Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 20:32, реферат
Социология это наука об обществе.
Широкое распространение в нашей отечественной литературе имеет
следующее определение социологии. Социология – это наука
обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии
этой системы через её составные элементы: личности, социальные
общности, институты.
1.Введение
2.Объекты социологии и элементы социологического знания
3.Специальные, или частные социологические теории
4.Конкретные социологические требования
5.Заключения
6.Список литературы
1.Введение
2.Объекты социологии и элементы социологического знания
3.Специальные, или частные социологические теории
4.Конкретные социологические требования
5.Заключения
6.Список литературы
Термин социология – производное от
двух слов: лат. Societas– общество и греч.
Iogo – слово, понятие, учение, т. е.
Социология это наука об обществе.
Широкое распространение в нашей отечественной
литературе имеет
следующее определение социологии. Социология
– это наука
обществе как социальной системе в целом,
функционировании и развитии
этой системы через её составные элементы:
личности, социальные
общности, институты.
Как любая наука социология
проходит процесс институционализации,
т.
Е. Выделяются признаки, согласно которым
образуется структура
социологии.
По масштабу изучаемых социальных
явлений социология делится на
макросоциологию и микросоциологию.
Далее мы более подробно
рассмотрим понятие макрои микросоциологии
их
различия, единство и взаимосвязь.
1.Объекты социологии
и элементы социологического знания
Внимание социолога может
быть направлено на любое явление общественной
жизни. Это может быть общество в целом с присущими ему многообразными социальными
связями и отношениями между людьми, материальной
и духовной культурой или же одна из сфер
общественной жизни — экономическая,
социальная, политическая, духовная. Это
могут быть большие и малые социальные группы
и национальные общности людей (классы, нации, народности,
профессиональные и демографические группы,
включая различные группы молодежи, женщин,
представителей старшего поколения, производственные
и иные коллективы, политические партии,
профсоюзы, творческие организации).
Предметом внимания социологии
могут быть отдельные личности, их потребности, интересы, ценностные
ориентации, а также семьикак ячейки общества и так
называемые малые группы с их устойчивыми и неустойчивыми социально-психологическими
связями, в том числе группы по интересам,
соседей, друзей и т.д. Как видим, круг объектов
социологии как науки весьма широк и разнообразен,
что в немалой степени определяет структуру
социологического знания.
Структура
социологического знания — не просто совокупность информации,
представлений и научных понятий об общественных
явлениях и процессах, а определенная
упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся
социальной системе.
Она предстает как система взаимосвязанных
представлений, понятий, взглядов, теорий
о социальных процессах разных уровней,
будь то жизнедеятельность отдельных
людей, социальных групп или общества
в целом.
Социологические представления
и научные знания, равно как и их структура,
формируются в зависимости от ряда факторов,
в том числе: круга объектов, изучаемых
социологией; глубины и широты научных
обобщений и выводов, делаемых в рамках
социологических теорий на основании
анализа данных о тех или иных социальных
явлениях и процессах, и др.
Если исходить из объектов, на изучение которых направлена социология,
то следует начать с общества как целого,
ибо человек, как и любая социальная группа,
социальные организации и институты, материальная
и духовная культура — словом, все, что
есть в обществе, является продуктом его
развития и имеет социальную природу.
Да и к естественной природе люди относятся
исходя преимущественно из своих социальных
— экономических, эстетических и других
потребностей и интересов. Даже потребности
человека в пище или продолжении рода
не относятся к чисто природным. Это его
биосоциальные по своему содержанию потребности.
Они имеют биологическую основу, но выступают
в социальной форме и удовлетворяются
социальными способами на основе развития
материального производства и чаще всего
в рамках семьи.
Подход к любому социальному явлению как
к элементу общества и через само общество,
рассмотрение его как части функционирующей
и развивающейся социальной системы —
один из важнейших методов научной социологии.
Таким образом, исходный
элемент структуры социологического знания
— знания об обществе как целостном
социальном организме.это знания о системе общественных
отношений, их содержании и механизме
их взаимодействия. Понимание природы
и сущности общественных отношений позволяет
глубже осмыслить суть взаимодействия
имеющихся в обществе социальных субъектов.
Знания об обществе включают в себя понимание
объективных законов его развития, представления
об основных сферах жизни общества и их
взаимодействии, о взаимовлиянии материальной,
политической и духовной культуры.
