Образование как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 17:03, реферат

Краткое описание

Образование включает в себя как процесс обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов, так и самообразование. Образованный человек - это личность, способная мыслить логически, обладающая определённым уровнем интеллекта, стремлением к самообразованию, позволяющим восстанавливать недостающие звенья в системе знаний и повышать свой уровень развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Образование как социальный институт ………………………….................5
2. Основные виды образования ………………………………………………..6
3. Функции образования………………………………………………………...9
4. Проблемы социального образования……………………………………......12
Заключение ……………………………………………………………………...13
Литература……………………………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

Социальный менеджмент.doc

— 55.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Образование как социальный институт ………………………….................5

2. Основные виды образования ………………………………………………..6

3. Функции образования………………………………………………………...9

4. Проблемы социального  образования……………………………………......12

Заключение ……………………………………………………………………...13

Литература……………………………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Образование —  одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Определяя роль человека в структуре общественного производства, его уже нельзя характеризовать только как фактор производства, обладающий определенным уровнем квалификации. На перед-

ний план сегодня  выходят творческий потенциал, предпринимательские способности, широкий кругозор, ответственность, готовность к принятию решений и т.д. Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его новому качеству, выраженному в совокупности приобретенных знаний, умений и навыков. В условиях устаревания информации и, следовательно, полученных знаний, весьма значимую роль начинают играть способности к переобучению и опыт перемен.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую  свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации. Система образования включает: дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение), образовательные учреждения среднего специального образования (среднее специальное учебное заведение), негосударственные образовательные учреждения), дополнительное образование. В общем, образование можно представить как процесс и результат усвоения определённой системы знаний, умений и навыков, способов мышления, обеспечения на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование включает в себя как процесс обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов, так и самообразование. Образованный человек - это личность, способная мыслить логически, обладающая определённым уровнем интеллекта, стремлением к самообразованию, позволяющим восстанавливать недостающие звенья в системе знаний и повышать свой уровень развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Образование как социальный институт

 

Социальный  институт - это организованная система  связей и социальных норм, которая  объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими  институтами.

Признаками института  образования являются:

1.установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость

2.символические культурные  признаки - школьная эмблема, школьные  песни

3.утилитарные культурные  черты - классы, библиотеки, стадионы

4.кодекс устный и письменный - правили учащихся

5.идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

 

 

 

 

 

 

  1. Основные виды образования

 

Система образования  структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему  дошкольного воспитания, общеобразовательную  школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам. Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве. В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях «охвата» детей или удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли - не просто средство «присмотра» за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.

 С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми - воспитателей, обслуживающего персонала, - а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

В отличие от дошкольного  образования и воспитания, которое  охватывает не каждого ребенка, средняя  общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без  исключения подрастающего поколения. Социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни - это одна из важнейших проблем социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования - профессионально-технического, средне специального и высшего.

Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое образование прошло сложный и извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении проблем. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки. Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Функции образования

Функция(от лат.- исполнение, осуществление) – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому. Функция социального института – это та польза, которую он приносит обществу,т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. В имеющейся научной литературе имеют место различные точки зрения относительно содержания функций образования и их систематизации. Некоторые исследователи берут за основу результат влияния системы образования на личность и поэтому поводу называют такие их виды как социализация личности, снабжение её соответствующими знаниями и навыками и многие другие. Так, например, Л.М. Коган выделяет трансляцию знаний и социального опыта от поколения к поколению(трансляционная), ценностно ориентировочную, гуманистическую(человекообразующая), адаптационную. Другие же исследователи своим взглядом охватывают роль образования в структуре общества и потому выделяют функции, направленные на реализацию социальных программ в рамках общностей и общества. П.О. Кенкманн выделяет такие функции: социальную (воспроизвеление социальной структуры общества), профессиональную (подготовка членов общества к выполнению определённой профессиональной деятельности), гуманистическую (передача знаний и культуры новыи поколениям), идеологическую (формирование у подростающего поколения идейной направленности, жизненной позиции). В.Т. Лисовский помимо оговорённых только что выделяет ещё и моральную, направленную на освоение норм морали, и политическую, что состоит в воспитании политической культуры, умения анализировать. Третья когорта исследователей называет функции, влияющие на экономику,социальную структуру, духовную культуру и т.д. общества в целом. В основном они выделяют экономическую, которая ещё именуется профессионально-экономической либо профессионально-образовательной, и социальную. Множество исследователей выделяют множество функций, и как правило, к уже имеющимся приписывают по своему видению новые, а на самом деле старые, но объединённые либо по-другому названные. Например, А.В. Кооп помимо экономической и социальной выделяет ещё культурно-гуманистическую, а Ф.Р. Филлипов — гуманистическую,политико-воспитательную и культурно-воспитательную функции. В этом примере интегрирующей является гуманистическая (человекообразующая) функция. Но не только в этом примере, но во многих других, так как все остальные функции образования вытекают из неё либо выступают её модификациями.

В целом основные функции образования можно условно  поделить на:

  1. социально-культурные,направленные на развитие духовной жизни общества, где высшей школе принадлежит решающая роль, ибо она не только непосредственно влияет на формирование личности, но и закладывает чувство социальной ответственности, позволяет сохранить, развить, транслировать духовное наследие (гуманистическая, социальный контроль, распространение культуры в обществе, формирование ценностей и жизненных идеалов, воспитательная, обучающая и т.д.)
  2. социально-экономические,связанные с формированием и развитием интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества, с социальной стратификацией (Формирование профессионально-квалификационного состава населения, привлечение экономических ресурсов, профессиональная и др.)
  3. социально-политические, реализация которых позволяет обеспечить безопасность общества в самом широком ее понимании, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитие общества, его интернационализацию и включенность в общецивилизационные процессы (формирование личности, формирование правовых и политических ценностей и норм и др.)

При этом необходимо отметить, что взаимодействие и переплетение вышеназванных функций достаточно высоко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы социального образования

 

− Обеспечение  общедоступного, в том числе гарантированного бесплатного, образования в пределах государственных стандартов на всех ступенях и уровнях системы образования в соответствии с законодательством.

− Содействие развитию сети образовательных учреждений различных  организационно-правовых форм, типов, видов, в том числе негосударственных (под государственным контролем).

− Создание условий, способствующих повышению самостоятельности учреждений и организаций системы образования в выборе стратегии развития, содержании обучения, научной и финансово-хозяйственной деятельности.

Проблемы, стоящие  перед управлением образованием: низкая заработная плата преподавателей; недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений образования; нехватка кадров; недостаточный профессиональный уровень образования; недостаточный уровень общей культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Система образования  структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Система образования  «производит» самого человека, воздействуя  на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.

 Понятно,  что поиск наиболее рациональных  путей обновления всех ступеней  народного образования потребует от социологии еще больших усилий по всестороннему анализу реального положения, определения тенденций его развития, а также участия в решении назревших проблем формирования интеллектуального потенциала страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

1. Тощенко Т.  Социология. Общий курс. - М.: 2003. -512

2.  Педагогика. М.М.Невежина, Н.В. Пушкарёва, Е.В. Шарохина, М., «Риор», 2005

 


Информация о работе Образование как социальный институт