Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 14:40, контрольная работа
Социология культуры – одно из самых парадоксальных направлений социологической мысли. Несмотря на тот факт, что социологический анализ культуры является одной из главных задач социологии с момента её появления, до сих пор не существует согласия по поводу предмета изучения собственно "социологии культуры" и места этой дисциплины в структуре социологического знания. Социологические словари не всегда посвящают данному направлению социологии специальную статью.
Введение……………………………………………………………………3-4
Объект, предмет социологии культуры…………………………...5-8
Структура социологии культуры………………………………….8-12
Функции социологии культуры………………………………… 12-13
Заключение ………………………………………………………………..14-15
Список литературы………………………………………………………...16
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский государственный институт культуры»
Рязанский филиал
Факультет организации и управления
Кафедра ______________________________
Контрольная работа
По дисциплине: Социология культуры
Тема: Объект, предмет, структура и функции социологии культуры
Выполнила: студент (ка) 4 курса, гр. 1117
Воробьева Мария Олеговна
Преподаватель: Квасова Наталья Семёновна
Рязань 2015 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………..14-
Список литературы……………………………………………………
Введение
Социология культуры – одно из самых парадоксальных направлений социологической мысли. Несмотря на тот факт, что социологический анализ культуры является одной из главных задач социологии с момента её появления, до сих пор не существует согласия по поводу предмета изучения собственно "социологии культуры" и места этой дисциплины в структуре социологического знания. Социологические словари не всегда посвящают данному направлению социологии специальную статью.
Одни авторы склонны рассматривать социологию культуры как отраслевую социологию более или менее широкого охвата, изучающую сферу культуры, культурные процессы. В этом качестве социология культуры трактуется то, как существующая наряду с такими отраслевыми дисциплинами, как социология искусства, науки, образования, то, как включающая их в себя в качестве субдисциплин. Но если рассматривать социологию культуры как отраслевую дисциплину более или менее широкую по охвату изучаемых явлений, то неизбежно встает вопрос об определении границ "культуры". Почему мы относим к "культуре" религию, науку, искусство, но не относим политику и экономику? Разве эти сферы социальной жизни в меньшей степени регулируются культурными значениями и нормами?
Существует точка зрения, рассматривающая социологию культуры не в качестве направления, изучающего некий "сегмент" или "сферу" социальной реальности, а в качестве особого подхода к видению социальной реальности вообще. Этот подход исходит из смысловой природы социальных феноменов. В данном случае социология культуры превращается, фактически, в самостоятельный проект социологии, близкий к понимающей социологии.
Различия между подходами к определению предмета социологии культуры во многом обусловлены разным пониманием того, что представляет собой собственно "культура". Как известно, "культура" – это одно из самых многозначных понятий, число определений которого исчисляются сотнями.
1.Объект и предмет социологии культуры.
Сейчас предмет социологии культуры значительно расширился. Иногда культура даже отождествляется с обществом. Более верной является точка зрения, что ее предмет — это взаимоотношения общества и культуры.
Социология культуры — наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами применительно к конкретно-историческим ситуациям. Как наука она занимается: исследованием социальных закономерностей развития культуры; формами их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, а также образцов поведения, регулирующих отношения людей в обществе, между обществом и природой.
Таким образом, социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни под своим специфическим углом зрения. Культурное содержание есть в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, образовании и т.д.
Объект социологии. В социологии культура рассматривается, прежде всего, в социальном аспекте, т.е. с точки зрения процессов и результатов социального взаимодействия. В этом смысле исследование культуры означает изучение сложного и многомерного общественного процесса осмысления членами общества своей социокультурной среды, происходящего в определенных условиях социального расслоения и территориального распределения.
Культурные объекты обладают системным качеством, т.е. они имеют внутреннюю целостность. Они могут вступать во взаимосвязь друг с другом и находиться в определенных отношениях с другими аспектами человеческой жизнедеятельности. Например, системные компоненты художественного произведения имеют цель — донести смысл до читателя.
Компоненты культуры обладают относительной независимостью существования. Например, художественное произведение и научная теория отражают отношение человека к окружающему миру, но могут отдавать ему различные оценки.
Культурная жизнь людей, с одной стороны, детерминируется природными и искусственными условиями их существования, с другой, она сама оказывает влияние на их изменение. Например, люди адаптируются к природным условиям, но и сами изменяют их.
Предмет социологии и культуры российскими социологами пока уточняется. Многие из них считают, что одним из важных аспектов объекта и предмета социологии культуры должно быть рассмотрение современного социокультурного процесса в направлении сущностного изменения роли культуры в жизни российского общества.
Основным направлением исследования по субъекту (носителю культуры) выделяется: общество; наука; социальная общность (демократическая, территориальная и др.); класс; социальная группа; личность.
Предметом могут быть объективные и субъективные факторы материальной, социальной, духовной культур и взаимосвязи между ними.
В настоящее время в мировой социологии культура выступает как собирательное понятие (т.е. социология всех основных ее структурных элементов): социология различных видов творческой деятельности; проблемы межкультурного взаимодействия общностей (диалога и конфликта); воздействие культуры на социально-исторический процесс; на основные социальные институты (семью, экономику, политику и др.) и их деятельность.