Другим элементом структуры
социологического знания выступает взаимосвязь представлений о функционировании
и развитии отдельных сфер общественной
жизни, в том числе экономической,
социальной, политической, духовной. Социолог
не должен подменять экономиста, политолога,
правоведа, этика или искусствоведа. У
него свой угол зрения на процессы, происходящие
в данных сферах общественной жизни. Прежде
всего он исследует возможности жизнедеятельности
и социального самоутверждения в каждой
из этих сфер личности или социальных
групп, в том числе молодежи, различных
групп рабочего класса, крестьянства,
интеллигенции, служащих, предпринимателей.
Важным элементом структуры
социологического знания являются знания о социальном составе населения
страны и социальной структуре общества, т.е. О классах, больших и малых социальных,
профессиональных и демографических группах,
их месте и взаимодействии в системе экономических,
социальных и политических отношений,
а также о нациях, народностях, других
этнических группах и их отношениях между
собой.
Еще один элемент структуры
социологического знания — научные представления,
взгляды, теории, относящиеся к политической
социологии. Здесь внимание социолога
направлено на уяснение реального положения
различных социальных групп общества
в системе политических отношений и прежде
всего в системе отношений власти. Не менее
важно для социолога нахождение путей
и способов осуществления субъектами
гражданского общества их социально-политических
прав и свобод, достаточных для того, чтобы
реально влиять на происходящие в обществе
политические процессы. Под этим углом
зрения рассматривается деятельность
различных политических партий и движений,
функционирование всей политической системы
общества.
Важным элементом структуры
социологического знания являются научные представления и выводы социологов
о деятельности существующих в обществе
социальных институтов, таких, как государство, право,
церковь, наука, культура, институты брака,
семьи и т.д.
Социальным
институтом в социологии принято называть
нечто подобное органу в живом организме:
это узел деятельности людей, сохраняющийся
стабильным на протяжении определенного
периода времени и обеспечивающий стабильность
всей социальной системы1. Каждый специфический
«узел» устойчивой и весьма существенной
деятельности людей играет важную роль
в функционировании общества. Разумеется,
существуют объективные предпосылки появления
и функционирования каждого из названных
институтов. Они обладают соответствующей
внутренней организацией и занимают свое
место в общественной жизни, выполняя
при этом специфические функции. Взаимодействуя
между собой, они обеспечивают функционирование
общества.
Существуют и другие элементы
структуры социологического знания, выделенные
в соответствии с объектами изучения социологии,
например, научные представления, взгляды
и теории, касающиеся жизнедеятельности
производственных коллективов, так называемых
неформальных групп и организаций, а также
малых групп межличностного общения и
отдельных личностей.
Все перечисленные научные представления,
понятия, взгляды и теории о различных
социальных явлениях и процессах связаны
между собой и образуют единую и достаточно
сложную структуру социологического знания,
которая более или менее адекватно отражает
все стороны общественной жизни в их связи
и взаимодействии и в конечном счете научно
воспроизводит общество как целостную
социальную систему. Все это составляет
структуру социологии как науки и как
учебного курса, что и нашло свое отражение
в данном учебнике.
Уровни социологического знания
исходя из масштабов, отражаемых в социологических
взглядах и теориях общественных явлений,
в структуре социологического знания
можно выделить отдельные уровни: общесоциологические теории, или общетеоретическая
социология; специальные социологические
теории, которые нередко характеризуются
как частные; конкретные социологические
исследования.
Эти три уровня социологического
знания различаются глубиной социологического
анализа общественных явлений и широтой
делаемых при этом обобщений и выводов.
1. Общесоциологические теории
Эти теории касаются, как правило,
глубинных или, как говорят в социологии,
сущностных моментов развития того или
иного общества и в целом исторического
процесса. На уровне общесоциологических
теорий делаются научные обобщения и выводы
о наиболее глубоких причинах возникновения
и функционирования тех или иных социальных
явлений, о движущих силах развития общества
и т.п. На общетеоретическом уровне формируются
теории общественной, прежде всего производственной,
деятельности людей, выявляется роль труда
в развитии общества (что было показано г. Гегелем, к. Сен-симоном, к. Марксом и другими мыслителями).
Важным разделом общетеоретической социологии
являются теории общественных отношений,
раскрывающих природу и содержание экономических,
политических, правовых, нравственных,
эстетических, религиозных и других отношений
между социальными субъектами.
На общетеоретическом уровне социологического
анализа выявляются сущность общественных
отношений, их специфическая, роль и механизм
взаимодействия, а также характеризуются
общественные отношения в зависимости
от их субъектов (социально-классовые
и национальные отношения, отношения между
обществом и личностью и т.д.). Совокупность
всех указанных выше отношений образует
определенное общество, которое выступает как система данных
отношений. Их наиболее полный охват и
глубокий научный анализ возможны только
на уровне общесоциологических теорий
или (что то же самое) общетеоретической
социологии.
