поколений людей. Человек не успевает, не то чтобы привыкнуть к новому, но и просто уследить за сменой нового новым.

Технический и социальный прогресс в наше время взметнулся ввысь подобно ракете. И организм общества испытывает чрезмерные перегрузки. Так как естественная эволюция смена поколений людей отстает от эволюции искусственной. Перегрузки не проходят безболезненно. Какую цену платит человеческое общество только за то, что скорость социальных изменений резко возросла? В 60-е гг.г. у нас в стране модным было говорить об акселерации молодежи. Сколько книг, статей и монографий написано на эту тему. Но двухметровые акселераты – это не только благо, но и великая проблема для общества. Раннее половое созревание, раннее социальное становление, завышенные претензии, которые общество не способно удовлетворить, а молодые люди – не способны понять, почему этого нет. Скорость изменения психики отстает от скорости изменения внешнего мира.

Второй закон, или тенденция истории гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России с индустриально развитыми регионами соседствуют районы, где проживают народы, сохранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни. Когда они вовлекаются в современный поток жизни, не пойдя последовательно все предыдущие этапы, в их развитии могут появиться не только позитивные, но и негативные моменты.

Социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой скоростью. Для одних народов быстрее, для других медленнее.

История убеждает нас в том, что нет ни одного общества, в котором орудия труда не улучшались бы, а, напротив ухудшались. Чем совершеннее орудия, тем выше производительность труда – и в промышленности, и в сельском хозяйстве, тем больше количество населения можно прокормить на одной и той же площади. Растет численность и одновременно плотность населения. Плодородие земли и повышение эффективности земледелия позволяют отвлечь значительную часть населения для занятия ремеслом, культурой, наукой. Политикой. Расширяются торговые и культурные контакты меду людьми. Появляется совершено новый тип территориальной организации – город. Возникнув как торговые центры, они постепенно превращаются в очаги религиозной, культурной и научной жизни.

Наука стимулирует технический прогресс. Ручные орудия вытесняются машинами, которые уступают место автоматизированным комплексам. Из недифференцированной толщи народной культуры выделяется первоначально светское искусство (салонная культура), а позже – массовая культура. Наскальные рисунки сменяет деревянная скульптура, а затем – изящные искусства. Изменяется образ и уровень жизни населения, города благоустраиваются, превращаются в мегаполисы. Традиционные многопоколенные семьи распадаются на множество нуклеарных – мать, отец, ребенок. Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Это обобщающее понятие включает в себя свои составные части экономический, технический и культурный прогресс. Фундаментом социального прогресса выступает технический. По отношению к политике и религии термин «прогресс» неприменим, поэтому не говорят о политическом и религиозном прогрессе.

Процессом, противоположном прогрессу, является регресс. Он знаменует попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню. Между прогрессом и регрессом разница не только в векторе движения, но и в масштабах. Если прогресс глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении исторического времени, о регресс – локальный процесс, охватывающий отдельные общества и небольшие промежутки времени. Никогда еще человечество в целом не регрессировало, хотя его движение вперед могло задерживаться, останавливаться.  

 

39. Укажите, на какие  из нижеприведенных положений  вы стали бы опираться, прежде чем положительно оценить обсуждаемый в обществе законопроект (свой выбор аргументируйте):

  • согласованность в законопроекте интересов общества, социальных групп, личности;
  • приоритет в нем классовых интересов над национальными;
  • утверждение в законопроекте прав и свобод личности;
  • приоритет в нем государственных интересов над личными.

Прежде чем положительно оценить обсуждаемый законопроект я бы опиралась на согласованность в данном законопроекте интересов общества, социальных групп, личности.

«Законы - это компромисс интересов, коалиций и плюралистических сил» (Ульрих Карпен). Точнее сказать, это итог компромисса между их юридическими позициями, результат их согласования. Именно отсюда проистекают декларативные, поверхностные, противоречивые, неполные концепции законопроекты. Зависимость концепции законопроекта от реального уровня правосознания, качества правового чувства граждан и самих юридических позиций создателей очевидна. Вряд ли можно подготовить обоснованную концепцию законопроекта о профилактике правонарушений, об отмене смертной казни, об амнистии и пр. без учета этого высоко значимого фактора.

При создании концепции законопроекта следует учитывать реальные правовые позиции, ориентации и психологические установки тех субъектов, деятельность которых тем или иным способом затрагивается данным законом. При этом желательно опираться на данные крупных и долговременных социологических исследований. При подготовке концепций законопроектов социологические исследования должны быть обязательным элементом ее обоснования. Социологический опрос позволяет выявить не только негативные факторы, тормозящие процесс юридического воздействия, но и факторы, которые его поддерживают, стимулируют. К тому же социологические исследования могут значительно помочь в подготовке прогноза действия будущего закона.

Информация о работе Национальный вопрос и распад ССCР