Неформальные молодежные объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Рассмотреть характерные черты неформальных молодёжных объединений.
Объект: молодёжные неформальные объединения.
Предмет: Характерные особенности неформальных молодёжных объединений.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Систематизировать материал, набранный в ходе изучения литературы.
3. Пронаблюдать за неформальными молодёжными объединениями в процессе их активной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

неформальные молодёжные объединения.DOC

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Актуальность: Неформальные молодёжные  группы впервые возникли после второй мировой войны в европейских странах как неприятие молодежью в их странах общественных и экономических систем, социальных и духовных ценностей. Это был протест против существующих порядков и поиск более справедливых форм человеческого существования.

В конце 40-х-начале 50-хг.г. небольшие  группы молодёжи пытались противопоставить себя обществу. Они появились с  особыми причёсками и одеждой. Их жесты, язык, поведение, их музыка, интерес к политической жизни заставляли обращать на них внимание.

Ученые проанализировали причины  участия подростков в неформальных группах. Это: стремление познать необычное, особенно современное западное искусство; неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива; отсутствие интереса к чему-либо, бездеятельность, равнодушие к учебе; потребность в эмоциональных впечатлениях; отсутствие индивидуального подхода в школе, при наличии задержки в умственном развитии у отдельных учеников; невнимание к подросткам в семье, безнадзорность, одиночество, заброшенность, беззащитность; оригинальность впечатлений, получаемых подростками в группах, внутренняя свобода; возможность проявить протест против положения молодежи в современных условиях (И.А.Невский).

Ленинградские ученые проанализировали 40 дворовых «тусовок», в которых 70% были юноши, 30% - девушки, в основном несовершеннолетние подростки.

Первостепенная причина ухода  подростков в неформалы – это  потребность в друзьях, конфликты  дома или в школе, протест против формализма взрослых. Каждый восьмой из пришедших в неформалы тот, кто «не знал, как жить дальше» (Н.Кофырин).

Ученые разработали рекомендации педагогу, работающему с подробными подростками. Прежде всего, необходим  индивидуальный подход к каждому участнику группы и дифференцированный подход к каждой группе (В.С.Овчинский). Надо делать упор не на запрещение групп, а на обсуждение проблем, волнующих эту молодежь, убеждать в заблуждениях, показать истинные ценности отечественной и зарубежной культуры.

Необходимо найти с  этими  подростками общий язык, суметь разобраться  с волнующими их проблемами. Не запрещая группы, найти пути создания условий  для самовыражения самореализации подростков (Д.И.Фельдштейн).

В некоторых случаях следует  применять и запрет, если в группе пропагандируются наркотик, пьянство, насилие, жестокость, порнография, проституция, неофашизм, и тогда, когда деятельность группы приобретает противоправный характер. Необходимо в таких случаях разобщать группу, переориентировать подростков на общественно-полезную работу, нейтрализовать лидеров. При этом главное, работать с каждым подростком отдельно.

Цель: Рассмотреть характерные черты неформальных молодёжных объединений.

Объект: молодёжные неформальные объединения.

Предмет: Характерные особенности неформальных молодёжных объединений.

Задачи:  

    1. Изучить литературу по данной теме.
    2. Систематизировать материал, набранный в ходе изучения литературы.
    3. Пронаблюдать за неформальными молодёжными объединениями в процессе их активной деятельности.
    4. Изучить вопрос об истории возникновения  неформальных молодёжных объединений.
    5. Выявление особенностей в одежде, поведении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

глава 1

ПОНЯТИЕ «НЕФОРМАЛЫ». НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

 

"Неформалы" - это группа людей, которая возникла по чьей-нибудь инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями.[4, с.6]

«Формальная группа»- это социальная группа, обладающая юридическим статусом, являющая частью  социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами.