На этом же уровне исследуется
взаимодействие экономической, социальной,
политической, духовной и других сфер
жизни общества, вскрываются их взаимосвязи
и взаимозависимости (например, воздействие
современной научно-технической революции
на социальную структуру общества, сферу
науки и культуры). Анализируются взаимодействия
экономики и политики, политики и права,
производственной и экологической сфер
жизни общества, промышленного и сельскохозяйственного
производства и т.д.
На уровне общесоциологических
теорий каждое социальное явление рассматривается
с точки зрения его места и роли в обществе,
его многообразных связей с другими явлениями.
Оно рассматривается в системе взаимодействия
глобальных социальных факторов, каковыми
выступают указанные выше общественные
отношения и соответствующие сферы общественной
жизни, а также объективные законы развития
общества. В этом суть и основная особенность
исследования общественных явлений и
процессов на уровне общетеоретической
социологии, выступающей в виде совокупности,
точнее, системы общесоциологических
теорий.
2.Специальные, или частные социологические
теории
Данные теории касаются отдельных
сфер или частные общественной жизни,
социальных групп и социологические институтов.
Их познавательный ракурс на много уже,
чем общесоциологических, и ограничен,
как правило, теми или иными подсистемами
общества. В качестве таковых могут выступать,
например, экономическая и социальная
сферы жизни общества. В этом случае исследуются
проблемы социально-экономических отношений,
производственной деятельности людей,
главным образом ее социальные аспекты,
а также условия труда и социальной защиты
различных категорий населения, вопросы
народного образования, здравоохранения,
быта и отдыха людей, социального обеспечения
и т.д.
Цели исследования заключаются
в том, чтобы на основе использования статистических
материалов, данных социологических исследований
и другой информации получить исчерпывающие
представления относительно указанных
сфер общественной жизни или же их отдельных
сторон, а также сделать научно обоснованные
выводы об оптимальном решении имеющихся
проблем, в том числе связанных с повышением
эффективности управления социально-экономическими
процессами. Аналогичные цели ставятся
и тогда, когда объекты социологического
изучения — политическая и духовная сферы
жизни общества. Разумеется, в каждом таком
случае преследуются и специфические
цели, обусловленные особенностями процессов,
происходящих той или иной сфере общественной
жизни.
В процессе применения
специальных социологических теорий возможно
(а нередко и необходимо) обращение к общесоциологическим
теориям, чтобы какие-то социальные явления
или события осмыслить с более широких
позиций, в рамках целого, каковым выступает
общество. Но и в этом случае главное внимание
будет уделено той сфере жизни общества,
в которой эти события происходят, прежде
всего, анализу механизма функционирования
этой сферы, происходящих в ней процессов,
а также решению возникающих здесь специфических
социальных проблем.
В соответствии со своей природой специальные
социологические теории органически сочетают
в себе теоретический и эмпирический(т.е. Направленный на анализ текущих
практических данных) уровни исследования.
Эти теории обосновывают способы непосредственного
практического влияния людей на те или
иные стороны их жизни, производственной,
политической и иной деятельности, их общественного,
семейного и личного быта. Они обосновывают
также пути, улучшения деятельности,
различных социальных институтов. Другими словами, специальные социологические
теорий направлены на решение практических
проблем сегодняшнего дня и ближайшего
будущего.
Перечислим некоторые основные параметры
специальных социологически теорий и
их применения. Это: исходные теоретические
к методологические положения, на которых
строятся данные теории и которые ложатся
в основу проводимых исследований и обработки
их результатов; система понятий, которыми
оперирует специальные социологические
теорий.Формулируемые теоретические обобщения
и выводы, а также вытекающие из исследований
и осмысленные в рамках специальных социологических
теорий научные и практические рекомендации,
касающиеся широкого круга проблем, в
том числе повышения эффективности управления
различными социально-экономическими,
политическими и духовными процессами.
Специфика данных теорий заключается
именно в том, что они органически связаны
с практикой.
