Нормативная база социальной защиты отдельных категорий граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:51, реферат

Краткое описание

В самом общем виде законодательную, нормативно-правовую базу социальной защиты пожилых людей и инвалидов можно представить как совокупность правовых документов, отражающую четыре уровня субъектов их издания.
Первый уровень - регламентирующие, рекомендательные документы мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и другие).

Вложенные файлы: 1 файл

доклад мп.docx

— 24.47 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В самом общем виде законодательную, нормативно-правовую базу социальной защиты пожилых людей и инвалидов можно представить как совокупность правовых документов, отражающую четыре уровня субъектов их издания.

Первый  уровень - регламентирующие, рекомендательные документы мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и другие). Например, Всемирная декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Декларации о правах инвалидов, о правах умственно отсталых лиц (1971 г.), Конвенция и Рекомендации о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983 г.), и другие.

Второй  уровень - внутригосударственные юридические акты федерального значения (Конституция РФ, законы РФ, указы, распоряжения Президента РФ, Правительства РФ, приказы Министерства труда и социальной защиты РФ).

В российском законодательстве права инвалидов отражены в таких  важнейших документах, как:

  • Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года;
  • Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;
  • Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 года;
  • Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 15 ноября 1995 года граждан от 22 июня 1993 года;
  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 декабря 1995 года;
  • Указ Президента Российской Федерации «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» от 25 марта 1993 года;
  • Постановление Правительства РФ «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пенсионного возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» 0т 25 ноября 1995 года и так далее.

Федеральная комплексная  программа «Социальная поддержка  инвалидов», утвержденная постановление  Правительства РФ 16 января 1995 г., предусматривала комплекс мер, направленных на дальнейшее развитие сети социальных услуг для этой категории граждан РФ с целью усиления социальной защиты инвалидов в условиях рынка.

Большая работа проводилась  в рамках федеральной целевой  программы «Старшее поколение». Программа  «Старшее поколение» спосоствовала  социальной поддержке пожилым людям, была направлена на создание благоприятных  условий для реализации их прав и  полноценного участия в экономической, общественной, культурной и духовной жизни страны. В программе были предусмотрены меры комплексного решения  вопросов, с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья всех категорий  и групп пенсионеров.

В настоящие время вышеуказанные  программы были объединены и теперь входят в общую государственную  программу «Социальная поддержка  граждан».

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» регулирует отношения  в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений  деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан  указанной категории, исходя из необходимости  утверждения принципов человеколюбия  и милосердия в обществе.

По степени концентрации законодательного материала данный Закон можно рассматривать как  нормативный акт кодификационного значения.

 

Он отличается актуальностью  нормативного регулирования, особой емкой  внутренней структурой (состоит из 7 глав, 40 статей). Что обеспечивает единое согласованное нормативное регулирование  отношений в области социального  обслуживания указанной категории  граждан.

Этот Закон, по существу, является базовым для института  социального обслуживания, двух наиболее слабо социально защищенных групп  населения - граждан пожилого возраста и инвалидов. Указанный Закон  закрепляет следующие формы социального  обеспечения этих категорий граждан:

  • стационарное обслуживание в учреждениях социального обслуживания;
  • полу стационарное социальное обслуживание;
  • социально-медицинское обслуживание на дому;
  • срочное социальное обслуживание.

Указанные акты носят программный  характер и отражают основные принципы государственной политики в области  социального обслуживания. Их реализация требует принятия специальных нормативных  актов, направленных на социальную поддержку  и защиту малообеспеченных слоев  населения, расширение видов их социального  обслуживания.

Всего за последние годы Правительством РФ принято большое  количество нормативных актов, в  которых получили отражение различные  жизненно важные аспекты проблем  инвалидов.

На основании принятых законов, постановлений правительства  готовится и издается множество  инструкций, рекомендаций, методических указаний и так далее. Этот вид  управленческих документов принято  относить к подзаконным актам. Они  нередко также имеют юридическую  силу.

Третий  уровень - это масштаб решения вопросов субъектами Российской Федерации. Своими решениями они обеспечивают реализацию законов на своей территории, в регионе. Органы управления субъектов РФ оперативно организуют выполнение федеральных законоположений, вместе с тем обладают определенной самостоятельностью и правом законодательной инициативы.

Например, таки законы нашей  области как:

  • Закон Кемеровской области «О социальной защите инвалидов» от 30.11.2000 г.;
  • Закон Кемеровской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" от 27.01.2005 г.;
  • Долгосрочная целевая программа "Повышение уровня социальной защиты населения Кемеровской области" (Подпрограмма «Социальная поддержка гражданам пожилого возраста и инвалидам»).

На региональном уровне решаются задачи максимальной социальной помощи населению, развития социальной службы, интеграции ведомственных интересов  и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранения единых целей при разнообразии движения к ним, придание большей  адресности финансированию социальных программ.

Четвертый уровень - муниципальный. Главное звено организации социального обслуживания инвалидов и людей пожилого возраста - городские и сельские районы, микрорайон (трудовой коллектив), малый город без административного деления.

Структура муниципальных  социальных служб формируется местными органами власти и управления в зависимости  от потребностей в социальных услугах  инвалидов, имеющихся условий с  ориентацией на закрепленный законодательством  минимальный ассортимент услуг. Решения муниципальными органами власти и управления принимаются на основе местной инициативы с учетом существующих условий и не должны противоречить  существующему законодательству.

Важным событием в жизни  муниципальных общностей стало  принятие Федерального закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года. Принятие данного Закона открывает новые возможности в удовлетворении потребностей инвалидов и пожилых людей.

Также, к примеру, можно отметить, что в нашем городе уже давно разработана и внедрена в практику «Программа повышения качества жизни пожилых людей и инвалидов», которая решает проблему удовлетворения не только жизненных, но и мелких потребностей пожилых людей.

При администрации нашего города уже давно ведет свою работу  Комитет социальной защиты, в котором  одной из ряда услуг, оказываемых  населению, является «Социальная поддержка  и социальное обслуживание граждан  пожилого возраста и инвалидов».

В итоге, можно сказать, что  в данном докладе была полностью  рассмотрена нормативно-правовая база социальной защиты пожилых людей  и инвалидов, которая строится и  осуществляется на четырех уровнях  власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников:

  1. Кукушин В.С. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учебное пособие для студентов. - Москва, 2003.
  2. Конституция Российской Федерации - Москва, 1993.
  3. Федеральный закон РФ от 10.12.95г. N195 "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
  4. Федеральный закон РФ от 17.05.95г. N122 "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
  5. Федеральный закон РФ от 24.11.95г. N181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
  6. Федеральный закон от 12.01.95г. N5 "О ветеранах".
  7. Закон Кемеровской области «О социальной защите инвалидов» от 30.11.2000 г.
  8. Закон Кемеровской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" от 27.01.2005 г.
  9. Долгосрочная целевая программа "Повышение уровня социальной защиты населения Кемеровской области" (Подпрограмма «Социальная поддержка гражданам пожилого возраста и инвалидам»).
  10. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995.
  11. «Программа повышения качества жизни пожилых людей и инвалидов» г. Новокузнецка.

 


Информация о работе Нормативная база социальной защиты отдельных категорий граждан