Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:39, контрольная работа
В последние годы и связи с резким понижением жизненного уровня населения получили распространение такие явления, как детская беспризорность и бродяжничество. В результате многократно, по сравнению с перестроечным временем, возросла детская преступность. Сегодня по показателю беспризорности детей мы возвращаемся к худшим временам нашей истории. Сейчас в стране уже более 2 млн. беспризорных детей, что является результатом отсутствия государственной политики заботы о семье и несовершеннолетних детях. Многие из подростков, ведущие бродяжнический образ жизни, имеют серьезные психические нарушения, задержку в развитии, многие давно не учатся. Такие дети — беда общества, и совершаемые ими правонарушения — показатель глубокого общественного кризиса.
1. Правовые основы социальной работы в исправительных учреждениях
Введение
В последние годы и связи с резким понижением жизненного уровня населения получили распространение такие явления, как детская беспризорность и бродяжничество. В результате многократно, по сравнению с перестроечным временем, возросла детская преступность. Сегодня по показателю беспризорности детей мы возвращаемся к худшим временам нашей истории. Сейчас в стране уже более 2 млн. беспризорных детей, что является результатом отсутствия государственной политики заботы о семье и несовершеннолетних детях. Многие из подростков, ведущие бродяжнический образ жизни, имеют серьезные психические нарушения, задержку в развитии, многие давно не учатся. Такие дети — беда общества, и совершаемые ими правонарушения — показатель глубокого общественного кризиса.
При существующих социальных
условиях увеличению преступности среди
несовершеннолетних способствуют психологические
особенности подросткового
По нашему законодательству отменить осуждение несовершеннолетних невозможно, необходимо развернуть работу по перевоспитанию несовершеннолетних преступников в воспитательно-исправительных колониях, где осуществляется их профессиональное обучение и психологическая подготовка к освобождению.
1.1 Основные задачи и специфика социальной работы в исправительных учреждениях
Современная российская пенитенциарная система — это места предварительного заключения: изоляторы временного содержания, следственные изоляторы, учреждения, исправляющие наказание, исправительно-трудовые колонии, воспитательно-трудовые колонии (ВТК), предназначенные для содержания несовершеннолетних, совершивших преступления в возрасте от 14 до 18 лет, исправительно-трудовые колонии (поселения).
Специфика социальной работы в учреждениях исправительной системы
состоит в следующем:
— она ведется внутри социальных организмов с высокой степенью закрытости и изолированности;
— ее объектом являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью;
— социальная работа проводится в обстановке противоборства двух непримиримых этико-правовых концепций (назовем их менталитетом "тюремного персонала" и менталитетом "тюремного мира", при этом их представители не рассматривают социальную работу как неотъемлемый и необходимый элемент тюремной жизни, часто не понимают ее значения и роли);
— социальная работа неразрывно
связана с исполнением
Социальная работа в условиях пенитенциарной системы не должна прекращаться с окончанием исполнения наказания, так как бывший заключенный нуждается в ресоциализации и адаптации к внешнему миру, его правилам и нормам.
Основными задачами социальной работы в учреждениях исправительной системы России являются:
- развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенными и внешним миром;
— повышение и развитие
социального статуса
— помощь в построении такого типа горизонтальных и вертикальных отношений, которые, с одной стороны, соответствовали бы целям предварительного заключения под стражу или исполнения уголовного наказания, а с другой — влекли бы наименьшие физиологические, психологические, этические и социальные издержки для наказуемого;
— содействие в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий предварительного заключения и отбытия наказания;
— помощь в социальном развитии заключенного, включая повышение его социальной культуры, развитие социальных потребностей, изменение нормативно-ценностной ориентации, повышение уровня социального самоконтроля;
— содействие заключенным
в получении помощи специалистов,
в частности в области
— организация и обеспечение социальной защиты тех категорий заключенных, которые нуждаются в ней (пенсионеры, инвалиды и т. д.);
— помощь заключенным в поиске социально приемлемой для них среды, точки социального интереса (работа, семья, религия, искусство и т. д.);
— помощь в разрешении и
изображении конфликтных
— социальное развитие и прогноз развития учреждения;
— содействие социально-правовой защищенности персонала. (2, http://socialpol.ru)
Социальный работник в пенитенциарном учреждении призван также содействовать социально-правовой защищенности персонала. В его обязанности входит планирование, моделирование и прогнозирование социального развития учреждения в целом.
Социальной работе как виду деятельности присущи специфические черты, которые имеют большое значение для работы в пенитенциарной системе. Среди них - умение рассматривать клиента как часть общественной системы; акцентирование контактов с окружением клиента, со всеми, кто может помочь в выявлении проблемы и поисках ее решения; организация комплексного подхода и координации усилий различных специалистов и служб при работе с клиентом; знание возможностей общества в решении проблем клиента. Особую ценность представляет методика работы с клиентом и т. д.
1.2 Этапы работы социального педагога с заключёнными
На основе опыта педагогической деятельности в исправительной педагогике можно сформулировать следующие основные принципы перевоспитания:
Впервые профессором Московского университета И.Я.Фойницким был разработан курс «Тюрьмоведение», в котором были сформулированы вопросы обращения с преступниками, охарактеризованы средства и методы воздействия на них в исправительных учреждениях.