     Неформальные объединения - это явление массовое. Число таких объединений  измеряется десятками тысяч, а количество их участников - миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя  их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки, которые было бы правильнее назвать "самодеятельными любительскими объединениями молодежи". Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды  от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по своему борются с коррупцией. Стихийно  возникающие молодежные группы именуют то неформальными, то любительскими, то самодеятельными. Наиболее адекватным представляется термин "самодеятельное движение".

Причины: во-первых, все они формируются на принципе добровольности и являются организационно самостоятельными;

во-вторых, в большинстве  своем они заняты каким-то определенным видом деятельности в расчете  на реальную отдачу. Вот почему  употреблявшийся  первоначально термин "неформалы" является не совсем точным и может быть использован только лишь относительно таких групп и объединений, как "Хиппи", "Панки", "Металлисты" и прочие другие группировки. Им характерен, чаще всего, спонтанный, неорганизованный, нестабильный характер.[1,с.45]

 

 

Функции  самодеятельных объединений:

     1. Сотрудничество.

     2. Оппонирование и  критика.

     3. Оппозиция и борьба.

 

"НЕФОРМАЛЫ" - это группа людей,  которая возникла по чьей-нибудь  инициативе или спонтанно для  достижения какой-либо цели людьми  с общими интересами и потребностями.[4, с.6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 ЭКСТЕРНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА.

 

Экстернальные культуры существовали и существуют в разных обществах. Ранние христиане были экстерналами в Римской Империи. В средневековой  Европе - это многочисленные ереси. В России - раскол.

     Экстернальные культуры аккумулируют определенные нормы и символику. Если основная культура - это те нормы и символы, которые задают основной принцип упорядочения данного общества, то в экстернальные стекается все, что осталось вне основного мифа - самоописания общества.[8, с. 88]

Существует баланс двух подсистем общества: контркультура немыслима и не существует без официального общества. Они взаимодополнительны и связаны. Это одно целое. Для такого рода выпавших культур можно предложить термин "экстернальные" (от лат."externus"-чужой). Сфера  экстернальной культуры включает, собственно, множество разных субкультур: например криминальную, богемную, наркомафию, и.т.д. Они экстернальны в той мере, в какой их внутренние ценности противопоставлены так называемым "общепринятым". Их объединяет то, что все они - локальные коммуникативные системы, расположенные вне рамок основной сети (той, что определяет государственное устройство).[11, с.76]

     Множество  людей, предоставленных самим  себе, взаимодействуя, формируют схожие коммуникативные структуры. Л. Самойлов, профессиональный археолог, волею судеб оказался  в исправительно-трудовом лагере. Он заметил, что в среде заключенных складываются неофициальные сообщества со своей иерархией и символикой. Самойлова поразило  их сходство с первобытными обществами, иногда в плоть до мелочей:

     "Я увидел - пишет  он, и опознал в лагерной жизни  целый ряд экзотических явлений,  которые до того много лет  изучал профессионально по литературе, явлений, характеризующих первобытное  общество"!

     Для первобытного  общества  характерны обряды инициаций  - посвящения подростков в ранг  взрослых, обряды, состоящие из жестоких  испытаний.

У уголовников это "прописка". Для первобытного общества характерны различные "табу". Абсолютное соответствие этому находим в лагерных нормах определяющих, что "западло"... Но главное сходство - структурное:

     "На стадии разложения - пишет Л.Самойлов, многие  первобытные  общества имели трехкастовую  структуру, как наше лагерное ("воры" - элита, средний слой  - «мужики" и аутсайдеры - "опущенные"), а  над ними выделялись вожди с боевыми дружинами, собиравшие дань (как наши отбирают передачи) ".      [3, с. 11]

     Схожая структура  известна в армейских подразделениях  под названием "дедовщина". То же и в молодежной среде больших городов. Например, когда в Ленинграде появились металлисты, у них сложилась трехслойная иерархия: четко выраженная элита во главе с общепризнанным лидером по кличке "Монах", основная масса металлистов, группировавшихся вокруг элиты, и, наконец - случайные посетители, забредавшие в то кафе, где они собирались, послушать "металлическую" музыку. Эти последние не считались настоящими металлистами, оставаясь в статусе "гопников", то есть ни в чем не разбирающихся, чужих. Именно "исключенные" сообщества демонстрируют закономерности самоорганизации  в наиболее чистом виде. Здесь минимум внешних влияний, от которых исключенное сообщество отгорожено коммуникативным барьером. В обычном же коллективе трудно выделить те процессы, которые идут в самом сообществе спонтанно, то есть  относятся собственно к самоорганизации.

