Национальный характер (менталитет) белорусов и его влияние на политическую жизнь Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 16:30, реферат

Краткое описание

Менталитет, являясь ядром личностной и групповой культуры, стратегической культурной программой индивидуального и коллективного субъекта, функционирует в составе основных противоречий общества. Понимание и учет многообразных ментальных особенностей индивидов, социальных групп и целых народов является условием их бесконфликтного взаимодействия в составе социума.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Понятия “Национальный менталитет” и “Ментальность” 4

ГЛАВА 2. Предпосылки формирования национального менталитета
белорусов. 6

ГЛАВА 3. Менталитетный автопортрет современных белорусов 9

ГЛАВА 4. Менталитет и политическая культура. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 14

Вложенные файлы: 1 файл

123.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Реферат

 

Национальный характер (менталитет) белорусов и его влияние  на политическую жизнь Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель

______________

 

Руководитель

_______________

(ФИО, уч.степень, уч.звание)

 

 

 

 

Минск

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                   3

    

ГЛАВА 1. Понятия “Национальный менталитет” и “Ментальность”               4

                                                                                
ГЛАВА 2. Предпосылки формирования национального менталитета

белорусов.             6

 

ГЛАВА 3. Менталитетный автопортрет современных белорусов  9

 

ГЛАВА 4. Менталитет и политическая культура. 11

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                            13 
 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                                                                                        14 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ: 
 Менталитет, являясь ядром личностной и групповой культуры, стратегической культурной программой индивидуального и коллективного субъекта, функционирует в составе основных противоречий общества. Понимание и учет многообразных ментальных особенностей индивидов, социальных групп и целых народов является условием их бесконфликтного взаимодействия в составе социума. Менталитет  представляет собой сильный, в значительной степени неосознанный, эмоционально насыщенный, идущий от поколения к  поколению своеобразный «зов предков».

 Рассматривая структуру  общества, следует отметить три  базовых уровня: политический, экономический  и социокультурный, ментальный. Верхнюю  часть социальной пирамиды образуют  политические институты, посредством  которых реализуется политическая модель общественного обустройства.Нижнюю же,базовую составляющую,на которую опираются политические и экономические институты, организуют социокультурные, ментальные структуры. 

Менталитет является «скрепом», удерживающим этнос от распада  в сложных, в том числе и кризисных, социальных условиях, обеспечивает его внутреннюю целостность, во-первых, в пространстве,  определяющем, где заканчивается территория, на которой живем «мы», и начинается территория, на которой живут «не мы», «другие». Во-вторых, во времени (какие непреходящие общие ценности для этноса были «вчера», дороги «сегодня», и останутся духовными ориентирами «завтра»). Поэтому поведение не только отдельного человека, но и нации в целом, наряду с экономическими интересами и политическими пристрастиями, в значительной степени определяется сформированными на ментальном уровне социокультурными нормами, традициями, обычаями, предрассудками и суевериями.

Народ может какое-то время существовать, не имея собственной  государственности и даже собственной территории, но, лишившись собственной культуры, утратив свои ментальные характеристики, народ растворяется, погибает.

Актуальность  исследования истоков, настоящего и  перспектив развития белорусского менталитета  определяется тем, что системная  трансформация белорусского общества, построение собственной государственности, корректировка векторов внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности потребовало инструментально определить как общечеловеческие, так и отличительные особенности менталитета белорусского народа. Процесс этногенеза, формирование белорусской нации и менталитета белорусов протекали в географическом, геополитическом и социокультурном центре Европы, на стыках «Востока» и «Запада». Но в то же время, белорусский этнос является самостоятельным, обладающим собственными оригинальными восточно-западными культурой и менталитетом. 

 

ГЛАВА 1. Понятия «Национальный менталитет» и «Ментальность».

Необходимость введения в контекст анализа цивилизационной составляющей идеологии белорусского государства понятий “национальный менталитет“ и “национальный характер” вытекает из того факта, что каждый народ вырабатывает, воспринимает и аккумулирует в своем сознании лишь такие социальные идеи, нормы и ценности, которые соответствуют общему строю его мышления и мировоспитания, его историческому опыту и его жизненным интересам и устремлениям. Особенности мышления, мировоспитания и поведения социальных субъектов отражаются с помощью таких терминов, как “ментальность” или “менталитет”, “характер”. 
В отечественной научной литературе и общественно-политической практике понятия “ментальность”, “менталитет” стали широко употребляться с 90-х годов прошлого века. В русском языке близкими по смыслу к данным терминам являются слова “самосознание”, "характер", “нрав”.

