Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:07, доклад
Неумение общаться, пренебрежение к искусству коммуникации приносят человечеству, как не покажется это странным, больше вреда, чем заболевания раком. Не верите?! Каждый знает из своего опыта, как портится настроение, когда кто-то толкнет и не извинится или скажет слово, которое режет не только ухо, но и у некоторых душу. Или будет шутить, когда у вас какие-либо неприятности, например, умер ваш близкий родственник или вас укусила соседская собак
Министерство образования и науки Российской Федерации
Самарская Государственная Областная Академия (Наяновой)
по дисциплине : «Деловое общение»
на тему: «Нормы и правила
Выполнила: студентка
группы 15У Родина Валерия
Введение
В настоящее время актуальность приобретает коммуникация в сфере повседневного общения . Изучение норм и правил такого общения дает нам возможность успешно взаимодействовать с другими людьми для достижения каких-либо целей: морально-этических, психологических, материальных и т.п. Естественность в поведении и уважение к собеседнику – два ключевых момента любого общения.
Мы постоянно общаемся с себе подобными — и когда решаем деловые вопросы (ведем переговоры о заключении контракта), и когда заняты бытом (засовываем в рот полкурицы), и когда набираемся уму-разуму (на лекции или слушая бабу Катю), и когда стремимся к семейной гармонии (толкая мужа, который издает во сне неописуемые звуки, причем не только ртом) и т.д.
Человек
всегда, так или иначе, ведет себя
по отношению к коллегам, собаке,
замдекана, соседу, лошади, милиционеру
и ко всем другим, с которыми ему
приходится вступать в коммуникацию.
Он совершает по отношению к ним
определенные действия и поступки,
говорит им разные слова, в том
числе приятные, малоприятные и те,
после которых наступает
Людей,
с которыми мы общаемся, можно разделить
на две категории. Первая — это
люди, с которыми приятно контактировать
постоянно, даже «загорать» в одной
камере следственного изолятора. Понятно,
что люди относят себя в основном
именно к этой категории, Однако это
не всегда соответствует истине. Многим
неплохо при этом посмотреть на себя
без розовых очков и
Есть и другая категория людей. Общение с ними не доставляет удовольствия, даже если у них есть мешок денег, с которыми они не знают, что делать. Естественно, что к этой категории себя мало кто относит. Несмотря на то, что каждое второе слово у него непечатного характера, а нос и руки постоянно чешутся. Студенты к этой категории в первую очередь относят своих постоянных «недругов» — повара из студенческой столовой, коменданта общежития, преподавателей, которым они неудачно стараются «втереть очки» на экзаменах.
Т.о. возникает вопрос - так в чем же причина разделения людей на две категории?! На самом деле, она не одна. Важнейшая из них — это то, как они себя ведут во время коммуникации, как общаются с ее участниками, какое они производят на них впечатление. А оно может быть различным, в том числе вызывающим желание продолжать коммуникацию или наоборот больше не встречаться. И в немалой степени это зависит от того, насколько люди умеют эффективно общаться, владеют искусством коммуникации.
Искусство общения — неотъемлемая и важная часть жизни и деятельности человека. Неумение общаться, что тоже не так уж редко случается, осложняет отношения между людьми, приводит к появлению у них внеплановых физического характера деформаций, увеличивает количество разведенных, способствует дезорганизации деловой жизни и к тому, что гробовщики не страдают от безработицы.
Неумение общаться, пренебрежение к искусству коммуникации приносят человечеству, как не покажется это странным, больше вреда, чем заболевания раком. Не верите?! Каждый знает из своего опыта, как портится настроение, когда кто-то толкнет и не извинится или скажет слово, которое режет не только ухо, но и у некоторых душу. Или будет шутить, когда у вас какие-либо неприятности, например, умер ваш близкий родственник или вас укусила соседская собака.
