Нормативно – правовые основы деятельности социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:39, контрольная работа

Краткое описание

В последние годы и связи с резким понижением жизненного уровня населения получили распространение такие явления, как детская беспризорность и бродяжничество. В результате многократно, по сравнению с перестроечным временем, возросла детская преступность. Сегодня по показателю беспризорности детей мы возвращаемся к худшим временам нашей истории. Сейчас в стране уже более 2 млн. беспризорных детей, что является результатом отсутствия государственной политики заботы о семье и несовершеннолетних детях. Многие из подростков, ведущие бродяжнический образ жизни, имеют серьезные психические нарушения, задержку в развитии, многие давно не учатся. Такие дети — беда общества, и совершаемые ими правонарушения — показатель глубокого общественного кризиса.

Вложенные файлы: 1 файл

к.р по праву.docx

— 41.03 Кб (Скачать файл)

1. Правовые основы социальной работы в исправительных учреждениях

 

Введение

        

         В последние годы и связи с резким понижением жизненного уровня населения получили распространение такие явления, как детская беспризорность и бродяжничество.  В результате многократно, по сравнению с перестроечным временем, возросла детская преступность. Сегодня по показателю беспризорности детей мы возвращаемся к худшим временам нашей истории. Сейчас в стране уже более 2 млн. беспризорных детей, что является результатом отсутствия государственной политики заботы о семье и несовершеннолетних детях. Многие из подростков, ведущие бродяжнический образ жизни, имеют серьезные психические нарушения, задержку в развитии, многие давно не учатся. Такие дети — беда общества, и совершаемые ими правонарушения — показатель глубокого общественного кризиса.

При существующих социальных условиях увеличению преступности среди  несовершеннолетних способствуют психологические  особенности подросткового возраста. Они некритически относятся к  себе, легковозбудимы, стремятся к независимости, вместе с тем они легковнушаемы, склонны к безоговорочному следованию авторитетам.

По нашему законодательству отменить осуждение несовершеннолетних невозможно, необходимо развернуть работу по перевоспитанию несовершеннолетних преступников в воспитательно-исправительных колониях, где осуществляется их профессиональное обучение и психологическая подготовка к освобождению.

 

 

 

 

1.1 Основные задачи  и специфика социальной работы  в исправительных учреждениях

     

         Современная российская пенитенциарная система — это места предварительного заключения: изоляторы временного содержания, следственные изоляторы, учреждения, исправляющие наказание, исправительно-трудовые колонии, воспитательно-трудовые колонии (ВТК), предназначенные для содержания несовершеннолетних, совершивших преступления в возрасте от 14 до 18 лет, исправительно-трудовые колонии (поселения).

 Специфика социальной работы в учреждениях исправительной системы

 состоит в следующем:

— она ведется внутри социальных организмов с высокой  степенью закрытости и изолированности;

— ее объектом являются лица с высоким индексом социального  неблагополучия и повышенной стрессогенностью;

— социальная работа проводится в обстановке противоборства двух непримиримых этико-правовых концепций (назовем  их менталитетом "тюремного персонала" и менталитетом "тюремного мира", при этом их представители не рассматривают  социальную работу как неотъемлемый и необходимый элемент тюремной жизни, часто не понимают ее значения и роли);

— социальная работа неразрывно связана с исполнением уголовного наказания, имея, по сути, те же конечные цели, что и этот социально-правовой институт.

Социальная работа в условиях пенитенциарной системы не должна прекращаться с окончанием исполнения наказания, так как бывший заключенный нуждается в ресоциализации и адаптации к внешнему миру, его правилам и нормам.