Среди отраслей знания, основное
содержание которых составляют специальные
социологические теории, можно выделить
социологию труда, социально-классовых
отношений, социологию молодежи и социологию
семьи, этническую социологию, или социологию
национальных отношений, социологию города
и социологию села, социологию политических
отношений, социологию религии, социологию
культуры, социологию личности. Во всех
этих случаях объектом социологического
изучения выступают определенные сферы
общественной жизни, различающиеся между
собой как по содержанию доминирующих
в них общественных отношений так у по действующим субъектам, б качестве
которых выступают классы, нации, группы
молодежи, население города и села, политические
партии и движения и т.д.
Каждая из названных выше
отраслей социологии в той или иной степени
разработана усилиями ученых разных стран.
В частности, это теории функционализма
и социального действия американских
социологов т. Парсонса и р. Мертона, основывающиеся во многом
на концепциях э. Дюрьггейма,
м. Вебера и п. Сорокина, а также социально-психологические исследования,
начиная, скажем, с работ г. Тарда и л.ф. уорда вплоть до работ ныне здравствующих
ученых ь этой области, прежде всего в
сша и западной еврош, а также об исследованиях
в области политической к духовной культуры,
проведенных г. Алмондом, п
сорокиным и другими видными современными
социологами запада развивая специальные социологические
теории, которые р. Мертон подробно характеризует
как «теории среднего уровня», мы получаем
возможность предметного анализа различных
областей общественной жизни, деятельности
людей и функционирования социальных
институтов. В итоге можно получить данные,
имеющие немаловажное теоретическое и
практическое значение.
Конкретные социологические
требования
Следующий уровень социологического
знания представлен конкретными социологическими
исследованиями. Они проводятся в виде
анкетирования, устных опросов, наблюдений
и т.д. Исследования могут проводиться
в рамках социологии, экономических, правовых
и других наук с целью получения объективных
данных о различных сторонах социальной
действительности, а также с целью изучения
общественного мнения, т.е. Получения сведений
об отношении населения (в том числе отдельных
социальных групп) к тем или иным событиям
общественной жизни, их мнений относительно
каких-то социальных проблем, способов
их решения и т.д. Данные этих исследований
могут служить основанием для выработки
рекомендаций относительно решения текущих
и перспективных задач общественной и
государственной жизни, деятельности
различных социальных групп, трудовых
и иных коллективов, политических партий
и движений. Они могут быть осмыслены на
уровне специальных и общесоциологических
теорий и использованы в решении актуальных,
порой весьма существенных проблем развития
общества.
Давая объективную
информацию о тех или иных сторонах общественной
жизни, конкретные социологические исследования
могут помочь выявить существующие противоречия,
а также тенденции развития определенных
социальных явлений и процессов. То и другое
очень важно для научного понимания и
решения социальных проблем, управления
общественными процессами или, во всяком
случае, для их всестороннего учета.
Главное в конкретном социологическом
исследовании - получить объективную информаци
В настоящее время под влиянием
роста образования и культуры, развития
науки и технических средств познания
постоянно совершенствуется эмпирическое
(опытное) знание людей различных сторон социальной
действительности. Умножаются и усиливаются
теоретические компоненты эмпирического
знания, его связь с теоретическим мышлением.
Эмпирическое познание явлений общественной
жизни сформировалось в особую науку —
эмпирическую социологию, которая развивается
прежде всего в сша и странах европы. Получила
она развитие и в нашей стране.
Охарактеризованные выше
уровни социологического знания — общесоциологические
теории, специальные социологические
теории и конкретные социологические
исследования — не изолированы друг от
друга. Напротив, они органично взаимодействуют
между собой, образуя единую и целостную
структуру социологического знания, хотя
роль их в данной структуре неодинакова.
В ходе конкретных социологических исследований
получают различного рода информацию
о текущих процессах современной жизни,
которая затем осмысливается не уровне
специальных и общих социологических
теорий. Это позволяет научно осознать
процессы, протекающие в отдельных сферах
общественной жизни и в целом в обществе.
В то же время общесоциологические теории
используются для решения проблем на уровне
специальных социологических теорий и
конкретных социологических исследований.
1. История социологии:
учеб. Пособие / а.н. елсуков, г.н. соколова.
/
под ред. А.н. елсукова. – мн.: высш. Шк., 1997.
2. Збровский г.е. история
социологии: учебник. – м.: гардарики,
2004.
3. Радугин а.а., радугин
к.а. социология: курс лекций. 2-е изд.,
перер. И доп. М.:центр,1997.
4. Социология: учебник /
под ред. Проф. Ю.г. волкова.– изд. 2-е,
испр. И доп.– м.: гардарики, 2003.
5. С.и. григорьев, ю.е. растов.
Учебное пособие «основы современной
социологии»
1. Введение
2. Понятие макросоциологии.