Это ведет к стрессам, которые часто являются причиной сердечнососудистых заболеваний. В результате этого смертность среди населения земного шара за последние 40 лет от заболеваний сердечнососудистой системы возросла на 211% , а от рака — только на 87% . При этом страдают особенно мужчины, организм которых подвержен стрессам в большей степени, чем женский. Это приводит к тому, что многие невесты испытывают трудности при выходе замуж. Особенно после 60 лет. Причины этого в том, что у нас средняя продолжительность жизни мужчин 58 лет, а женщин — 71 год. И она все больше сокращается. И одна из причин того, что поседевшие невесты не могут нередко найти своего «Ромео с пенсионной книжкой» как раз в том, что многие мужчины в значительной степени из-за того, что не владеют искусством общения, досрочно заканчивают свой жизненный путь.
Искусство общения — категория не только морально-этическая, но и иногда экономическая. Для тех, кто сомневается в этом, я приведу простой пример.
Допустим,
вы тракторист, которому предстоит
«посеять булки», т.е. засеять поле пшеницей.
Однако кто-либо из начальников, производственных,
семейных или самозваных, неожиданно
устроил вам такой «разнос», что
руки ваши «вибрируют» и вы никак
не можете прийти в себя. После этого
вы «посеете булки» так, что их вырастет
на этом поле совсем немного. Подобное
может произойти и когда
Умение и неумение общаться можно отнести и к семейно-брачной категории. Муж, который в процессе коммуникации сравнил свою жену с коровой, поступил неразумно. После этого она давать молоко не будет, а будет давать ему «прикурить».
Человека,
владеющего искусством общения, от его
противоположности можно
Допустим, поздним вечером в неосвещенном переулке неизвестные личности, «позаимствуют» у вас кошелек. От коммуникации с ними, у вас о них может сложиться двоякое впечатление. Если при этом вас обругают, используя грубые и нецензурные слова, то у вас нет никаких сомнений, что эти личности не владеют искусством коммуникации. Если же при этом они будут употреблять слова «пожалуйста», «будьте добры», «если вам нетрудно», то есть основания сделать вывод о том, что эти личности имеют представление об искусстве общения. Особенно, если ваш кошелек давно и безденежно пуст.
Отношение к умению общаться у людей в основном потребительское. Все хотят, чтобы окружающие его использовали при коммуникации с ними, в том числе большой начальник, прославленный дебошир и жена, у которой много общего с Ксантипой (известной своей злобностью жены Сократа).
Об этом же мечтает загулявший муж, возвращающийся под утро домой с производственного совещания. Когда же речь идет о своей особе, тут отношение к нормам и искусству общения нередко меняется. Многие полагают, что они обязательны для других, но не для них. Поэтому они позволяют себе от них отступления и не испытывают при этом особых моральных угрызений.
К сожалению, есть немало и таких людей, которые иронически относятся не только к нормам и искусству общения, но и к тем, кто их соблюдает, считая это бесполезным пережитком прошлого. Они уверены, что современному образованному человеку, много знающему, в том числе, зачем у коровы растут рога, как «от рихтовать» своим топором автомашину ненавистного соседа, или как всегда выйти «сухим из воды», необязательно считаться с тем, протягивает ли он при коммуникации руку первым или ждет, когда ее ему протянут, обращать внимание на эмоции собеседника и т.д.
Однако нельзя соблюдение определенных правил общения и умение его строить продуктивно доводить до абсурда. Нужно учитывать его время, место, ситуацию и прочие особенности. Например, непринято, общаясь на улице, громко кричать и жестикулировать, потому что это беспокоит людей. Но если вы увидите, что на человека наезжает автомобиль, то, видимо, уместны будут при обращении к нему самый громкий крик и несдержанный жест. Хотя здесь возможно и иное поведение, особенно если в роли «наезжаемого» выступает мало любимый ваш руководитель или преподаватель, которому завтра сдавать экзамен. В основе, норм и умения общения нередко лежит господствующая в обществе мораль, определяющая общие правила поведения.
В различных социальных и профессиональных коллективах складываются и свои писанные или не очень правила и способы общения. Например, в мещанско-купеческом быту прошлого человек, который после первого приглашения к чаю уселся бы возле самовара, был бы сочтен крайним невеждой. Следовало дождаться четвертого или пятого приглашения и только после этого начинать «чаевничать». Если же в наше время руководствоваться этим правилом, то будет мало шансов выпить чаю.
