Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 22:27, контрольная работа
Целью контрольной работы является: ответить на вопрос «что представляет собой социология как наука?».
Задачами контрольной работы являются:
Изучение объекта и предмета социологии
Изучение социологических методов
Введение……………………………………………………………………………………………………….…..3
Раздел 1. Объект и предмет социологии ……………………………….………………….…….4
Раздел 2. Методы социологии ……………………………………………………………….…..…..8
Заключение………………………………………………………………………………………………….....14
Список используемой литературы……………………………….………………………..……….15
Контрольная работа по «социологии»
На тему: «Объект и предмет социологии. Социологические методы»
Выполнила:
Проверил:
.
Казань - 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Объект и предмет социологии ……………………………….………………….…….4
Раздел 2. Методы
социологии ……………………………………………………………….…..….
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………….…………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования: С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т.д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг.
Целью контрольной работы является: ответить на вопрос «что представляет собой социология как наука?».
Задачами контрольной работы являются:
Объектом исследования является общество. Термин социология происходит от латинского «societas» — общество и греческого «logos» — «учение», означая в буквальном переводе «учение об обществе».
Под предметом исследования обычно понимают совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих особый интерес для данной науки.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.
Раздел 1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
Объект науки - это реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира. Область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск, поле исследовательской деятельности.
Предмет науки:
1) Воспроизведение
объективной реальности на
2) Это результат
теоретического
3) Модель изучаемого объекта (как результат абстрагирования), созданная с точки зрения значимой стороны части аспекта для данной науки.
4) Более узкое,
по сравнению с объектом, понятия,
которое указывает на какую-
Существует несколько основных подходов к определению предмета социологии.
1) Социология – это универсальная наука об обществе, призванная изучить глубинные основы социальной жизни (О.Конт, Г.Спенсер)
2) Социология
изучает социальное (взаимодействие
между людьми, социальными группами).
Согласно данному подходу
3) Социология
это наука о становлении, развитии
и функционировании социальных
общностей и форм их
Предмет – определенное социальное явление, рассматриваемое как ключевое. Например, групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, социальные группы, социальные общности, социальные процессы, социальная жизнь (закономерности их развития, функционирования, тенденции).
В узком смысле под предметом социологии понимают:
1) человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям; исследования человека; как члена социальной общности; социальный слоя; социального института; мотивы поведения в конкретной общественной ситуации, его потребности, жизненные ориентации, внутренний мир.
2) Деятельность
человека, посредством изучения
которой раскрываются
3) Отношения
между группами людей, занимающими
разное положение в обществе,
принимающее неодинаковое
4) Социальные
структуры и структурные
5) С точки
зрения глобалистов
6) Реальное
общественное сознание –
Согласно Г.В. Осипову, социология – это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях, развития и функционирования исторически сложившихся социальных систем. О механизмах и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов, социальной ответственности властных структур и личностей за социальные последствия совершаемых действий.
Согласно Эйфендиеву А.Г., социология – это наука об общих принципах функционирования и изменения основных форм социальных взаимодействий, изучаемую на основе широкого привлечения эмпирических данных, фактов реальной жизни, выявляя устойчивое, повторяющееся в этих взаимодействиях, в различных сферах общественной жизни.
В самом широком смысле, социология – это наука об обществе, и закономерностях, проявляющихся в общественных явлениях, в предметной области социологии оказываются: общество как целостность; социальные общности, институты и организации; личности, взаимодействие личности и общностей; социальные действия; социальные процессы и изменения.
Социальное – ключевая категория, в научной литературе понимается как:
1) Совокупность
отношений данного общества, объединенных
в процессе взаимодействия
2) Социальное
– эта одна из сторон
3) В отечественной,
марксисткой социологии ряд
4) В западной социологии (Западная Европа и США), где особое развитие у прикладной социологии, понятие «социальное» использовалось в узком (эмпирическом) значении. В ряде языков (французский и английский), понятие «социальное» - производное от понятие общество. Таким образом возникли трудности при обозначении явлений и процессов, относящихся к обществу в целом. По этой же причине были введены термины: социетальный, который характеризует общество в целом, всю систему общественных отношений.
5) В отечественной
науке отсутствие четких
Раздел 2. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ
Метод это способ, совокупность
приемов изучения объекта, это
технологический принцип
1. Общенаучные методы, к которым можно отнести анализ и синтез, восхождение от частного к общему, статистический метод и т.д.
2. Общие подходы. Н. Смелзер выделил пять основных подходов. Демографический - используется при изучении деятельности людей, связанной с рождаемостью, смертностью, миграциями. Психологический - объясняет поведение людей с точки зрения его значимости для людей как личностей, используется для изучения социализации личности, девиантного поведения и т.п. Коллективистский - применяется при исследовании групп, организаций, толпы, общественных движений и т.д. Интеракционистский (интеракция - социальное взаимодействие) - рассматривает общественную жизнь людей как многообразие взаимодействий, обусловленных социальными ролями. Культурологический - применяется при анализе поведения на основе его соответствия таким элементам культуры, как законы, табу, обычаи, традиции.
Кроме подходов, выделенных Н. Смелзером, выделяют:
-системный, рассматривающий общество, государство, образование как систему - совокупность взаимосвязанных частей;
-сравнительный,
изучающий поведение людей, конфликты,
модернизацию в разных
-функциональный, исследующий общество, его подсистемы на основании анализа функций каждого элемента;
-структурный,
изучающий социальные общности
с позиций всестороннего
Методы конкретного социологического исследования.
Важнейшим методом получения первичной информации является наблюдение. Это метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного восприятия и регистрации с точки зрения целей и задач исследования. Наблюдение применяется тогда, когда информация, не может быть получена никакими иными способами, или при изучении поведения людей в привычных, часто повторяющихся обстоятельствах, когда действия индивидов и групп приобретают «автоматизированный» характер, а также в экстремальных случаях - для выявления типичных реакций людей на чрезвычайные ситуации.
Наблюдение в социологическом исследовании может служить для достижения различных целей: как источник информации, как дополнительные сведения об изучаемом объекте, как средство проверки данных, полученных иными способами. Существует несколько типов наблюдения: нестандартизированное, когда определен только объект наблюдения; стандартизированное - заранее определены объект, предмет и цели наблюдения; не включенное - исследователь находится вне изучаемого объекта; включенное - исследователь включен в изучаемый социальный процесс; полевое - проводится в реальной жизненной ситуации; -лабораторное - осуществляется в искусственно созданных и контролируемых условиях; систематическое - проводится в соответствии с определенным графиком (изучение динамики процессов); эпизодическое и случайное; одномоментное - фиксация определенного явления или события, происходящего в определенном месте и времени; панельное - длительное наблюдение за одним и тем же объектом; контролируемое и неконтролируемое.[7]
Информация о работе Объект и предмет социологии. Социологические методы