Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 23:26, курсовая работа
Первые научные представления о сущности общества и закономерностях его функционирования были высказаны очень давно – еще на заре человеческой цивилизации. Зачатки социологических идей можно обнаружить в древних преданиях и мифах, трудах великих мыслителей эпохи античности, средневековья и нового времени. Вместе с тем все эти идеи носили чаще всего умозрительный характер, их создатели опирались в своих выводах не на строгие научные исследования, а на сугубо личные субъективные наблюдения. И хотя нередко эти наблюдения были очень точными и глубокими, считать их социологическими, конечно, нельзя. Современные исследователи справедливо полагают, что идеи и теории об обществе и его развитии, высказанные до возникновения современной социологии, представляют собой, скорее, социальную философию, но не социологию.
Введение………………………………………………………………………….3
Предпосылки возникновения социологии………………………………5
Краткий биографический очерк О. Конта……………………………….6
Учение Огюста Конта………………………………………………...…..8
Заключение……………………………………………………………...………15
Список использованной литературы………………………………………….17
План:
Введение……………………………………………
Предпосылки
возникновения социологии………………
Краткий биографический очерк О. Конта……………………………….6
Учение Огюста Конта………………………………………………...…..8
Заключение………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………….17
Введение
Первые
научные представления о
Возникает вопрос: в связи с чем именно в XIX в. возникла потребность в создании совершенно новой дисциплины, призванной строго научно, непредвзято изучать общество? Какие причины вызвали появление социологии? Таковых несколько, причем, одни из них носят объективный, а другие – субъективный характер.
Объективные причины: 1) усложнение человеческих отношений, развитие и все большая дифференциация сфер общественной жизни, создание сложных организаций, вызвавшие потребность их изучения и научного управления ими; 2) возрастающая степень упорядоченности, повторяемости, закономерности в поступках людей, создавшая объективную возможность для их научного анализа и систематизации.
Субъективные причины: 1) осознание того факта, что нельзя волевым порядком (волюнтаристически) изменять общество (эффективное влияние на общественные процессы возможно только при наличии научного понимания внутренних механизмов его эволюции, присущих ему социальных законов); 2) осознание общественной потребности в поиске социальных законов, управляющих поведением и деятельностью людей, групп, общностей и организаций.
Необходимо напомнить, что время возникновения социологии (середина XIX в.) было насыщено негативной социальной энергией: в Европе вспыхивали войны, социальные конфликты перерастали в революции, бурное развитие капитализма сопровождалось обнищанием масс и провоцировало народные восстания.
Одним из первых пришел к идее о создании социологии французский философ Огюст Конт. В 1842 г. в работе "Курс позитивной философии" он обосновал свое мнение о необходимости появления новой науки об обществе, которую назвал "социология". О.Конт считается основоположником социологии.
Цель данной работы - проследить этапы формирования, а также причины и условия возникновения социологии в историческом процессе.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
рассмотреть предпосылки возникновения социологии;
проанализировать наиболее значимые положения учения Огюста Конта, определив тем самым его место в истории;
выявить причины становления социальной науки XVIII в.;
раскрыть
причины, по которым Огюст Конт ввел
новое понятие и выделил
рассмотреть основные методы, которые мыслитель предложил использовать в социологии;
По
своей структуре данная работа состоит
из введения, основной части, заключения,
списка использованной литературы.
Предпосылки возникновения социологии.
Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII – начале XIX вв. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации политической и экономической жизни. На мировую сцену вышел и начал бурно развиваться капитализм, который принес с собой многие социальные болезни. В европейских странах происходило то, что присуще нашей стране сегодня: богатые становились богаче, а бедные беднее. На усиление эксплуатации трудящиеся ответили массовыми акциями протеста, вспыхнули восстания лионских и селезских ткачей, возникло движение лудитов, чартистское движение и т.д. Традиционная философия не могла дать ответа на вопрос о том, что происходит и в чем сущностные причины социальных потрясений. Нужна была новая наука, которая дала бы ответ на вопросы, волнующие человечество.
Изменение
мировоззренческих установок
Возникновение социологии явилось и результатом развития обществознания. Уже в XVII в. впервые в теориях “социальной физики” возникает идея о том, что общество – это система. Известные тогда законы естественных наук, особенно в геометрии, механике и астрономии, наталкивались на многочисленные и противоречивые социальные факты. Именно этим были обусловлены попытки распространения законов этих наук на объяснение общественных явлений. В XVII в., веке Просвещения, общество сравнивается с машиной, в которой каждый винтик выполняет свою функцию. Так объясняются разделение труда, межличностные связи и обмен. В XIX в. предпринимаются первые попытки рассматривать хозяйственно-экономическую жизнь независимо от политики. Выдающийся мыслитель того времени Жан Жак Руссо вплотную подходит к разрешению проблемы социального неравенства. Английские социальные мыслители закладывают основы современной демографии, вырабатывают методы количественного исследования социальных закономерностей. Великие географические открытия приводят к развитию антропологии уже не в медицинском, а в социологическом смысле. Так создается почва для появления новой науки об обществе как целостной системе.