3. Понятие микросоциологии.
4. Их единство, различие, взаимосвязь
5. Заключения
6. Список литературы
термин социология – производное
от двух слов: лат. Societas– общество и греч.
Iogo – слово, понятие, учение, т. Е.
Социология это наука об
обществе.
Широкое распространение в нашей отечественной
литературе имеет
следующее определение социологии. Социология
– это наука
обществе как социальной системе в целом,
функционировании и развитии
этой системы через её составные элементы:
личности, социальные
общности, институты.
Как любая наука социология
проходит процесс институционализации,
т.
Е. Выделяются признаки, согласно которым
образуется структура
социологии.
По масштабу изучаемых социальных
явлений социология делится на
макросоциологию и микросоциологию.
Далее мы более подробно
рассмотрим понятие макрои микросоциологии
их
различия, единство и взаимосвязь.
Макросоциология изучает
социальные структуры, общности, большие
социальные группы, слои, системы и процессы
в них происходящие.
Социальная общность, выступающая объектом
макросоциологического
анализа, — это цивилизация и наиболее
крупные ее образования.
Макросоциологический подход
не требует детального рассмотрения
конкретных проблем и ситуаций, а нацелен
на их комплексный охват.
Макросоциологический подход
к явлениям связан с общественными мировыми
системами и их взаимодействием, с различными
типами культур, с
социальными институтами и общественными
структурами, с глобальными
процессами.
Так уже сложилось, что в
европе социологическая мысль сосредоточила
внимание на анализе макроструктур, то
есть на изучении общества в
целом.
Макросоциология основное
внимание уделяет моделям поведения,
помогающим понять сущность любого общества.
В ней оперируют понятиями:
общество, культура, социальный институт,
социальная система и
структура, глобальные социальные процессы
и пр.
Макросоциологи полагают,
что общество первично, а индивид вторичен
(он таков, каково общество, в котором он
родился и сформировался).
Предметом макросоциологии являются над
индивидуальные структуры.
Макросоциология тяготеет
к социальнофилософской традиции, является
в
основном теоретической, предметноориентированной.
Но имеет и
прикладную функцию: совершенствование
общества через его реформации,
содействие стабилизации, упорядоченности
общественной жизни.
В 30е годы нашего столетия
в социологии возникла новая отрасль
социологического знания, получившая
название социометрии или
микросоциологии.
Микросоциология изучаетповсеместное поведение людей
в их межличностно взаимодействии.
Активное внедрение социометрии
в практику изучения внутригрупповых
отношений связано с именем
джекоба морено. Он родился в румынии,
окончил венский университет
(где изучал философию и медицину). Во
время учебы находился под сильным
влиянием взглядов з. Фрейда.
Несколько лет работал врачом,
занимался психиатрической практикой.
Первые свои наблюдения о значимости
межличностных внутригрупповых
отношений и необходимости их
специального исследования сделал ещё
в
1920-х гг. В 1925 г. Морено переехал
в сша. Там он основал институт
социометрии и психодрамы, вошедший
в историю как институт морено. Под
его руководством публиковались
известные и популярные в то время
периодические издания «журнал
межличностных отношений» и
«социометрия».
Морено активно пропагандировал
свои концепции и практическую
психотерапевтическую деятельность.
Под эгидой юнеско он читал лекции
во многих странах европы, был
с этой целью и советском союзе. На
русском языке издана его «социометрия».
Среди более чем 300 научных
трудов основными работами были
«социометрия и культурный порядок»,
«социодрама», «психодрама».
Наиболее популярной его книгой стала
работа «кто выживет? Основы
социометрии, групповой психотерапии
и
социодрамы».
Распространенность
социометрии в значительной мере объясняется
оригинальными исследовательскими
методиками, которые используются как
общенаучный инструментарий
в различного рода социальных исследованиях.
В то же время некоторые теоретические
посылки социометрии со
свойственной ей фетишизацией
психической жизни людей и необоснованным
распространением теории малых
групп на все социальные процессы
вызывали определенную критику,
как в социальной философии, так и в
социологии.
В качестве трех важнейших
базисных понятий социометрии морено
называл: «социус» – товарищ;
«метрум» – измерение; «драма»
–действие.
Важным моментом теоретических
построений морено было положение о том,что
через раскрытие социальнопсихических
механизмов и психических
структур сообществ социометрия
получает возможность установления
социального контроля над поведением
личностей и социальных групп.
