Общение и его основные компоненты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 00:02, реферат

Краткое описание

Цель моего исследования: рассмотреть подробнее сплоченность групп и эффективность
Задачи исследования:
1. Дать полное и раздельное понятия сплочённости и группам.
2. Выяснить что такое сплочённость в группах её проблемы.
3. Выявить сплочённость групп.

Содержание

Введение…………………………………………………………….
1.Что такое сплоченность?………………………………......
2.Что такое группа?................................................................
3.Групповая сплочённость …………..

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по соц.псих..docx

— 22.48 Кб (Скачать файл)

                     Министерство образования и науки  Российской Федерации 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Филиал РГППУ в г.Березовском

 

 

 

 

Реферат

Дисциплина «Социальная психология»

Тема: «Общение и его основные компоненты»

 

 

 

 

Выполнил: студент группы б-202Гс-о2                                           Рублёва.К.А.

 

 

Проверил: преподаватель                                                                 Якишева М.Р.

 

 

 

 

г.Березовский

2013г

 

                                      Содержание

Введение…………………………………………………………….

   1.Что такое сплоченность?………………………………......

   2.Что такое группа?................................................................

    3.Групповая сплочённость …………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

                                             Введение

 

Сплочённость-(сплоченность группы, сплоченность коллектива) - характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и прочему, особенно значимым для группы в целом. Группа- это ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития и пр.

Цель моего исследования:  рассмотреть подробнее сплоченность групп и эффективность

Задачи исследования:

  1. Дать полное и раздельное понятия сплочённости и группам.
  2. Выяснить что такое сплочённость в группах её проблемы.
  3. Выявить сплочённость групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      1. Что такое сплочённость?

Сплочённость-(сплоченность группы, сплоченность коллектива) - характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и прочему, особенно значимым для группы в целом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   2. Что такое группа?

Группа- это ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития и пр.

Самые распространенные классификации групп:

1) по размеру: группы большие, малые, микрогруппы (диады, триады);

2) по общественному статусу: группы формальные (официальные) и  неформальные (неофициальные);

3) по непосредственности  взаимосвязей: группы реальные (контактные) и условные;

4) по уровню развития:

 а) группы низкого уровня  развития: ассоциации, корпорации, группы  диффузные;

 b) группы высокого уровня развития - коллективы;

5) по значимости: группы  референтные и группы членства. Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую она вовлечена или ради которой создана. Содержание деятельности совместной членов группы опосредует все процессы внутригрупповой динамики: развитие отношений межличностных, восприятие партнерами друг друга (-> перцепция социальная), формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. А сформированные в группе отношения влияют на эффективность ее деятельности.

 Группа - традиционный  предмет социально-психологических  исследований. При этом изучаются  процессы, развивающиеся внутри  группы, и сама группа как целостный  субъект деятельности, включенный  взаимодействием с другими группами  в систему общественных отношений.

Группа: эффективность (эффективность деятельности группы). Отношение (по некоему критерию) достигнутого результата к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Может быть определено, только если будут четко выделены количественные или качественные критерии как основания для сравнения результатов и единицы измерения результатов. Учитывая множественность факторов, влияющих на эффективность деятельности группы, исследователи обычно ограничивают число критериев, по коим оценивается эффективность. Выделяются два универсальных критерия:

1) продуктивность - чаще всего  экономическая, выражаемая в единицах  продукции, соотнесенных с затратами  на ее производство;

2) удовлетворенность (трудом, принадлежностью к группе и  пр.), понимаемая как психологическое  состояние, вызванное соотношением  определенных притязаний субъекта  деятельности (-> уровень притязаний) и возможностью их осуществления. Сверх того, выделяется множество других социально-психологических критериев, с помощью коих пытаются учесть социальные и психологические аспекты эффективности деятельности группы, - например:

3) всестороннее развитие  личности;

4) бескорыстное и добросовестное  отношение к труду;

5) общественно-политическая  активность;

6) сплоченность и уровень  управляемости коллектива;

7) ориентации ценностные  и нормы ценностные;

8) величина и состав  группы;

9) климат психологический  в коллективе, и пр. Сложность  определения эффективности деятельности  группы по этим критериям заключается  в трудностях выделения единиц  их измерения и разработки  измерительных процедур. Понятие  эффективности деятельности группы  следует отличать от понятия  результативности. Если принимаемые  для оценки эффективности критерии  измеримы количественно - например, по количеству произведенной  продукции, или выполненному числу  операций, или по усвоенному объему  информации и прочему, -то можно говорить о результативности как синониме эффективности. Если же применяются критерии психологические, неизмеримые количественно, то понятие результативности нельзя применять как синоним понятия эффективности. Особенно сложно измерение эффективности деятельности групп учебных. Обычно для них выбор критериев концентрируется вокруг показателей успешности (субъективной оценки достижений обучаемого) и результативности (количества усвоенной информации). В исследованиях встречаются и такие психологические критерии, как уровень мотивации к учебе, отношение к учебе, интеллектуальные способности обучаемых. Но опыт коллективообразующих форм обучения показывает, что как главный критерий психологический эффективности обучения, направленного на формирование высокоразвитой нравственной личности, должно выступать содействие каждого члена группы умственному, физическому и нравственному развитию друг друга. А это возможно преимущественно в условиях организованной деятельности совместной. Как признаки критерия содействия взаиморазвитию в группе учебной выступают:

1) позитивная динамика  общительности (или контактности);

2) коммуникативная готовность  и стремление к взаимодействию;

3) доброжелательность и  взаимный интерес к нуждам, желаниям  и эмоциональным состояниям друг  друга. Исследования показывают, что  если по этим критериям в  ходе обучения наблюдаются позитивные  сдвиги, то примененный метод  обучении обладает высокой психологической  и социально-психологической эффективностью. Обычно такую эффективность имеют  методы интенсивного обучения  языкам иностранным, а также группы  тренинга социально-психологического.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

 

 

                              3. Групповая сплоченность  
Рассматривая закономерности развития малой группы как определенное сочетание процессов групповой дифференциации и интеграции, в качестве одного из основных параметров развития малой группы большинство психологов выделяют групповую сплоченность или единство группы. Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов. Первые эмпирические исследования групповой сплоченности начались в западной социальной психологии в школе групповой динамики. Л.Фестингер (1950) определял групповую сплоченность как результат влияния всех сил, действующих на членов группы, с тем, чтобы удерживать их в ней. В качестве сил, удерживающих индивида в группе, при этом подходе рассматривались эмоциональная привлекательность группы для ее членов, полезность группы для индивида и связанная с этим удовлетворенность индивидов своим членством в данной группе (Д. Картрайт, А. Зандер, 1968). Уровень сплоченности малой группы определяется частотой и устойчивостью непосредственных межличностных (прежде всего — эмоциональных) контактов в ней. Поэтому изучение групповой сплоченности и влияние на нее, исходя из развиваемых Л. Фестингером представлений, должно осуществляться через изучение коммуникативных взаимодействий между членами группы и влияние на коммуникации в группе.  
В качестве основных методических подходов к оценке групповой сплоченности в эмпирических исследованиях малых групп использовалась эмоциональная оценка группы со стороны ее членов с точки зрения ее привлекательности и удовлетворенности членством в группе. Несколько иной методический подход к оценке групповой сплоченности сложился в рамках социометрического направления. Здесь уровень групповой сплоченности связывается с уровнем взаимной эмоциональной привлекательности членов группы и определяется относительным числом (долей) взаимных положительных выборов или позитивных эмоциональных оценок индивидов в группе. Основным методом развития групповой сплоченности, в соответствии со взглядами Д. Морено, является приведение в соответствие «макроструктуры» отношений, то есть пространственно-временных, коммуникативных и функциональных связей в группе, с «микроструктурой», определяемой результатами социометрического исследования.  
Другой теоретический подход к проблеме групповой сплоченности был предложен Т Ньюкомом, который связал определение групповой сплоченности с понятием «групповое согласие» (1965). Последнее Т. Ньюком определял как сходство, совпадение взглядов (мнений, представлений и оценок) членов группы по отношению к значимым для них явлениям, событиям, людям. Основным механизмом формирования групповой сплоченности в соответствии с этим подходом является достижение согласия членов группы, сближение их социальных установок, мнений и т.д., которое происходит в процессе непосредственного взаимодействия между индивидами. Близким к данному подходу представляется понимание сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы, предложенное А.В.Петровским и В.В.Шпалинским (1978), под которым понимается сходство, совпадение отношений членов группы к основным ценностям, связанным с совместной деятельностью. В исследовании А.И. Донцова (1984) в качестве основного показателя сплоченности рассматривалось совпадение ценностей, касающихся предмета совместной деятельности, ее целей и мотивов. Результаты исследования показали, что интеграция группы по этому параметру осуществляется прежде всего в процессе совместной трудовой деятельности.  
Феномен совместной трудовой деятельности исследуется в лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН. В результате исследований была разработана модель группы как субъекта совместной деятельности. Основными параметрами, характеризующими уровень целостности (интегрированности) группы выступают плотность функциональных связей между ее членами, уровень функциональной взаимосвязанности и тип целостности коллективного субъекта, который проявляется в характере доминирующих связей между членами группы. В рамках системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива (АЛ. Журавлев и др., 1988) сформулировано положение о множественности (или многообразии) связей и отношений в трудовом коллективе, который должен рассматриваться одновременно как субъект совместной деятельности, общения и межличностных отношений. С этих позиций процесс психологической интеграции трудового коллектива может осуществляться по различным основаниям. Развитие коллектива представляет собой определенное соотношение (сочетание) процессов дифференциации и интеграции, причем один из этих процессов является ведущим на каждой конкретной стадии развития коллектива. В процессе развития коллектива происходит последовательная смена оснований процессов дифференциации и интеграции, которая определяет, как правило, и смену стадии развития коллектива .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Общение и его основные компоненты