Таким
образом, появление социологии носило
объективный характер и было вызвано
насущными потребностями
Краткий биографический очерк О. Конта
Огюст Конт (1798—1857) родился во французском городе Монпелье в семье финансового чиновника. С 1807-го по 1814 г. учится в лицее; этого города. В последние годы учебы, несмотря на юный возраст, увлекается либеральными и революционными идеями. Затем он переезжает в Париж, одним из лучших проходит по конкурсу в Высшую политехническую школу. В 1816 его исключают за вольнодумство, а учебное заведение правительство Франции эпохи Реставрации закрывает как рассадник якобинских настроений. Затем он возвращается на несколько месяцев в Монпелье, слушает курсы по медицине и физиологии в университете этого города и вновь уезжает в Париж, где зарабатывает на жизнь уроками математики.
Следующий важный этап в жизни Конта – 1817–1824 гг., когда он работает секретарем Сен-Симона, являясь и его сотрудником и другом. В этот период Конт печатает несколько небольших статей, касающихся различных социальных проблем. Одна из них – «План необходимых научных работ, чтобы реорганизовать общество». Она стала базой для первого крупного труда - «Система позитивной политики». Первая часть первого тома этой работы была продана Сен-Симону и опубликована им в 1824 г. без подписи автора в серии «Катехизис промышленников». Этот факт послужил причиной для протеста Конта и его ссоры с патроном, от которого он уходит.
В 1825 г. Конт заключил брак «по благородному расчету» с бывшей проституткой Каролин Массэн. Последующие два года его жизни омрачены серьезным психическим заболеванием и даже попыткой самоубийства. Ценой невероятных внутренних усилий, придерживаясь сурового режима как умственной, так и физической деятельности, Конт все же выходит из кризиса.
С 1829-го по 1842 г. он пишет главный труд своей жизни «Курс позитивной философии» в шести томах. Первый том вышел в 1830 г. В этой книге он разрабатывает принципы классификации наук, позитивной философии и социологии. Отметим, что в последних трех томах «Курса» излагаются основы «социальной физики» (социологии). В четвертом томе говорится о необходимости изучения социологических законов, а в пятом и шестом формулируется главный (по Конту) из них – закон трех стадий.
В 1844 г. социолог публикует «Рассуждение о духе позитивной философии», в 1848-1851 гг. – «Рассуждение о позитивизме в целом», в 1851 г. – «Позитивистский катехизис» (наставление, поучение, чаще всего в виде вопросов и ответов), в 1851–1854 гг. – «Систему позитивной политики». В 1848 г. Конт создает «Позитивистское общество», задачей которого было обучение и воспитание народа в духе позитивистского мировоззрения. В последние годы жизни он часто выступает с лекциями для рабочих, в которых в резкой форме осуждает революционные действия парижского пролетариата. Умер Конт 5 сентября 1857 г. в Париже в окружении учеников в доме на улице Месье-ле-Прэнс.
Учение Огюста Конта
Конт видел свою задачу в создании абсолютно новой философии, которая бы выступала в противовес философии, основанной на теолого-метафизической концепции, в связи с чем он разработал позитивную философию на основе целостной системы фактов и законов, которые открывает научное познание и создал объективную науку об обществе, которая должна отвечать потребностям людей и функционировать в порядке и прогрессии.
Эту науку он вначале назвал социальной физикой, а позднее - социологией.
Представляется интересным проследить путь реконструкции основных этапов понятийно-терминологической эволюции Конта от социальной физики к социологии.
Так, в апреле 1822 года Конт по поручению своего учителя Сен-Симона подготовил для его работы "Катехизис промышленников" третью тетрадь - "План научных результатов, необходимых для реорганизации общества". И здесь обнаружилось принципиальное отличие позиции ученика от позиции учителя. 1 В качестве главной задачи людей молодой Конт выдвинул создание особой науки об обществе, которая опирается на наблюдения, имеющие дело с реальными фактами, открывает объективные законы. В отличие от Сен-Симона, который рассматривал науку об обществе как часть физиологии или общей науки об организмах, Конт выделил новую науку о социальных организмах в отдельную область, которую назвал социальной физикой. "Эта социальная физика является, очевидно, такой же позитивной, как и любая другая наука, опирающаяся на наблюдения. Свою внутреннюю уверенность она всегда черпает из реальности. Законы, которые она открывает, соответствуют совокупности наблюдаемых явлений, заслуженно применяются и пользуются доверием. Как и все другие, эта наука обладает, помимо прочего, общей способностью к подтверждению, даже независимо от своих отношений с физикой". 2
Таким образом, уже в 24 года Конт сформулировал представление о связке трех крупных областей науки, именуемых однокоренными терминами: физика (от греческого слова Physis - науки о неживой природе) - физиология (наука о природных организмах) - социальная физика (наука о социальных оргазмах). Их объекты постепенно усложняются: социальная физика имеет дело с самым сложным и наименее изученным объектом, она находится на вершине иерархии наук.
В 1825 году в статье "Философские рассуждения о науках и ученых"3 Конт закрепляет использование этого термина и его понимание. "Социальная физика, - подчеркивал он, - это наука, подлинная цель которой составляет изучение социальных явлений, рассматриваемых в том же духе, как и явления астрономические, физические, химические, физиологические, т.е. как подчиненные неизменным естественным законам, открытие которых составляет специальную цель их исследований". 4