Для морено и других представителей
социометрии объектом исследований
являются реально существующие
малые социальные группы. Главное, чем
они характеризуются, это эмоциональные
отношения людей друг с другом,
составляющие атомарную (атомистическую)
структуру общества. Простое
наблюдение не в состоянии зафиксировать
эти отношения, но они могут
быть выявлены с помощью специфических
методов измерения, особой
техники опроса и обработки
данных. Эта техника позволяет определить
реальные конфликтные ситуации
и предпринять усилия для их ликвидации.
Среди существенных инструментов
социометрического анализа наибольшей
популярностью пользуются:
1. Социометрические
тесты – один из приемов опроса людей,
в
ходе которого выполняется задание
стандартной формы, позволяющее
получить как бы «коллективное
самовыражениеопрашиваемых», т. Е. Количественно
измеримые характеристики
межличностных отношений в социальной
группе.
2. Социоматрицы – таблица, в которую
при помощи графических и
числовых обозначений заносятся
полученные в результате исследований
данные, характеризующие систему
взаимоотношений людей в изучаемой
группе.
3. Социограммы – дает соответствующее
графическое
(схематическое) выражение социальных
отношений людей преимущественно в
малых группах.
Наряду с ними в социометрии широко используются
разнообразные
индексы, коэффициенты и пр.,
позволяющие дать количественную
характеристику изучаемым явлениям
социального взаимодействия.
По мнению морено, причиной общественных
изменений являются
взаимоотношения индивидов,
складывающиеся из особых «микроэлементов»,
которые именуются «социальными
электронами», или «телеэлементами».
Морено охотно использовал понятие
«теле», или «социогравитационный
фактор», с помощью которого
он пытался объяснить различные чувства,
возникающие в процессе общения
людей друг с другом. При это понятие
«теле» морено определял как
простейшие единицы чувства, излучаемые
человеком и направленные от
индивида к индивиду. Интенсивное излучение
«теле» «со знаком плюс», согласно
утверждениям морено, вызывает
симпатию, а излучение «теле»
«со знаком минус» – антипатию.
Микросоциология уделяет большое внимание
анализу количественной
стороны психологических отношений
людей, которые определяются
социометристами в терминах
безразличия, симпатии (притяжения) и
антипатии (отталкивания).
Для определения параметров психологического
взаимодействия людей в
больших группах морено пользовался
понятием «психосоциальных сетей»,
которые, по его мнению, объединяют
самые сложные линии взаимоотношений
микроэлементов общества. К
этим микроэлементам он относил в первую
очередь так называемый социальный
атом – непосредственной
сосуществование индивидов,
которое он считал наименьшим элементом
общества.
Важнейшей идеей морено было положение
о том, что помимо внешней
структуры каждая группа имеет
в своей основе невидимую, неофициальную
структуру, которая, однако,
более реальна, нежели структура
официальная (формальная).
В этой связи морено сформулировал одно
из фундаментальных положений
социометрии, согласно которому
социальные процессы, происходящие в
группе и обществе, могут быть
правильно поняты лишь с учетом
существования микрои макроструктур.
Под микроструктурой он понимал
совокупность психических отношений
людей, их желания, чувства,
представления и т.д., а под макроструктурой
– пространственное
взаимоположение и взаимоотношение
людей при выполнении ими
производственных функций.
Исследования различных противоречий
между людьми привели, морено к
выводу, что основным источником
напряженности и социальных конфликтов
является несоответствие микрои
макроструктур группы или общества.
Данные исследования и их интерпритация
подтолкнули морено к
обобщениям. Одним из них стал
так называемый «универсальный
микрозакон», согласнокоторому
социальные конфликты и напряжение увеличиваются
прямо-пропорционально
социодинамической разнице между микро(социометрической-матрице
Это означало, что социальная
напряженность и различного рода
конфликты могут быть ликвидированы
путем реорганизации макроструктуры
(перегруппировки людей в пространстве)
таким образом, чтобы во всех
случаях рядом оказывались люди,
симпатизирующие друг другу. Так морено
пришел к одному из наиболее
утопических выводов своей теории – о
возможности «улучшения» человеческих
отношений в рамках любой
общественной системы.
Среди других законов,
сформулированных морено, особой популярностью
в
ряде школ современной западной
социологии пользуется так называемый
«закон насыщения». Согласно
«закону насыщения», в национальных и
международных отношениях существует
точка, превышение которой ведет к
«перенасыщению» или иными словами,
к национальным и расовым
конфликтам, розни и войне.