 

 

 

 

2.2 ПОЛЕ СИМВОЛИКИ. СИМВОЛ

 

 

Символ - (от греческого symbolon - знак, опознавательная примета):

  1) В науке (логике, математике и др.) то же, что знак.

  2) В искусстве характеристика  художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

Тот или иной знак служил также отличием корпораций, цехов, разных партий - государственных, общественных или религиозных.[4, с. 23]

«Хиппи» Лохматые, в  залатанной  и сильно потертой одежде, иногда босые, с холщовыми торбами и рюкзаками, расшитыми цветами и исписанными антивоенными  лозунгами, с гитарами и флейтами парни и девушки прохаживаются по скверу, сидят на скамейках, на лапах бронзовых львов, поддерживающих фонари, прямо на траве. Оживленно беседуют, поют в одиночку и хором, закусывают, покуривают "...[5, с. 22]

Они выдвигали человеколюбивую систему ценностей: «Творите любовь, а не войну». Их одежды представляли разные национальные культуры; красочные атрибуты: буддийские чётки, индийские амулеты и талисманы, европейские гитары и губные гармошки. Символ движения-цветы. Они осуждали отцов за то, что общество отошло от естественных потребностей человека. Протестовали против уничтожения личности, индивидуальности каждого, выступали против формальных законов общества.

У хиппи своя философская платформа, своя форма поведения. В их клуб может вступить каждый, участвующий в мероприятиях Системы. В России движение хиппи возникло в 60-х гг. Это был интерес молодёжи к джинсовой одежде.

В конце 70-х гг. хиппи стали вытесняться  панками,  металлистами, брейкерами, но к 80-х гг. снова наблюдается интерес к движению хиппи. Сейчас московскую Систему хиппи составляет около 2 тыс. молодежи в возрасте 13-36 лет. Это школьники, студенты, рабочие, научная, техническая и художественная интеллигенция. Они меняют работу, работают сторожами, что даёт свободное время днём. Хиппи носят длинные волосы на прямой пробор, лоб и затылок охватывает тонкая повязка, многие отпускают бороду. Их одежда и поведение объясняются стремлением не отрываться от природы.

Длинные волосы помогают контакту с  космосом, с космическим разумом. Одеты в джинсы, свитера, нередко рваные, старомодные пальто; носят украшения, на шее джинсовый мешочек с документами. Зимой живут в городе, летом путешествуют, разбивают палаточные городки. В основе их философии – внутренняя свобода человека, независимость от общества, свобода в любви, что якобы способствует единению людей. Проповедуют пацифизм, выступают против службы в армии, верят в иную, высшую реальность, медитацию, которая поможет выйти в эту реальность. Хиппи – это своеобразный вызов современному обществу.

В 1964 г. под влиянием хипп-движения произошло массовое выступление студентов: демонстрация, баррикады, столкновения с полицией. Хиппи создавали небольшие мастерские, сельскохозяйственные фермы, пытались уйти от товарно-денежных отношений, отдавая продукты в своих магазинах бесплатно, что приводило к разорению. Это была попытка создать коммуны как протест существующему обществу.

     Символ - оболочка, в  которую упаковывается "своя" информация. В таком виде она  отличима  от чужой, а  следовательно, возникает разница в плотности коммуникативных связей внутри той сферы, где действует символ и вне- ее. Это и есть сгущение контактов, на базе которого формируются социальные структуры.

Люди переходят из группы в группу. Это, скорее, некая среда общения. [6, с. 371]

Информация о работе Неформальные молодежные объединения