Нужно отметить, что слова менталитет, ментальность — латинского происхождения. Немецкое слово Mentalitat образовано от латинского mens (mentis), что означает ум, мышление, склад ума, образ мыслей, мировосприятие. В современных социально-гуманитарных науках термином “ментальность” принято обозначать совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида, социальной группы или общности мыслить, чувствовать и воспринимать мир и действовать определенным образом. Это понятие характеризует глубинные черты сознания и поведения, оно в концентрированном виде отражает единство высокорационализированых форм сознания (науку, философию, идеологию, религию и т. п.) и мира бессознательных структур, неосознанных культурных кодов, определяющих поведение людей. На уровне ментальности “пересекаются” природные и культурные, рациональные и эмоциональные, сознательные и бессознательные, личностные и общественные компоненты структуры индивидуального и коллективного сознания и поведения. 
 Особой методологической значимостью для политических исследований отличаются работы французского историка Жоржа Лефевра, который ввел в качестве объяснительного средства представление о коллектиной ментальности. Исследуя с психологической точки зрения ряд событий социально-экономической истории, Лефевр показал, что за идеолого-политической “событийной ” историей скрывается ее глубинный источник — подчиненная особым закономерностям динамика коллективной ментальности. Коллективная и индивидуальная ментальности представляют, согласно Лефевру, как своего рода биологически обусловленные константы, которые предопределяют схожий характер поведения людей одной и той же общности или группы в различных ситуациях. Другой крупный французский историк, Люсьен Февр, показал, что мыслительные привычки и установки, особенности восприятия действительности и формы проявления эмоциональной жизни наследуются людьми от прошлых поколений, без ясного осознания этого. Ментальность у Февра выступает не как биологически укорененная константа, а как исторически складывающаяся структура, определяющая мысли, чувства, поведение людей, их ценности, привычки и даже “жесты”. Ментальность, по Февру, изменяется медленнее, чем материальное и социально-политическое бытие людей. Ментальные структуры, таким образом, служат одновременно и продуцирующим основанием, и препятствием для исторического движения.

Национальный менталитет, национальная ментальность есть определенный способ восприятия окружающего мира и типичных образцов социального действия, регулирующих поведение данного народа и определяющих особенности его истории. Ментальные структуры, определяющие характер мышления, мировосприятия и поведения народа, формируются на протяжении длительного времени, охватывающего практически всю историю данной общности. Конкретные черты ментальности народа складываются в зависимости от его традиций, культуры, социальных структур, внешней, природной среды обитания.  
 Знание особенностей национальной ментальности позволяет объяснить, почему в ходе исторического развития данного народа одни идей были им восприняты и реализованы в духовно-культурных, социально-экономических и политических структурах его бытия, а другие — были отвергнуты и стали лишь свидетельством противоречивости самого процесса становления и развития национальной идеологии.

Термин “национальный характер” продолжает сохранять свое самостоятельное значение, поскольку он хотя и близок термину “национальный менталитет”, все же не тождественен ему. Как считает Э. С. Дубенецкий, главное их различие в том, что если ментальность представляет строй мышления, мировосприятия и жизненные установки определенной этнической общности, то национальный характер проявляется, прежде всего ,в таких психологических феноменах, как темперамент, эмоции, чувства, настроения, способы жизнедеятельности, поведения. Как видно, термин “национальный характер” более узок по своему содержанию, он отражает главным образом внешнеповеденческие особенности определенной национальной общности, как бы оставляя в стороне рациональные аспекты этого поведения — мысли, установки, взгляды большинства общности. Разумеется, отделить одно от другого в жизнедеятельности людей невозможно, поэтому и сами термины “национальный менталитет” и “национальный характер” если не синонимичны, то весьма близки по своему содержанию. 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Предпосылки  формирования национального менталитета  белорусов.

Менталитет белорусов формировался продолжительное историческое время  и приобретал свои типичные признаки в определенных обстоятельствах  общественно-политической, социально-экономической и духовно-культурной жизни.

До  принятия христианства наши предки придерживались языческих верований, поклонялись  разным богам, воздавали почести природным стихиям, небесным светилам, а также священным деревьям, камням, холмам и т.д. Ментальность  в то время определялась политеизмом, обожествлением, одухотворением всей природы, подсознательным предчувствием тесной взаимосвязи между человеком и землей, всей окружающей средой и Космосом.