Продолжением социометрии
являются психодрама и социодрама, также
разработанные морено. Он создал
«терапевтический» (его иногда называют
социометрическим) театр, который
означает метод группового тренинга,
основанный на особенностях
межличностного взаимодействия в группах.
Социодрама – это моделирование
и проигрывание различных
социальных ситуаций, а психодрама
– это моделирование и
проигрывание различных ситуаций
межличностного общения. Находясь на
сцене люди проигрывают определенные
психические состояния и социальные
роли, благодаря чему им становится
психологически легче и комфортнее.
Таким путем ученый лечил неврозы,
алкоголизм, смягчал конфликты,
выявлял неформальных лидеров,
оптимизировал социальнопсихологический
климат в малой группе.
Создание социометрии
явилось одним из наиболее значимых достижений
социологии как науки за весь
период её существования. Внедрение
количественных методов в социологию
существенно преобразило её и
позволило осуществлять исследования
с невиданной ранее точностью,
сопоставимой с исследованиями
в области естественнонаучного знания.
Одним из наиболее существенных
последствий создания микросоциологии
стал рост интереса и возможностей
социальных исследований в изучении
разнообразных проблем человеческого
существования с использованием
количественных методов и современной
компьютерной техники.
4. Их единство,
различие, взаимосвязь
социология как наука сформировалась
и в первые десятилетия своего
существования развивалась
в европе как макросоциология, претендующая
на раскрытие глобальных законов.
Но вскоре появилась так называемая
микросоциология , отказавшаяся
от философствования об обществе вообще,
занявшаяся изучением поведения
индивидов в различных социальных
условиях, мотивации их поступков,
механизмов межличностных
взаимодействий и другой конкретной
проблематики. С тех пор развитие социологии
шло по двум параллельным курсам, которые
слабо коррелировались друг
с другом.
Макросоциологи
оперировали понятиями «общество», «социальная
система», «социальная структура»,
«социальный институт»,
«цивилизация», «культура»,
«массовые социальные процессы» и т.п.,
то
есть абстрактными категориями.
Микросоциологи предпочитали рассуждать
о стимулах поведения людей
и их реакциях, факторах, предопределяющих
их конкретные поступки, динамике
показателей социальной
жизнедеятельности индивидов,
норме и патологии их поведения и т.п.
Принято думать, что развитие
макросоциологии привело к формированию
современной теоретической
социологии, а микросоциологии –
эмпирической (прикладной) социологии.
Такая оценка не лишена
основания, но не может быть
признана в полной мере истинной. И в
макросоциологии, и в микросоциологии
есть как теоретический, так и
эмпирический уровень. Макросоциологи
(э. Дюркгейм, м. Вебер, ф.
Теннис, п. Сорокин и др.) Активно
занимались эмпирическими
социологическими исследованиями,
а микросоциологи (например,
представители американской
социологической школы) стали основателями
важнейших социологических
теорий.
Принципиальное различие
макрои микросоциологии заключено в другом
– в разном понимании предназначения
социологии, ее предметной
области и исследовательских
методов. Поэтому происходящее ныне
сближение микрои макросоциологии
весьма значимо для современного
понимания ее объекта, предмета
и всех прочих атрибутов.
Это сближение выражается в
том, что и макротеоретики, и
микротеоретики все более солидаризируются
друг с другом в признании
того, что социальная форма материи
имеет первичную «клетку»
(социальный атом), с изучения
которой следует начинать социологический
анализ, как общества, так и поведения
конкретных людей. Разные
теоретики представляют эту
«клеточку» не однозначно. Существует
два
основных варианта ее трактовок.
В первом речь идет
об актах действий социального «актора»,
т.е.
Активно и творчески действующего
субъекта, включенного в систему
разнообразных (в т.ч. Очных и
заочных) социальных отношений. Началу
теоретизирования в данном плане
положили к. Маркс, обосновавший тезис
о преобразующей общество деятельности
социальных субъектов, и м.
Вебер, создавший концепцию
социального действия человека. Заметный
вклад в развитие этих идей внесли
т. Парсонс, р. Мертон, у. Бакли, м.
Арчер, э. Гидденс, а. Турен, п.
Бурдье, п. Монсон, п. Штомпка и многие
другие социологи. По их мнению,
с которым трудно не согласиться,
практическая деятельность
людей:
· первооснова общественной
жизни, главный источник ее возникновения,
сохранения и изменения;
· обусловлена реально сложившимися
в обществе социальными, а также
экономическими, политическими,
духовными отношениями, включенностью
личности в их систему;
· выражает сущность действующего
субъекта, его социальные роли и
социальный статус;
· изменяет субъекта, содействует
его самореализации;
· в чемто преобразует общественные
отношения иликонсервирует их;
· трансформируется на каждом
цикле перемен самого субъекта и
общественных отношений, задавая
тем самым импульс очередному циклу
социальных изменений.