Основными задачами социальной работы в учреждениях исправительной системы России являются:

-  развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенными и внешним миром;

— повышение и развитие социального статуса заключенного по месту предварительного заключения или отбыта наказания, помощь в установлении социально-позитивных горизонтальных связей с другими лицами, помощи в изменении социального статуса;

— помощь в построении такого типа горизонтальных и вертикальных отношений, которые, с одной стороны, соответствовали бы целям предварительного заключения под стражу или исполнения уголовного наказания, а с другой — влекли бы наименьшие физиологические, психологические, этические и социальные издержки для наказуемого;

— содействие в обеспечении  приемлемых социально-бытовых условий  предварительного заключения и отбытия  наказания;

— помощь в социальном развитии заключенного, включая повышение  его социальной культуры, развитие социальных потребностей, изменение  нормативно-ценностной ориентации, повышение  уровня социального самоконтроля;

— содействие заключенным  в получении помощи специалистов, в частности в области психологии, психиатрии и т.д.;

— организация и обеспечение  социальной защиты тех категорий  заключенных, которые нуждаются  в ней (пенсионеры, инвалиды и т. д.);

— помощь заключенным в  поиске социально приемлемой для  них среды, точки социального  интереса (работа, семья, религия, искусство  и т. д.);

— помощь в разрешении и  изображении конфликтных ситуаций;

— социальное развитие и  прогноз развития учреждения;

— содействие социально-правовой защищенности персонала. (2, http://socialpol.ru)

Социальный работник в  пенитенциарном учреждении призван  также содействовать социально-правовой защищенности персонала. В его обязанности входит планирование, моделирование и прогнозирование социального развития учреждения в целом.

Социальной работе как  виду деятельности присущи специфические  черты, которые имеют большое  значение для работы в пенитенциарной системе. Среди них - умение рассматривать  клиента как часть общественной системы; акцентирование контактов  с окружением клиента, со всеми, кто  может помочь в выявлении проблемы и поисках ее решения; организация  комплексного подхода и координации  усилий различных специалистов и  служб при работе с клиентом; знание возможностей общества в решении  проблем клиента. Особую ценность представляет методика работы с клиентом и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Этапы работы социального педагога с заключёнными

     

           На основе опыта педагогической деятельности в исправительной педагогике можно сформулировать следующие основные принципы перевоспитания:

  • привлечение к труду;
  • уважение личности воспитанника;
  • самоуправление;
  • сотрудничество педагогов и воспитанников.

Впервые профессором Московского университета И.Я.Фойницким был разработан курс «Тюрьмоведение», в котором были сформулированы вопросы обращения с преступниками, охарактеризованы средства и методы воздействия на них в исправительных учреждениях.

В 20-х гг. XX в. С. В. Поднышев в работе «Основы пенитенциарной науки» (1923), давая определение педагогике перевоспитания, выделяет такие понятия, как юридическое и нравственное исправление, общеобразовательное обучение, культурно-просветительная работа, трудовое воспитание заключенных.

Л. В. Мардахаев выделил основные направления исправительно-педагогической работы в исправительных учреждениях:

  • карательно-воспитательное предполагающее исправление, перевоспитание в рамках Уголовного кодекса;
  • исправительно-воспитательное;
  • образовательное;
  • трудовое.

Работа социального педагога с заключенными осуществляется в  несколько этапов. На первом этапе при поступлении осужденного в колонию педагог изучает его документы, документы суда, его личность и причины отклонения в поведении. На основании этого планируется воспитательная работа с осужденным, определяются формы и методы этой работы.

На втором, главном этапе реализуется составленная программа. Прежде всего подопечному оказывается помощь в адаптации к группе, предусматривается возможность возникновения конфликта с другими воспитанниками. Постепенно он включается в ритм колонии, учебу и работу.

Социальный педагог анализирует  процесс исправления. Чисто умозрительно он распределяет воспитанников по группам: первая группа — встали на путь исправления, учатся, получают профессию, выполняют все требования;

вторая группа — твердо встали на путь исправления, инициаторы в труде и выполнении режима, влияют на других, участвуют в самодеятельности, раскаиваются в содеянном; третья группа — доказывают свое исправление, занимаются самовоспитанием и самообразованием, осуждают свое преступ-ление; четвертая группа — «болото», по определению А. С. Макаренко, поведение неопределенно; пятая группа — нарушители порядка, не подчиняющиеся требованиям администратора; шестая группа — злостные нарушители, лидеры преступных группировок.

В соответствии с этой классификацией педагог осуществляет индивидуальный подход к воспитанникам. Группы подвижны, и педагог регулярно фиксирует  переход подопечных из группы в группу, тем самым отслеживая процесс перевоспитания подростков.