Важную
роль в формировании традиций, правил
и искусства общения играют те
эстетические принципы, которые господствуют
в обществе, в отдельных его
слоях или коллективах. Однако у
различных народов, социальных и
профессиональных групп, отдельных
личностей допускалось и
Например, того какой женщине при этом следует говорить комплименты насчет ее красоты. По мнению крестьянина, красивой всегда считалась женщина сильная, краснощекая, с толстыми икрами, т.е. ее красота должна была свидетельствовать о том, что ее можно, образно говоря, «использовать вместо лошади».
Дворянин же говорил женщине комплименты в ином случае: его идеалом было хрупкое бледное существо женского пола с маленькими изящными ручками и ногами, т.е. особа, предназначенная, прежде всего для обожания и «постельных удовольствий». В современном обществе, общаясь с женщиной, начинают восторгаться ее красотой, исходя из количества и качества использованной ею косметики, размеров ее верхнего и нижнего «декольте», длины ног, а иногда и должности ее мужа или наличия у него большой банковской «кубышки».
За время развития человечества многие правила, способы и умения межличностной коммуникации изменились и дополнились, некоторые вообще исчезли, часть же сохраняется в неизменном состоянии. Например, присущий некоторым обычай после первой не закусывать.
Стремление общаться согласно общепринятым правилам и традициям уходит вглубь тысячелетий. Похоже, оно стало проявляться у наших далеких предков вскоре после того, как они перестали давиться бесплатными кокосами, т.е. слезли с пальм и стали думать о том, что им делать дальше.
Один английский философ по имени Спенсер справедливо утверждал: « Величайшая цель образования не знание, а действие ». Действительно, мало знать общепринятые нормы, правила и способы общения. Важнее их применять в повседневной жизни, в различных ее проявлениях. Ведь бывает и так: люди их знают, но не применяют или пользуются ими выборочно. Абсолютно прав был Аристотель, которому принадлежат следующие слова:
— Хорошо рассуждать о добродетели, еще не значит быть добродетельным.
Многое в овладении искусством общения зависит от характера и силы воли человека, от его нравственной позиции. Иногда, оправдывая свои недостатки в коммуникации, мы склонны винить других или обстоятельства: они, дескать, нас вынудили сделать так. Будем помнить, что в первую очередь все зависит от самого человека.
Как вы знаете, общение начинается с приветствия, которое является своеобразным знаком признания ценности и достоинства человека. В классовом обществе формы приветствия, как правило, являются отражением иерархических зависимостей.
Формы общения имеют огромное множество вариантов. Выбор форм обращения отражает и меру знакомства, и меру доверия, и меру уважения и во многих случаях оценку личности партнера по общению. Хотя выбор форм этих обращений сложно регламентировать «на все случаи жизни», но в любом случае учет обстоятельств и личности вашего партнера по общению очень важен. Культура обращения, ориентированная на гуманистические ценности, включает в себя способность выбора таких форм обращения, которые бы возвышали человека как в глазах окружающих, так и в его собственных глазах.
Общение на 3/4 состоит
из общения речевого (речь и слушание).
Эти нормы общения требуют
бережного и внимательного
Залогом успешного развития разговора может быть умение слушать. И. Атватер (американский психолог, а так же автор своих книг) выделяет активное (рефлексивное) и пассивное (нерефлексивное) слушание. Пассивное слушание полезно в тех случаях, когда собеседник активно проявляет свои чувства, очень хочет высказать свою точку зрения, но не имеет возможности этого сделать. Пассивное слушание характеризуется невмешательством в разговор, «минимизацией ответов».
Однако такое умение молчать и уметь пассивно слушать бывает не всегда эффективно. Интимный, доверительный разговор может быть только на добровольных и равноправных началах. Человек очень любит, когда интересуются его персоной, успехами, заслугами, желаниями, и очень не любит , когда говорят о неприятных для него делах, условиях, обстоятельствах, событиях и т. п.
Как показывает практика межличностных отношений, этика речевого общения самым тесным образом связана с общими ценностями, принципами и нормами общения. Поэтому во время разговора рекомендуется реже употреблять личные местоимения и особенно такое местоимение как «Я» – это весьма неблагоприятно сказывается на общей атмосфере разговора.