Анализ актов социальных
действий «акторов» (индивидов, их групп,
партий, классов, этносов, классовых
движений и др.) Понимается
м ногими, но не всеми, в качестве
фундаментальной задачи
социологической науки. Ее решение
обеспечивает слияние макрои
микросоциологии в принципиально
единое знание об обществе, ибо
исследование актов социальных
действий «акторов» открывает путь к
познанию закономерностей не
только поведения людей, но также развития
и функционирования надличностных
структур общества.
Второй вариант трактовок «первичной
клеточки» социальных отношений
связан с ее поиском среди имманентно
присущих любому обществу явлений.
Начало таким рассуждениям положили
г. Зиммель, ф. Теннис и а.
Фиркандт, считавшие основной
задачей социологии изучение извечных
форм
человеческого общежития.
В современной российской социологии
эта позиция ярче всего выражена
в.а. ядовым.
Важно заметить, что социальные
общности возникают под воздействием,
с
одной стороны, деятельности
людей, а с другой – сложившихся в
обществе структур и социальных
институтов. Но, возникнув, они влияют
на функционирование и развитие
общественных отношений, всей их
системы, образующей общество.
Поэтому понимание социологии как науки,
изучающей, прежде всего, наличествующие
в обществе социальные общности
людей:
· устраняет былое противостояние
микрои макросоциологии;
· уточняет предмет социологии
как синтеза макрои микросоциологии.
Граница между микрои макросоциологией
достаточно условна, однако
методологически оправдана,
так как способствует большей четкости
и
систематизации объектов социологии.
Объекты макросоциологии –
общности, социальные связи
и закономерности, пожалуй, более
существенны и значимы для социологии
в целом, что, разумеется, не
исключает научного интереса
к меньшим социальным группам. По мнению
польского социолога я. Щепаньского,
социология выявляет и изучает
силы, действующие во всех сферах
общественной жизни и объективно
влияющие как на малые, так и
на большие общности.
Итак, по завершению моей работы, я могу смело утверждать, что тема «микросоциологический и макросоциологический подходы: сравнительный анализ» раскрыта сполна. В ходе своего исследования я выяснил, что представляет из себя микросоциологическая и макросоциологическая парадигмы, путем досконального изучения каждого из них. Чтобы не быть голословной, я еще раз подчеркну, что микросоциология - изучение поведения человека, а макросоциология - изучения больших социальных групп общества. Эти понятия отражены не просто в «сухом» тексте, а представлены и доказаны конкретными примерами, отражающими реальные ситуации, происходящие в обществе. Также по мере изучения этих двух терминов были сделаны весьма пунктуальные выводы. В случае макросоциологии мы в итоге понимаем, что общество должно исследоваться как единое целое, и я не могу с этим не согласиться потому, что в мире существуют различные группы, а в совокупности они создают какую-либо единую структуру. При рассмотрении микросоциологии было выведено умозаключение: характер, поступки и мотивы человека формируют общество. Я думаю, что это одно из самых актуальных высказываний во все времена, ведь то, как поведет себя человек напрямую отразится на тех кто его окружает. Это определяющий фактор взаимоотношений между людьми. Поэтому в данной работе было уместно рассмотреть труды джекоба морено, который говорил о том, что, зная психологические наклонности сообщества, можно получить контроль над личностью. Хотелось бы отметить, что эти два метода различны по своей природе, но все же в комплексном рассмотрении определенной конъектуры используются и микросоциологическая, и макросоциологическая парадигмы, так как вместе они дают наиболее точные результаты.
1. История социологии:
учеб. Пособие / а.н. елсуков, г.н. соколова.
/
под ред. А.н. елсукова. – мн.:
высш. Шк., 1997.
2. Збровский
г.е. история социологии: учебник. – м.:
гардарики,
2004.
3. Радугин а.а.,
радугин к.а. социология: курс лекций. 2-е
изд.,
перер. И доп. М.:центр,1997.
4. Социология:
учебник / под ред. Проф. Ю.г. волкова.–
изд. 2-е,
испр. И доп.– м.: гардарики, 2003.
5. С.и. григорьев,
ю.е. растов. Учебное пособие «основы современной
социологии»
Информация о работе Объекты социологии и элементы социологического знания