На  первоначальных этапах своего развития далекие предки белорусов в значительной степени подвергались влиянию таких  естественных факторов, как климатические  условия, рельеф местности, флора и фауна. Суровый климат заставлял людей объединяться в большие патриархальные общины, роды, племена для совместного возделывания земли, защиты от природных катаклизмов. Незащищенность человека перед природной стихией вызывало страх и преклонение перед силами природы, возникновение и укоренение язычества, которое в последствие было ассимилировано, но не вытеснено христианством. 

По  мнению исследователей, формирование белорусского этноса началось  в VII-VIII веках, в период славянской колонизации  Восточной Европы и завершилось  примерно в XIII-XIV вв. Начинается это формирование с процесса совместного проживания славян с балтами, когда происходит самозарождение белорусского народа и его саморазвитие. 

К XIII-XIV вв. белорусский этнос окончательно складывается, и внутри данного процесса идет становление этнического самосознания белорусов. Этническое самосознание есть понимание людьми своей принадлежности к определенной общности, самобытности данной общности и ее отличий от других общностей.  

В эпоху первобытного строя элементы этнического самосознания сообществ  Беларуси отражались, прежде всего, в  эмоционально-чувственном осознании  людьми своего общего происхождения  от одного мифического предка, а также в близости традиций, обрядов, языка. Как правило, самоназвания членов отдельных родов, племен в те времена или совсем отсутствовали, или существовали в невырожденной форме, обычно соответствующей месту проживания.  

На  протяжении многих последующих веков  ментальность белорусов во многом оставалась дохристианской, языческой. Обусловлено это было относительно медленным распространением христианства на белорусских землях.

После принятия христианства в начале 2-го тысячелетия н.э. произошло своеобразное сплетение двух типов мировидения - языческого и христианского, для которого стало характерным монотеизм (убеждение в существовании единственного Бога).

Во все времена белорусам  свойственна привязанность к своей земле-кормилице, своему родному краю, стремление приспособить работу и отдых к определенным природно-сезонным циклам, порам года (т.н. календарный тип менталитета), о чем убедительно свидетельствует белорусский народный календарь с чрезвычайным богатством праздников, присвятков и соответствующих им песен, танцев, обрядов, разнообразных примет и поверий. 
 Кроме того, менталитет белорусов практически всегда выделялся такими характерными чертами, как толерантность (терпимость к представителям иных наций, конфессий, социальных групп), патриотизм, гуманность, демократизм и т.п.

Постоянное нахождение Беларуси в  сфере влияния и противодействия  различных сил и интересов  выработало у белорусов стремление разрешать спорные и конфликтные ситуации без применения силы, посредством достижения разумного компромисса на основе уважительного отношения к людям с другим мировоззрением или типом мышления. Подтверждением этому служит тот факт, что с территории Беларуси на протяжении более чем тысячелетней истории не исходила ни одна захватническая война. 
 Люди различных национальностей и религий на протяжении столетий безбоязненно проживают на белорусских землях, поскольку белорусы характеризуются высокой степенью толерантности – национальной, расовой, конфессиональной терпимостью. Беларусь – одна из немногих стран мира, где отсутствуют конфликты на национальной и религиозной почве. Поистине уникальное свойство белорусов – умение жить в добрососедстве со всеми народами, сохраняя при этом свою национальную самобытность. 
Исторически сложилось так, что белорусам на протяжении многих веков приходилось вести борьбу с иноземными захватчиками, отстаивать право на свое национальное существование.

Новый период в развитии белорусской общности и формировании ее самосознания связан с вхождением территории, на которой она проживала, в состав Российского государства. Это произошло в результате трех разделов Речи Посполитой  1772, 1793 и 1795гг. На территории Беларуси было введено общероссийское административное деление, органы и структура. Стали действовать наместнические, провинциальные, а затем губернские уездные учреждения. Возникает новое явление в исторической жизни Беларуси – российский чиновник.  

Это явление становится исключительно  важным фактором в национальной, социальной, культурной жизни региона, накладывает  свой отпечаток на менталитет нации. 

XIX век стал и периодом становления  белорусов как особого народа, и периодом формирования белорусской  национальной идеи. На рубеже XIX –  XX вв. на повестку для политической  жизни общества был поставлен  вопрос о самоопределении белорусов  в качестве нации-государства. В 1884г. отечественные народовольцы в журнале «Гомон» выступили с обоснованным выводом о том, что белорусы составляют особый народ, или особую нацию. Они подняли вопрос о создании белорусами собственной автономии в составе будущего федеративного демократического государства. 

Можно считать, что фактически 1884 год –  фиксированная в письменном источнике в новейшее время дата рождения белорусской национальной идеи в ее первоначальном значении.

Информация о работе Национальный характер (менталитет) белорусов и его влияние на политическую жизнь Республики Беларусь