Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 17:03, реферат
Образование включает в себя как процесс обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов, так и самообразование. Образованный человек - это личность, способная мыслить логически, обладающая определённым уровнем интеллекта, стремлением к самообразованию, позволяющим восстанавливать недостающие звенья в системе знаний и повышать свой уровень развития.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Образование как социальный институт ………………………….................5
2. Основные виды образования ………………………………………………..6
3. Функции образования………………………………………………………...9
4. Проблемы социального образования……………………………………......12
Заключение ……………………………………………………………………...13
Литература……………………………………………………………………….14
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Образование как социальный институт ………………………….................5
2. Основные виды образования ………………………………………………..6
3. Функции образования……………………………
4. Проблемы социального
образования…………………………………….....
Заключение …………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Образование — одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Определяя роль человека в структуре общественного производства, его уже нельзя характеризовать только как фактор производства, обладающий определенным уровнем квалификации. На перед-
ний план сегодня выходят творческий потенциал, предпринимательские способности, широкий кругозор, ответственность, готовность к принятию решений и т.д. Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его новому качеству, выраженному в совокупности приобретенных знаний, умений и навыков. В условиях устаревания информации и, следовательно, полученных знаний, весьма значимую роль начинают играть способности к переобучению и опыт перемен.
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации. Система образования включает: дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение), образовательные учреждения среднего специального образования (среднее специальное учебное заведение), негосударственные образовательные учреждения), дополнительное образование. В общем, образование можно представить как процесс и результат усвоения определённой системы знаний, умений и навыков, способов мышления, обеспечения на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование включает в себя как процесс обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов, так и самообразование. Образованный человек - это личность, способная мыслить логически, обладающая определённым уровнем интеллекта, стремлением к самообразованию, позволяющим восстанавливать недостающие звенья в системе знаний и повышать свой уровень развития.
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
Каждый социальный институт
имеет как специфические
Признаками института образования являются:
1.установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
2.символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
3.утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
4.кодекс устный и письменный - правили учащихся
5.идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении
Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам. Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве. В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях «охвата» детей или удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли - не просто средство «присмотра» за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.
С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми - воспитателей, обслуживающего персонала, - а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.
В отличие от дошкольного
образования и воспитания, которое
охватывает не каждого ребенка, средняя
общеобразовательная школа
Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое образование прошло сложный и извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении проблем. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки. Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня.
Функция(от лат.-
исполнение, осуществление) – назначение
или роль, которую выполняет определенный
социальный институт или процесс по отношению
к целому. Функция социального института
– это та польза, которую он приносит обществу,т.е.
это совокупность решаемых задач, достигаемых
целей, оказываемых услуг. В имеющейся
научной литературе имеют место различные
точки зрения относительно содержания
функций образования и их систематизации.
Некоторые исследователи берут за основу
результат влияния системы образования
на личность и поэтому поводу называют
такие их виды как социализация личности,
снабжение её соответствующими знаниями
и навыками и многие другие. Так, например,
Л.М. Коган выделяет трансляцию знаний
и социального опыта от поколения к поколению(трансляционная),
ценностно ориентировочную, гуманистическую(
В целом основные
функции образования можно
При этом необходимо отметить, что взаимодействие и переплетение вышеназванных функций достаточно высоко.
− Обеспечение общедоступного, в том числе гарантированного бесплатного, образования в пределах государственных стандартов на всех ступенях и уровнях системы образования в соответствии с законодательством.
− Содействие развитию сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов, видов, в том числе негосударственных (под государственным контролем).
− Создание условий, способствующих повышению самостоятельности учреждений и организаций системы образования в выборе стратегии развития, содержании обучения, научной и финансово-хозяйственной деятельности.
Проблемы, стоящие
перед управлением
Заключение
Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.
Система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.
Понятно,
что поиск наиболее
Список использованной литературы
1. Тощенко Т. Социология. Общий курс. - М.: 2003. -512
2. Педагогика. М.М.Невежина, Н.В. Пушкарёва, Е.В. Шарохина, М., «Риор», 2005