Эффективность выполнения программы перевоспитания зависит от ряда причин: особенностей осужденного; срока пребывания в колонии; коллектива, в который он попал; опыта воспитателей; воспитательных возможностей учреждений.

На третьем, заключительном этапе по отбытии заключенным срока наказания оцениваются результаты всей работы коллектива колонии по перевоспитанию. Эта оценка зависит от многих факторов: соблюдения правовых норм по отношению к освобожденному, от наличия у него жилья, от среды, в которой ему предстоит жить, ее нравственного климата и отношения к нему окружающих. Здесь огромную роль может играть попечительский совет колонии, который поможет освободившемуся в устройстве на работу, в приобретении жилья.

 Содержание воспитательной работы в колонии определяется следующими направлениями: правовое, нравственное, трудовое, физическое и санитарно-гигиеническое воспитание. В числе средств воспитательного процесса в качестве первостепенного выделяется труд. Все заключенные обязаны работать. Причем, чтобы их труд способствовал их физическому и нравственному воспитанию, необходимо обеспечить культуру труда, организовать соревнование. При организации трудового  процесса в исправительном учреждении необходимо учитывать, что работа должна давать заключенным квалификацию, которая позволит им трудиться после освобождения, их состояние здоровья, профессиональный опыт, образование  и т.д. (1,с. 147-149)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

           Правозащитная деятельность социальных работников в системе пенитенциарных учреждении в России еще только формируется. Однако его перспективы тесно связаны с общими тенденциями развития системы социального обслуживания и диктуются настоятельной необходимостью помочь заключенным в их самоисправлении, подготовить их к выходу на свободу, обеспечить успешное прохождение процесса их последующей ресоциализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Гражданско -  правовое регулирование социальных отношений

 

Введение

   

         Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, настолько обширен и разнообразен, что, в принципе, невозможно дать их исчерпывающий перечень. В процессе своей жизнедеятельности граждане вступают в различные социальные виды отношений (экономические, производственные, деловые, личностные). При этом они направляют свою деятельность на достижение определенных целей, реализацию своих интересов, которые должны быть определенным образом регулируемы и защищены с позиций социальной справедливости, для чего и служит гражданское правовое регулирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Понятие «социальные  отношения» и их классификация

 

           Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, настолько обширен и разнообразен, что, в принципе, невозможно дать их исчерпывающий перечень. В процессе своей жизнедеятельности граждане вступают в различные социальные виды отношений (экономические, производственные, деловые, личностные). При этом они направляют свою деятельность на достижение определенных целей, реализацию своих интересов, которые должны быть определенным образом регулируемы и защищены с позиций социальной справедливости, для чего и служит гражданское правовое регулирование.

 Социальные отношения – относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами как представителями больших социальных групп, обусловленные общественно принятыми нормами или общественным порядком. В обществе существует многообразие социальных отношений. Это самодостаточная и полная система.

Социальные отношения  функционируют в рамках системы  социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

Функциональная (статусно-ролевая) связь между взаимодействующими индивидами (организациями), предмет отношения, субъекты (индивиды, акторы) отношений, система обязанностей и долженствований, норма, интерес, общая ценность, причина возникновения отношения – все это составляет структуру социальных отношений.

Содержание социального  отношения, по мнению М.Вебера, может быть самым различным: борьба, вражда, любовь, дружба, уважение, рыночный обмен, «выполнение» соглашения, «уклонение» или отказ от него, соперничество экономического, эротического или какого-либо иного характера; сословная, национальная или классовая общность. Социальным «отношением» он именовал поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это.

По видам различают  классовые, национальные, этнические, групповые и личностные социальные отношения. По форме они могут  быть длительными и кратковременными, необходимыми и случайными, непосредственными  и опосредованными, наблюдаемыми и  ненаблюдаемыми, конкурентными, конфликтными и мирными, совместимыми и антагонистическими, индивидуальными и групповыми.

Классификация социальных отношений

по субъекту: индивидуальные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, международные;

по объекту: экономические, политические, правовые, управленческие, социокультурные, семейно-бытовые;

Информация о работе Нормативно – правовые основы деятельности социального педагога