В 20-х гг. XX в. С. В. Поднышев в работе «Основы пенитенциарной науки» (1923), давая определение педагогике перевоспитания, выделяет такие понятия, как юридическое и нравственное исправление, общеобразовательное обучение, культурно-просветительная работа, трудовое воспитание заключенных.
Л. В. Мардахаев выделил основные направления исправительно-педагогической работы в исправительных учреждениях:
Работа социального педагога с заключенными осуществляется в несколько этапов. На первом этапе при поступлении осужденного в колонию педагог изучает его документы, документы суда, его личность и причины отклонения в поведении. На основании этого планируется воспитательная работа с осужденным, определяются формы и методы этой работы.
На втором, главном этапе реализуется составленная программа. Прежде всего подопечному оказывается помощь в адаптации к группе, предусматривается возможность возникновения конфликта с другими воспитанниками. Постепенно он включается в ритм колонии, учебу и работу.
Социальный педагог
вторая группа — твердо встали на путь исправления, инициаторы в труде и выполнении режима, влияют на других, участвуют в самодеятельности, раскаиваются в содеянном; третья группа — доказывают свое исправление, занимаются самовоспитанием и самообразованием, осуждают свое преступ-ление; четвертая группа — «болото», по определению А. С. Макаренко, поведение неопределенно; пятая группа — нарушители порядка, не подчиняющиеся требованиям администратора; шестая группа — злостные нарушители, лидеры преступных группировок.
В соответствии с этой классификацией педагог осуществляет индивидуальный подход к воспитанникам. Группы подвижны, и педагог регулярно фиксирует переход подопечных из группы в группу, тем самым отслеживая процесс перевоспитания подростков.
Эффективность выполнения программы перевоспитания зависит от ряда причин: особенностей осужденного; срока пребывания в колонии; коллектива, в который он попал; опыта воспитателей; воспитательных возможностей учреждений.
На третьем, заключительном этапе по отбытии заключенным срока наказания оцениваются результаты всей работы коллектива колонии по перевоспитанию. Эта оценка зависит от многих факторов: соблюдения правовых норм по отношению к освобожденному, от наличия у него жилья, от среды, в которой ему предстоит жить, ее нравственного климата и отношения к нему окружающих. Здесь огромную роль может играть попечительский совет колонии, который поможет освободившемуся в устройстве на работу, в приобретении жилья.
Содержание воспитательной работы в колонии определяется следующими направлениями: правовое, нравственное, трудовое, физическое и санитарно-гигиеническое воспитание. В числе средств воспитательного процесса в качестве первостепенного выделяется труд. Все заключенные обязаны работать. Причем, чтобы их труд способствовал их физическому и нравственному воспитанию, необходимо обеспечить культуру труда, организовать соревнование. При организации трудового процесса в исправительном учреждении необходимо учитывать, что работа должна давать заключенным квалификацию, которая позволит им трудиться после освобождения, их состояние здоровья, профессиональный опыт, образование и т.д. (1,с. 147-149)
Заключение
Правозащитная деятельность социальных работников в системе пенитенциарных учреждении в России еще только формируется. Однако его перспективы тесно связаны с общими тенденциями развития системы социального обслуживания и диктуются настоятельной необходимостью помочь заключенным в их самоисправлении, подготовить их к выходу на свободу, обеспечить успешное прохождение процесса их последующей ресоциализации.
2. Гражданско - правовое регулирование социальных отношений
Введение
Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, настолько обширен и разнообразен, что, в принципе, невозможно дать их исчерпывающий перечень. В процессе своей жизнедеятельности граждане вступают в различные социальные виды отношений (экономические, производственные, деловые, личностные). При этом они направляют свою деятельность на достижение определенных целей, реализацию своих интересов, которые должны быть определенным образом регулируемы и защищены с позиций социальной справедливости, для чего и служит гражданское правовое регулирование.
2.1 Понятие «социальные отношения» и их классификация
Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, настолько обширен и разнообразен, что, в принципе, невозможно дать их исчерпывающий перечень. В процессе своей жизнедеятельности граждане вступают в различные социальные виды отношений (экономические, производственные, деловые, личностные). При этом они направляют свою деятельность на достижение определенных целей, реализацию своих интересов, которые должны быть определенным образом регулируемы и защищены с позиций социальной справедливости, для чего и служит гражданское правовое регулирование.
Социальные отношения – относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами как представителями больших социальных групп, обусловленные общественно принятыми нормами или общественным порядком. В обществе существует многообразие социальных отношений. Это самодостаточная и полная система.
Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.
Функциональная (статусно-ролевая) связь между взаимодействующими индивидами (организациями), предмет отношения, субъекты (индивиды, акторы) отношений, система обязанностей и долженствований, норма, интерес, общая ценность, причина возникновения отношения – все это составляет структуру социальных отношений.
Содержание социального отношения, по мнению М.Вебера, может быть самым различным: борьба, вражда, любовь, дружба, уважение, рыночный обмен, «выполнение» соглашения, «уклонение» или отказ от него, соперничество экономического, эротического или какого-либо иного характера; сословная, национальная или классовая общность. Социальным «отношением» он именовал поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это.
По видам различают
классовые, национальные, этнические,
групповые и личностные социальные
отношения. По форме они могут
быть длительными и
Классификация социальных отношений
по субъекту: индивидуальные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, международные;
по объекту: экономические, политические, правовые, управленческие, социокультурные, семейно-бытовые;
Информация о работе Нормативно – правовые основы деятельности социального педагога