Таким образом, социология культуры, базируясь на теоретических принципах исследования функций, структур, динамики социального взаимодействия, сосредотачивается на анализе строго определенных сторон общественной жизни и охватывает комплекс более или менее точно фиксируемых проблем, предполагающих конкретизацию общих социологических методов применительно к культуре как предмету изучения. Например, социологический анализ процессов образования предполагает: выделение институциональных образовательных структур (дошкольные, общеобразовательные, специальные, высшие учебные заведения); фиксирование нормативных функций, закрепленных за ними; определение типичных форм социального взаимодействия, характерных для этих заведений; изучение навыков, ими транслируемых; выделение расхождений между запросами и реальным массовым уровнем образования, анализ возможных способов преодоления этих расхождений; разработка соответствующих социокультурных технологий, и оценка последствий их применения и др. Социологический анализ содержания общественной жизни требует знания границ понятия «культура».
Социология — одна из наук об обществе, наряду с социальной психологией, политологией, этнологией, демографией, экономикой, правоведением, историей, социально-культурной антропологией и культурологией. Эти и многие другие науки, а также социальная философия, изучают общество, общество — объект этих наук. Предмет общественной науки — это некие аспекты существования общества, изучаемые данной наукой. В качестве отраслевой социологической дисциплины социология культуры имеет историю особую, совершенно не схожую с такими, например, направлениями, как социология труда, досуга или семьи. Предмет социологического анализа в данном случае трудно схватывается: либо дробится во множестве предметных субдисциплин, либо, напротив, определяется в качестве целостной теории социокультурного анализа. Социология культуры как исследования культурной коммуникации. Ни история, ни теория культуры, ни искусствоведение, ни эстетика не могут отказаться от анализа социальной обусловленности феноменов. В новейшей книге Л.Г.Ионина «Социология культуры» ее предмет определяется так: «Наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и инструментами и применительно к конкретно-историческим ситуациям»1.
Социологию культуры, поэтому можно
рассматривать как метасоциологическую
2.Структура социологии культуры
Социология культуры – это отрасль общей социологии, которая изучает закономерности функционирования культуры в обществе: ее место и роль в обществе, содержание, формы и направления культурной деятельности, культурный уровень разных социальных групп, культурные потребности и уровень их удовлетворения, состояние, содержание и эффективность деятельности социальных институтов и учреждений культуры, качественный состав кадров в сфере культуры, ситуацию на рынке художественной культуры, особенности публики и репертуар культурных учреждений, проблемы управления в сфере культуры, связь культуры и социальной структуры, вопросы культурной статики и динамики и многое другое.
Социология культуры, как отрасль, входит в общую социологию и в то же время внутри себя дифференцируется на множество подотраслей, каждая из которых, в свою очередь, может распадаться на более частные направления.
Социология культуры включает ряд отраслей: социология образования, социология науки, социология языка, социология знания, социология морали, социология религии, социология искусства, социология досуга, социология спорта, социология духовной жизни и др. Сегодня наблюдается тенденция к еще более узкой специализации знания, поэтому внутри поддисциплин выделяются самостоятельные тематические области и направления, например, в социологии искусства – социология литературы, социология музыки, социология театра, социология кино, социология музея, социология телевидения, социология печати и чтения, социология книги, социология концертной деятельности, социология изобразительных искусств; в социологии образования – социология средней школы, социология профессионально-технического образования, социология высшей школы (социология студенчества). Появляются (или появлялись в прошлом) и совершенно экзотические названия дисциплин, например, социология авторского права, социология интеллектуальной собственности, социология литературного успеха, социология культурных полей, социология контркультуры, социология литературного вкуса, социология русской культуры.
К основным отраслям социологии культуры относят следующие:
1.Социология знания – отрасль социологии, изучающая процессы производства, хранения, распространения и использования различных типов знания социальными группами и классами; влияние культуры и общества на формирование знания, институциональные формы функционирования и развития знания.
2.Социология интеллигенции – направление в социологии, исследующее особенности интеллигенции как специфической группы работников высококвалифицированного умственного (творческого) труда.
3.Социология искусства – отрасль социологии культуры, изучающая взаимодействие искусства и общества, структуру, функции и статусно-ролевое взаимодействие различных социальных групп, включенных в сферу творческой деятельности. Социология искусства включает в себя социологию кино, социологию театра и т.д.
4.Социология массовых коммуникаций – социологическая дисциплина, изучающая процессы функционирования и развития средств массовых коммуникаций, а также их социальную обусловленность и роль в обществе.
5.Социология морали – отрасль социологии культуры, изучающая закономерности функционирования морали как системы взаимосвязанных норм, ценностей, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения.
6.Социология науки – отрасль социологии, изучающая закономерности развития и функционирования науки как социального института; механизмы, обеспечивающие взаимодействие и интеграцию индивидов и социальных групп, участвующих в производстве научного знания; формирование научных сообществ. Она может входить во внутридисциплинарную матрицу социологии культуры либо рассматриваться наряду с ней как самостоятельная отрасль общей социологии.
7.Социология образования – отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими социальными институтами; социальную политику в области образования; образовательные учреждения как социальные организации. В социологии образования выделяются внутриотраслевые направления, ориентированные на формирование социологических концепций отдельных проблем или элементов системы образования (социология школьного образования, высшей школы и др.).
8.Социология религии – отрасль социологии, изучающая религию как социальный институт во взаимодействии с другими социальными институтами в обществе, а также проблемы религиозности, секуляризации, поведения верующих.
9.Социология спорта – отрасль социологии культуры, изучающая профессиональный и любительский спорт, включая занятия физической культурой, как социальное явление, его структуру, функционирование и развитие.
10.Социология досуга – отрасль социологии, изучающая поведение людей во время досуга как элемента образа жизни, соотнося его с рабочим временем и трудом, социальными институтами {образованием, семьей), социальной структурой, культурой и т.д.
Информация о работе Объект, предмет, структура и функции социологии культуры